Роль России в создании Таможенного союза государств-участников СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:03, реферат

Описание работы

Таможенный союз — это проект именно российского Правительства, считающего распад СССР геополитической катастрофой. Поэтому было весьма важно, что этот проект реализовался. Хорошо, что удалось запустить какие-то интеграционные процессы на постсоветском пространстве, это реальное достижение, в возможность осуществления которого никто не верил.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, сущность и роль Таможенного союза государств-участников СНГ
2. История становления Таможенного союза государств-участников СНГ
3. Нормативно-правовое регулирование Таможенного союза государств-участников СНГ
4. Место России в становлении Таможенного союза государств-участников СНГ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Геополитика АНЯ.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)

Пределы таможенной территории таможенного  союза, включая пределы находящихся  в исключительных экономических  зонах и на континентальных шельфах  государств-участников таможенного  союза искусственных островов, установок, сооружений и иных объектов, в отношении  которых государства-участники таможенного  союза обладают исключительной юрисдикцией, являются таможенной границей таможенного союза.

Таможенное  законодательство таможенного союза  состоит из:

    • Таможенного Кодекса таможенного союза;
    • международных договоров государств-участников таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе;
    • решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с настоящим Кодексом и международными договорами государств-участников таможенного союза.

При таможенном регулировании применяется таможенное законодательство таможенного союза, действующее на день регистрации  таможенной декларации или иных таможенных документов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Правовую  основу такого сотрудничества составляет прежде всего утвержденный в 1993 г. Устав  СНГ, который среди прочих намерений  в деятельности Союза закрепил и  намерение государств создать общий  рынок товаров и услуг, что  невозможно сделать без участия  в этом процессе таможенных органов[6].

Возглавляет и направляет работу по осуществлению  взаимодействия таможенных служб стран  СНГ специально для этого созданный  орган - Совет руководителей таможенных служб государств-участников СНГ. К  компетенции этого международного органа относится создание условий  для унификации таможенных правил и  используемых для таможенных целей  документов, координация взаимодействия таможенных служб, а также разработка единых принципов осуществления  валютного контроля таможенными  службами стран-участниц Содружества.

В процессе осуществления своей деятельности в целях практического взаимодействия в сфере таможенного дела Советом  были подготовлены и утверждены 10 февраля 1995 г. Основы таможенных законодательств  государств-участников СНГ. Данный документ, структура которого состоит из 13 43 главы и 234 статьи, определяет основные принципы правового, экономического и  организационного регулирования таможенного  дела в государствах-участниках СНГ.

В соответствии с Основами к сфере таможенного  дела отнесены таможенная политика, порядок  и условия перемещения через  таможенную границу товаров и  транспортных средств, взимание таможенных платежей, производство таможенного  оформления и осуществление таможенного  контроля (ошибка все та же - выделение  таможенной политики наряду с мерами по ее реализации в качестве элемента таможенного дела).

Помимо  Основ, являющихся базовым документов в сфере унификации таможенного  регулирования стран-участников СНГ, существует еще целый ряд нормативно-правовых актов, направленных на развитие сотрудничества этих стран в таможенно-правовой сфере. В частности, например, заключенное 8 июля 1995 г. Соглашение о порядке таможенного оформления товаров, происходящих с таможенных территорий государств-участников СНГ и перемещаемых между ними в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, целью которого явилось создание необходимых технических и прочих условий для практической реализации режима свободной торговли между этими государствами. А режим свободной торговли, предусмотренный соответствующим Соглашением о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ, в свою очередь, предполагал освобождение от таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, и устранение всякого рода количественных ограничений[5,c.87].

Помимо  общей унификации таможенных процедур в рамках стран СНГ, с некоторыми из этих стран Россия установила более  тесные взаимоотношения в таможенно-правовой сфере. Так, с республиками Беларусь, Казахстан, Таджикистан и Киргизия у России образован Таможенный союз. Первоначально соглашение о Таможенном союзе было подписано между Россией и Республикой Беларусь (6 января 1995 г.), а чуть позже к нему присоединились и остальные республики - его участники.

 

4. Место  России в становлении Таможенного  союза государств-участников СНГ

 

Введение  в действие Таможенного Кодекса Таможенного союза предполагало разработку около 30 международных договоров государств - членов таможенного союза и решений Комиссии таможенного союза, ссылки на которые содержатся более чем в 80 статьях ТК ТС. Федеральная таможенная служба России был ответственным за разработку 6 международных актов. В связи с этим был разработан план работы ФТС России по реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза. Во исполнение указанного документа в сжатые сроки профильными структурными подразделениями ФТС России были разработаны проекты шести международных соглашений и семнадцати решений Комиссии таможенного союза[6].

Формирование  законодательной базы таможенного  союза, ответственным разработчиком  которой является ФТС России, шло в сроки, установленные сетевым графиком.

Руководство данной работы осуществлял Координационно-экспертный совет ФТС России.

В рамках деятельности Координационно-экспертного  совета ФТС России Аналитическим  управлением была проведена следующая работа:

 

    • разработан план работы ФТС России по реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза, утвержденный статс-секретарем - заместителем руководителя ФТС России К.Л. Чайкой;
    • было обеспечено проведение заседаний Координационно-экспертного совета ФТС России;
    • были осуществлены координация и контроль деятельности структурных подразделений по своевременному исполнению плана работы ФТС России по реализации мероприятий, предусмотренных планом мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза;
    • было обеспечено рассмотрение проектов международных соглашений, ответственным разработчиком которых является ФТС России, и выработаны консолидированные позиции структурных подразделений по данным вопросам;
    • был обеспечен контроль за исполнением решений, принятых на заседаниях Координационно-экспертного совета ФТС России[6].

На проведенных  с 1 февраля 2010 года по 10 февраля 2010 года четырех заседаниях Координационно-экспертного  совета ФТС России были рассмотрены 6 проектов международных соглашений и 17 проектов решений Комиссии таможенного союза. Кроме того, по результатам обсуждения были приняты решения о необходимости внесения изменений в ТК ТС и сформулированы соответствующие предложения в Протокол о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза.

По результатам  работы Координационно-экспертного  совета ФТС России Аналитическим  управлением все шесть проектов соглашений в установленный срок были направлены в Управление таможенного  сотрудничества для дальнейшего  согласования с Комиссией таможенного  союза и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

    • соглашение между государствами-участниками таможенного союза о правовой помощи и взаимодействии по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;
    • соглашение о требованиях к передаче таможенными органами государств-членов таможенного союза информации государственным органам государств-членов таможенного союза;
    • соглашение о едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств - членов таможенного союза;
    • соглашение по вопросам освобождения от применения таможенными органами государств - членов таможенного союза определенных форм таможенного контроля;
    • соглашение о взаимной административной помощи между таможенными органами государств-членов таможенного союза;
    • соглашение об основных принципах привлечения к уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза[6].

Федеральные органы исполнительной власти (Минтранс России, Минфин России, Минэкономразвития  России), ответственные за разработку пяти проектов международных соглашений по вопросам:

    • свободных (особых) экономических зон на таможенной территории таможенного союза и таможенной процедуре свободной таможенной зоны;
    • свободных таможенных складов и таможенной процедуры свободного склада;
    • особенностей применения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, в том числе при смене перевозчика при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита;
    • установления и применения в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное значение;
    • определения порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза[6].

Минэкономразвития России представила в ФТС России проекты концепций международных  соглашений по вопросам определения  порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории таможенного союза и  по вопросам свободных таможенных складов  и таможенной процедуры свободного склада, которые будут рассмотрены 25 февраля 2010 года на заседании подкомиссии  по экономической интеграции Правительственной  комиссии по экономическому развитию и интеграции.

Кроме того, в ходе работы по подготовке к вступлению в силу Таможенного кодекса таможенного  союза выявлены вопросы, для регулирования  которых необходимо принятие дополнительных международных соглашений, которые  не были предусмотрены Планом мероприятий  по введению в действие Таможенного  кодекса таможенного союза. Примером является вопрос перемещения товаров  и транспортных средств с территории Калининградской области на остальную  часть таможенной территории таможенного  союза, а также с остальной  части таможенной территории таможенного  союза на территорию Калининградской  области.

Существует  большая вероятность, что это  будет не единственный подобный случай. В связи с этим нужно проработать  вопрос внесения международных соглашений, необходимых для вступления в  силу Таможенного кодекса таможенного союза, на рассмотрение государствами-членами таможенного союза.

По результатам  доработки проекта протокола  о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе  таможенного союза на совещании  экспертов государств-членов таможенного  союза и заседании Специальной  рабочей группы, проводившемся с 1 по 13 февраля 2010 г., количество отсылочных норм на национальные системы законодательств  государств-членов таможенного союза  увеличилось. Появились дополнительные отсылочные нормы на международные  соглашения и решения Комиссии таможенного  союза. В связи с разработкой  Протокола о внесении изменений  и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза Минфину  России и представителям Главного управлению федеральных таможенных доходов  и тарифного регулирования ФТС  России необходимо обеспечить внесение изменений в соглашение по вопросам установления и применения в таможенном союзе порядка зачисления и распределения  ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное  значение в части определения  порядка возмещения ввозных таможенных пошлин при реимпорте товаров  и установления особенностей возврата (зачета) излишне уплаченных и излишне  взысканных таможенных пошлин[6].

В целях  информирования таможенных органов  о ходе доработки ТК ТС одобренный главами государств-членов таможенного  союза текст ТК ТС был направлен  в региональные таможенные управления, таможни, непосредственно подчиненные  ФТС России, и Российскую таможенную академию. По результатам его рассмотрения ФТС России был получен ряд  предложений от Российской таможенной академии и региональных таможенных управлений. Северо-Западным таможенным управлением совместно с Главным  управлением организации таможенного  оформления и таможенного контроля ФТС России был разработан проект международного соглашения, определяющий особенности перемещения товаров  и транспортных средств с территории Калининградской области на остальную часть таможенной территории таможенного союза, а также с остальной части таможенной территории таможенного союза на территорию Калининградской области. Необходимо, чтобы данное соглашение вступило в силу одновременно с ТК ТС, поэтому Управлению таможенного сотрудничества было поручено инициировать перед Комиссией таможенного союза внесение данного соглашения в План мероприятий по введению в действие Таможенного кодекса таможенного союза.

19 мая  2011 года в рамках рабочей поездки в Минск председатель правительства Российской Федерации В. В. Путин принял участие в заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС в расширенном составе.

Заседанию в расширенном составе предшествовала встреча в узком составе, на которой  глава российского правительства  отметил, что главной для обсуждения должна стать тема развития ЕврАзЭС и формирования Единого экономического пространства в рамках Таможенного союза.

Подводя итоги заседания Межгоссовета ЕврАзЭс, Таможенного союза, а также глав правительств СНГ, Владимир Путин выразил надежду, что все страны СНГ со временем осознают преимущества единой, всеобщей интеграции[6].

По мнению Путина, к 2013 году государства СНГ  могут выработать единый подход к  решению экономических и социальных вопросов. Другие страны СНГ должны осознать, что единая интеграция дает существенные преимущества, прежде всего  в рамках Таможенного союза и  Единого энергетического пространства.

Если  страны СНГ начнут активно присоединяться к ТС и ЕЭП, то можно создать  экономический союз государств, разработать  единые принципы и правила в рамках совместного законодательства. Выработать единый поход к решению различных  экономических и социальных вопросов могут все страны-участницы СНГ.

Российские  чиновники начали подготовку изменений  в соглашения о Таможенном союзе  и об Организации договора о коллективной безопасности. Об этом со ссылкой на дипломатические источники пишет  в номере от 5 сентября 2011 года газета "Коммерсантъ".

Информация о работе Роль России в создании Таможенного союза государств-участников СНГ