Приволжский федеральный округ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:17, реферат

Описание работы

В состав Приволжского федерального округа входят следующие субъекты Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Пермский край, Кировская область, Нижегородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Самарская область, Саратовская область, У ульяновская область.
Административным центром округа является г. Нижний Новгород .
Территория округа составляет 1037 тыс.кв.км, численность населения 30241 тыс.чел.

Содержание работы

Введение 3
1.Природно-ресурсный потенциал 4
2.Население и трудовые ресурсы 8
3.Структура и размещение ведущих отраслей экономики 9
4.Транспортная система 19
Заключение 29
Список использованной литературы...................................................................31

Файлы: 1 файл

география.docx

— 58.34 Кб (Скачать файл)

Агропромышленный комплекс ПФО играет большую роль в межрегиональном  территориальном разделении труда. По объему произведенной сельхозпродукции Поволжье является несомненным лидером. Размещение и специализация сельского  хозяйства ПФО во многом определяется природно-климатическими условиями. В  более северных лесных областях ведущая  роль принадлежит животноводству, в  лесостепных и степных областях — растениеводству. Регионы Среднего Поволжья (Саратовская, Самарская области, Татарстан), а также Оренбургская область и отчасти Башкортостан имеют самую высокую распаханность  территории, это один из ведущих  зерновых районов. В посевных площадях безусловным лидером является пшеница, выращиваются также рожь, овес, ячмень, крупяные культуры (просо, гречиха), сахарная свекла, подсолнечник. Развито производство картофеля и овощебахчевых культур. В Нижегородской и Кировской  областях выращивается лен-долгунец, в  Мордовии - конопля, Чувашии - хмель.

Основной отраслью животноводства является мясомолочное скотоводство, свиноводство, птицеводство. Вблизи городов  скотоводство имеет молочно-мясное направление. В южных областях (Башкортостан, Саратовская и Оренбургская области) развито мясошерстное овцеводство. В Башкортостане традиционными  отраслями являются коневодство  и пчеловодство. Производство знаменитого  башкирского меда основывается на самых  обширных в стране посадках липы. Пчеловодство развито также в Мордовии и  Чувашии.

В некоторых регионах Приволжья  сельское хозяйство нуждается в  орошении и обводнении, например в  Оренбургской, Саратовской и Самарской  областях, на севере - в осушении болот.

Ведущая отрасль пищевой  промышленности Приволжья, имеющая  общероссийское значение - мукомольная, особенно развита эта отрасль  в Самарской, Саратовской, Ульяновской областях, а также в Нижегородской и Кировской областях. Также важной отраслью региона является производство пищевой соли в Соль-Илецке (Оренбургской области). Во всех крупных городах ПФО есть предприятия пищевой промышленности, производящие продукты питания для населения (мясопродукты, молочные продукты, масло).

4.Транспортная система

Общая характеристика транспортной системы. Транспортная сеть округа представлена железнодорожным, автомобильным, речным, авиационным видами транспорта.

Протяженность железнодорожных  путей, автомобильных дорог, внутренних водных судоходных путей составляет 172023,3 км, при этом эксплуатационная длина железнодорожных путей  общего пользования – 15227,4 км, протяженность  автомобильных дорог общего пользования  с твердым покрытием – 148800,4 км, протяженность внутренних водных судоходных путей – 8123,0 км.

Главные железные дороги: Москва - Нижний Новгород - Котельнич-Киров-Глазов, Москва - Оренбург - Ташкент, Оренбург –  Орск – Челябинск – Екатеринбург, Москва – Пермь – Екатеринбург – Владивосток, Москва – Казань – Екатеринбург – Омск. Один из важнейших  железнодорожных узлов России - г. Канаш. Через ст. Канаш осуществляется связь с крупными промышленными  центрами Восточной Сибири, юга Российской Федерации и через Москву с  западными регионами России и  зарубежными странами.

Основные автомобильные  магистрали: Москва - Нижний Новгород-Казань, Уфа – Стерлитамак, Уфа – Белорецк, Уфа – Бирск – Янаул, Стерлитамак  – Раевка – Белебей – Туймазы  – Бугульма. Пермь – Екатеринбург, Санкт-Петербург – Киров –  Пермь, Москва – Самара – Уфа - Челябинск.

Основными речными транспортными  магистралями являются реки Волга, Кама, Белая.

Практически во всех субъектах  округа имеются аэропорты, обслуживающие  международные и внутренние  линии.

Внутренний водный транспорт. Общая протяженность судоходных внутренних водных путей, расположенных  в Приволжском федеральном округе составляет 9 541 км, из них с гарантированными габаритами судовых ходов 3761 км (с 2002 года протяженность стабильная).

 Обеспечивает перевозки  массовых грузов, прежде всего  нефтепродуктов, строительных материалов  и др.,в межрегиональных сообщениях. Большие объемы перевозок в  основном строительных материалов  осуществляется во внутрирегиональных  сообщениях. Основные судоходные  пути составляют реки Волга,  Кама, входящие в состав Единой  глубоководной системы европейской  части России. На Волге в пределах  округа гарантированные глубины  достигают 4.0 м. Исключение составляет  участок от нижнего порога  шлюза Городецкого гидроузла   до Нижнего Новгорода (54),на  котором вследствие заполнения  до промежуточной водоотметки  водохранилища Чебоксарской  ГЭС  гарантируется глубина 3,5 м, а  в маловодные годы опускается  в отдельные периоды навигации  до 2,8 м. На участке реки в  границах округа действуют четыре  гидроузла -Городецкий, Чебоксарский, Самарский, Балаковский. На реке  Каме построены три гидроузла  –Камский (выше города Перми , Воткинский (город Чайковский) и  Нижнекаменский (район города Набережные  Челны) .

Ввоз грузов в округ  в 2008  г.из других районов по внутренним водным путям составил 2,7 млн. т, в  том числе1.3 млн.т из районов Севера-Запада, 0,8 млн.т из районов Центра  и 0,6 млн.т из районов Юга. Вывоз грузов из округа составил 4,5 млн.т, из них Северо-Запад-1,6 млн.т, в Центр-2,1 млн.т и 0,8 млн.т  в - южные районы страны.

Автомобильный транспорт. По территории Приволжского федерального округа проходят основные автомобильные дороги общего пользования федерального значения, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа  с Уральским, Сибирским Дальневосточным  федеральными округами, а также   с Республикой Казахстан, в том числе:

М-5 «Урал» - от Москвы через  Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска, протяженностью 1128,5 км;

М-7 «Волга» - от Москвы через  Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань до Уфы с обходом г. Нижний Новгород, с подъездами   к городам  Чебоксары,  Ижевску, Перми, протяженностью 1473,1 км.

Всего по состоянию на 1 января 2010 года протяженность автомобильных  дорог общего пользования федерального и регионального значения составила 110 943 км (20,4 % от всей протяженности вышеуказанных  автомобильных дорог России) и  искусственных сооружений на них, включая  мосты и путепроводы 370 133 погонных метров (соответственно - 20,5%), в том  числе:

– автомобильных дорог  федерального значения – 7388 км (14,7 % от протяженности автомобильных дорог  федерального значения России)  и  искусственных сооружений – 51242 пог. м ( 12,3 %);

– автомобильных дорог  регионального значения – 103 555 км (21,0 %) и искусственных сооружений – 318 891 пог. м (23,0 %).

Плотность автомобильных  дорог общего пользования федерального  и регионального значения на 1 тысячу квадратных километров составляет 114,2 км, по России данный показатель – 31,8 км.

Воздушный транспорт играет значительную роль, прежде всего для  обеспечения перевозок пассажиров на дальние расстояния на внутрироссийских и международных линиях. Аэропорты  для приема современных воздушных  судов имеются во всех крупных  городах субъектов Российской Федерации  входящих в округ. Нижний Новгород является первым аэропортом, который был связан воздушной линией с Москвой. В  Ульяновске организована крупная компания по перевозке грузов воздушным транспортом. Крупные аэропорты, обеспечивающие внутренние и международные линии, имеются также в Перми, Самаре, Казани.

Нефтепроводный  транспорт. По территории проходят ряд крупных нефте- и газопроводов российского и международного значения. Международное значение имеет система нефтепроводов «Дружба» - от Альметьевска через Самару, Брянск до Мозыря (Беларусь) и далее в европейские страны, две трассы нефтепровода Сургут-Полоцк, пять магистральных газопроводов Уренгой-Центр и один экспортный газопровод Уренгой-Ужгород. Приволжье имеет довольно разветвленную сеть трубо¬проводного транспорта внутреннего значения, она объединяет эксплуатируемые нефтяные районы и нефтеперерабатывающие заводы.

Нефтепродуктопроводный  транспорт. Нефтепродуктопроводы в  Приволжском федеральном округе получили значительное развитие. По системе  продуктопроводов осуществляется транспортировка  продукции во внутрирегиональных, межрегиональных  и международных сообщениях.

Газопроводный транспорт  представлен системой магистральных  газопроводов, имеющих большую значимость для обеспечения потребностей европейской  территории России, а также поставок газа в страны зарубежной Европы. Это  пять магистральных газопроводов Уренгой  – Центр и ориентированный  на экспорт газа газопровод Уренгой - Помары – Ужгород.

Железнодорожный транспорт. По территории Приволжского федерального округа проходят железнодорожные линии, связывающие Центральный и Северо-Западный федеральные округа с Уральским, Сибирским Дальневосточным  федеральными округами, а также с Республикой Казахстан.

Эксплуатационная длина  железнодорожных путей Приволжского федерального округа составляет около 15 тысяч км.

Приволжский федеральный  округ занимает второе место в  России по плотности железных дорог.

По основным удельным показателям  транспортной инфраструктуры Приволжский  федеральный округ находится  в числе лидеров среди российских федеральных округов.

Через Приволжье проходит Куйбышевская железнодорожная магистраль, обеспечивая связь западных и  центральных регионов России с Уралом, Сибирью, на севере территорию пересекают две железнодорожные магистрали, имеющие трансконтинентальное значение: Москва - Ярославль - Киров - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Омск - Владивосток и Москва - Казань - Екатеринбург - Курган - Омск. Параллельно Волге проходит Приволжская  железная дорога.

Отправление и прибытие грузов. Производственный потенциал и отраслевая структура экономики Приволжского федерального округа формируют объемы погрузки и выгрузки грузов на железных дорогах региона и их структуру. Объем отправления грузов, выполненный железнодорожными станциями округа в 2008 г. Составил 219млн т. В общем объеме отправления приходиться на нефтегрузы (83,6 млн т.),главным образом нефтепродукты ,отправляемые с нефтеперерабатывающих предприятий Нижегородской, Самарской областей, Республики Башкаркостан, Республике Татарстан, Пермского края и других субъектов Российской Федерации, входящих в округ. Второе место в отправлении на строительные материалы(25,8% общего отправления или 56,6 млн. т.). В отправлении значительное место (14,9%) занимают прочие грузы – машины и оборудование, нефтехимические товары, продукция легкой, пищевой промышленности ,сера, цветные металлы и другие металлы.

Наиболее крупными станциями  по отправлению грузов в округе являются Зеленцино (14,1 млн т,в том числе 13,8 млн т.нефтегрузы),Каргала (4,5 млн  т,в том числе 3,6 млн т. Нефтегрузы, 0,9 млн т. прочие грузы),  Круторожино (5,0 млн т,строительные материалы), Кинель(4,8 млн т,из них 4,6 млн т нефтегрузы),Новотроицк(5,6 млн т,из них 3,2 млн т черные металлы,1,5 млн т строительные материалы), Березники(11,1 млн т,из них 4,6 млн т. Удобрения,6,5 млн т строительные материалы),Соликамск (6,6 млн т,в том числе 5,1 млн т удобрения,0,6 млн т прочие грузы),Нефтяная (3,3 млн т нефтегрузы)

Пассажирские  перевозки. В  2008 году пассажирооборот железнодорожного транспорта в Приволжском федеральном округе составил 30,7 млрд пасс.-км,а отправление пассажиров по сети железных дорог округа – 140,9 млн чел.

Более80 % от общего объёма отправления  пассажиров по Приволжскому федеральному округу приходиться на Куйбышевскую, Горьковскую и Свердловскую железные дороги.

Наибольшие размеры движения пригородных поездов наблюдались  на подходах к таким городам как  Самара, Уфа, Казань, Нижний Новгород. Максимальные размеры движения были отмечены на следующих участках: Самара – Безымянка - до 35 пар в сутки, Пермь – Левшино  и Горький – Московский – Горький  – Сортировочный – 33 пары, Юдино  – Васильево и Горький –  Московский – Толоконцево – 32 пары, Васильево – Зелёный Дол – 27 пар, Казань – Юдино – 26 пар,Дёма – Уфа – 24 пары в сутки.

Более 50 % перевозок пассажиров дальнего следования осуществляется в  связях с Центральным федеральным  округом. На связи с Уральским  округом приходиться порядка 18,7 % отправленных пассажиров, с Южным 13,3%.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года общий объем пассажирооборота по Приволжскому федеральному округу к2015 году прогнозируются на уровне 33,6 млрд. пасс. км (на 9,4 выше уровня 2008 г),в том  числе в дальнем следовании- 27.0 млрд. пасс.км и в пригородном  сообщении-6.6 млрд. пасс. км. Аналогичные  тенденции будут наблюдаться  и в объемах отправления пассажиров, которые к 2015 году достигнут уровня 152,4 млн чел.(что на 8,1% выше уровня 2008 г.),в том числе в дальнем  следовании 19,4 млн чел.,в пригородном  сообщении0133,0 млн чел.

В соответствии со Стратегией развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года в Приволжском федеральном округе предусматривается организация  скоростного пассажирского движения в сообщениях Москва-Нижний Новгород, а также в сообщениях Самары с  такими городами как Саратов, Саранск, Пенза, с Москвой и Волгоградом  со скоростью движения поездов до 140-160км/ч. В последующем периоде  предусматривается строительство  специализированной высокоскоростной магистрали Москва-Нижний Новгород со скоростью движения поездов до 350 км/ч.

Информация о работе Приволжский федеральный округ