Северный экономический район

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.
Целю данной курсовой работы является анализ размещения производственных сил и составление экономико-географической характеристики Северного экономического района, характеристики железной дороги, обслуживающей район, анализ её взаимодействия с другими видами транспорта.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………... 4
2. Анализ экономико – географического положения Северного экономического района……………………………………………………………………………………. 6
3. Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале……………………………………………….. 15
3.1. Экономико –географическая характеристика топливно – энергитического комплекса………………………………………………. 16
3.2. Экономико –географическая характеристика черной и цветной металлургии………………………………………………………………. 17
3.3. Экономико –географическая характеристика машиностроительного комплекса…………………………………………………………………. 18
3.4. Экономико –географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса……………………………………………. 20
3.5. Экономико –географическая характеристика строительного комплекса…………………………………………………………………. 21
3.6. Экономико –географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности… 21
3.7. Экономико –географическая характеристика агропромышленного комплекса…………………………………………………………………. 23
3.8. Внешнеторговые перевозки……………………………………………… 24
4. Характеристика транспортной системы Северного экономического
района………………………………………………………………………….. 26
4.1. Общая характеристика транспортной системы…………………………. 27
4.2. Железнодорожный транспорт……………………………………………. 28
4.3. Речной транспорт…………………………………………………………. 29
4.4. Морской транспорт……………………………………………………….. 29
4.5. Автомобильный транспорт………………………………………………. 30
4.6. Трубопроводный транспорт……………………………………………… 30
Заключение ………………………………………………………………………. 32
Список используемой литературы……………………………………………… 33
Картосхемы Северного экономического района и транспортной сети…… 34

Файлы: 1 файл

Курсовой северн.экономич. район.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

Введение………………………………………………………………………..                         3

1.      Общая характеристика размещения производственных сил Северного экономического района………………………………………………………...                         4

2.      Анализ экономико – географического положения Северного экономического района…………………………………………………………………………………….              6

3.      Экономико – географическая характеристика важнейших отраслей промышленного производства района, их роль в российском производственном потенциале………………………………………………..              15

3.1. Экономико –географическая характеристика топливно – энергитического комплекса……………………………………………….              16

3.2. Экономико –географическая характеристика черной и цветной металлургии……………………………………………………………….              17

3.3. Экономико –географическая характеристика машиностроительного комплекса………………………………………………………………….              18

3.4. Экономико –географическая характеристика химического и нефтехимического комплекса…………………………………………….              20

3.5. Экономико –географическая характеристика строительного комплекса………………………………………………………………….              21

3.6. Экономико –географическая характеристика лесной, деревообрабатывающей и целюлозно-бумажной промышленности…    21

3.7. Экономико –географическая характеристика агропромышленного комплекса………………………………………………………………….              23

3.8. Внешнеторговые перевозки………………………………………………              24

4.      Характеристика транспортной системы Северного экономического
района…………………………………………………………………………..              26

4.1.  Общая характеристика транспортной системы………………………….              27

4.2.  Железнодорожный транспорт…………………………………………….              28

4.3.  Речной транспорт………………………………………………………….              29

4.4.  Морской транспорт………………………………………………………..              29

4.5.  Автомобильный транспорт……………………………………………….              30

4.6.  Трубопроводный транспорт………………………………………………              30

Заключение ……………………………………………………………………….              32

Список используемой литературы………………………………………………              33

Картосхемы Северного экономического района и транспортной сети……     34

 

 

Введение

 

 

Хозяйственная система  нашей страны состоит из экономических районов, представляющих собой территориальные сочетания  производительных  сил - производственно-территориальные комплексы.  Каждому экономическому району присуще свое сочетание взаимосвязанных предприятий, которое возникает в соответствии с природными и  экономическими  условиями  районов, его транспортно-географическим положением. В каждом экономическом районе  исторически  сложился  свой  комплекс  производств,  а проживающее в нем население выработало определенные трудовые навыки.

Экономическое районирование является основой территориального управления народным хозяйством России. Система экономических районов – основа построения материальных и других балансов в территориальном разрезе при разработке целевых и региональных программ. Экономическое районирование служит предпосылкой совершенствования территориального развития экономики и имеет первостепенное значение и для организации регионального управления экономикой. Особенно это важно в настоящее время, когда регионы России получили экономическую самостоятельность.

Экономическое районирование, неразрывно связанное со специализацией районов на определенных видах производства, является одним из факторов повышения производительности общественного труда, рационального и эффективного размещения производительных сил.

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Целю данной курсовой работы является анализ размещения производственных сил и составление экономико-географической характеристики Северного экономического района, характеристики железной дороги, обслуживающей район, анализ её взаимодействия с другими видами транспорта.


1. Общая характеристика размещения производственных сил

Северного экономического района.

 

              Развитие производственных сил Северного экономического района и в первую очередь его промышленности традиционно опиралось на использовании ресурсного потенциала. Промышленность играет ведущую роль, в развитии всего хозяйственного комплекса района производя более 80% совокупной продукции концентрируя около 80% основных производственных фондов и 68% численности занятых в основных отраслях материального производства.

След производства усугубился отработкой к концу века запасов полезных ископаемых служащих сырьем для химической промышленности вводом в эксплуатацию новых перспективных месторождений и площадей под лесозаготовки потерей крупных государственных заказов на производство оборонного назначения в машиностроении.

              Ведущими отраслями промышленности определяющую её рыночную специализацию являются отрасли топливно-энергетического, металлургического, лесопромышленного, машиностроительного, химического. Природно ресурсный потенциал района велик и разнообразен. Минеральные ресурсы представлены запасами каменного угля, нефти, природного газа, гидроэнергетическими ресурсами. Велики запасы алюминиевого титанового сырья железных руд и цветных металлов. Основой экономики района  являются крупные местные ресурсы. Особенность производственных условий и климат данного района необычность освещения и нагревания земной поверхности в разные сезоны года (“полярный день” и “полярная ночь”). В середине зимы продолжительность полярной ночи  на широте Северного полярного круга составляет 24 часа.

              В геологическом смысле район включает в себя Балтийский щит и север Русской равнины, где выделяются обширная Печорская низменность и Тиманския кряж. Реки района (Печора Мезень Онега Северная Двина) относятся к бассейну Северного Ледовитого океана. Район очень богат разнообразными полезными ископаемыми. Добыча гранита мрамора и других строительных материалов началась во времена строительства Петербурга. Месторождение полезных руд и цветных металлов, а также ипатито - нефелиновых руд находятся на Кольском полуострове. Толщи остаточных пород Тимано-Печорского бассейна богаты каменным углем нефтью и газом (республика Коми и шельф Баренцева моря). Еще район богат бокситами (Архангельская область), титаном вольфрамом и другими.

              Очень важен принцип оздоровления экологической обстановки принятия эффективных мер по охране природы и рациональному природопользованию. Анализ отечественного и зарубежных опытов показывает необходимость комплексной системы решения экологических проблем. Для оздоровления экологической обстановки достижения эффективности природополльзования требуется экологические регуляторы:

-         Законодательная  и нормативная база для действия местных экологических ограничений и экосистемам

-         Ведение системы экологического налогообложения и платежей за природопользование.

-         Лимиты потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ.

Транспортная система Северного района включает все виды современного транспорта. Широко используются водные виды транспорта морской и речной.

              Перевозки грузов морским транспортом  осуществляется через порты Северо – Западного бассейна. Велика роль морского транспорта в осуществлении внешнеторговых связей через Мурманские и Архангельские порты.

              Относительно высокий уровень развития производственных сил и многоотраслевая специализация района предопределяет широкое развитие транспортной системы и внешних и внутренних экономических связей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ экономико – географического положения

Северного экономического района.

 

Общая характеристика

Северного экономического района.


          Северный экономический район  принадлежит  к  районам, развитие которых происходит в сложных природно-климатических условиях.  Однако по своему географическому положению,  созданному экономическому потенциалу,  запасам разведанных природных ресурсов и является важной частью  народнохозяйственного комплекса страны. В общероссийском территориальном разделении труда район выступает с продукцией цветной и  черной металлургии,  топливной, химической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности, судостроении, рыбной промышленности.

              Развитие хозяйственного комплекса Северного экономического района опирается на использование его природно-ресурсного потенциала, выгодное экономико-географического положение по отношению к индустриально-развитым районам страны, районам нового освоения Азиатского Севера и зарубежным торговым партнерам.

Северный экономический   район   охватывает  обширное пространство европейской части страны площадью  1500  тыс. км2,  выходящее  к Баренцеву и Белому морям Северного Ледовитого океана. В его состав входят Архангельская,  Мурманская,  Вологодская области, Ненецкий автономный округ, Карельская республика и республика Коми.  В нем проживает около 6  млн. чел.

Выгодное экономико-географическое положение обеспечивается близостью крупнейших индустриальных баз, центрального европейского экономического района, Урала, Северо-запада. Сложившаяся транспортная сеть и наличие крупного незамерзающего Мурманского порта, побережья Баренцева моря, шельфовой зоны в западной части Кольского полуострова позволяет проводить круглосуточную навигацию, способствует формированию в районе морского хозяйства – судоходства, производств по добыче и переработке морских ресурсов, развитию крупных промышленных узлов, расширению внешнеэкономических и научно-технических связей с зарубежными странами. Ближайшие страны дальнего зарубежья – это Норвегия и Финляндия.

Развитие хозяйственного комплекса района сдерживается положением Кольского полуострова в полярных широтах, экстремальностью природно-климатических условий, слабой транспортной освоенностью и заселенностью территории, низким уровнем развития производственной и социальной инфраструктуры, преобладанием экстенсивных методов освоения и использования полезных ископаемых, большой долей использования ручного труда. Это ведет к удорожанию хозяйственной деятельности, что в сочетании с недостаточно рациональными методами, формами и способами хозяйствования обусловливает дотационный характер экономики.

Отраслями рыночной специализации Северного экономического района являются: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная, черная и цветная металлургия, топливная промышленность, электроэнергетика, рыбная промышленность и машиностроение.

Производственный и технический потенциал района позволяет отнести его к числу индустриально-развитых регионов. Ведущая отрасль хозяйственного района – промышленность, которая производит более 4% всей промышленной продукции России. Район производит 95% фосфатного сырья, более 48% бумаги, более 31% картона, 24% древесноволокнистых плит, 26% деловой древесины, 15,5% фанеры страны. Здесь добываются 17% рыбы и 10% угля. Экономический район – крупный производитель железной руды, чугуна, стали, азотных и фосфатных удобрений, рыбы, а также значительной части оборудования для целлюлозно-бумажной и лесной промышленности.

Важной особенностью Северного района является  формирование  на  его  территории Тимано-Печорского территориально - производственного комплекса - крупной  топливно-энергетической базы европейской части страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Административно – территориальные

единицы.

 

              В состав Северного экономического района входят: Республика Карелия и Коми, Архангельская, Вологодская и Мурманская области и Ненецкий автономный округ.

Численность населения района составляет 6 млн. чел., или 4,1% всего населения РФ. Плотность населения невелика 5 чел. на 1 км2 при  существенной дифференциации  между  северными  и  южными районами. Низкая плотность населения в тундре и Ненецком автономном округе 0,3 чел. на 1 км2. Самая высока плотность на юге района в Вологодской области, южной части республики Коми и Архангельской области 9 чел. на 1 км2. Относительно стабильный характер развития отраслей хозяйства до 1990 г. определял  высокую долю естественного прироста в увеличении численности населения района, что связано с активным освоением их природных ресурсов. В настоящее время механический прирост населения имеет тенденцию к снижению. Возросла интенсивность оттока рабочей силы за пределы региона, причиной которого явилось, прежде всего, понижение преимуществ в оплате труда работников Севера.

Информация о работе Северный экономический район