Северный Экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 00:06, курсовая работа

Описание работы

Хозяйственная система нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания производительных сил - производственно-территориальные комплексы. Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и экономическими условиями районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе исторически сложился свой комплекс производств, а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………... 4
Анализ экономико – географического положения Северного экономи-ческого района…………………………………………………………………. 6
Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале……………………………………………….. 15
Экономико –географическая характеристика топливно – энергитического комплекса…………………………………………………………………. 16
Экономико –географическая характеристика черной и цветной металлургии………………………………………………………………. 17
Экономико –географическая характеристика машиностроительного комплекса…………………………………………………………………. 18
Экономико –географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………. 20
Экономико –географическая характеристика строительного комплекса…………………………………………………………………. 21
Экономико –географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности… 21
Экономико –географическая характеристика агропромышленного комплекса…………………………………………………………………. 23
Внешнеторговые перевозки……………………………………………… 24
Характеристика транспортной системы Северного экономического
района………………………………………………………………………….. 26
Общая характеристика транспортной системы…………………………. 27
Железнодорожный транспорт……………………………………………. 28
Речной транспорт…………………………………………………………. 29
Морской транспорт……………………………………………………….. 29
Автомобильный транспорт………………………………………………. 30
Трубопроводный транспорт……………………………………………… 30
Заключение ………………………………………………………………………. 31
Список используемой литературы……………………………………………… 3

Файлы: 1 файл

kyrsovoi_severn.ekonomich._raion.doc

— 241.50 Кб (Скачать файл)

магистрали  федерального значения Санкт-Петербург  – Петрозаводск - Мурманск,  Москва-Ярославль-Вологда - Архангельск, и федеральная дорога - Новая Ладога-Череповец - Вологда.

Протяженность автодорог района (с твердым покрытием) составляет5,8% от этого показателя, по России в целом объёмы перевозок осуществленные магистральным транспортом в 1997г. составили 22мил.т.

 

 

4.6. Трубопроводный  транспорт.

 

. Большое развитие  получил трубопроводный транспорт.  В Ухтинском нефтепромысловом  районе функционирует система нефтепроводов, подающая сырую нефть на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод. Крупный магистральный нефтепровод Ярославль - Кириши снабжает Киришский нефтеперерабатывающий завод нефтью из Поволжья. По нефтепроводу Уса - Ухта - Ярославль - Москва нефть Усинского месторождения поступает на переработку на Московский НПЗ.  Два  магистральных газопровода  (Белоусово - Санкт-Петербург,  Ухта - Вологда -Череповец  -  Санкт-Петербург)  обеспечивают   подачу   газа Санкт-Петербургскому  и Череповецкому промышленным узлам.  Свводом в действие в 80-е годы магистрального газопровода Ухта - Рыбинск - Торжок увеличилась подача газа этим промышленным центрам,  а также стала возможным часть сибирского  газа направить в Финляндию.  Этот газопровод, получивший название «Сияние Севера",  соединен газопроводом Вуктыл - Пунга - Надым с газовыми месторождениями севера Тюменской области.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических  условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание деловых международных центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

Специфические региональные предпосылки  перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской  деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Регионалистика: Лапидус Б.М. Пехтерев Ф.С. Терешина Н.П.-2001г.
  2. География путей сообщения М: Транспорт Казанский Н.Н. Варламов В.С. Семенов П.Е. 1987г.
  3. Экономическая география транспорта – М.: Транспорт Казанский Н.Н. – 1991г.
  4. Экономическая география России – М.: ЮНИТИ 2000г.
  5. Экономическая география СССР – М.: Высшая школа – 1983г. Данилов А.Д. Кистанов В.В. Ледовских С.И.



Информация о работе Северный Экономический район