Туристский потенциал Мурманской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2013 в 18:50, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является, во-первых - принятие решений различных проблем, возникших или возникающих в процессе развития туристской деятельности в Мурманской области; во-вторых, оценка рекреационного потенциала Севера России;
Задачи
- Оценить современное состояния туризма в Мурманской области
- Охарактеризовать рекреационный потенциал региона как фактор развития туризма
- Дать рекомендации по дальнейшему развитию туризма в регионе

Содержание работы

Введение............................................................................................................................................3

Глава 1 Общие сведения о регионе................................................................................. 4

1.1 Географическое положение................................................................. 4

1.2 Краткая историческая справка............................................................. 5

1.3 Выдающиеся деятели, жившие и родившиеся в регионе.................. 6


Глава 2 Современное состояние туризма в регионе...................................................... 7

2.1 Численность туристов в регионе и доходы туристской отрасли....... 7

2.2 Организации, учреждения и туристские компании, организующие
туристскую деятельность в регионе....................................................8

2.3 Основные виды туризма в регионе
Туристко-рекреационные зоны региона..............................................9

2.4 Популярные места туризма и отдыха. Туристко-рекреационные зоны
региона..................................................................................................10
2.5 Туристские маршруты: экскурсионные, экологические, спортивные. .
...............................................................................................................11

2.6 Средства размещения туристов в регионе . Соответствие средств
размещения рекреационным потребностям населения..................18

Глава 3 Рекреационный потенциал региона как фактор развития туризма ….............. 20

3.1 Использование рекреационного потенциала для разных видов
туризма.................................................................................................20

3.2 Рекреационные ресурсы региона, которые можно использовать в
дальнейшем развитии туризма...........................................................39


Глава 4 Рекомендации по дальнейшему развитию туризма в регионе....................... 40


Заключение …................................................................................................................................43


Список литературы и использованных сайтов из Интернета ….................

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (13).doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

38

3.2 Рекреационные  ресурсы региона, которые можно  использовать в дальнейшем развитии  туризма

Для успешного  будущего развития туризма в Мурманской области на данный момент разрабатываются 6 инвестиционных проектов:

"Ловозерские  приключения" - проект развития  активных видов туризма в Ловозерском  районе

"Ловозерский  экстрим"

Горнолыжный и лыжный туризм в г. Мончегорске

Развитие  туризма в Кандалакшском районе с использованием имеющегося потенциала

Развитие  экологического и экстремального видов туризма на малых реках северо-восточного побережья Кольского полуострова

Туристская  база для активного отдыха на природе (г. Мончегорск)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

39

Глава 4. Рекомендации по дальнейшему развитию туризма в регионе

 

Всемирная туристская организация определила несколько самых перспективных  сегментов развития туризма:

* культурно-познавательный  туризм (растёт опережающими темпами  - 10% от мирового туристского потока);

* экологический  туризм (турпоходы, путешествия и т.п.)

* тематический  или специализированный туризм (рыбалка,  охота и т.п.)

* круизы

Мурманская  область благодаря своей уникальной природе и климату имеет все  основания для развития выше перечисленных  видов туризма.

Соседство тундры, лесотундры и лесной зоны дает возможность во время путешествия познакомиться с растительностью, животным миром сразу трех природных зон. Большая часть полуострова лежит севернее Полярного круга, поэтому здесь полтора месяца летом не заходит солнце, а зимой царствует полярная ночь. Но в то же время Нордкапская ветвь Гольфстрима приносит с собой тепло, благодаря чему на северном побережье полуострова зимой теплее, чем в средней полосе европейской части России. Приграничное расположение области создаёт особые условия для развития туризма, ориентированного на рынки прилегающих стран. Правительство Мурманской области определило приоритет дальнейшего развития экономики региона - въездной и внутренний туризм. Это определено в документе «Стратегия развития туризма в Мурманской области на период до 2015 года», который был утверждён постановлением Правительства 6 февраля 2004 года.

Главная цель туристской политики, проводимой Правительством - это повышение конкурентоспособности  регионального туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Для этого необходимо проведение эффективной рекламной политики, направленной на создание образа Мурманской области как региона благоприятного для туризма.

 

 

 

 

 

 

40

Основные  задачи:

· обеспечить сохранение объектов туристского показа, рациональное использование природного-рекреационного и культурно-исторического наследия;· создать региональный марочный туристический продукт, обеспечивающий позитивный имидж и узнаваемость Мурманской области на туристском рынке;· повысить конкурентоспособность региональных туристических услуг за счет улучшения качества обслуживания туристов, углубления специализации и кооперации в работе туристских предприятий, развития системы подготовки и повышения квалификации кадров в сфере туризма;· сформировать систему территориального регулирования туристской деятельностью включая муниципальный уровень;· содействовать развитию межрегиональных и международных туристских связей на основе взаимной выгоды;· обеспечить развитие инфраструктуры туризма путем привлечения отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов;· создать условия для развития гостиничных, сервисных, транспортных услуг, услуг связи в соответствии с международными стандартами, обеспечивающими потребности российских и иностранных граждан при совершении путешествий;· обеспечить создание новых рабочих мест в сфере предоставления туристских услуг и увеличение доходов, поступающих в местные и областной бюджеты.

Основные  мероприятия и проекты:

В качестве первоочередных и долгосрочных мер по развитию туризма необходимо:· оптимизировать систему управления туризмом на областном и муниципальном уровнях, в том числе создать сеть информационных центров местах сосредоточения основных туристских ресурсов (Кандалакшский, Терский, Ловозерский районы, г.Кировск);

· разработать  и принять региональную целевую  программу развития туризма и  на ее основе муниципальные целевые  программы. Согласовать программу  со стратегией развития туризма СЗФО, а так же другими туристскими  программами, охватывающими территорию Мурманской области;

· привести региональные нормативные акты в  соответствие с потребностями развития туризма в Мурманской области  и требованиями Закона "Об основах  туристской деятельности в Российской Федерации" и других федеральных  нормативных правовых актов;

 

 

 

41

· внести в Закон Мурманской области "О  развитии туризма в Мурманской области" дополнения, касающиеся мер государственной  поддержки туризма и изменений  в системе государственного регулирования· разработать, как составную часть  земельного кадастра Мурманской области, реестр туристских территорий, включающий рекреационные зоны, памятники природы, особоохраняемые природные территории;· разработать правовую основу (двух и многосторонние соглашения между участниками) для координации туристской деятельности и объединения туристских ресурсов туристских фирм, промышленных предприятий, транспортных компаний, гостиниц, учреждений культуры, органов местного самоуправления и органов государственной исполнительной власти; · продолжить проведение научных исследований в области туризма.

Осуществить комплекс мер по рекламно-информационному  обеспечению туризма в регионе, в том числе:

- периодическое  участие Мурманской области в  крупнейших туристских выставках  и ярмарках единым стендом  "Туризм на Мурмане", в тематическом блоке "Туризм на Северо-Западе России";- проведение рекламной кампании в российских специализированных СМИ с целью формирования имиджа региона как благоприятного для туризма;- изготовление рекламно-информационной продукции: путеводители, карты, схемы, буклеты, проспекты для организованных и индивидуальных туристов;- развитие и наполнение Интернет-портала "Туристский портал Мурманской области" www.murmantourism.ru;

- осуществить  изготовление фильмов, компакт-дисков  о туристских возможностях Мурманской области;- ежегодно организовывать туристские форумы (выставки, научно-практические конференции, семинары, круглые столы).

Построить и реконструировать следующие физкультурно-оздоровительные  и спортивные объекты:

-аквапарк  в г. Мурманске;

- центральный стадион в г. Мурманске;

- оборудованные  подъемниками горно-лыжные спуски  в Мурманске, Кандалакше, Мончегорске,  Оленегорске;

- освещенные  лыжные трассы в городах Мурманской  области.

 

 

 

 

42

Заключение

В результате проделанной работы можно сделать  следующие выводы:

- В  результате более активного освоения  северной части России, она всё  больше и больше привлекает  к себе туристов, среди которых  не только наши соотечественники, но и гости из зарубежа;

- В  процессе исследования региона,  мы узнали его интересную историю рождения и освоения; так же узнали, кто из русских спортсменов, актёров, поэтов и писателей проживали или до сих пор проживают на территории Мурманской области;

- Дав  оценку современному состоянию  туризма в регионе, мы выяснили, что на рынке туристских услуг в Мурманской области выездной туризм берёт верх над въездным;

- В  период с 1997 по нынешний 2010 год  в Мурманской области регистрируется  большое количество иностранных  туристов со сроком прибивания  более чем на 3 суток;

- Среди  различных видов отдыха, которые могут предложить туристские компании для проведения досуга в регионе, охота и рыболовство - это основной доход от туристской деятельности;

- В  Мурманской области имеется достаточно  большое количество организаций,  учреждений и туристских компаний, которые организуют туристскую деятельность в регионе;

- В  Мурманской области возможно  практически все виды туризма  - спортивная рыбалка, охота, водный, горный туризм, альпинизм, горнолыжный  спорт, кайтинг, пешие, лыжные  и велосипедные походы. Невозможен только, конечно, пляжно - купальный отдых, так как регион расположен на Севере России;

- Регион  очень благоприятен для экологического  туризма и отдыха на природе;

- Мурманская  область популярна своей хорошо  развитой и освоенной рекреационной  зоной под названием «Хибинская». Она благоприятна как для лечебно - оздоровительного отдыха, так и для лыжного и горнолыжного.

- Регион  располагает качественными лечебно  - оздоровительными ;курортами, куда  съезжаются туристы с самыми  различными заболеваниями;

- В  регионе имеются крупные и  очень популярные среди любителей  лыжных видов спорта горнолыжные  курорты, такие как Хибины, курорт  в городе Кировск, Айкуайвенчорр,  Южный склон, 25 - ый километр, город  Кандалакша и Мончегорск;

43

- Туристские  фирмы региона могут предложить всем желающим самые различные виды интересных туристских и экскурсионных маршрутов;

- в  Мурманской области ежегодно  отмечаются грандиозные местные  праздники, которые в основном  связаны с зимними видами спорта;

- Регион  располагает большим количеством гостиниц и отелей от экономического класса до класса - люкс, которые располагаются как и в центре, так и на живописных территориях за городом;

- В  результате расчёта на обеспеченность  региона местами отдыха, можно  сделать вывод, что область  недостаточно обеспечена, так как получившиеся показатели гораздо ниже рекомендуемых нормативов РФ;

- Качество  предоставляемых туристских услуг  в Мурманской области достаточно  высоко;

- Весь  рекреационный потенциал региона  является не маловажным фактором  для развития туризма в нём;

- Мурманская  область относится к первой, самой  благоприятной категории комплексной  оценки рекреационного потенциала;

- Климат  региона не слишком мягкий, но  и не слишком суровый, что  благоприятно почти для всех  видов отдыха;

- Регион  очень богат разнообразной растительностью;

- На  территории Мурманской области  расположено единственное в области  месторождение минеральных вод,  которое в данное время, к  сожалению, не эксплуатируется;

- Экологическая  обстановка в регионе, к сожалению,  не самая благоприятная, но власти не откладывают этот вопрос и в короткие сроки стараются его решить;

- Обладающий  значительным историко-культурным  наследием Кольский край нуждается  в сохранении и изучении памятников  истории и культуры;

- В  результате расчёта транспортной обеспеченности региона, можно сделать вывод, что регион хорошо обеспечен авто и железными дорогами;

- Мурманская  область -- одна из самых промышленно  развитых областей Российской  Федерации;

- Причинами,  которые сдерживают развитие  туризма в регионе, являются природные причины и состояние историко - культурных памятников;

- Причинами,  способствующими развитию туризма  в регионе являются природные  и социальные;

44

- Для  будущего развития туризма в  Мурманской области на данный  момент разрабатываются несколько инвестиционных проектов, которые предлагают освоение ещё неиспользованных ресурсов и модернизацию уже существующих;

- В  результате исследования, были выявлены  различные рекомендации по дальнейшему  развитию туризма в регионе;

- Так  же были поставлены задачи для дальнейшего развития туризма в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45

Список  литературы и использованных сайтов из Интернета

 

1) И.С, Ульянов,  Б.А. Барганджия. «Регионы России. Социально - экономические показатели»  2006: стат. Сб./Росстат. - М.: 2007. - 981 с.

2) А.Ю. Александрова. «География туризма» 2009: 2-е изд., испр. и доп. - М.: КНОРУС, 2009. 592 с.

3) Ильин А.Р., Левит  С.Р., Введенский И.В. «Туризм и  туристские ресурсы в России»  2004: Стат. Сб/Росстат. - М., 2004. - 267 с.

Информация о работе Туристский потенциал Мурманской области