Похоронно-поминальный обряд народов крайнего севера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Августа 2015 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера - составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. В современном мире почти нет однонациональных государств, везде существуют сообщества малочисленных народов, вносящих неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие. Поэтому актуальной задачей является поиск путей сохранения и развития традиционной культуры северных этносов, включающей бережное отношение к природе и ее дарам.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………
3
Методы исследования………………………………………………….
6
Обзор литературы………………………………………………………
8
Похоронно-поминальный обряд коренных народов Крайнего Севера ………………………………………………………………….

11
Чукчи …………………………………………………………….
11
Ненцы ……………………………………………………………
14
Эвенки …………………………………………………………...
19
Эскимосы ………………………………………………………..
23
Алеуты …………………………………………………………...
24
Ханты …………………………………………………………….
26
Погребение шамана ……………………………………………………
30
Выводы ………………………………………………………………………..
33
Заключение ……………………………………………………………………
34
Список использованной литературы и источников ……

Файлы: 1 файл

курсовая похоронно-поминальный обряд.docx

— 3.87 Мб (Скачать файл)

 

 

 

ПОХОРОННО-ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД

КОРЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

                                                                    С.

 

Введение ………………………………………………………………………

3

  1. Методы исследования………………………………………………….

6

  1. Обзор литературы……………………………………………………

8

  1. Похоронно-поминальный обряд коренных народов Крайнего Севера ………………………………………………………………….

 

11

    1. Чукчи …………………………………………………………….

11

    1. Ненцы ……………………………………………………………

14

    1. Эвенки …………………………………………………………...

19

    1. Эскимосы ………………………………………………………..

23

    1. Алеуты …………………………………………………………...

24

    1. Ханты …………………………………………………………….

26

  1. Погребение шамана ……………………………………………………

30

Выводы ………………………………………………………………………..

33

Заключение ……………………………………………………………………

34

Список использованной литературы и источников ………………………..

35

   

 

Введение

 

Обоснование выбора темы. Разнообразие форм и проявлений этнических культур народов Севера уникально. Три сотни тысяч человек сохраняют этнические и локальные особенности около двух сотен различных говоров и языков. Многие этносы Севера, считавшиеся находящимися на ранних ступенях развития цивилизации, в силу крайне низкого уровня техники, которой они пользуются, переживают конечные, а не начальные фазы этногенеза. Культура народов Севера - это культура малочисленных народов, которая с точки зрения индустриального XX века может рассматриваться как культура, требующая только защиты перед лицом нашей электронно-машинной цивилизации, это часть богатейшей культуры нашей страны, живой и необходимой всем.

Похоронно-поминальный обряд один из наиболее устойчивых элементов северной культуры, основанный на представлениях о душе, жизни и смерти, загробном мире, связи живых и мертвых. Их формирование происходило в течение исторического времени и отразило специфику естественных условий жизни, мировоззрения народов Севера. Чукчи, ханты, эвенки, ненцы и  т.д. на протяжении столетий создали чрезвычайно богатую и самобытную культуру. В связи с вышеизложенным, нами и была определена тема для исследования.

Актуальность. Коренные малочисленные народы Крайнего Севера - составная часть этнокультурного многообразия мировой цивилизации. В современном мире почти нет однонациональных государств, везде существуют сообщества малочисленных народов, вносящих неповторимый вклад не только в региональное, но и общемировое развитие. Поэтому актуальной задачей является поиск путей сохранения и развития традиционной культуры северных этносов, включающей бережное отношение к природе и ее дарам.

Похоронно-поминальные обряды народов Крайнего Севера, цикл действий, совершаемых родственниками и соседями с момента наступления смерти человека, в ходе его погребения, поминок вплоть до окончания срока траура. На территории Сибири и Дальнего Востока проживает более тридцати коренных народов. Общее их число составляет полтора миллиона человек. Организацией похорон в поселениях коренных народов занимаются родственники и соседи. Похоронных домов, как и ритуальной техники, инвентаря, традиционной похоронной атрибутики практически нет. Покойников в места погребения увозят на лыжах, нартах, оленьих упряжках или снегоходах. Ни один народ не оставлял без попечения тел своих умерших: для всех был священным закон, говорящий о погребении, сопровождаемом приличными обрядами. В погребальных обычаях каждый народ, сообразно своему духу и характеру, выражал заботу о скончавшихся В похоронных обрядах малочисленных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, несмотря на различия в географическом расположении, социально-бытовом укладе и родовых традициях, отмечается значительная схожесть.

Актуальность данной работы заключается в том, что ее разработка с привлечением значительного числа российских источников различных периодов дает нам в динамике проследить процесс трансформации традиционной культуры народа Крайнего Севера.

Научная новизна. В последнее время проблеме развития и сохранения традиционной культуры коренных этносов Севера уделяется серьезное внимание. Об этом можно судить по ряду резолюций и документов ООН, многочисленных международных, российских и региональных конференций, возрастающему числу научных исследований. Накоплен большой объем статистических и эмпирических данных, характеризующих социально-экономические, политические и культурные процессы на Севере России. Однако эти данные не позволяют представить перспективу развития традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера и провести осмысленную политику, способствующую сохранению их уникальной и самобытной культуры.

Так же научная новизна заключается в использовании при написании курсовой работы различных литературных источников, в которых отображаются современные данные о похоронно0поминальном обряде коренных народов Крайнего Севера.

Цель работы. Дать комплексную этногеографическую характеристику погребального обряда коренных народов Крайнего Севера. Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

- изучить научно-методическую  литературу по этногеографии народов крайнего Севера, материалы периодической печати и сети «Интернет»;

- провести системно-структурный  анализ, и составить план изложения  исследуемой проблемы;

- выявить специфические особенности и своеобразные функции, погребального обряда свойственные традиционному мировоззрению коренных малочисленных народов Крайнего Севера;

- обобщить, систематизировать  и генерализовать полученные знания и отобразить их в курсовой работе;

- дополнить текстовое  содержание необходимыми иллюстрациями.

Предмет исследования коренные народы Крайнего Севера (на примере: чукчей, ненцев, эвенков, эскимосов, алеутов и хантов).

Объект исследования данной курсовой работы является – похоронно-поминальный обряд народов Крайнего Севера.

Практическое значение  состоит в том, что знания и материалы, полученные при написании данной курсовой работы целесообразно применять на уроках географии, истории, краеведения, а так же при проведении мероприятий, факультативных занятий, этнографических вечеров.

 

 

  1. Методы исследования

 

При написании курсовой  работы использовались следующие методы исследования:

Работа с литературными источниками: для предварительного знакомства и последующего систематизированного изложения материала необходимо первоначальный подбор соответствующих литературных источников, касающихся физико-географической и социально-экономической характеристик этногеографии, в особенности погребальной культуры коренных народов Крайнего Севера.

Системно-структурный: изложение материалов работы должно происходить по четко составленному плану, систематизировано, содержать, где это необходимо, обобщения, объективные выводы.

Описательный метод: данный метод использован для создания живого, красочного представления о характеризуемых народах,  национальных традициях и обычаях.

Сравнительный метод: данный метод использовался для более глубокого обоснования особенностей различия между объектами и явлениями, облегчает понимание причин зависимости между компонентами духовной и материальной коренных народов Крайнего Севера. Кроме того, при изучении любого этногеографического материала необходимо установление многосторонних связей, которые лучше раскрываются в процессе сравнения.

Математический и статистический методы: числовые характеристики наряду с различными другими являются обязательным элементом этногеографических описаний. С помощью данных методов составляются диаграммы, таблицы, ведутся подсчеты во времени и в пространстве. Также велика их роль и при составлении каких-либо прогнозов.

Картографический метод: работа с различными видами географических карт является ведущей в географии, как науке – в общем, и при характеристике природных объектов – в частности. Умение анализировать, читать карту, извлекать из нее необходимую информацию, применяемую при написании работы, и подразумевается под выше названным методом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Обзор литературы

 

Традиционная культура народов Крайнего Севера обширно описана в различной литературе:  научной, художественной, данных периодической печати. Большую помощь при написании данной курсовой работы сыграли следующие издания:

- Богораз В. Г. «Чукчи. Социальная организация» и «Чукчи. Материальная культура» [2,3]. Книга выдающегося отечественного этнографа, ставшая результатом его многолетней исследовательской работы в Колымском округе Якутской губернии и в экспедициях на Камчатку, в Анадырский край и на Чукотский полуостров. В книге подробно изложены стороны социальной организации чукчей, описывает чукотскую торговлю, право, военное дело, стойбище и поселок, брак и семейные отношения, и религиозные верования;

- Сергеев М.А. «Малые народы советского Севера» [21]. Автор подробно описывает результаты своих этнографических исследований малых народов Севера России, уделяет большое внимание их проблемам. Неоднократно подчеркивает о необходимости принятия мер для сохранения самобытности северных народов;

- «Расы и народы». Выпуск 28. [20]  Сборник посвящен проблемам современной культуры народов Сибири. В нем рассмотрены различные аспекты взаимоотношений государства и традиционных культур, процессы, касающиеся прав народов Севера и Сибири в пользовании землей, развития самобытной культуры, проблемы природопользования, вопросы сохранения и развития традиционных верований, современной религиозной ситуации;

- Харючи С. Н., Филант К. Г., Антонов И. Ю. «Социальные нормы коренных малочисленных народов Севера России. Обряды, обычаи, ритуалы, традиции, мифы, нормы морали, нормы права» [33]. Рассмотрены социальные нормы в жизни народов Крайнего Севера в условиях догосударственного общества. Даны характеристики основных социальных норм в жизни коренных народов Крайнего Севера (ненцы, ханты, селькупы, гиляки), а также иных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока (камчадалы, ительмены, эвенки, нганасаны, орочи и др.). Исследованы вопросы происхождения права народов Крайнего Севера;

- Халанский С.В. «Народы Чукотки / Native People of Chukotka» [32]. Первая в своем роде фотокнига, рассказывающая о коренных жителях самого удаленного региона России: чукчах, эвенах, эскимосах и др. Иллюстрации показывают привычный уклад жизни народов: охоту, оленеводство, быт, традиционные праздники.

 Значительное место  в книге занимает текст об  истории, традициях, сегодняшней жизни народов;

- Копцева Н.А. «Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций» [13]. Монография базируется на идее, что для осуществления особой социальной и культурной политики, характерной для Сибири, необходимо научное понимание первичных и вторичных культурных механизмов воспроизводства этнокультурных групп в условиях современных цивилизационных изменений. В ней рассматриваются методологические проблемы исследований культуры коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций, проводится анализ мирового научного опыта, рассматриваются наиболее продуктивные методы исследования, их особенности. Изучается законодательство, регулирующее жизнедеятельность народов, проживающих в циркумполярной зоне, исследуются понятие «этничность» в его трансформациях и процесс формирования этнотолерантности. Приводятся примеры исследований культуры коренных и малочисленных народов, осуществленные с применением различных мировых исследовательских практик;

- Соколова З.П. «Ханты и манси. Взгляд из XXI века» [26]. В монографии впервые обобщены материалы по культуре обских угров (хантов и манси). Рассмотрены вопросы происхождения угров, их этническая история в XVII-XIX вв., материальная культура, социальные отношения (проблемы рода, фратрии, племени, семьи), религиозные верования и культы, а также некоторые аспекты духовной культуры (фольклор, музыкальные инструменты, графическое и декоративно-прикладное искусство). Большое внимание уделено обско-угорскому феномену - особой роли южного кочевого скотоводческого элемента в формировании культуры хантов и манси, - весьма ярко выделяющему ее среди культур остальных народов Сибири;

- Вениаминов И. «Замечания об алеутах (из Записок об островах Уналашкинского отдела)» [7]. Автор кратко касается происхождения названия этого народа, численности алеутов и причин ее уменьшения. Описывается наружность алеутов: характерные черты лица, рост, цвет кожи, строение тела; физические и умственные способности. Большое внимание уделено рассмотрению особенностей нрава алеутов; по утверждению автора, в главных чертах характера они не имеют исключений, все «как будто отлиты в одну и ту же форму». И. Вениаминов обращается к различным обычаям алеутов, в том числе связанным с рождением и воспитанием детей, заключением браков, погребением умерших; описывает их традиции, праздники и религиозные обряды, эпический фольклор.

Информация о работе Похоронно-поминальный обряд народов крайнего севера