Роль России в создании Таможенного союза государств-участников СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 19:02, реферат

Описание работы

Страны современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение товаров и капиталов, способствуя тем самым развитию экономики. Одним из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Известно, что имеется потребность в оформлении единого таможенного пространства. В соответствии с соглашением Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан создают необходимые организационные и правовые предпосылки для осуществления взаимодействия правовых систем сторон и сотрудничества государственных органов законодательной и исполнительной власти сторон.

Содержание работы

Введение
1. Понятие, сущность и роль Таможенного союза государств-участников СНГ
2. История становления Таможенного союза государств-участников СНГ
3. Нормативно-правовое регулирование Таможенного союза государств-участников СНГ
4. Место России в становлении Таможенного союза государств-участников СНГ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Геополитика АНЯ.docx

— 36.42 Кб (Скачать файл)


Федеральное государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«Российская академия народного хозяйства и  государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Северо-Западный Институт

Кафедра истории  и мировой политики

 

 

 

 

Реферат

 

«Роль России в создании Таможенного союза государств-участников СНГ»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса

Факультета  экономики и финансов

Группа №2404

Падучина  А.А.

Проверила: кандидат исторических наук, доцент Дитрих И.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

 

2011

 

Содержание

 

Введение 

1. Понятие, сущность и  роль Таможенного союза государств-участников  СНГ

2. История становления  Таможенного союза государств-участников  СНГ

3. Нормативно-правовое регулирование  Таможенного союза государств-участников  СНГ

4. Место России в становлении  Таможенного союза государств-участников  СНГ

Заключение

Список литературы

 

 

3

 

4

6

 

9

 

12

19

21




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Интеграционный  процесс сегодня идет практически  на всех странах и континентах  и охватывает. В этот процесс включатся  различные по уровню своего политического  и экономического развития государства. И Россия в этом плане не исключение.

Страны  современного мира стремятся к интеграции, которая облегчает движение товаров  и капиталов, способствуя тем  самым развитию экономики. Одним  из элементов такой интеграции является унификация таможенных процедур и взаимное содействие в осуществлении функций  таможенного регулирования внешнеэкономической  деятельности.

Известно, что имеется потребность в  оформлении единого таможенного  пространства. В соответствии с соглашением  Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан создают необходимые  организационные и правовые предпосылки  для осуществления взаимодействия правовых систем сторон и сотрудничества государственных органов законодательной  и исполнительной власти сторон.

Таможенный  союз — это проект именно российского Правительства, считающего распад СССР геополитической катастрофой. Поэтому было весьма важно, что этот проект реализовался. Хорошо, что удалось запустить какие-то интеграционные процессы на постсоветском пространстве, это реальное достижение, в возможность осуществления которого никто не верил.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие,  сущность и роль Таможенного  союза государств-участников СНГ

 

В Таможенном союзе вводится единая система таможенного  администрирования на основе Таможенного  кодекса Таможенного союза, которая  позволит сократить транзитные издержки производителей товаров, увеличить  объемы взаимной торговли, повысить конкурентоспособность  товаров и национальных экономик в целом. Интеграционные процессы положительно повлияют на инновационный потенциал  наших государств, увеличится приток иностранных инвестиций. Вместе с  тем формирование Таможенного союза - сложный, многоплановый процесс, требующий  усиления координации и взаимодействия таможенных, налоговых, транспортных и  других ведомств стран-участниц.

Устранение  таможенных и торговых барьеров во взаимной торговле будет способствовать экономическому росту стран Таможенного  союза. В частности, по мнению экспертов, в странах, создающих Таможенный союз, экономический рост к 2015 году обеспечит дополнительный прирост  ВВП государств – членов Таможенного  союза на 15–18%. По оценкам Института  народнохозяйственного прогнозирования  Российской академии наук, ожидается, что чистый прирост экономической  активности за счет создания Таможенного  союза к 2015 году может составить  не менее $400 млрд. Кроме того, создание Таможенного союза будет дополнительным конкурентным преимуществом для  Белоруссии, Казахстана и России[1,c.15].

Экономический смысл интеграции в рамках Таможенного  союза состоит в объединении  национальных экономик в один воспроизводственный  комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.

Несостоятельными  являются утверждения о том, что  за счет Таможенного союза Россия сможет установить контроль над всеми  экспортными и импортными грузами, идущими на мировой рынок, так  как владеет всеми морскими портами. В этой связи надо отметить, что  в Казахстане находится большая  по протяженности граница с Китаем, что большой поток грузов идет в Европу и Азию не только морским  путем.

Таможенный  союз создает механизмы глубокой экономической интеграции. Расширение свободного рынка товаров всегда благо для всех стран. При этом необходимо обратить внимание на то, что  чем меньше страна, тем больше для  нее выгод, так как за счет единой территории происходит расширение рынка  товаров.

Таможенный  союз является фундаментом создания Единого экономического пространства, которое вполне реально. Это подтверждают следующие факты. Во-первых, три страны обладают обширной ресурсной базой, в том числе имеют достаточное  количество квалифицированной рабочей  силы. Во-вторых, имеется емкий рынок  с общим населением почти в 170 млн. человек.

Функционирование  Таможенного союза приведет если не к росту, то к нормализации приграничного  сотрудничества за счет эффекта минимизации  пограничных издержек, который сулит  очевидную огромную выгоду.

При этом цель создания Таможенного союза, заключающаяся  в первую очередь в стремлении формирования единого торгового  пространства, говорит о том, что  будут созданы условия для  повышения производительности труда, конкурентоспособности экономик государств Таможенного союза, повышения ответственности  бизнес-сообщества, и как следствие – рост благосостояния населения[2,c.34].

Мировой кризис показал, что либеральная  глобализация сменяется так называемой локализацией. Страны начинают формировать  вокруг себя свои экономические пространства, стремятся создать региональные зоны устойчивости. В условиях кризиса каждый выживает как может. Создание Таможенного союза трех государств – это наш ответ мировому кризису. Союз дает трем странам возможность обеспечить в своем регионе экономическую стабильность, создать условия для экономического роста, устранить имеющиеся барьеры в торговле, выработать общую стратегию развития, которая опиралась бы на внутренние источники, а деловым кругам - ставит цель наращивания своей конкурентоспособности не только в рамках экономического пространства, но и на мировом рынке.

Таким образом, расчеты наглядно демонстрируют, что  интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста.

 

2. История  становления Таможенного союза государств-участников СНГ

 

Формирование  Таможенного союза осуществлялось в два этапа. В задачу первого  этапа входило устранение имевшихся  на тот период ограничений в торговле между его участниками, выработка  единых таможенных тарифов и мер  нетарифного регулирования в  отношении взаимоотношений с  третьими странами.

Этот  этап формирования союза практически  полностью был завершен к концу 1995 - началу 1996 г.

Была  разработана единая и введена  в действие Товарная номенклатура внешнеэкономической  деятельности, определен единый порядок  совместного ведения таможенной статистики внешней торговли в странах-участниках Союза, созданы представительства  таможенной службы Российской Федерации  при таможенных службах Республики Беларусь, в Казахстане и Киргизии, а также аналогичные их представительства  в нашей стране. Кроме этого, проводилась  также и активная работа по присоединению  других стран СНГ к Таможенному союзу и создания единого таможенного пространства на территории СНГ, чего, к сожалению, так и не удалось пока сделать.

В соответствии с Положением о Совете руководителей  таможенных служб государств - участников СНГ, утвержденным решением Совета глав правительств СНГ 23 декабря 1993 г.[3,c.123]

Основными направлениями деятельности Совета являются содействие сближению и гармонизации таможенных законодательств государств - участников СНГ, координация их взаимодействия по основным аспектам таможенной политики, а также установление эффективного противодействия таможенным правонарушениям и контрабанде товаров.

Вторым  этапом планировалось объединение  таможенных территорий государств-участников Таможенного союза в единую таможенную территорию,

Это позволило бы не только свободно перемещаться населению некогда братских народов по территории Союза без каких-либо ограничений со стороны таможни, но и посредством упразднения таможенных постов на границах этих стран уделить больше внимания и финансовых средств на обустройство таможен и организацию таможенного контроля на внешних рубежах стран-участников.

На практике же упразднить таможенный контроль на границе, отменить таможенный контроль за товарами, происходящими с таможенной территории договорившихся государств. А также создать действенный механизм, позволяющий производить таможенное оформление товаров третьих стран в одном из государств без необходимости его дальнейшего оформления в другом государстве (куда товар, собственно, и предназначен) удалось только во взаимоотношениях между Россией и Беларусью. В отношениях с другими государствами СНГ - участниками Таможенного союза достичь таких результатов не удалось.

Во взаимоотношениях России и Республики Беларусь унифицировались  не только технологии таможенного оформления и контроля, методика определения таможенной стоимости товаров, но также идет и работа по унификации валютного законодательства, а также законодательства, регламентирующего юрисдикционную деятельность таможенных органов с целью снижения уровня правонарушаемости в таможенной сфере и повышения эффективности правоохранительной деятельности таможенных органов обоих государств.

Во взаимоотношениях с остальными государствами-участниками  Таможенного союза действует  упрощенный порядок таможенного  оформления товаров, происходящих из этих государств.

Упрощенный  порядок заключается в отказе от обязательного представления  в таможенные органы грузовой таможенной декларации и в отмене взимания таможенных сборов за таможенное оформление таких  товаров, а в остальном - порядок  таможенного оформления и контроля остается единым.

Современный договор между Беларусью, Казахстаном  и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного  союза был подписан в городе Душанбе 6 октября 2007 года.

28 ноября 2009 года встреча Д. А. Медведева,  А. Г. Лукашенко и Н. А.  Назарбаева в Минске ознаменовала  собой активизацию работы по  созданию на территории России, Беларуси и Казахстана с 1 января 2010 года единого таможенного пространства. В этот период был ратифицирован  ряд важных международных соглашений  по Таможенному союзу. Всего  за 2009 год на уровне глав государств  и правительств были приняты  около 40 международных договоров,  составивших основу Таможенного  союза.

Весной 2010 года между руководствами стран-участников начались разногласия, и 28 мая председатель правительства России В. В. Путин  объявил о том, что союз начнёт действовать без участия Белоруссиих[4,c.45].

После получения  официального подтверждения со стороны  Белоруссии в июне 2010 года, таможенный союз будет запущен в трехстороннем  формате вступлением в силу Таможенного  кодекса трёх стран.

С 1 июля 2010 года новый Таможенный кодекс стал применяться в отношениях между  Россией и Казахстаном, а с 6 июля 2010 — в отношениях между Россией, Белоруссией и Казахстаном.

1 апреля 2011 года на границе России и  Белоруссии отменён транспортный  контроль. Его перенесли на внешний  контур границ Таможенного союза.

1 июля 2011 года на границах Белоруссии, России и Казахстана отменён  таможенный контроль. Его перенесли  на внешний контур границ Таможенного  союза.

19 октября  2011 года в Санкт-Петербурге на  заседании глав ЕврАзЭС было заявлено о присоединении Киргизии к Таможенному союзу. И хотя официально Киргизию сразу же включили в состав ТС, реальное её присоединение произойдёт чуть позже, ближе к наступлению 2012 года.

 

3. Нормативно-правовое  регулирование Таможенного союза государств-участников СНГ

 

Единую  таможенную территорию таможенного  союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и  Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные  шельфы государств-участников таможенного  союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении  которых государства-участники таможенного  союза обладают исключительной юрисдикцией[6].

Информация о работе Роль России в создании Таможенного союза государств-участников СНГ