Активные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2014 в 17:17, лекция

Описание работы

Проблема активности личности в обучении — одна из актуальных как в психологической, педагогической науке, так и в образовательной практике.
Педагоги, отмечая равнодушие у обучаемых к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов, пытаются конструировать более эффективные формы, модели, способы, условия обучения. Однако, как справедливо подметил Л, Вербицкий, зачастую активизация сводится либо к усилению контроля за работой учащихся, либо к попыткам интенсифицировать передачу и усвоение все той же информации с помощью технических средств обучения, компьютерных информационных технологий, резервных возможностей психики.

Файлы: 1 файл

Активные методы обучения.doc

— 115.50 Кб (Скачать файл)

С педагогической точки зрения, вопросы могут быть контролирующими, активизирующими внимание, активизирующими память, развивающими мышление.

В дискуссии предпочтительнее использовать простые вопросы, так как они не несут в себе двусмысленности, на них легко дать ясный и точный ответ. Если студент задает сложные вопросы, ценесообразно попросить его разделить свой вопрос на несколько простых. Ответы на вопросы могут быть: точными и неточными, верными и ошибочными, позитивными (желание или попытка ответить) и негативными (прямой или косвенный уход от ответа), прямыми и косвенными, односложными и многосложными, краткими и развернутыми, определенными (не допускающми ракитного толкования) и неопределенными (допускающми различное толкование).

Для того чтобы организовать дискуссию и обмен информацией в полном смысле этого слова, чтобы «круглый стол» не превратился в мини-лекцию, монолог преподавателя, занятые необходимо тщательно подготовить. Для этого преподаватель (организатор «круглого стола») должен:

  • заранее подготовить вопросы, которые можно было бы ставить на обсуждение по поводу дискуссии, чтобы не дать ей погаснуть;
  • не допускать ухода за рамки обсуждаемой проблемы;
  • не допускать превращения дискуссии в диалог двух наиболее активных студентов или преподавателя со студентом;
  • обеспечить широкое вовлечение в разговор как можно большего количества студентов, а лучше — всех;
  • не оставлять без внимания ни одного неверного суждения, но не давать сразу же правильный ответ; к этому следует подключать студентов, своевременно организуя их критическую оценку;
  • не торопиться самому отвечать на вопросы, касающиеся материала «круглого стола»: такие вопросы следует переадресовывать аудитории;
  • следить за тем, чтобы объектом критики являлось мнение, а не человек, выразивший его;
  • сравнивать разные точки зрения, вовлекая студентов в коллективный анализ и обсуждение, помнить слова К.Д. Ушинского о том, что в основе познания всегда лежит сравнение.

Для того, чтобы не погасить активность студентов, преподаватель не должен:

  • превращать дискуссию в контрольный опрос студентов;
  • давать оценки суждениям по ходу выступлений и раньше времени высказывать свое мнение;
  • подавлять аудиторию лекторским многословием;
  • занимать позицию ментора, поучающего аудиторию и тающего единственно правильные ответы на нее вопросы;
  • помнить, что на $анятии, проводимом в активной форме, главным действующим лицом является студент; нужно ждать активности от него, а не от самого преподавателя, который выступает в роли консультанта, а не лектора, руководителя дискуссии и ее бо лее компетентного, но равноправного участника.

Во время проведения «круглого стола» царит деловой шум, многоголосье, что, с одной стороны, создает атмосферу творчества и эмоциональной заинтересованности, а с другой — затрудняет работу преподавателя. Ему необходимо среди этой полифоничности услышать главное, создать рабочую обстановку, дать возможность высказаться, правильно вести нить рассуждений. Но все трудности окупаются высокой эффективностью такой формы проведения занятий.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) — широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель — организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи-.

  • творческое усвоение студентами учебного материала;
  • связь теоретических знаний с практикой;
  • активизация учебно-познавателы ю й деятельности обучаемых;
  • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;
  • формирование опьгта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового

штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес студентов. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма — возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед студентами как учебная задача.

Подготовка к мозговому штурму ьк почает следующие шаги:

  • определение цели $анятия, конкретизация учебной задачи;
  • шинирование общего хода занятия, определение времени каждого этапа занятия;
  • подбор вопросов для разминки;
  • разработка критериев д/тя оценки поступивших предложений и идей, что позволит целенаправленно и содержательно провести анализ н обобщение итогов занятия.

Существуют определенные правила, соблюдение которых позволит более продуктивно провести мо повой штурм. Перечислим основные из них:

1. Во время сессии нет ни начальников, ни подчиненных, ни новичков, ни ветеранов — есть ведущий и участники; никто не может претендовать на особую роль.

2 Категорически запрещаются взаимные  критические замечания и оценки, они мешают возникновению новых идей.

  1. Следует воздерживаться от действий, жестов, которые могут быть неверно истолкованы другими участниками сессии.
  2. Как бы ни была фантастична или невероятна идея, выдвинутая кем-либо из участников сессии, она должна быть встречена с одобрением.
  3. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное разрешение данной проблемы имеет для вас чрезвычайно важное значение.
  4. Не думайте, что эта проблема может быть решена только известными способами.
  5. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи.
  6. Перед началом сессии попытайтесь ответить для себя на следующие вопросы:

Заслуживает ли проблема моего внимания?

Что дает ее решение?

Кому и для чего это нужно?

Что произойдет, если ничего не менять?

Что случится, если я не выдвину ни одной идеи?

Методика организации и проведения мозгового штурма

Организационный этап проводится с одной академической группой. До начала занятия, когда студенты входят в аудиторию и рассаживаются по местам, можно включить бодрую, динамичную музыку, предпочтительно инструментальную, так как текст может повлиять на формирование установки у студентов.

В начале занятия преподаватель сообщает тему и форму занятия, формулирует проблему, которую нужно решить, обосновывает задачу для поиска решения. Затем он знакомит студентов с условиями коллективной работы и выдаст им правила мозгового штурма.

После этого формируется несколько рабочих групп по 3—5 человек. Каждая группа выбирает эксперта, в обязанности которого входит фиксация идей, их последующая оценка и отбор наиболее перспективных предложений.

Формировать рабочие группы целесообразно в соответствии с личными пожеланиями студентов, но группы должны быть примерно равными по числу участников.

Группы рассаживаются так, чтобы было удобно работать и чтобы студенты могли видеть друг друга.

На этот этап в среднем затрачивается около 10 минут.

Разминка проводится фронтально со всей группой. Цель этапа — помочь студентам освободиться от стереотипов и психологических барьеров. Обычно разминка проводится как упражнение в быстром поиске ответов на вопросы. Для разминки важен быстрый темп работы. Поэтому, если возникает пауза, преподаватель сам должен выдвинуть 1—2 варианта ответа. Как только студенты начинают' с трудом находить ответы, надолго задумываются, стоит переходить к следующему вопросу. Для того чтобы создать и поддержать непринужденную и живую атмосферу, преподаватель подготавливает неожиданные, оригинальные вопросы, которые прямо с Темой штурма не связаны, но взята из близкой сферы.

Преподаватель в ходе разминки не дает оценки ответам студентов. однако все irx воспринимает доброжелательно, поддерживая положительную реакцию аудитории.

Время разминки — 15—20 минут.

В самом начале собственно «штурма» поставленной проблемы преподавате:п> напоминап Проблему, уточняет поставленную задачу, дяег критерии оценки идей, повторяет правила мозгового штурма.

Подастся сигнал, после которого одновременно во всех группах начинается высказывание идей. Эксперт на отдельном листке записывает все выдвигаемые идеи Не бойтесь легкого шума и оживления в аудитории — непринужденность обстановки способствует активизации мысли.

Преподавателю лучше не вмешиваться в работу групп, чтобы не мешать им. Лишь в случае, когда группа нарушает правила работы (например, начинает обсуждать или критически оценивать идею), преподаватель в тактичной и доброжелательной форме возвращает группу в рабочее состояние.

Время основной сессии — 10—15 минут. Это этап интенсивной нагрузки студентов, обычно к его концу чувствуется явное утомление участников «штурма».

На этапе оценки и отбора лучших идей эксперты объединяются в группу и гю выделенным критериям оценивают идеи, отбирая лучшие для представления участникам игры. Если есть возможность, экспертам па время работы можно перейти в другое помещение, чтобы группа не мешала им. Преподаватель определяет время работы для экспертов в 15—20 минут.

Рабочие группы на этом этапе отдыхают. Можно включить музыку и дать возможность подвигаться, переключиться, либо предложить им несложные задания в игровой форме, например, кроссворд но данному курсу, обсуждение интересных ситуаций и др.

На заключительном этапе представители группы экспертов делают сообщение о результатах МШ. Они называют общее количество предложенных в ходе штурма идей, знакомят с лучшими из них. Авторы отмеченных идей обосновывают и защищают их. По результатам обсуждения принимается коллективное решение о вне- дренш тех или иных предложений в практику.

Преподаватель подводит итоги, дает общую оценку работе групп. При этом важно отметить положительное в работе, моменты проявления высокой степени творчества, успехи коллективной дея-тельноети и т.н. Такая итоговая оценка солдат в учебно» i| творческую атмосферу, ноддерживае'1 студентов. Даже если хн группы не блестящи, все равно нужно опираться на но. тельное в ее работе, чтобы стимулировать у студентов желаш биться больших результатов в будущем

По времени заключительный этап самый продолжительный 30 минут). Этот этап очень важен в учебном плане, так ка! обсуждении и защите идей происходит интенсивный обме! формацией, ее осмысление и активное усвоение.

Как правило, МШ проходит очень продуктивно и дает хор результаты. В случае неудачи преподавателю не следует ско| лительно откашваться от этой формы работы, а нужно ещ тгцателтлто проанализировать подготовку к занятию и весь ей постараться найти причины неудачи, ликвидировать их, и в щем его ждет успех.

 


Информация о работе Активные методы обучения