Похоронно-поминальный обряд народов крайнего севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера - составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. В современном мире почти нет однонациональных государств, везде существуют сообщества малочисленных народов, вносящих неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие. Поэтому актуальной задачей является поиск путей сохранения и развития традиционной культуры северных этносов, включающей бережное отношение к природе и ее дарам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
3
Методы исследования………………………………………………….
6
Обзор литературы………………………………………………………
8
Похоронно-поминальный обряд коренных народов Крайнего Севера ………………………………………………………………….

11
Чукчи …………………………………………………………….
11
Ненцы ……………………………………………………………
14
Эвенки …………………………………………………………...
19
Эскимосы ………………………………………………………..
23
Алеуты …………………………………………………………...
24
Ханты …………………………………………………………….
26
Погребение шамана ……………………………………………………
30
Выводы ………………………………………………………………………..
33
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список использованной литературы и источников ……

Файлы: 1 файл

курсовая похоронно-поминальный обряд.docx

— 3.87 Мб (Скачать файл)

По истечении семи лет изготавливали куклу наподобие умершего (нгытырму), которую хранили женщины. С изготовленной куклой делают все то, что делал при жизни человек. Если семья садилась за стол, то рядом усаживали нгытырму. Когда ложились спать, женщина раздевала куклу и укладывала рядом с собой. Через три года куклу зарывают в особую от умершего могилу. Кладут в него все те же принадлежности, какие были положены с покойником. И после того уже прекращается всякое общение с умершим.

 

3.5. Эвенки

 

Сложным был похоронный обряд эвенков, порожденный суеверным страхом перед покойником. «В дальнюю дорогу» старались «проводить» покойника как можно лучше, иначе его душа будет блуждать, возвращаться обратно и беспокоить родных по ночам и даже может унести с собой душу родственника. Форм погребения было две - зарывание в землю и оставление  тела на специально сооруженном помосте.

   Ритуалы, предшествующие христианизации, известны благодаря рассказам путешественников XVIII веков (в том числе Линденау 1744-1745). Покойника кладут на высоте (откуда происходит название воздушные захоронения) (рис.4,5). Чаще всего тело, завернутое в звериные шкуры или в бересту, укладывается в разновидность гроба с крышкой (оба из цельных кусков дерева) и устанавливается на сваях на высоте. Или же тело, завернутое в шкуре или в бересту, помещают на воздушную платформу, покрывают сверху ветками и поверх устанавливают навес из веток или бересты для того чтобы предохранить тело от поедания дикими животными. У эвенков, занимающихся коневодством, покойник укладывается на землю и засыпается сверху камнями и землей. Лишь одна эвенкийская группа проводит сжигание в горах трупов некоторых престарелых людей. Согласно литературным источникам, покойника хоронят в той же самой одежде, в которой он умер, но современные эвенки говорят, что покойника одевали в посмертный костюм, богато украшенный и изготовленный им самим при жизни.

      Жизненные  предметы укладываются рядом  с телом или подвешиваются  на высоте поблизости. Для женщины это ее инструменты для шитья и обработки шкур, для мужчины это его топор и его охотничьи принадлежности, и для шамана его костюм и шаманские принадлежности (если он их не передал). Во всех случаях кладут котелок (чтобы варить) и табак. Все эти предметы должны быть сломаны или продырявлены для того, чтобы душа мертвого могла уйти быстрее. По той же причине посмертный костюм не застегивается и обувь не имеет подошв или же они продырявлены. В зависимости от региона, забивают одного или двух животных. Один из них это олень покойного, на котором он ездил при жизни и он должен увезти его в мир мертвых. Обычно его варят на костре, зажженного рядом с местом похорон и его мясо употребляют на месте, делясь с мертвым. Остатки животного (голова, шкура, позвонки, копыта, внутренности) подвешиваются на соседнем дереве, кровью животного обмазывают сваи воздушной могилы, или как на Сахалине обмазывают самого покойного. Иногда этого оленя оставляют живым, привязанного к могиле. Другой олень предназначается для поминок.             

Умершего кладут головой на запад, туда уходят души, но при этом его лицо повернуто на восток (там возрождаются души), голова приподнята для того чтобы он смог видеть восход солнца.

      Перед тем  как покинуть место похорон, производят  очистительное окуривание. Могилу  обходят вокруг три раза против  часовой стрелки. Затем уходят  цепочкой друг за другом задом  наперед, зимой заметая следы  на снегу, или покрывая их ветками  летом, для того чтобы мертвый  не пошел вслед за живыми. В  стойбище разрушают палатку мертвого, сжигают его одежду и кочуют  как можно дальше. Если кто-то  встретит могилу на пути, то  он должен сделать подношения (табак, пища, спиртные напитки). У  эвенков с Подкаменной Тунгуски  шаман делает дорогу духов  с деревянными фигурками (птицы, люди, звери) и имитирует долгий  путь за подарком покойного  живым, это может быть обещания дичи или рождение детей.

      В XIX веке вышел указ запрещающий воздушные могилы и обязующий погребение. Только шаманов, детей и стариков еще хоронят на воздушных могилах.

      В связи  с переходом на оседлый образ  жизни и развитием транспортных  средств, становится привычным хоронить  мертвых на деревенском кладбище (обычно в деревнях имеется  эвенкийское и русское кладбище). Забой оленей постепенно переместился  с места захоронения в дом  покойного. Долгое время муж или  жена покойного возглавляли процессию  для того, чтобы повесить голову  и шкуру забитого оленя на  высоте рядом с могилой. В настоящее  время почти не кладут личные  вещи мертвого в гроб и не  делают жертвоприношений животными, но это делается в тайге, где в течении трех или девяти дней покойный должен собрать все это перед тем как уйти к мертвым.

В настоящее время лишь старики хранят свои упавшие волосы и состриженные ногти в маленьком мешочке, который должен быть помещен в подушку под голову в их гробу, для того чтобы сократить их путь в мир мертвых. Мертвых не поминают по-русски для того, чтобы не мешать им уйти. Хотя всех таежных эвенков хоронят на кладбище, их особо ценные личные вещи (принадлежности для охоты и рыбной ловли, палатка, драгоценности, транспортные мешки и т.д.) остаются в тайге. Иногда их подвешивают на деревья возле заброшенного стойбища на три года. Чаще всего они хранятся в его воздушной кладовке. Никто не должен их трогать, кроме человека которому разрешил сам покойный и только лишь через три года. Таким образом, похоронное место удваивается, что не уменьшает скрытый страх перед мертвыми. По мнению некоторых, близость кладбища увеличила количество покойных, которые не могли уйти в мир мертвых, бэлбука, и является причиной несчастий в деревнях: суициды, несчастные случаи, снижение рождаемости.

            Влияние русских обычаев приводит  к путанице и неясности. На  самом деле, похоронные обычаи  у современных эвенков на первый  взгляд кажутся похожими на  русские. К примеру, бдение в первую  ночь после смерти, форма гроба, погребение и т.п. Однако объяснения, которые дают этим обрядам, заимствованным  у пришлых, полностью соответствуют их традиционному видению жизненного цикла. Близкие родственники не должны активно участвовать в похоронах, иначе покойник может забрать их с собой. По тем же причинам беременным женщинам, маленьким детям и охотникам запрещается участвовать в похоронной процессии или слишком приближаться к покойному. К тому же, эвенки стараются не показывать горе, плакать запрещается, так как слезы могут помешать покойному уйти в мир мертвых. Окропление могилы кровью жертвенного оленя, нарочно сломанные посуда или другие предметы в гробу, развязанные шнурки покойного, игры, сопровождающие первую ночь после смерти, традиция не ухаживать за могилой - все это наряду со многими другими знаками приводят к мысли, что если внешняя форма похоронных обрядов у современных эвенков русифицирована, то их внутренний смысл соответствует их традиционному видению жизненного цикла.

 

3.6. Эскимосы

 

Не лишен интереса погребальный ритуал эскимосов. Когда эскимос умирает, его хоронят немедленно (рис.6). Тело как можно быстрее одевают, заворачивают в шкуры, на которых спал умерший, и добавляют еще кое-какую одежду, чтобы душа не мерзла. Затем тело перевязывают крепкой веревкой и тащат головой вперед из палатки или иглу до ближайшего места, где найдется достаточно камней, чтобы прикрыть его. Эскимосы не любят прикасаться к мертвому телу, вот почему они тянут его по снегу или по земле наподобие саней. Дойдя до места погребения, труп обкладывают камнями, чтобы защитить его от собак, песцов и ворон, и на этом похороны заканчиваются.

 Согласно представлениям  эскимосов, загробный мир вполне  материален. Если умерший был  охотником, его сани и каяк  вместе с его оружием и прочим  снаряжением ставятся возле могилы, а его любимые собаки запрягаются  в сани и удушаются, чтобы они  могли сопровождать хозяина в  путешествии в незримое. Когда умирает женщина, возле могилы оставляют ее светильник и маленькую деревянную раму, на которой она сушила обувь и рукавицы всей семьи. Здесь же оставляется немного жира и спичек, если они есть, чтобы покойная могла зажечь светильник и приготовить себе пищу при переходе в потусторонний мир; оставляется также чашка или плошка, чтобы можно было растопить снег и получить воду. В могилу кладут иголку, наперсток и другие принадлежности для шитья.

В прошлом, если у женщины был грудной ребенок, его умерщвляли, чтобы он сопровождал ее в потусторонний мир; разумеется, против этого обычая я ополчился. Во время похорон кого - нибудь шаман брал с собой человека, страдающего разными недугами.

Когда покойника клали на приготовленное для него место, больной руками отряхивал со своего тела болезни на умершего (алыхтуґакук).

 Считалось, что таким  образом на него переходили недуги больного.

 

3.7. Алеуты

 

Алеуты своих мертвых погребают в круглых могилах глубиной в три фута вокруг  хижин или же поодаль, где они думают, что место подходящее. Они надевают на них новую парку, раскрашивают лицо, кладут их украшения из кораллов, которые уже считаются нечистыми; на дно ямы настилают траву, на траву расстилают шкуру тюленя, на нее кладут труп на бок, пятки к заду и закрывают яму старыми балками, на которые у мужчин кладут каяк, гарпун и стрелы (все это в нескольких местах разрубают), натягивают поверх их сеть и все привязывают ремнями к балкам; с боков и сверху кладут тяжелые камни. Еще закапывают они рассыпанные кораллы в близком к могиле месте. Их могилы называются Kunguk. Трупы своих более любимых родственников они кладут в один из своих сараев на шкуру тюленя и закрывают такой же шкурой, причем вход туда хорошо закладывают. Если же запах начинал распространяться в хижину, в которой они по-прежнему жили, то они обрушивают сарай на гниющий труп и укладывают снаружи сарая все, что обычно кладут на могилу.

При погребении стоят родственники и друзья и оплакивают покойника. Иногда оплакивают по нескольку дней. Из оставшихся обычно отец и мать, а если их нет, то ближайшие родственники остригают волосы и чернят лицо углем на некоторое время. (Их различное раскрашивание во время ли радости или когда они идут войной друг на друга я не мог определить с помощью расспросов). Волосы они потом опять отращивают. То и другое соблюдают дети после смерти своих родителей или супруги, если один из них умирает; если умирают более богатые или более почитаемые, то убивают еще раба или рабыню (в зависимости от их пола), чтобы похоронить вместе с покойником. О мертвых думают они, что отправляются они к дьяволу и сами становятся дьяволами; также при неожиданной смерти думают, что покойника задушил дьявол.

Православие изменило и обряд погребения (рис.7). Постепенно отошли на второй план, а затем и полностью исчезли традиционные погребальные обряды алеутов. Умерших стали хоронить по православному обычаю, с соблюдением всех элементов этого ритуала. Из дерева изготавливали деревянный гроб, в который помещали тело умершего. После погребения в землю, похороны продолжались поминками. На поминках могли присутствовать не только родственники и соседи, но и любой узнающий о похоронах.

Умерших хоронили в сидячем положении. В небольших углублениях среди скал размещали родовые погребения. Туда же клали орудия труда покойного, оружие, посуду, ритуальные маски и личные амулеты (предметы, обладающие сверхъестественными, магическими свойствами). Знатных людей хоронили вместе с рабами в пещерах, у входа ставили раскрашенный столб или подвешивали тела покойных в корзинах между двумя столбами. Умерших бальзамировали.

3.8. Ханты

 

Погребальный обряд хантов состоит из нескольких циклов: предпохоронные обряды, похоронные и поминальные. Раньше хоронили в день смерти или на следующий день, позднее - через 2-3 дня, под влиянием христианства - на 3-й день.

До похорон проводили ряд обрядов, которые должны были обеспечить сборы и проводы умершего в загробный мир, а также меры предосторожности для живых. Когда человек умирал, одежду, пожертвованную духам, клали на пол. Ханты дежурили около больного, «караулили его смерть». После смерти человека у северных ханты все уходили из дома, кроме одной-двух пожилых женщин, которые накрывали умершего, а его имущество незаметно от окружающих выносили из дома. Обычно умершего укладывали на его спальное место, реже - на пол (головой к порогу) или на стол. Раньше покойника не обмывали, позднее обмывали (мужчины - мужчину, женщины - женщину) водой с порошком из берёзовой чаги (за это давали рубаху или платье). Северные ханты отрезали прядь волос, используя её потом в обряде проводов души.

Куноватские ханты хоронили мужчин в распашной женской шубе, под которой они обычно спали; если её не было - в малице, разрезанной спереди. На умершего нельзя было надевать промысловую одежду, обувь из шкуры лося и дикого оленя, на Нижней Конде обувь в могилу клали без шерсти и подмёток. Все завязки завязывали специальным «узлом мёртвых». Лицо умершего покрывали «лицевым покрывалом»: платком, куском ткани или оленьей шкуры с пришитыми на месте глаз и рта, а иногда ушей и носа бусинками, бляшками, пуговицами, монетами.

На одежде делали надрезы, отрезали от неё и обуви кусочки, завязки обрывали: чтобы умерший «узнавал» о том, что он умер. Тело обвязывали нитью. Пока умерший лежал в доме, к нему приходили прощаться родные, близкие, знакомые: оплакивали его (особенно женщины), распуская волосы, целовали, кланялись. В это время в доме постоянно горел свет (4-5 ночей и дней, 40 дней в разных местах, пока он не потухал), тлело «курево» (чага, ветви можжевельника, пихты, сосны, сера, перья птиц и др.). В это же время не гасили огонь в очаге. Ночью «сторожили» умершего («святая ночь»: рассказывали сказки, не шумели, из дома не выходили, женщинам нельзя было ходить босиком). Умершего «угощали»: рядом с его ухом ставили специальный берестяной сосуд («сосуд уха»), в него клали 3-7 кусочков пищи. Присутствующие разделяли трапезу с ним. В это время и на поминках нельзя было есть мясо лося, медведя и глухаря [15].

Информация о работе Похоронно-поминальный обряд народов крайнего севера