Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского дома средствами изобразительной деятельности с элементами арт-терапи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 19:47, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить влияние изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому.
Объект исследования: адаптация детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: адаптация детей младшего дошкольного возраста к детскому дому средствами изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: изобразительная деятельность в сочетании с методами и приемами арт-терапии

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогическая характеристика адаптации детей к дет-скому дому 6
1.1. Понятия «социально-психологическая адаптация» и “эмоция” в психологии 6
1.2. Адаптация детей к условиям детского дома и особенности их эмоциональной сферы 17
1.3. Изобразительная деятельность с детьми младшей дошкольной группы 26
Выводы по первой главе 32
Глава 2. Исследование влияния изобразительной деятельности на процесс адаптации детей к детскому дому 33
2.1 Организация и методики исследования 33
2.2. Практическая работа по художественной деятельности в процессе адаптации детей к детскому дому 41
2.3. Исследование эмоционального состояния детей после эксперимента 46
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список 55

Файлы: 1 файл

DIPLOM_NA_RASPEChATKU.doc

— 594.50 Кб (Скачать файл)

Эмоции появились у человека в процессе эволюции. Каждая эмоция исполняла те или иные адаптивные функции в процессе эволюции человека. Тезис Дарвина о том, что способы выражения базовых эмоций врожденны, был неоднократно подтвержден исследованиями в области психологии развития. Понятие «человеческая эмоция» настолько сложное, что лаконичное определение не сможет полностью раскрыть его сути [25].

Эмоция - это нечто, что переживается как чувство, которое организует и направляет восприятие, мышление и действия. Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоций. Эмоция мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло [33].

Как подчеркнули многие исследователи  эмоций (например, Анохин, Вилюнас, Крюгер, Рубинштейн и др.), они отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом субъективность и непроизвольность эмоций [7].

Эмоции - это переживание человеком  своего личного отношения к тем  или иным явлениям окружающей действительности, а также субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей [20].

Эмоции представляют собой своеобразную форму отражения реального процесса взаимодействия человека с окружающей средой. Если в ощущениях, восприятии, представлениях, мышлении отражается объективный мир предметов, явлений, их различные качества и свойства, зависимости и закономерности, то в эмоциях человек проявляет свое отношение к содержанию познаваемого в виде удовольствия или неудовольствия, радости, грусти, страха, восторга и т.д.[52]

Например, радующийся человек жестикулирует, дети прыгают и хлопают в ладоши, поют и смеются. Если радость дает ощущение легкости, вплоть до переживания  чувства полета, то в горе возникает ощущение тяжести, чем напряженнее человек, тем меньше его способность к наслаждению и ощущению счастья. Печаль парализует человека. Возникает чувство усталости, двигается он медленно. Наиболее точный сигнал изменения эмоционального состояния - это частота пульса [52].

Эмоции могут колебаться от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. Эмоции можно охарактеризовать несколькими признаками.

Во-первых, в отличии от восприятия, которое отражает содержание объекта, эмоции выражают состояние субъекта и его отношение к объекту.

Во-вторых, эмоции отличаются полярностью, то есть обладают положительным или  отрицательным знаком: удовольствие - неудовольствие, веселье - грусть, радость - печаль и т.п. Оба полюса не являются обязательно внеположными. В сложных человеческих чувствах они часто образуют противоречивое единство: «в ревности страстная любовь уживается с жгучей ненавистью» [59].

Американский психолог У.Джемс, создатель  одной из первых теорий, в которых  субъективный эмоциональный опыт соотносится с физиологическими функциями говорил: «Представьте себе, если это возможно, что вы внезапно лишились всех эмоций, которыми наполняет вас окружающий мир и попытайтесь вообразить себе мир таким, каков он сам по себе без вашей благоприятной или неблагоприятной оценки, без внушаемых им надежд и опасений. Такого рода отчужденное и безжизненное представление будет для вас почти невозможным. Все ценное, интересное и важное, что каждый из нас находит в своем мире, - все это чистый продукт, созерцающей личности» [8].

В настоящее время выделяют различные  эмоциональные состояния - «стресс», «тревога», «напряженность», «фрустрация» и др.[21] Эти понятия недостаточно четко различаются, так как отсутствуют  четкие критерии эмоциональных состояний - психических, нервных, функциональных и др.

Недифференцированость, неточность понятий  нашла свое отражение и в определении  эмоций. Согласно определению, данному  в «Психологическом словаре»: «эмоции (от лат. emoveo - волную, потрясаю) - это  особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающих в форме непосредственного переживания (удовлетворения, радости, страха и т.д.) значимость действующих на индивида явлений и ситуаций для осуществления его жизнедеятельности» [20].

Эмоции в качестве процесса есть не что иное, как деятельность оценивания поступающей в мозг информации о  внешнем и внутреннем мире, которую  ощущения и восприятия кодируют в  форме его субъективных образов. Эмоциональная деятельность заключается в том, что отраженная мозгом действительность сопоставляется с запечатленными в нем же программами жизнедеятельности организма и личности [20].

Эмоции необходимы не только для  ориентировки организма во внешнем  мире, но и для нормального внутреннего  состояния.

Понятие «эмоция» - означает неравнодушное  отношение к различным событиям и ситуациям в жизни. То есть эмоции - это переживаемое человеком отношение  к миру и к самому себе. Такие  отношения придают эмоциональную  окраску всему, что человек делает или воспринимает, о чем он думает [20].

Эмоции не возникают сами собой, без причины, их истоки - в потребностях человека, как простейших, органических, так и социальных. Эмоции формируются  в ходе человеческой деятельности, направленной на удовлетворение его потребностей. Если наши потребности удовлетворяются, то это вызывает у нас положительные эмоции; то, что препятствует удовлетворению потребностей, вызывает у нас отрицательные эмоции.

Имеется несколько теорий, объясняющих, почему возникают эмоции.

Американский психолог У. Джемс и датский психолог Г. Н. Ланге выдвинули периферическую теорию эмоций, основанную на том, что эмоции связаны с определенными физиологическими реакциями. Они утверждают, что мы не потому смеемся, что нам смешно, а нам потому смешно, что мы смеемся [8].

Смысл этого парадоксального утверждения  заключается в том, что произвольное изменение мимики и позы приводит к непроизвольному появлению  соответствующей эмоции. Эти ученые говорили: изобразите гнев — и вы сами начнете пережинать это чувство; начните смеяться — и вам станет смешно; попробуйте с утра ходить, еле волоча ноги, с опущенными руками, согнутой спиной и грустной миной на лице — и у вас действительно испортится настроение [11].

Одним из первых показал ограниченность теории Джемса-Ланге У. Кеннон, отметив два обстоятельства. Во-первых, физиологические сдвиги, возникающие при разных эмоциях, бывают весьма похожи друг на друга и не отражают качественное своеобразие эмоций. Во-вторых, полагал У. Кеннон, эти физиологические изменения развертываются медленно, в то время как эмоциональные переживания возникают быстро, то есть предшествуют физиологической реакции [7].

В более поздних исследованиях  П. Барда последнее утверждение  не подтвердилось: эмоциональные переживания  и физиологические сдвиги, им сопутствующие, возникают почти одновременно [14]. На таком именно подходе, кстати,  эмпирически основана “система Станиславского” в театре.

С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические  и астенические.

Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты» [7].

И наоборот, иногда переживания ведут  к скованности, пассивности, тогда  говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение.

Следует отметить, что неоднократно предпринимались попытки выделить основные, «фундаментальные» эмоции. В частности, принято выделять следующие эмоции [43]:

Радость — положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность.

Удивление — не имеющая четко  выраженного положительного или  отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства.

Страдание — отрицательное эмоциональное  состояние, связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой  информацией о невозможности  удовлетворения важнейших жизненных  потребностей.

Гнев — эмоциональное состояние, отрицательное по знаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной для субъекта потребности.

Отвращение — отрицательное  эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и т. д.), соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами и установками субъекта.

Презрение — отрицательное эмоциональное  состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта чувства.

Страх — отрицательное эмоциональное  состояние, появляющееся при получении субъектом информации о реальной или воображаемой опасности.

Стыд — отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков  и внешности не только ожиданиям  окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

Каким образом распознаются эмоции? В отличие от опознания собственной эмоции,замечает Гозман Л.Я., где ведущим признаком является субъективное переживание эмоции, опознание эмоций других людей осуществляется, в основном, по внешним проявлениям эмоций: мимике и позе, изменению речи и голоса, поведения, вегетативным реакциям.[14]

В восприятии эмоции других большое  значение имеют условнорефлекторные  связи, образовавшиеся в онтогенезе между ситуацией и сопутствующей  ей эмоцией и эффект каузальной атрибуции. Образуются так называемые «эмоционально-когнитивные» комплексы, как отмечал К. Изард [12].

Н.Д. Былкина и Д.В. Люсин отмечают, что люди дают разные эмоциональные  реакции на одни и те же ситуации, даже если цели у них одинаковые. Нет и однозначных связей между эмоцией и ее внешним выражением. Поэтому для идентификации эмоций других людей необходимо учитывать дополнительную информацию о некоторых промежуточных переменных, таких как индивидуальные особенности человека, культурные особенности того сообщества, к которому он принадлежит, актуальное физическое и психическое состояние наблюдаемого человека.

Несмотря на индивидуальные различия в изображении эмоций разными  коммуникаторами, радость, удивление, страдание, гнев достаточно точно люди опознают по выражению лица. Презрение и страх опознают хуже. Презрение часто путают с гневом.

Понимание (идентификация) эмоций другого  изучалось В. А. Барабанщиковым и Т. Н. Малковой. Ими были выделены общие для всех модальностей эмоций условия их идентификации по мимике. Легче всего идентифицируются целостные мимические выражения, включающие изменения во всех зонах лица одновременно. Наиболее трудно идентифицируются мимические проявления в области «лба-бровей» (эмоции не опознавались в половине случаев). Вдвое точнее опознают эмоции по изменениям в области глаз и нижней части лица [22].

В то же время для разных эмоций имеются свои оптимальные зоны идентификации. Так, выражение эмоций горя и страха в области глаз идентифицируется легче, чем в нижней части лица; экспрессивные характеристики гнева-спокойствия легко обнаруживаются в области «лба-бровей»; экспрессия радости, отвращения, сомнения максимально точно опознается по изменениям в нижней части лица [22].

Говоря об опознании эмоции по мимике, следует прислушаться к высказанной С.Л. Рубинштейном мысли, что «в изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоций; но из того, что по «изолированно взятому» выражению лица, без знания ситуации не всегда удается определить эмоции, неправильно заключают, что мы узнаем эмоции не по выражению лица, а по ситуации, которая ее вызывает [59].

В действительности из этого можно  заключить только то, что для распознавания  эмоций (особенно сложных и тонких) выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимопониманиями человека с окружающими».

Эмоции отражаются и в позе человека, однако этому вопросу исследователи  уделяют значительно меньше внимания.

Важным каналом для опознания  эмоционального состояния человека является его речь.

Основным признаком, используемым человеком при слуховом восприятии эмоционально обусловленных изменений  речи, является степень речедвигательного  возбуждения. Определение вида переживаемой говорящим эмоции осуществляется слушающим (аудитором) менее успешно, чем определение степени эмоционального возбуждения. Наиболее точно опознаются базовые эмоции, затем удивление и неуверенность и хуже всего - презрение и отвращение. На точность опознания эмоций влияет способность диктора передавать в речи эмоциональные состояния, а также опыт аудитора. А.А.Борисова изучала успешность опознания эмоционального состояния человека по интонационному рисунку речи, и оказалось, что для слушателей это довольно трудная задача даже в том случае, когда интонации подкреплялись содержанием высказываний [58].

Информация о работе Адаптация детей младшего дошкольного возраста к условиям детского дома средствами изобразительной деятельности с элементами арт-терапи