Разработка экскурсионных маршрутов литературной тематики Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 12:11, дипломная работа

Описание работы

Активизация экскурсионной деятельности в XIX в. была связана с появлением ряда организаций, практиковавших экскурсионные походы. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природоведческих памятников, ансамблей, музеев, а также различных выставок. Этому способствовала инициативная деятельность научных обществ.
Распространение экскурсий, горных восхождений, пеших походов и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать путешествия, передвижения и познавательные экскурсии для просвещения народа создали предпосылки для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

Содержание работы

Введение………………………………………………………….……………….3
Глава 1. Теория разработки экскурсии ………………….…………………..6
Понятие и предмет экскурсии…………………………………….6
Классификация экскурсии…………………………………………14
Экскурсии по литературной тематике…………………………….22
Выводы…………………………………………………………………...24
Глава 2. Разработка экскурсии «На Родину В.Солоухина»……………..25
2.1. Общий замысел (текст) экскурсии………………………………….25
2.2. Метод разработки экскурсии………………………………………34
2.3. Схема маршрута……………………………………………………..35
Выводы…………………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………….……..44
Список использованной литературы……………….………………….…....47

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ исправления(3).docx

— 2.30 Мб (Скачать файл)

В 1950-е гг. вышли первые сборники его стихотворений, в которых со временем все больше усиливалось стремление автора к философскому осмыслению жизни. Во время поездок  по стране и зарубежным странам публиковал репортажи и путевые очерки в различных изданиях. Книга "Владимирские проселки" (1957) сделала имя Солоухина известным. В 1958 г. его вводят в президиум Союза писателей РСФСР, в 1959 г. - даже Союза писателей СССР.

Во время скандала вокруг выхода на Западе в 1957 г. романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" и присуждения ему Нобелевской премии (1958) Солоухин был в числе осудивших поэта, но, как позже объяснял это Владимир Алексеевич, не ради защиты коммунистического режима, а поскольку не считал роман столь уж талантливым (таковым его и вправду назвать трудно), не сочувствовал непатриотичному мировоззрению Пастернака и не хотел быть его защитником в данном деле.

С 1951 много ездит по стране и зарубежным странам, публикуя репортажи в различных изданиях. Первая отдельная книга очерковой прозы "Рождение Зернограда" вышла в 1955; следующая - "Золотое дно" - в 1956. Книга "Владимирские проселки" (1957) привлекла серьезное внимание читателей и критики, получив самые одобрительные отклики. В 1964 опубликовал автобиографический роман "Мать-мачеха". Особое место в творчестве Солоухина занимают его художественно-публицистические книги "Письма из Русского музея" (1966) и "Черные доски" (1969). В 1964 - 81 был членом редколлегии журнала "Молодая гвардия".

Живя в Москве, Солоухин не порывал связи с родными местами, тамошними людьми. В 1965 выходит сборник стихотворений "С лирических позиций". В 1970-е увидели свет книги "Олепинские пруды" (1973) и "Посещение 3ванки"(1975). В 1980-е - "Время собирать камни" об Оптиной пустыни (монастыре близ г.Козельска) и сборник рассказов и очерков "Бедствие с голубями". Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, писал о необходимости их сохранения и защиты.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. Владимир Солоухин является видным представителем «писателей-деревенщиков». В 1975 году в журнале «Москва» была опубликована автобиографическая повесть «Приговор», где главному герою (от лица которого ведётся повествование) ставится онкологический диагноз и проводится хирургическая операция. В наследии писателя особое место занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысляет историю России XX века («Последняя ступень», «При свете дня», «Солёное озеро», «Чаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистское, либеральное и коммунистическое мировоззрение.

В июне 1956 Солоухин совершил путешествие пешком по владимирской земле.

Чувством любви к Родине и болью за ее судьбу проникнуты его повести “Владимирские проселки” (1957), “Капля росы” (1960), “Смех за левым плечом” (1984). Они были написаны на основе реальных впечатлений и принесли ему широкую известность. «Владимирские проселки» — это 40 дневниковых записей, сделанных во время путешествия по отчему краю; «Капля росы» — портрет родной деревни Олепино, «спроецированной на экран невозвратного детства обычного крестьянского мальчика». Солоухин считал, что как в капле можно увидеть отражение мира, так в жизни одного села можно обнаружить нечто, характерное для всей России.

Одним из первых поднял вопрос о бедственном положении крестьян, разоренных социалистическими экспериментами. В книге “При свете дня” (1992) показал антирусскую сущность еврейских большевиков, сознательно моривших голодом русских людей, чтобы заставить их подчиниться своей власти. В книге “Соленое озеро” (1994) вскрыл садизм и патологическую жестокость еврейских большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.

Солоухину принадлежит заслуга одного из зачинателей общественного движения за сохранение национального культурного достояния, исторических памятников и достопамятных мест.

Значительное место после лирических повестей в творчестве Солоухина заняли нашумевшие в ту пору острополемичные художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Черные доски» (1969) о древнерусском искусстве, в которых Солоухиным подняты острейшие проблемы спасения и восстановления гибнущих памятников старины. Размышляя о роли современного человека в поступательном развитии жизни, Солоухин ставил и разрабатывал проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой, наследием прошлого. Традиционная для Солоухина тема «уважения к преданию» стала основой книг «Время собирать камни» (1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988). В последней писатель делился своими раздумьями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами выдающихся деятелей русской национальной культуры (очерки об имении Г. Р. Державина — Званке, о блоковском Шахматове, Оптиной Пустыни, связанной с именами Гоголя, Достоевского, Толстого). Солоухин призывал к действенному изменению создавшегося положения в отношении к культурному наследию прошлого — памятникам старой архитектуры, живописи, музыки. В «Черных досках», «Письмах из Русского музея», а также в «Славянской тетради» (1965) формировалась солоухинская «философия патриотизма». Главная мысль художественно-публицистических книг Солоухина — ответственность человека за сохранение духовных богатств перед грядущими поколениями. Солоухин был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным деятелем «Русского клуба», а в 90-е — одним из руководителей движения за восстановление Храма Христа Спасителя.

В конце 50-х—60-е Солоухин широко обращался к малому жанру, создал рассказы «Девочка на урезе моря», «Ледяные вершины человечества», «Варвара Ивановна» и др., в которых отражены актуальные нравственно-этические проблемы, исследующие усложняющиеся связи человека в современном мире.

Автобиографический роман «Мать-мачеха» (1964) — первый опыт в этом жанре. Он посвящен жизни послевоенного студенчества. Главный герой — деревенский парень, сержант Митя Золушкин, несущий службу в столице. Он поступает в Литературный институт, попадает в необычную среду. Прослежен трудный процесс вживания героя в городской мир, причем героя-поэта. Душа Золушкина искала простоты и естественности отношений. Солоухину важно было показать в герое рождение художника.

В начале 60-х Солоухин пережил духовный перелом: «…я… начал прозревать и, точнее сказать, прозрел». История этого «прозрения» рассказана писателем в его романе «Последняя ступень (Исповедь вашего современника)» (1976—95). Солоухин назвал свой роман «главной книгой», которая, по его словам, была написана в 1976 «без оглядки» (т. е. без самоцензуры) и пролежала в столе писателя почти 20 лет (одна из глав романа под названием «Читая Ленина» была опубликована в немецком издательстве «Посев» в 1988). Весь роман издан в 1995. Ознакомившийся с ним еще в рукописи Л. Леонов заметил: «Вообще ходит человек по Москве с водородной бомбой в портфеле и делает вид, что там бутылка коньяку». «Опальное» произведение Солоухина — это исповедальный роман о мучительном пути прозрения русского писателя-самородка, о судьбе России в ХХ в., сущности советского строя и образа жизни в эпоху «застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать?» и «Кто виноват?». Остро ставится вопрос «о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством». Пафосом «прозрения» отмечены и острокритический рассказ «Похороны Степаниды Ивановны» (1967, опубликован в «Новом мире» в 1987), и повесть о детстве «Смех за левым плечом» (1989), и статья «Наваждение» (1991), книга о В. И. Ленине «При свете дня» (1992), повесть «Соленое озеро» — о патологической жестокости большевиков в лице одного из ярких их представителей А. Гайдара.

Солоухин пробовал свои силы в разных жанрах: от первого стихотворения «Дождь в степи» до «Венка сонетов» — сложной формы из пятнадцати сонетов. Известные стихи Солоухина «Мужчины» и «Лозунги Жанны д’Арк» положены на музыку. Писатель считал, что в «пределах своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как он решал их в жанровых рамках рассказа, новеллы, лирической миниатюры («Камешки на ладони», 1977), поэмы, романа, киносценария. В 1983—84 издательством «Художественная литература» было выпущено Собрание сочинений писателя в 4 томах. В 1995 начат выпуск 10-томного собрания сочинений. Посмертно опубликованы мемуары «Чаша».

Публичные выступления В. А. Солоухина времён «поздней перестройки» (конец 1980-х годов) проходили, в отличие от официозных речей прошлых лет, уже с позиций идеализации дореволюционной России. В статье «Читая Ленина» Солоухин одним из первых открыто высказал мысль, что необходимо пересмотреть взгляд на фигуру Ленина в истории России. В годы «перестройки» была популярна мысль, что преступления эпохи правления Сталина являются «извращением ленинских принципов», Солоухин же обосновывал противоположный тезис — что они являются закономерным продолжением ленинской политики.

В своей последней опубликованной книге (написанной еще в 1970-е) “Последняя ступень” (1995) остро ставит вопрос о еврейском засилье в России, о стремлении иудейских вождей к мировому господству над человечеством.

Владимир Солоухин много путешествовал, его произведения переведены на иностранные языки. Оставил большое поэтическое наследие, среди которого выделяется стихотворение «Три черёмуховых дня». Автор в последние годы жизни читал «Черёмуху» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, куда его приглашали.

Владимир Алексеевич был на редкость дружелюбным и отнюдь не чванливым автором, с которым легко работалось. Доброжелательность была одной из отличительных черт его характера. Он был абсолютно не завистлив, щедр к тем, кому симпатизировал.

Я тих и добр. Люблю с друзьями

Попить, поесть. Наедине

Люблю остаться со стихами,

Что пробуждаются во мне. 

Он считал себя прежде всего поэтом. Просил, чтобы представляли его не иначе как "поэт и прозаик", причем "поэт" – на первом месте. 
Писал с утра, ежедневно, положив за правило: две страницы в день, ни больше – ни меньше. Но говорил, что если чувствовал приближение рождения стиха, тут же откладывал в сторону все, над чем в тот момент работал: очерк, повесть, роман. "Прозу я писал сам, а стихи – мне всегда казалось, под чью-то диктовку", – признавался он. Так появились замечательные стихотворения "Ястреб", "Стрела", "Давным-давно", и другие.

Умер Владимир Солоухин 4 апреля 1997 года в Москве. Отпевание прошло в Храме Христа-Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был отпет в храме после его открытия.

Патриарх Московский и Всея Руси Алексий  сказал о  Владимире Алексеевиче Солоухине следующие слова:

«За годы жизни Господь судил Владимиру Алексеевичу многое сделать и пережить. Однако во всех жизненных обстоятельствах он всегда являл пример принципиальности, честности и верности своему призванию. Он прошел долгий, насыщенный многими событиями и испытаниями творческий путь. Сегодня В.А.Солоухина знают как выдающегося писателя современности, внесшего свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных литературных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной печати, участие во многих общественно значимых акциях, труды по воссозданию Храма Христа Спасителя - нее эти и другие дела Владимир Алексеевич с успехом осуществлял на протяжении всей своей жизни. И, видимо, промыслительно, что его отпевание было совершено в воссозданной всероссийской святыне. Своим подвижническим служением искусству, мудрым словом и добрым делом он, посредством данного от Бога таланта, убедительно свидетельствовал о любви к России, приверженности высоким христианским идеалам и вере в великую духовную силу нашего народа. Посему Владимир Алексеевич снискал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество неизменно привлекало и привлекает к себе внимание культурной общественности. Господь да упокоит душу его в селениях Небесных и да сотворит ему вечную память.»

Похоронен Владимир Алексеевич Солоухин в родном селе Алепине.

2.2. Методическая разработка экскурсии

«На Родину В. Солоухина»

 

Вступление. Экскурсовод освещает тему экскурсии, основные  пункты, которые планируется посетить во время экскурсии.

Подтема 1. Годы учёбы  во Владимире

Маршрут . Золотые ворота – здание Авиамеханического колледжа – п. Юрьевец

Объект показа: задание Авиамеханического колледжа.

Используемый приём – описание, рассказ  о годах учёбы В.Солоухина во Владимире.

Логический переход: Учась во Владимире, В. Солоухин  часто приезжал в родное село Алепино.

Подтема 2. Детские годы В.Солоухина

Маршрут : п. Юрьевец – поворот на Ставрово.

Объект показа: Фотографии  С. Алепино, дом родителей писателя. Используем приём реконструкции событий.

Подтема 3.Литературное творчество  В.Солоухина.

Маршрут : поворот на  п. Ставрово – с. Алепино.

Объекты показа: окрестности с. Алепино ( «Владимирские просёлки») . Фотографии.

По приезде в с. Алепино показываем дом, где жил В. Солоухин , проходим по селу. Далее остановка -  деревенское кладбище ,место -  где похоронен  писатель ( мемориал).

Заключение.

Подведение итогов экскурсии, ответы на вопросы.

 

 

 

 

2.3. Схема маршрута

 

Экскурсия рассчитана на 4 часа  (включая 1 час 20 мин. пути от  места отправления  «Золотые ворота» - деревня Алепино и обратно).

Отправление от  п. «Золотые Ворота» в 10.00.

Рис. 3. Карта Владимирской области ( маршрут )

Далее продемонстрирована дорога деревне Алепино. Здесь видим Владимирские поля и просторы, воспеваемые   В.Солоухиным.

Рис.4. Владимирские поля

Рис. 5. Владимирские просторы

Владимирская природа, так богато и щедро охваченная в произведениях Солоухина.

Рис. 6. Владимирские леса

Далее , двигаясь по маршруту, мы видим указатель на  дом , где родился В.А.Солоухин.

Рис.7. Указатель на село Алепино, дом, где родился писатель.

Рис. 7. Дом , где родился Владимирский великий писатель.

Рис. 8.Памятная табличка на доме

Рис. Концерт и литературные чтения, посвящённые памяти В. Солоухина.

 

Далее по маршруту   двигаемся вдоль  с. Алепино,  останавливаемся и осматриваем местную церковь.

 Далее двигаемся по  направлению к сельскому кладбищу, где находится захоронение и  мемориал В.Солоухину.

Рис.10.Церковь в деревне Алепино.

 

 

Рис.11.Могила писателя.

 

Рис.12. Вдова и внучка писателя

На обратном пути - Последний пункт  остановки – авиамеханический колледж (бывшее  инженерное училище) – памятная доска В.А.Солоухину, где он учился с 1938 по 1942г. и получил специальность механика-инструменталиста.

Информация о работе Разработка экскурсионных маршрутов литературной тематики Владимирской области