Активный метод обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2014 в 09:55, доклад

Описание работы

Активными методами обучения называют такие методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
Они предполагают погру­зиться обучающимся в контролируемое обще­ние, включиться в реальные события. При этом создаются условия, в которых учащиеся вы­нуждены оперировать понятиями разного мас­штаба, включаться в решение проблемы инфор­мационного разного уровня.
Активные методы помогают создать такую образовательную сре­ду, в которой возможно достижение понима­ния проблемы.

Содержание работы

Введение
Что такое обучение?
Оснавная часть
Активные методы обучения
Виды активных методов обучения
Заключение

Файлы: 1 файл

активный метод обучения.pptx

— 102.31 Кб (Скачать файл)

                       СРМ

Тема:    Активные методы обучения

 

Выполнила: магистрант  Туманбаева Асель

Приняла: ст.преподаватель Булешова Айжан

ПЛАН:

 

    • Введение

 Что такое обучение?

    • Оснавная часть

Активные методы обучения

Виды активных методов обучения

    • Заключение

 

Актуальность темы

 

      Роль образования на современном этапе развития Казахстана определяется задачами и требованиями динамично развивающегося современного общества.

        В образовании сегодня провозглашается принцип вариативности, который дает возможность образовательным учреждениям выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели. 

           Обеспечение качественной подготовки специалистов во многом зависит от эффективности учебного процесса.

             Будущему специалисту необходимо не только обладать глубокими и гибкими профессиональными знаниями и умениями, но и развитыми профессиональными и социальными качествами и характеристиками. [7].

 

Полное развитие  всех природных  задатков способностей, формирование  разумной,  свободной  человеческой личности возможно  для каждого  здорового человека,  детство и юность которого  проходят в  нормальных человеческих условиях.

 

Какие же это условия?

 

    1. Атмосфера  любви. Рожден в любви и все свое детство провести в  атмосфере любви  и взаимного  уважения людей
    2.   Высоконравственный   воспитатель,  который  учит ребенка размышлять, быть правдивым, соблюдать единство слова и дела.
    3. Регулярный  радостный общественно полезный труд в присутствии ребенка.
    4. Исключение    так   называемых   прибавочных  раздражителей из  жизни ребенка:  роскоши, нищеты,  чрезмерных лакомств, беспорядочной еды, табака, алкоголя, азартных игр.
    5. Гармоническое  развитие всех способностей ребенка. Слушание сказок,  музыки, песен  должно сменяться  физическими упражнениями,  играми,   работой  в   саду, игра  в  шахматы, рисованием, лепкой.
    6. Принцип   постепенности  и   последовательности. Воспитатель должен  постоянно следить  за тем,  чтобы  ребенок брался только  за те  дела, которые  в данное  время для  него посильны

 

 

 

Обучение - относительно непрерывные изменения, которые происходят в человеке под влиянием получаемого опыта,  делая возможными  соответствующие  изменения  в человеческом поведении.  

 

    • Во-первых,  знание включает в себя изменение.
    • Во-вторых,  оно основано на опыте.
    • Наконец, в большинстве случаев, знание выражается в относительно непрерывных   изменениях.

 

Образовательное учреждение должно ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологических моделей.

  В опоре на инновационные технологии целенаправленно организуемая профессиональная подготовка способствует развитию познавательной деятельности, самостоятельности, творческой активности, продуктивного мышления студентов, что является крайне востребованным в развитом индустриальном обществе.

  Сегодня современные педагогические технологии акцентируют педагога на умения констру­ировать не только урок, но и создавать особую педагогическую среду, в которой возможна реализация активных методов обучения.

Активными  методами  обучения  называют такие методы, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Они предполагают погру­зиться обучающимся в контролируемое обще­ние, включиться в реальные события. При этом создаются условия, в которых учащиеся вы­нуждены оперировать понятиями разного мас­штаба, включаться  в решение проблемы инфор­мационного  разного уровня.

  Активные методы помогают создать такую образовательную сре­ду, в которой возможно достижение понима­ния проблемы.

Грамотное использование педагогом разнообразных  активных педагогических  методов позволяет сделать учебный процесс обучения не только интересным для студентов, но и результативным.

  Возрастает уровень познавательной активности, усваиваемые знания носят гибкий характер, развивается критическое мышление и формируется способность к принятию творческих нестандартных решений.

Особенностями активного обучения являются: принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания, когда активность обучаемых совпадает с активностью преподавателя, а так же повышенная степень мотивации, эмоциональности, творчества. Отличительной чертой является и то, что преподаватель постоянно взаимодействует с обучаемыми посредством прямых и обратных связей, целенаправленно влияя на преимущественное развитие профессиональных, интеллектуальных, поведенческих умений и навыков в сжатые сроки [4].

 

Эффективность в усвоении учебного материала при использовании активных  методов  оцениваются по разному. Так, если при лекционной форме изучения материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре - до 90%.

 

Эффективность в усвоении учебного материала при использовании активных  методов  оцениваются по разному. Так, если при лекционной форме изучения материала усваивается не более 20% информации, то в деловой игре - до 90%.

 

Экспериментальные данные Х.Е. Майхнер подтверждают их преимущество в учебном процессе.

  Обучаемые сохраняют в памяти: 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% того, что слышат и видят; в то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти 80% того, что говорили сами; 90% того, что делали сами [4].

М. Новак выделяет не имитационные и имитационные активные группы обучения [5].

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К не имитационным  группам относятся: проблемные лекции; проблемные семинары; тематические дискуссии; мозговая атака; круглые столы; педагогическое игровое упражнение; стажировка

 

Имитационные подразделяются на игровые и неигровые.

 

К неигровым относятся: анализ конкретных ситуаций; имитационные упражнения; тренинг;

 

К игровым относятся:

разыгрывание ролей; деловые игры; учебные игры - это блиц-игры, мини-игры, индивидуальные игровые занятия на ПК; производственные игры - это проблемно-деловые игры; исследовательские игры - это проблемно-деловые игры; организационно деятельностные игры к ним относятся: инновационные и оргмыслительные игры; игровое проектирование.

 На сегодняшний день существует много разработанных активных методов обучения, так, к примеру, в практической педагогической деятельности  на занятии можно использовать следующие методы, это метод мозгового  штурма, фундаменталистский метод, кейс-стади  метод, метод «грозди», метод  дерево решений, метод «сократический диалог», метод проекта, метод «займите позицию», метод «цепочки» и др. 

   Каждый из перечисленных методов имеет свои специфические  особенности.

 

Рассмотрим особенности некоторых из них.

Фундаменталистский метод

 

  Данный метод вырабатывает умения выражать, выдвигать идеи или аргументировать ответ.   

     Суть данного метода заключается в том, что фундамент создается основаниями идей.   

    Поэтому фундаменталистский подход состоит в поиске научных или иных могучих оснований исследуемой идеи.

     Это укрепляет уверенность в ее существе, связывает с более сильными, утвердившимися идеями, мобилизует известные знания, укрепляет студентов в понимании  совершенства идей.

Метод мозгового штурма

 

   Цель данного метода заключается в организации коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

    Данный метод вырабатывает умение концентрировать внимание, мыслительные усилия на решении конкретной задачи, а также формирование опыта коллективной мыслительной деятельности и умение работать в малой группе.

              Метод «сократический диалог».

        Цель - формулируют управленческую проблему и разбирают альтернативные подходы. Данный метод формирует умения отстаивать свою точку зрения, публично выступать, а также умение слушать и развивать мышления.

 

                              Метод «грозди».

  Основная цель - определения проблемы и задач исследования. Наличие центральной идеи (понятия) создает стержень, вокруг которого удерживаются мысли, а ветвистая структура позволяет им свободно распространятся и развиваться. Такой структурно-логический метод способствует тщательный формулировке задачи. Данный метод вырабатывает умение строить таблицы, схемы, иллюстративно выделять главное, умение видеть целиком и по частям.

 

Метод проекта

 

В основе метода проектов лежит развитее познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда предлагает решение какой-либо проблемы предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки. Результат работы над теоретическим проектом - презентация путей решения изучаемой проблемы, а над практическим - конкретный проект, готовый к внедрению. Данный метод позволяет формировать исследовательские умения и разрабатывать развивающие проекты.

    • Метод «515».

      Основная цель данного метода, это умение находить выход из сложившийся ситуации. Преподаватель предлагает студентам проблему. Необходимо в течение 5 минут письменно выдвинуть 15 идей.

 

    • Метод « Кейс-стади».

        Обучение с использованием конкретных ситуаций. Особенность данного метода заключается в том, что преподаватель не дает качественной оценки и любое высказывание воспринимается как допустимое.

 

Метод «Цепочки»

 

Студентам дается задания раскрыть проблему по следующим вопросам, отвечая по цепочке: «Кто?», «Что?», « Где?», «Когда?» и т.д.  В зависимости от темы преподаватель варьирует, добавляет вопросы самостоятельно. Данный метод позволяет формировать умение описывать ситуацию, умение мобилизации и умения выделять главное, выступать ит.д.

Заключение

 

Все рассмотренные выше  методы  предполагают активную самостоятельную познавательную деятельность студентов, направленную на решение поставленной проблемы, учебного задания и т.д.

Они помогают формировать опыт поиска решений в нестандартных, разнообразных  ситуаций. Позволяют студентам по настоящему «прожить»  учебный процесс, научить студента думать, оценивать, принимать решение и нести ответственность, а также работать в постоянно меняющихся условиях.

  Результатом   применения  активных методов обучения является увеличение опыта творческой деятельности,  готовность к практической активной деятельности, умение моделировать и принимать  профессиональные  решения.

 

 Литература: 

 

 

1.     Абрамова Г.А., Степанович В.А. Деловые  игры: теория и организация. –  Екатеринбург: Деловая книга, 1999. –  С.30 - 106.

2.     Барнс Л.Б., Кристенсен К.Р., Хансен Э.Дж. Преподавание и метод конкретных ситуаций: Пер. с англ. / Под ред. А.И. Наумова. – М., 2000. – 501 с.

3.     Вербицкий А.А. Активное обучение  в высшей школе: Контекстный подход: Метод. пособие. – М.: Высшая школа, 1991. – С. 127 - 130.

4.     Мынбаева А.К, З.М. Садвакасов. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать, Алматы, 2007.

5.     Педагогические технологии. Ростов: Издательский центр «Март», 2002.

6.     Педагогика и психология высшей  школы: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - С. 63 - 77.

7.     Чуб Е.В. Компетентностный подход в образовании // Инновации в образовании. - 2008. - № 3. - С. 21 – 26.

 


Информация о работе Активный метод обучения