Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 20:24, курсовая работа

Описание работы

Использование занимательного и дополнительного материала на уроках познания мира помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность учащихся, внимание, память, поддерживает интерес к изученному. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.
Однако не следует забывать, что в применении занимательности на уроке надо знать меру, чтобы это важное дидактическое средство не сыграло в учебном процессе отрицательную роль.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические основы изучения курса "Познание мира" в начальных классах 5
1.1 Задачи и содержание курса «Познания мира» в начальных классах 5
1.2 Современные методы преподавания «познания мира» в начальных классах 9
2. Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира» 14
2.1. Использование дополнительного материала на уроках «Познания мира» 14
2.2. Использование занимательного материала на уроках познания мира 19
Заключение 28
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Методика использования дополнительного и занимательного матеиала на уроках познания мира КУРС ПЕД.doc

— 777.00 Кб (Скачать файл)

На уроках познания мира задачи формируются учителем устно и письменно. Часто письменная форма выражена в виде плана, записанного на доске. План определяет содержание и последовательность работы. Это очень важный этап любого урока. Известно, что человек мыслит только в том случае, если перед ним поставлена определенная задача. И если ученик сможет решить задачу в новых ситуациях, использовав уже изученный материал, тогда безошибочно можно утверждать, что знания им усвоены. Часто мы пользуемся трафаретными или другими приемами и методами на уроке, применяем их по традиции, иногда не задумываясь над ними.

Методика преподавания «познания мира» отвечает на вопросы: зачем изучать окружающую природу учащимся младших классов? Как учить? Как воспитывать средствами предмета? Какие методы, приемы можно наиболее эффективно использовать для развивающего обучения и воспитания младших школьников через содержание природоведческого материала?

Учебные методы – это главные инструменты, с помощью которых учитель вооружает учащихся основами наук, развивает их познавательные способности, обеспечивает развитие личности, формирует научное мировоззрение.

От выбора и характера использования того или иного метода зависит, будет ли учебный труд для детей радостным и интересным или обременительным, выполняемым лишь «для отбытия повинности».

Существует большое разнообразие методов обучения, которые используются при изучении познания мира. Основанием классификации методов обучения, предложенной И.Я.Лернером и М.Н.Скаткиным является внутренняя характеристика мыслительной деятельности учащихся. Они предложили следующую систему методов:

1.     Объяснительно-иллюстративный или репродуктивный метод. Применяется в тех случаях, когда учащиеся приобретают знания, полученные от учителя, из книги или других источников в готовом виде. Этот метод имеет большое значение на начальном этапе изучения той или иной темы.

2.     Проблемный метод используется в тех случаях, когда учащиеся сообщают готовые знания, при этом учебный материал группируется и располагается таким образом, чтобы перед учащимся была поставлена проблема. Для ее решения учитель, применяя систему доказательств, показывает логический путь и средства, т.е. как бы раскрывая путь по которому учащемуся необходимо идти дальше.

3.     Частично-поисковый метод. Применяется в тех случаях, когда учащиеся сами знакомятся с материалом, строят части плана поиска и делают самостоятельные выводы.

4.     Исследовательский метод. Учащиеся проводят исследование и формируют решение проблемы.

5.     Метод по источнику знаний. Грузинским педагогом Д.О.Лордкипанидзе была предложена классификация методов по тем источникам, из которых учащиеся черпают знания и приобретают навыки. Эти методы исходят из признания единства образа, слова и практической деятельности в познании окружающего мира.

6. Демонстрационные методы. Реализуют принцип наглядности, активизируют сенсорные и мыслительные процессы ученика, облегчая ему усвоение учебного материала (таблицы, макеты, модели, диаграммы, технологические карты).

7. Практические методы. Превращение  знаний в умения. Выполнение работ, связанных с практикой, лабораторные работы.

8. Устные словесные методы. Инструктаж, беседа, рассказ, лекция  – эти методы являются стержневыми, в учебном процессе на них  строятся все остальные методы.

9. Метод моделирования. Модель  – средство наглядности и доступности при обучении познанию мира.

10. Программированный метод. Порционное изложение материала, внешняя и внутренняя обратная  связь, алгоритм действия, тестовые  задания.

11. Метод наблюдения - является  ведущим методом знакомства с  окружающим миром. Приобщение учащихся к природе путем целенаправленных наблюдений и посильной практической деятельности учащихся (сбор семян, листьев, посадка саженцев).

12. Общенаучные и предметные  методы познания: анализ, синтез, сравнение, классификация.

 

 

 

Классификация методов по источнику знаний

 

Методы

Источник

Демонстрация

Предметы и явления

Наблюдения учащихся

Действительность и её изображение

Экскурсии

Наблюдение за природой

Практические работы

Лабораторные работы

Практические действия




 

При ознакомлении с окружающим миром могут использоваться все вышеперечисленные методы, потому что они все тесно связаны между собой.

Использование современных методов преподавания «Познания мира» позволяет осуществить систематическое изучение природы, у учащихся возрастают знания о природном окружении человека, о взаимосвязях в природе, о потребностях растений и животных, необходимых для поддержания их жизни, служат мотивами формирования отношения детей к растениям и животным, воспитывают необходимость их охранять.

Отношение младших школьников к природе, благодаря современным методам обучения, ярко проявляются в практической деятельности, доступной их возрасту.

 

 

 

 

 

 

2. Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира»

 

2.1. Использование  дополнительного материала на уроках «Познания мира»

 

 

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Поэтому одним из важных факторов проведения успешного и интересного урока является использование дополнительного материала.

В качестве дополнительного материала могут выступать различные ресурсы, такие как:

  • Использование информационно-коммуникационные технологии;
  • Использование Интернет-ресурсов;
  • Применение на уроке презентации, демонстрации и моделирование;
  • Рекомендации дополнительных учебных пособий для самостоятельного изучения.

Современный ребёнок живёт в мире электронной культуры. Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.

Далее рассмотрим подробно использование каждого в отдельности дополнительного материала.

Использование информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)

 ИКТ оказывают влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. С использованием ИКТ в учебно-воспитательном процессе увеличивается производительность труда преподавателей и учащихся, это можно рассматривать как рациональный способ повышения эффективности и интенсификации обучения и самообучения. ИКТ позволяют автоматизировать информационные процессы: долговременно и компактно хранить, оперативно искать, быстро обрабатывать, продуцировать новую, передавать на любые расстояния и предъявлять в требуемом виде мультимедийную (текстовую, табличную, графическую, анимированную, звуковую и видео) информацию.

Применение мультимедиа технологии приводит к использованию более эффективных подходов к обучению и совершенствованию методики преподавания, является наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Внедрение мультимедиа технологии способствует:

  • повышению мотивации обучения учащихся;
  • позволяет сократить время при выполнении заданий, что повышает продуктивность урока;
  • более глубокому усвоению материала на уроках;
  • помогают чётко выстраивать структуру урока;
  • эстетически оформлять урок;
  • эмоциональное воздействие на учащихся;
  • развивает умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладению практическими способами работы с информацией;
  • развивает умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

  • компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся;
  • учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий;
  • учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. ( Санитарные правила и нормы) [6, 102].

Информационно-коммуникационная технология представляется чаще всего с помощью интерактивной доски. Интерактивная доска (Interactive whiteboard), представляет собой большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и мультимедиа проектор. С помощью проектора изображения рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски.

Интерактивные доски обогащают процесс подготовки к занятиям:

Они просты в использовании, как для преподавателей, так и для учащихся, поэтому время от установки доски до начала использования ее возможностей (число которых в процессе осваивания многократно возрастает) предельно мало.

Побуждают учителей включать в разрабатываемые уроки разнообразные электронные материалы. Преподаватели делают это с энтузиазмом, наблюдая рост отметок и прилежания учеников при работе с интерактивными досками.

Учителя могут сохранять сделанные на уроке комментарии для использования их в других классах или в следующем году. Интерактивная доска позволяет с легкостью создавать коллекцию образовательных материалов, которые можно постоянно обновлять и которые оживляют уроки, делая их интерактивными.

В настоящее время интерактивные доски активно используются в учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока, в тренинг-центрах, комнатах переговоров.

Использование интерактивной доски на уроке может увеличить эффективность обучения ребят в школе.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам (особенно к урокам познание мира) в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций MS Power Point.  

“Презентация” – переводится с английского как “представление”. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов – это основа любой современной презентации [7, 102].

Более того, презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя их особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

Использование возможностей программы MS Power Point  для создания презентаций открывает большие перспективы  для:

  • повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания;
  • создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда;
  • смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников;
  • стимулирования познавательного мышления учеников;
  • наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении.

Информация о работе Сочетание использования различных методов при обучении уроков «Познания мира»