Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Использование занимательного и дополнительного материала на уроках познания мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, поддерживает интерес к изученному. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы изучения курса "Познание мира" в начальных классах 5
1.1 Задачи и содержание курса «Познания мира» в начальных классах 5
1.2 Современные методы преподавания «познания мира» в начальных классах 9
2. Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира» 14
2.1. Использование дополнительного материала на уроках «Познания мира» 14
2.2. Использование занимательного материала на уроках познания мира 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Методика использования дополнительного и занимательного матеиала на уроках познания мира КУРС ПЕД.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

Преимущества использования мультимедийных презентаций.

Учеников привлекает новизна проведения уроков с использованием мультимедийных презентаций. В классе во время таких уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу, у учеников пропадает страх перед компьютером. Учащиеся учатся самостоятельно работать с учебной, справочной и другой литературой по предмету. У учеников появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. При выполнении практических действий проявляется самоконтроль.

Использование презентаций позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка)
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания).

Вообще для уроков «Познание мира» презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, растения, природные зоны, круговорот воды, цепи питания – всё можно отразить на слайдах. Во многих школах нет современных карт, да и купить их накладно. А здесь всё готовое. И проверить знания проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а, следовательно, запоминающимся. Пример презентации «Птицы Восточного Казахстана» представлен в приложении 1.

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Использование  занимательного материала на  уроках познания мира

 

 

В младшем школьном возрасте игра и ее роль постепенно отодвигаются на второй план, ведущей деятельностью становится учение. Однако это не значит, что игра перестает влиять на развитие детей.

К. Д. Ушинский указывал, что на первоначальной стадии обучение должно сочетаться с занимательностью либо в своем содержании, либо в своей форме. Но он же предупреждал учителей о том, что злоупотребление занимательностью развращает учеников. Поэтому все должно быть использовано в меру.

Игры способствуют активизации учебного процесса, развивают у детей наблюдательность, внимание, память, мышление. Они могут применяться как для проверки и закрепления приобретенных ранее знаний, так и для их расширения и углубления.

На уроках естествознания учитель использует игры, загадки, шарады, викторины и т. д. в зависимости от цели урока, его содержания, знаний учащихся, применяемых методов и приемов обучения.

Занимательный материал можно использовать на всех этапах урока: при опросе, изучении нового материала, закреплении. Наиболее эффективно бывает использование занимательного материала при повторении, когда требуется в обобщенной форме выявить природоведческие знания и умения младших школьников [9, 102].

Изучение окружающего мира оказывает благотворное влияние на развитие разных сторон личности ребенка и, прежде всего, на его умственное развитие. В процессе познания природы, социального мира происходит совершенствование мышления речи, развивается любознательность.

Постоянно наблюдая явления окружающего мира младший школьник приобретает не только богатый чувственный опыт, развивает умения анализировать, устанавливать связь, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Так же воспитывается логика мысли, развивается правильная речь и воображение.

Деятельность, которой занимаются дети на уроках окружающего мира, способствует развитию учебно-познавательных умений: школьники проводят сравнение, классификацию и др.

Изучение окружающего мира способствует нравственному становлению личности, формированию гуманного отношения ко всему живому.

Ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, понимать самого себя и управлять своим поведением.

Важным элементом нравственного развития детей является воспитание экологической культуры. Дети познают истины о взаимодействии растительных и животных организмов, о связи человека с природой, о том, что нужно бережно и разумно к ней относится.

Разнообразие, яркость предметов окружающего мира влияет на устойчивость эмоциональных впечатлений.

Взаимосвязь эмоций и познания становится условным развитием эстетических чувств.

Задача учителя как раз состоит в том, чтобы поддержать эмоциональное состояние, использовать его для приобретения знаний и развития познавательного интереса. На уроках окружающего мира я использую разнообразный занимательный дидактический материал. Поэтому занимательные упражнения связываю с темой конкретного урока и направляю на достижение поставленной цели. Использование занимательного материала на уроках окружающего мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, мышление, поддерживает интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление детей.

Использование на уроках познания мира различные формы занимательных упражнений: ребусы, кроссворды, викторины , загадки.

Например, при изучении темы «Животные и растения леса» использование кроссворда, вопросы к которому составлены в виде загадок:

Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

 И стоит среди травы -

Уши больше головы? (Заяц)

 

Кто зимой холодной

Ходит злой , голодный?(Волк)

 

По веткам скачет,

Да не птица,

Рыжая, да не лисица. (Белка)

 

Думал кошка, 

Крикнул: Брысь!

Оказалось - это … (Рысь)

 

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

Кур в деревне крадёт. (Лиса)

 

Кроме того, включая в ход урока игру-викторину «Кто здесь лишний?» (Лиса, заяц, медведь белка, горный баран)-иллюстрации животных.

По этой же теме использование кроссворда с рисунками : по изображению листьев ученики определяют название растений (береза, липа, клен, рябина ,дуб).

В качестве примеров рассмотрим несколько видов заданий, которые могут быть использованы на уроках познания мира, на этапе проверки домашнего задания. Проверку домашнего задания можно организовать, используя анкету. Эта работа позволяет за несколько минут выяснить уровень усвоения материала учащихся всего класса. Основные требования к вопросам анкеты. Краткость формулировки, конкретность, доступность для понимания. Например, анкета для проверки задания по теме «Растения поля».

1.Пшеница, просо, ячмень, овес - эти культуры мы называем…

2.Главная зерновая культура (подчеркни) - рожь, пшеница, овес, ячмень.

3.Овсюк, пырей, вьюнок- это…

4.Почему на поле живет  мало зверей? (Выбери главное и подчеркни). Мало пищи. Много врагов. Открытая местность.

5.Первая группа: сова, канюк. Вторая группа: суслик, хомяк, полевка, полевая мышь. По какому признаку сделано деление на группы?

Такая анкета готовится заранее для учащихся. Это задание требует не просто перечисления фактов, а работы мысли, сообразительности. Для более сильных учеников дано здание творческого характера: дома самим приготовить вопросы для анкеты.

Цель следующего задания - расширение кругозора, развитие памяти, речи. Задание имеет несколько вариантов. Заранее готовится карточка для домашней подготовки. В карточке следующие данные (исходя из темы «Животный мир лесной зоны»)

Бурый медведь

- весит 1.5-2 центнера

-прекрасно плавает

-хорошо лазает по деревьям

-очень острый слух  и обоняние

-близорук

-своеобразно питается, в  его рацион входят трава, орехи, ягоды, желуди, лось, кабан

-может съесть за сутки 20-30 кг мяса

-за осень сильно жиреет (до 100 кг)

-конец ноября, вторая  половина марта-зимний сон

-медвежата рождаются  в феврале, вес новорожденного 600 гр

-отношение человека к  этому животному не всегда  разумное 

-в Дании и Англии  медведей уже нет

-в нашей стране живет 2/3 от числа этих животных на земном шаре

Прочитав материал учебника и дополнительные данные по такой карточке, ученик пересказывает в классе то, что запомнил.

Второй вариант работы - для сильного ученика. Карточка ученику дается за 3-4 минуты перед опросом на уроке. За это время он должен познакомиться с этими данными и, дополнив их тем, что знает сам, рассказать. Ученик не просто пересказывает факты в таком виде, как они даны на карточке, а формулирует в виде полных предложений, составляя интересный по содержанию рассказ.

Третий вариант работы. Во время объяснения нового материала я делаю на доске новые пометки, и к концу рассказа на доске появляется запись данных  с этой карточки. Запись можно называть кратким конспектом моего рассказа. Затем учащиеся переписывают этот краткий конспект, в свою рабочую тетрадь и пользуются им при подковке домашнего задания.

Работа, которая требует анализа фактов, привлечения собственного опыта и знаний, всегда интересна ученику. Пример такого вида заданий можно называть природоведческим журналом.

Описывается кратко животное или растение. Ученик должен узнать о ком идет речь, записав ответ в тетради. При изучении темы «Животные леса» использую такой материал для диктанта.

Пример: -это крупная лесная кошка. Мех у нее густой, мягкий и очень пушистый. На концах ушей характерные черные кисточки. (Рысь) и др.

В ходе получения ответа от учеников показывается карточка с ответом.

Рысь

Так же на уроках окружающего мира использую карточки пред проверкой домашнего задания. Это позволяет ученикам сосредоточиться на конкретных вопросах и служит планом их ответа.

Пример: Тема «Животные и растения леса»

Чье это меню? Расскажи об этом животном (трава, муравьи, личинки, ягоды, желуди, орехи, кабан, лось, рыба, мед)

Тема «В тундре»

Что лишнее? Объясни почему? (карликовая береза, тополь, полярная ива, морошка, пушица, мох, ягель)

Викторины чаще всего проводят устно, что экономит время и позволяет сразу выявить победителей. Вопросы задают всем участникам викторины или же учащихся разбивают на группы, команды, которые соревнуются между собой.

Вот фрагмент одного из занятий «Растения в загадках», проведенного во II классе. Подготовка к этой части занятия состояла в том, что учащиеся должны были собрать как можно больше загадок о растениях, найти рисунок отгадки или приготовить гербарий. Учительница пояснила, что загадки можно найти в книгах, детских журналах, календарях, спросить у старших.

На занятиях работа с загадками проводилась так.

Загадывающий выходил к столу, читал или говорил свою загадку.

Иногда загадку повторял, если ее сразу не отгадывали. Все пояснения делал загадавший ее. На обозрение класса выставлялся рисунок, гербарий, открытка отгадки.

Отгадавший загадку, правильно и точно пояснивший ее смысл получал право загадать свою загадку.

Такая работа приучает детей к умению вникать в содержание загадки, выделять все указанные свойства и признаки загаданного предмета.

Популярны у детей рифмованные загадки о явлениях природы, растениях, животных. Вот некоторые из них.

Он всюду — в поле и в саду,

Но в дом не попадет.

Но никуда я не иду, Покуда он идет.

(Дождь)

 

Мухи белью летели,

На дворы, на крыши сели.

Не сочтете белых мух,

Что летают словно пух.

(Снежинки)

 

Телятин гладки

Привязаны к грядке.

(Огурцы)

 

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит.

(Крапива)

Природоведческий материал дает широкие возможности для использования его при составлении задач. Ребёнок сам видит, какое значение имеет животное или растение для человека. Что очень важно сейчас, когда люди активно вмешиваются в жизнь природы, разрушают естественные экологические связи в животном мире, когда всем нам грозит экологическая катастрофа.

Пример: Ласка убивает за год до 2000 мышей и полевок. Сколько мышей уничтожит зверек за месяц? Посчитай, сколько зерна сохранит зверек за год, если известно, что одна мышь уничтожает за год 12 кг отборного зерна.

Чувство удивления, которое возникает у ребят при решении таких задач- начало к работе мысли, это очень важно.

Информация о работе Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира»