Приволжский федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:17, реферат

Описание работы

В состав Приволжского федерального округа входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, У ульяновская область.
Административным центром округа является г. Нижний Новгород .
Территория округа составляет 1037 тыс.кв.км, численность населения 30241 тыс.чел.

Содержание работы

Введение 3
1.Природно-ресурсный потенциал 4
2.Население и трудовые ресурсы 8
3.Структура и размещение ведущих отраслей экономики 9
4.Транспортная система 19
Заключение 29
Список использованной литературы...................................................................31

Файлы: 1 файл

география.docx

— 58.34 Кб (Скачать файл)

Транспортный  баланс и транспортно-экономические  связи. Приволжский федеральный округ имеет широкие связи со всеми федеральными кругами. В округ по железным дорогам ввозятся 76,5 млн т грузов, что составляет 25,9% от общего объема перевозок от всех видов сообщений, и 140,0 млн т(47,4%) общего объема перевозок ввозится в другие федеральные округа. Из такого сообщения объема ввоза, вывоза и внутреннего грузообмена следует, что Приволжских федеральный округ имеет положительный транспортный баланс. Наиболее тесные связи округ имеет с Уральским федеральным округом, из которого поступают 42,9% или 32,8 млн т всех завозимых грузов.

Приволжский федеральный  округ отправляет в другие федеральные  округа 140 млн т грузов, главным  образом продукции отраслей специализации. В небольших объемах Приволжский  федеральный округ отправляет продукцию  в Северо-Западный е федеральный  округ. Сюда поступает 49,5 млн т грузов или 35,2% общего вывоза за пределы округа. Объясняется это не теснотой технологических  связей с экономикой Северо-запада, а прежде всего с экспортной ориентацией  транспорта этого региона и возможностью наиболее удобной реализации связей с основными торговыми партнерами в Европе, Америке ,Африке. Важное место  в поставках грузов в Центральный  регион занимает широкая номенклатура прочих грузов, в котором преобладают продукция машиностроительных, нефтехимических, пищевых, сельскохозяйственных и других отраслей экономики.

Третьим по значимости партнёром  округа по поставкам грузов железнодорожным  транспортом является Южный федеральный  округ. Это является следствием экспортной ориентации транспорта этого округа, так и достаточно тесными хозяйственными связями Поволжья с предприятиями  Юга и прежде всего с такими субъектами Российской Федерации как  Волгоградская и Астраханская области.

С Сибирским федеральным  округом экономические связи  сравнительно невелики и составляют 6,7 млн т или 4,8% от общего вывоза грузов из Приволжья.

По железным дорогам Приволжского федерального округа осуществляется также  транзитные перевозки в широтном и меридиальном направлениях-Запад-Восток и Север-Юг.

Внешнеторговые  перевозки. Железные дороги Приволжского федерального округа имеют выход на сеть железных дорог Казахстана, а по них выходят на страны Центральной Азии, Китай, И ран. На границе Приволжского федерального округа с Казахстаном действуют три передаточных железнодорожных пункта – Озинки, Илецк, Никель-Тау.

Основные экспортные грузы  – нефтегрузы, их доля в общем  объёме экспорта через передаточные пункты Приволжья достигает – 35,2% (2,9 млн т.) Велика доля и прочих грузов – треть экспорта(2,8 млн т ). Из других грузов следует отметить лесоматериалы  – 10,7% (0,9млн т) ,строительные материалы  и металлы – по 8,3%(по 0,7 млн  т),хлебные грузы – 2,4% (0,2 млн т).

В Приволжье с железных дорог Казахстана было принято 6,1 млн  т грузов, из которых почти треть  составили нефтегрузы (2.0 млн т) и 31,1% (1,9 млн т).

Сеть железных дорог и  её использование

В состав сети железных Приволжского федерального округа входят магистрали, обеспечивающие широтные и меридиональные  транспортно – экономические  связи. При этом это не только связи, вытекающие из потребностей населения  и экономики округа. По ним осуществляется также большой объём межрегиональных  связей восточных регионов с западными  районами России, а также внешнеторговых и транзитных  перевозок. Задачи железных дорого округа по освоению таваропотоков  достаточно устойчивыми и в ближайшие 10-20 лет конфигурация грузопотоков принципиально меняться не будет. Наиболее загруженной магистралью являются линия Екатеринбург – Лек (граница  Приволжского и Уральского федерального округов) – Пермь – Яр – Лянгасово  – Котельнич – Свеча – Супротивный( граница Приволжского и Центрального федеральных округов). – Вологда.

Высоко загруженным является железнодорожный ход Кропачёво  – Аша (граница Приволжского и  Уральского округов) – Уфа – Чишмы  – Абдулово – Кинель – Самара – Сызрань – Пенза – Ртищево  – Балашов – Поворино. Здесь  эксплуатационная загрузка по участкам (за 2008 г) колеблется в более широком  диапазоне – от 50,3 млн т км/км до 124,4 млн ткм/км.

Увеличение объёмов перевозок  на сети железных дорог будет происходить  не только в связи с ростом внешнеэкономических  и транзитных связей. Большое воздействие  окажет также дальнейшее развитие основных грузообразующих отраслей экономики  округа и прежде всего его нефтехимического комплекс. Намечено создание нового нефтехимического кластера в Нижнекамске (Республике Татарстан),свободный экономической  зоны «Алабуга» (Республика Татарстан),развитие автосборочного производства зарубежных марок, сооружение нового цементного завода в Самарской области и т.д.

Предполагается осуществить  строительство новых железнодорожных  линий – Пермь (Соликамск) – Сыктывкар  протяжением в пределах округа 459 км, являющейся головным участком магистрали Белкомур, обеспечивающей кратчайший выход из районов Приволжья, Урала и Сибири в Северо – Западный регион. Будут построены обходы Саратовского (38 км)  и Пермского (104 км) узлов. Будет построена высокоскоростная пассажирская линия Москва – Нижний Новгород ( в пределах округа 70 км). Общий объем инвестиций в развитие транспортной инфраструктуры Приволжского федерального округа в период до 2030 г. Оцениваются в 567 млрд руб.,в том числе в период до 2015 г. – 207 млрд руб.

 

Заключение

В результате формирования сети автомобильных дорог и развития автодорожной сети регионального и  местного значения обеспечено устойчивое и доступное пассажирское сообщение  между всеми населенными пунктами округа, а также с населенными  пунктами соседних регионов и центральных  регионов страны. Открыты маршруты скоростного и высокоскоростного  движения железнодорожного транспорта, расширена сеть междугородного и  местных автобусных маршрутов. Повысится  качество жизни и мобильность  населения, уровень его интеграции в процессы социального развития. Постепенный рост транспортной обеспеченности населенных пунктов отдаленных территорий округа на основе развития местной  транспортной сети, сопряженной с  опорной транспортной сетью, повысит  инвестиционную привлекательность  многих районов, создаст дополнительные рабочие места, сформирует основу для  экономического возрождения. Транспортная подвижность населения округа повысится  в 1,5 - 2 раза.

На дорогах возможно использование  интеллектуальных транспортных систем, обеспечивающие эффективное управление транспортными потоками, оперативное  информирование водителей, безопасность движения, управление ликвидацией последствий  дорожно-транспортных происшествий и  реализация других современных функций.

Железнодорожный транспорт  надежно и устойчиво обеспечивает связи района с другими районами страны и зарубежья. По территории ЦЧР  проходят в меридиональном направлении  железнодорожные магистрали Москва – Курск –  Белгород – Харьков, Москва – Елец – Старый Оскол  – Донбасс, Москва – Воронеж –  Ростов-на-Дону, Брянск – Готня –  Харьков. В широтном направлении  территорию пересекают линии Саратов  – Тамбов – Мичуринск, Волгоград  – Липецк – Орел – Рига, Воронеж  – Курск – Киев, Харьков –  Балашов – Пенза.

Важную роль играет автомобильный  транспорт, который обеспечивает внутригородские, пригородные, внутрирайонный перевозки. Республиканское значение имеют  автомагистрали Москва – Орел –  Курск – Белгород – Харьков, Москва – Воронеж – Ростов-на-Дону, Москва – Тамбов – Волгоград, Воронеж  – Курск, Белгород – Ахтырка.

По территории района проходят ряд газопроводов: Ставрополь –  Москва, Саратов – Москва, Средняя  Азия – Центр. Территорию района пересекают нефтепровод «Дружба» и аммиакопровод  Тольятти – Одесса.

Речной транспорт в  районе значительной роли не играет. Небольшое  количество грузов перевозится лишь на небольших судоходных участках Дона и Цны. Большая роль этому виду транспорта может быть отведена в  рекреационных и туристических  целях.

Воздушный транспорт осуществляет грузовые и пассажирские перевозки. Однако роль его в грузовых перевозках невелика. Велика роль воздушного транспорта в межрайонных перевозках и в  перевозках пассажиров в дальнее  зарубежье.

Таким образом, экономический  потенциал района обусловлен природно-ресурсным, трудовым, научно-техническим, производственным потенциалом.

 

Список использованной литературы

  1. В.А Ермолаева  Экономическая география и регионалистика . Год издания 2010.
  2. Экономическая и социальная география России: учебник / Под ред. А.Т. Хрущева. М.: КРОН-ПРЕСС, 2011.
  3. Кузьбожев Э. Н. Экономическая география и регионалистика (история, методы, состояние и перспективы размещения производительных сил) 2009.
  4. Региональная экономика. Природно-ресурсные и экологические основы/ Под ред. В. Глушковой, Ю. Симагина. – М.: КноРус, 2012.
  5. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года.
  6. http://www.mchs.gov.ru/rc/about/?SECTION_ID=1340&rc_id=volga
  7. http://www.metaprom.ru/pub484.html
  8. http://www.partnersearch.ru/okruga/privolg.php

 

 


Информация о работе Приволжский федеральный округ