Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2013 в 16:30, контрольная работа

Описание работы

Воззрения Л.Н.Гумилева – сложная система, в которой взаимодействуют
не локальные объекты, а Космос и биосфера Земли в целом. Генеральный
идеей творчества Л.Н.Гумилева было евразийство – направление русской
исторической мысли, возникшее в первой половине ХХ века. Он не раз
выражал согласие с основными историко-методологическими взглядами

Содержание работы

Введение--------------------------------------------------------------------------------------3
1.Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева-------------------------------------------4
2. Пассионарность – движущая сила этногенеза------------------------------------9
3. Фазы этногенеза------------------------------------------------------------------------14
Заключение-------------------------------------------------------------------------------22
Список использованной литературы------------------------------------------------23

Файлы: 1 файл

география.docx

— 56.35 Кб (Скачать файл)

весьма мало походили друг на друга и на ортодоксальную доктрину  ислама.  Но

ведь  и  христиане-европейцы  отнюдь  не  дружили   между   собой.   Однако,

сталкиваясь с мусульманами или язычниками, они находили  между  собой  общий

язык и бросались на общего противника.

      Этнос –  всего лишь  вариант  суперэтноса,  в  который  он  входит  как

элемент мозаичной системной  целостности. Структура этноса  более  или  менее

сложна,  но  именно  эта  сложность  и  обеспечивает  этносу   устойчивость,

благодаря чему он имеет  возможность пережить века смятений, смут  и  мирного

увядания.  Принцип  этнической   структуры   можно   назвать   иерархической

соподчиненностью субэтнических  групп. Например,  карел  в  деревне  Тверской

области называет себя карелом, а приехав в Москву учиться  – русским,  потому

что в деревне  противопроставление  карелов  русским  имело  значение,  а  в

городе не имеет, так как  различия в быту столь ничтожны,  что  скрадываются.

Но если бы это был не карел, а татарин, то он  продолжал  бы  называть  себя

татарином,  так  как   религиозное   различие   усугубляло   этнографическое

несходство с русскими.  Татарин,  попавший  в  Западную  Европу  или  Китай,

считался бы русским, и  сам был бы с этим  согласен,  а  в  Новой  Гвинее  он

воспринимался  бы  как  европеец,  только  не  из  «племени»  англичан   или

голландцев.

      Итак, этносы  делятся на субэтносы, то есть  подразделения, существующие

лишь потому, что они  входят в единство этноса. Без этноса они распадаются  и

гибнут. С одной стороны, субэтносы находятся внутри этноса,  а  с  другой  –

носители субэтнических  стереотипов поведения отличаются от прочих  манерами,

обхождением, способом выражать чувства и т.п.  Этносы  возникают  вследствие

разных   исторических   обстоятельств.   Они   сравнительно    безболезненно

рассасываются, заменяясь  другими,  но  с  теми  же  функциями  и  судьбами.

Французы – яркий пример монолитного этноса  –  включают  в  себя  бретонских

кельтов,  гасконцев  баскского   происхождения,   лотарингцев   –   потомков

алеманнов  и  провансальцев.  В  середине  1Х  века,  когда   впервые   было

документально   зафиксировано   этническое    название    «французы»,    все

перечисленные народы,  а  также  другие  –  бургунды,  норманны,  аквитанцы,

савояры – еще не составляли единого этноса,  и  только  после  тысячелетнего

процесса этногенеза образовали этнос, который  ныне  называют  «французами».

Процесс слияния, однако, не вызвал нивелирования локальных  обычаев,  обрядов

и  т.п.  Они  сохранились  как  местные   провинциальные   особенности,   не

нарушающие этнической целостности  французов.

      Некоторая  сложность структуры  этноса  повышает  его  сопротивляемость

внешним ударам, поэтому  там,  где  этнос  при  рождении  не  был  достаточно

мозаичен, как, например, в  Великороссии Х1У-ХУ веков, он сам  стал  выделять

субэтнические образования, иногда оформлявшиеся в виде  сословий.  На  южной

окраине выделились  казаки,   на  северной  –  поморы.  Впоследствии  к  ним

прибавились  землепроходцы   (на   первый   взгляд,   просто   представители

определенного  рода  занятий)  и  следовавшие  за  ними  крестьяне,  которые

перемешались с  аборигенами  Сибири  и  образовали  субэтнос  сибиряков  или

«челдонов». Раскол церкви повлек за собой появление еще одной  субэтнической

группы  –  старообрядцев,  этнографически  отличавшихся  от  основной  массы

русских. В ходе истории  эти субэтнические  группы  растворились  в  основной

массе этноса, но в то же время  выделились  новые.  Назначение  субэтнических

образований   –   поддерживать   этническое   единство   путем   внутреннего

неантагонистического соперничества.  Эта  сложность  –  органическая  деталь

механизма  этнической  системы.  При  упрощении  этнической  системы   число

субэтносов   сокращается   до   одного,   и   это   знаменует   пережиточное

(персистентное) состояние  этноса.

      Субэтносы  вырастают из конвиксий, а те  в свою очередь – из консорций.

      Консорция  – группа людей,  объединенных  одной  исторической  судьбой.

Чаще всего они распадаются,  но  иногда  сохраняются  на  срок  в  несколько

поколений.  Тогда  они   становятся   конвиксиями   –   группами   людей   с

однохарактерным бытом и  семейными связями. Уцелевшие конвиксии  вырастают  в

субэтносы.  Первые  колонии  в   Америке   создавали   консорции   англичан,

превратившиеся  в  конвиксии:  Новую  Англию  –  пуритане,  Пенсильванию   –

квакеры, Виргинию – роялисты  и  т.  п.  Из  Англии  уезжали  консорции,  не

мирившиеся либо с Кромвелем, либо со Стюартами, а на новой почве, где  былые

споры неактуальны, они стали  конвиксиями, противопоставлявшими себя  соседям

- индейцам и французам.

 

 

 

   2. Пассионарность – движущая сила этногенеза.

 

 

       Понятие «пассионарность».

 

      Откуда  и почему возникают этносы  – новые  общности,  вдруг   начинающие

отделять себя от  соседей?  Установление  предков  не  исчерпывает  проблемы

образования этноса. Предки  есть  всегда,  а  этносы  образуются  достаточно

редко во времени и пространстве.

      Развивая  теорию  В.И.Вернадского,  Л.Н.Гумилев   пришел  к  выводу  об

энергетической сущности этногенеза. В основе этногенеза как  процесса  лежит

открытая В.И.Вернадским  биохимическая  энергия  живого  существа  биосферы.

Первый биогеохимический  принцип  Вернадского  гласит:  «Биогенная  миграция

атомов химических элементов  в  биосфере  всегда  стремится  к  максимальному

своему проявлению. Все  живое вещество планеты является источником  свободной

энергии, может производить  работу».  Планета  получает  из  космоса  больше

энергии, чем это необходимо для поддержания равновесия  биосферы;  свободная

энергия порождает у животных  спазмы  активности,  а  у  человека  –  взрывы

этногенеза.  Таким  образом,  по  Гумилеву,  движущая  сила   этногенеза   –

биохимическая  энергия,  привносимая  в  организмы  из  космоса,  а   способ

действия этой силы –  взрыв этногенеза (пассионарный толчок).

      В результате  взрыва этногенеза происходит  определенного рода  мутация:

у  части  особей   возникает   новый   признак,   который   Гумилев   назвал

«пассионарностью». Если принять  за  эталон  импульс  врожденного  инстинкта

самосохранения (1), то  импульс  пассионарности  (Р)  будет  иметь  обратный

знак, ибо заставляет людей  жертвовать  собой  и  своим  потомством.  С  этой

точки зрения пассионарность – признак  вредный,  если  не  губительный,  для

своего носителя и его  близких.

 

   Градации пассионарности.

 

   По признаку пассионарности Гумилев классифицирует человеческих  особей

на три основные группы: 1) пассионарии (Р больше 1);  2)  гармоничные  особи

(Р равно 1); 3) субпассионарии (Р меньше 1).

      Пассионарии  в полном смысле этого слова  – люди, у которых пассионарный

импульс   (стремление   к   самопожертвованию)    сильнее,    чем    чувство

самосохранения, как индивидуального, так и видового. Гумилев  выдвигает  две

возможные гипотезы:  либо пассионарная  особь  захватывает  больше  энергии,

чем нормальная, либо при  равном захвате энергии  концентрированно  (конечно,

бессознательно)  направляет  ее  на  достижение  конкретной  цели.  В  обоих

случаях результат  один:  высшая  нервная  деятельность  особи  будет  более

активной, нежели это характерно для особи нормальной.

      Варианты  пассионарности различны и выражены  могут быть ярче и слабее  –

от пророков и революционеров, идущих на баррикады, до  безымянных  зодчих  и

сочинителей сказок. Пассионарии  – это конкистадоры и землепроходцы, поэты  и

ересиархи, и инициативные фигуры вроде Цезаря или Наполеона.

      Пассионарность  отдельного человека спорягается  с любыми  способностями

(высокими,  средними,  малыми);  она  не  зависит   от  внешних  воздействий,

являясь чертой конституции  данного  человека.  Она  не  имеет  отношения  к

этическим нормам, одинаково  порождая подвиги и  преступления,  творчество  и

разрушение, благо и  зло,  исключая  только  равнодушие.  Пассионарность  не

делает  человека  «героем»,  ведущим  толпу,  ибо  большинство  пассионариев

находится именно в «толпе», определяя ее потентность  и  степень  активности

на тот или иной момент.

      Но как  ни велика роль пассионариев  в этногенезе, число  их  в   составе

этноса всегда ничтожно. У подавляющего большинства –  гармоничных  особей  –

оба  импульса  уравновешены.   Гармоничные  особи  –  люди  работоспособные,

полноценные умственно и  физически,  уживчивые,  но  не  сверхактивные.  Люди

этого склада – крайне важный элемент  в  теле  этноса.  Они  восстанавливают

его, умеряют вспышки пассионарности, умножают материальные ценности  по  уже

созданным образцам. Они  вполне могут обходиться без  пассионариев,  пока  не

объявится внешний враг.

      Третья   категория   –   люди   с   «отрицательной»    пассионарностью

(субпассионарии).  Их  поступками   управляют   импульсы,   вектор   которых

противоположен  пассионарному  напряжению.  Они  плохие   солдаты,   никакие

рабочие; они не умеют  регулировать свои вожделения. Они  не  изменяют  мир  и

не сохраняют его, а  существуют  за его счет. Яркий  пример –  римский  плебс,

нагло требующий «хлеба и  зрелищ». В силу  своей  подвижности  субпассионарии

часто играют важную роль в  судьбах этносов, совершая вместе с  пассионариями

завоевания и перевороты. Но если  пассионарии  могут  проявить  себя  и  без

субпассионариев, то последние  без пассионариев – ничто,  и  способны  только

на  нищету  или  разбой,  жертвами  которого   становится   основная   масса

населения.

      Пассионарность  обладает  важным  свойством:  она  заразительна.   Это

значит, что люди гармоничные (а  в  еще  большей  степени  –  импульсивные),

оказавшись в непосредственной близости от пассионариев, начинают вести  себя

так, как если бы  они  были пассионарны. Это обстоятельство без  специального

осмысления известно довольно  широко  и  используется,  главным  образом,  в

военном деле, где из пассионариев, узнанных  интуитивно,  формируют  ударные

части, либо сознательно  распыляют их в массе мобилизованных,  чтобы  поднять

«воинский дух».

 

 

    Пусковой момент  этногенеза.

 

 «Пусковой момент»  этногенеза (взрыв этногенеза, пассионарный  толчок) –

это внезапное появление  в популяции некоторого числа  пассионариев,  которое

быстро увеличивается  и у которого появляется через  значительный  промежуток

времени возможность навязать свою волю большинству населения. В  эти  моменты

происходит  этническая  перестройка,  в  результате  которой  из  нескольких

этнических субстратов –  старых этносов – появляются новые. Старые  при  этом

разваливаются, а новые  активно развиваются. Гумилев отметил  в известной  нам

Информация о работе Понятие «этнос» в трудах Л.Н.Гумилева