Сможет ли Россия обеспечить продовольственную безопасность?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 17:48, научная работа

Описание работы

Для исследовательской работы я выбрал тему «Продовольственная безопасность РФ». Мой выбор именно этой темы для научно-исследовательской работы обусловлен несколькими причинами:
 Эта проблема наиболее актуальна в настоящее время, в связи с последними событиями на политической арене и введением эмбарго на продовольственную продукцию для России.
 Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в нашей стране, которая затронула каждого.
 Меня заинтересовала именно эта тема.

Содержание работы

Введение 3-4
Понятие продовольственной безопасности 5-9
Проблемы и риски:
Внешние 9-14
Внутренние:
Проблема импорта 14-16
Проблемы села 17-19
Проблема материально-технической базы 19-20
Проблема диспаритета цен 20-23
Вывод 23
Необходимые меры 24-30
ГМО
Определение 30
Цели создания 31
Виды 31-32
Применение 32-33
Плюсы 34
Опасности 34-35
Последствия для здоровья человека 35-36
Итог 37
Заключение 37-38
Список использованной литературы 39

Файлы: 1 файл

Продовольственная безопасность Землянский.docx

— 169.98 Кб (Скачать файл)

Рост уровня доходов населения в целом способствовал увеличению потребления продуктов питания. В "среднероссийском" исчислении тенденцию роста демонстрировали все основные статьи потребительской продовольственной линейки.

Следует отметить, что сравнительные показатели фактического и рационального уровней потребления, при всей условности применения "среднедушевых" расчетов, являются важными характеристиками качества питания населения и, следовательно, продовольственной безопасности. И хотя минимальные уровни потребления основных продуктов соблюдаются, постатейные показатели отклонений от рациональных норм являются косвенными индикаторами относительно невысокого стандарта потребления. Так, "недопотребление" наблюдается по таким статьям, как мясные, рыбные и молочные продукты, овощи, фрукты и ягоды, тогда как превышение норм фиксируется для сахара, картофеля, хлебопродуктов, в число которых входят, помимо хлеба, макаронные изделия, мука, крупа и бобовые. Как видим, "здоровый" стандарт питания пока не стал реальностью для большинства населения нашей страны.

Рост потребительского спроса на продукты питания сопровождался в целом увеличением их отечественного производства. Как видно, тенденции роста наблюдались по большинству статей. Вместе с тем общеизвестно, что значительная часть потребностей россиян, в том числе и в продуктах питания, удовлетворяется за счет их импорта.

Отдельно я хочу привести график средних потребительских цен на некоторые продовольственные товары по Ульяновской области в промежуток с сентябрь 2014 по март 2015.

По графику наблюдается тенденция роста цен на все продукты, за исключением свинины и хлебобулочных изделий. Большинство продуктов подорожало в среднем на 25 рублей. Наибольшим подорожанием отличаются: гречневая крупа (51 руб/кг), сыр (на 70 руб/кг), мороженная рыба (47 руб/кг), говядина (52 руб/кг).

 

Вывод:

Нынешнее положение в сфере продовольственной безопасности, явление искусственно созданное.Но за счет чего, в таком случае, достигнута иллюзия изобилия? Прежде всего – за счет снижения платежеспособности населения. Частично – за счет импорта, покрываемого продажей стратегического сырья, расходованием золотого и валютного запасов, внешними займами. Частично – за счет расходования стратегических запасов продовольствия, которые были рассчитаны не менее, чем на 3 года.

Все это означает, что для России в полной мере сохраняется опасность оказаться в петле внешней продовольственной зависимости.

 

Необходимые меры для обеспечения продовольственной безопасности.

В создающихся условиях необходимо выстраивать адекватную аграрную политику российского государства, направленную на адаптацию субъектов агропромышленного комплекса к условиям ВТО и переход на экспортно-ориентированное развитие.

В ближайшие годы членство в ВТО будет очень сложным для предпринимателей и бизнес сообщества, потому что сегодня у них нет понимания, как сделать это членство эффективным. К таким выводам пришли эксперты Экономического клуба ФБК, очередное заседание которого было посвящено первым итогам участия России во всемирной организации. «Быть членом ВТО гораздо сложнее, чем присоединиться. Нам надо осознать, что многого мы не умеем, надо многому учиться, хотя срочно подготовить необходимые кадры не удастся», – отметил директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский. Профессор кафедры международного права Дипломатической академии МИД Борис Ашавский обращает внимание на то, что России было бы полезно взять на вооружение китайский опыт, где госпрограмма по обучению госслужащих, бизнесменов и представителей образования была реализована еще до вступления в ВТО.

Набор мер, которые надо оперативно принимать, достаточно большой, но в первую очередь необходимо сформировать юридическую базу для функционирования аграрной экономики в ВТО.

Прежде всего, требуется внести изменения и дополнения в головной закон в системе аграрного законодательства № 264‑ФЗ от 29 декабря 2006 года «О развитии сельского хозяйства». Этот законодательный акт определяет правовые и экономические условия развития российского сельского хозяйства, устанавливает нормы о государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Естественно, что в условиях ВТО в него должны быть внесены нормы из основных документов этой международной организации, таких как Соглашение о сельском хозяйстве, Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер, Соглашение о технических барьерах в торговле и др. Не откладывая в долгий ящик надо выстраивать и систему управления аграрной сферой в новых экономических условиях с учетом так называемых «корзин»: «янтарной», «синей», «зеленой».

Дифференциация правового регулирования по отдельным направлениям сельскохозяйственной деятельности должна основываться на специальных законах, таких как «Об экологическом сельском хозяйстве», «О внутренней продовольственной помощи» или «О социальном питании».

Эти направления относятся к «зеленой корзине» ВТО и освобождаются от обязательств по сокращению государственной поддержки.

Минсельхозом России в настоящее время принята «дорожная карта» по таможенно–тарифному и нетарифному регулированию импорта сельскохозяйственной продукции в рамках присоединения России к ВТО, которая подготовлена структурными подразделениями ведомства с участием отраслевых союзов и интегрирует основные направления поддержки подотраслей сельского хозяйства, где возникают риски в связи с присоединением к ВТО.

Подготовлен проект «Концепции разработки мер поддержки отечественных производителей и переработчиков сельскохозяйственной продукции на основе механизмов внутренней продовольственной помощи в рамках «зеленой корзины» ВТО».

Разрабатываются и другие нормативные правовые акты по проблемам, связанным с ВТО.

Однако большое количество подзаконных актов всегда снижало эффективность правового регулирования и не способствовало устойчивому развитию экономики, в том числе и аграрной.

Поэтому должен быть разработан единый комплексный, интегрированный федеральный закон если не «О развитии сельского хозяйства», то с названием «Об адаптации российского агропромышленного комплекса к нормам ВТО».

Естественно, что в новых экономических условиях потребуется внести изменения или дополнения и в существующие законы «О ветеринарии», «О семеноводстве», «О племенном животноводстве», «О зерне» и другие дифференцированные законодательные акты.

Однако есть и другой путь. Это формирование собственного большого экономического пространства с системой цен и связей, ориентированных на интересы стран-участников. Первые признаки формирования такого пространства уже просматриваются в рамках ряда структур СНГ. Там уже поднимают вопросы о необходимости реструктурирования промышленности, защиты собственных товаропроизводителей, единой валюте и прочем. В чем же смысл возможного Евроазиатского аграрного рынка (ЕААР)? Главное чем больше экономическое пространство, тем меньше влияние неурожаев в отдельных регионах. Помимо единого рынка, речь может идти и о создании межгосударственного продовольственного резерва, сглаживающего колебания урожайности в отдельных странах на компенсационной основе. Это гораздо выгоднее, чем поочередно закупать зерно у своих геополитических противников по ценам мировых монополистов. Другая возможная выгода ЕААР совместная защита от различных экономических санкций и эмбарго, которые становятся мощным оружием политического диктата. Таким образом, создание ЕААР позволит существенно повысить продовольственную безопасность входящих в него стран и встретить предстоящий мировой кризис во всеоружии.

К тому же, если посмотреть на идущие изменения климата с другой стороны, то потепление на 1-1,5 градуса и двукратный с начала века рост содержания углекислого газа в атмосфере способны, при наличии ряда условий, по меньшей мере, в 1,5-2 раза увеличить продуктивность наших земель в ближайшие 12 лет. Потепление равноценно перемещению наших границ на юг и расширяет сельскохозяйственные угодья за счет северной зоны рискованного земледелия 65% всей площади страны.

Также в Доктрине продовольственной безопасности предусмотрено следующее:

  • В целях повышения доступности продовольствия для всех групп населения должны быть приняты решения:
    • о формировании механизмов оказании адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;
    • об утверждении системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающих безопасность и качество пищевых продуктов, в том числе продуктов, произведенных из сырья, полученного с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов;
    • о разработке унифицированных требований к системам контроля на пищевых предприятиях, гармонизированных с рекомендациями международных организаций, переходе пищевой индустрии на комплексную государственную систему контроля безопасности и мониторинга качества. Формирование здорового типа питания потребует:
    • развития фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке качества и безопасности новых источников пищи и ингредиентов, внедрения инновационных технологий, включающих био- и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических, функциональных пищевых продуктов;
    • разработки для населения образовательных программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни с привлечением средств массовой информации, создания специальных обучающих программ;
    • разработки и реализации комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и другой спиртосодержащей продукции.
  • В сфере производства и оборота сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:
    • оптимизацию межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;
    • стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на основе индикативных цен на основные виды продукции;
    • совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов;
    • создание условий для реализации экономического потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения;
    • стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;
    • ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка;- разработку и реализацию программ технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности;
    • формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроводящей сети в рамках таможенного союза;
    • совершенствование государственной торговой политики, регулирования рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающие расширение спроса на продукцию отечественного производства.
  • В области совершенствования организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:
    • совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации Доктрины;
    • осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния и перспектив достижения и поддержания заданного уровня продовольственной безопасности;
    • оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продовольствия и изменениям природно-климатического характера;
    • оценивать устойчивость продовольственного снабжения городов - мегаполисов и регионов, зависимых от поставок импортных продовольственных товаров;
    • сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны.

 

ГМО, как возможный способ решения продовольственной проблемы России.

Отдельно рассмотрим генетически модифицированные продукты, как возможный путь обеспечения продовольственной безопасности.

Определение ГМО

Генетически модифицированные организмы – это организмы, в которых генетический материал (ДНК) изменен невозможным в природе способом. ГМО могут содержать фрагменты ДНК из любых других живых организмов. Целью получения генетически измененных организмов является улучшение полезных характеристик исходного организма-донора (устойчивость к вредителям, морозостойкость, урожайность, калорийность и другие) для снижения себестоимости продуктов. В результате сейчас существует картофель, который содержит гены земляной бактерии, убивающей колорадского жука, стойкая к засухам пшеница, в которую вживили ген скорпиона, помидоры с генами морской камбалы, соя и клубника с генами бактерий.

Трансгенными или генномодифицированными могут называться те виды растений, в которых успешно функционирует ген (или гены) пересаженные из других видов растений или животных. Делается это для того, чтобы растение реципиент получило новые удобные для человека свойства, повышенную устойчивость к вирусам, к гербицидам, к вредителям и болезням растений. Пищевые продукты, полученные из таких генноизмененных культур, могут иметь улучшенные вкусовые качества, лучше выглядеть и дольше храниться.Также часто такие растения дают более богатый и стабильный урожай, чем их природные аналоги.

Генетически измененный продукт - это когда выделенный в лаборатории ген одного организма пересаживается в клетку другого. Вот примеры из американской практики: чтобы помидоры и клубника были морозоустойчивее, им "вживляют" гены северных рыб; чтобы кукурузу не пожирали вредители, ей могут "привить" очень активный ген, полученный из яда змеи.

Цели создания ГМО

Разработка ГМО некоторыми учеными рассматриваются, как естественное развитие работ по селекции животных и растений. Другие же, напротив, считают генную инженерию полным отходом от классической селекции, так как ГМО это не продукт искусственного отбора, то есть постепенного выведения нового сорта (породы) организмов путем естественного размножения, а фактически искусственно синтезированный в лаборатории новый вид.

Во многих случаях использование трансгенных растений сильно повышает урожайность. Есть мнение, что при нынешнем размере населения планеты только ГМО могут избавить мир от угрозы голода, так как при помощи генной модификации можно увеличивать урожайность и качество пищи.

Противники этого мнения считают, что при современном уровне агротехники и механизации сельскохозяйственного производства уже существующие сейчас, полученные классическим путем, сорта растений и породы животных способны сполна обеспечить население планеты высококачественным продовольствием (проблема же возможного мирового голода вызвана исключительно социально-политическими причинами, а потому и решена может быть не генетиками, а политическими элитами государств.

Информация о работе Сможет ли Россия обеспечить продовольственную безопасность?