Экономическое районирование России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Вопрос о районировании, всегда занимавший научную мысль в России в связи с нахождением форм правильного и целесообразного разделения территории государства, не мог не встать и перед Госпланом. Этому способствовали и многочисленные требования с мест и та стихийно сла­гающаяся перекройка административного деления респуб­лики, которая уже в настоящее время требует внесения весьма серьезных коррективов и рационализации.

Файлы: 1 файл

Экономическое районирование России.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Некоторое изменение границ Киргизской области, заключающиеся  в выделении Уральской области из нее, не имеет существенного значения, так как эта часть для киргизского населения представляет наименьший интерес. Таким образом, получились две области: Степная и Урало-Эмбинская.

Принятое нами деление, не мешая развитию культурно-бытовых особенностей различных национальностей России, будет способствовать широкой хозяйственной деятельности государства как внутри страны, так и в области междуна­родных экономических сношений.

На приложенной карте нанесены границы 13 районов или областей, на которые предполагается конкретно разделить территорию Европейской России, кроме того, 8 областей предполагается организовать в Азии.

Краткая характеристика намеченных областей может быть сделана в виде следующего перечня главнейших естественных и экономических особенностей.

 

I.                    I.                   Северо-Западная область.

 

Район, тяготеющий к Балтийскому морю и Мурману. Лучший   порт  России - Петроград, громадный  лесной район, вывоз леса за границу, центр будущего судострое­ния, лесной и металлической промышленности. Крупный рыбный промысел по Белому морю и Ледовитому океану. По Обонежью и Мурману запасы полезных ископаемых в виде железных и других руд, большие запасы гидравлической энергии, незамерзающий порт на Ледовитом океане. Административный центр - Петроград.

 

II.                 II.                Северо-Восточная область.

 

Район нижнего течения Онеги, бассейн Северной Дви­ны и Печоры - бедный, малообследованный и слабозасе­ленный район. Из богатств в большом количестве имеется лес, рыба, продукты специального животноводства (олене­водство) и звероловства. Из ископаемых богатств - нефть на Ухте, бурый железняк по притокам Печоры, медь по реке Цельме, многочисленные залежи соли. Администра­тивный центр - Архангельск.

 

III.              III.             Западная область.

 

Сюда входят верхняя часть бассейна Западной Двины и бассейн верхнего Днепра. Почвы здесь по большей части песчаные и суглинистые. Широко распространены лес, болота и торфяники. Главная хозяйственная деятельность  района - лесное хозяйство и сплав леса по Днепру и Зап. Двине. (11) В Брянском подрайоне развита металлическая промышленность, базирующаяся главным образом на южной металлургии и лишь отчасти - на местных ру­дах и каменном угле (Брянский и Мальцевский заводы). (11-12) Район крупных мелиоративных и лесоустроительных ра­бот в будущем. Центр области - Смоленск.

 

IV.             IV.             Московская область (или центральная).

 

На суглинистых почвах в бассейнах рек В. Волги и Оки при обилии леса на северо-востоке и востоке чрезвычайно развита промышленность и густая сеть путей. Из промышленных отраслей главными являются хлопчатобумажная промышленность, льняная на севере области, металлическая в центре и по всему югу (Тула, Муром, Нижний) и химическая.

Два крупных транспортных центра - Москва и Нижний Новгород,  широко  развито льноводство  на севере, лесная промышленность на востоке и северо-востоке. Развита кустарная промышленность.

Москва - главный распределительный центр республики, центр области и административный центр государства.

 

V.                V.                Ветлужско-Вятская область.

 

Бассейн рек Ветлуги и Вятки, громадная площадь лесов, хорошего качества, главные выходные пути Кама, Вятка, Ветлуга, Волга, а в будущем железная сверхмагистраль  Москва - Нижний - Козьмодемьянск - Сарапул - Екатеринбург - Курган - Омск.

Имеются из полезных ископаемых бурые железняки, медные руды и лучшие фосфориты в верховьях Вятки и Камы. Центр области - Вятка.

 

VI.             VI.             Урал.

 

Эта область охватывает оба склона Уральского хребта, включая в себя все главнейшие заводы Урала, все месторождения железа, каменных углей, меди, платины и самоцветных камней.

Громадные залежи полезных ископаемых всякого рода, богатые лесные площади, довольно большие запасы гидравлической энергии.

Главные пути: Кама, Белая, Уфа, железные дороги Петроград - Вятка - Пермь - Екатеринбург - Томск, Москва - Казань - Екатеринбург,  Самара - Уфа -Челябинск,   а  в  будущем  Москва - Нижний - Екатеринбург - Курган       и       Петропавловск - Троицк - Maгнитная - Уральск - Царицын — Новороссийск. Центр области — Екатеринбург.

 

VII.           VII.          Юго-Западная (Украинская область).

 

Глубокий чернозем, теплый и достаточно влажный климат, крупная сахарная, винокуренная и мукомольная промышленность. Бассейны рек среднего Днепра, южного Буга и Днестра.

Главные пути: Днепр и многочисленные линии желез­ных дорог. Порт  Одесса. На юге по побережью Черного моря почвы каштанового типа, требующие дополнитель­ного увлажнения ввиду недостаточного количества осад­ков (меньше 400 мм в год). Центр области - Киев.

 

VIII.        VIII.      Центрально-черноземная область.

 

Сюда входит Орловская, Курская, Воронежская и юж­ная часть Тамбовской, Тульской и Рязанской губ. (12) Это район с очень однотипным хозяйством, составом на­селения и экономическими формами будущего развития. (12-13) 

Этот район по своим прекрасным почвенным и клима­тическим условиям может в будущем явиться одним из наиболее ценных по культуре хлебных злаков и некоторых масличных растений. Имеет довольно густую сеть железных дорог. Из полез­ных ископаемых заслуживают весьма серьезного внима­ния железные руды в Липецком уезде, Тамбовской губернии, где общий запас железа в настоящее время исчис­ляется в 41 млрд. пудов, но это месторождение пока еще разведано очень слабо.

Очень вероятно нахождение железа в Курской губернии, в местах развития так называемой Курской магнитной аномалии.

Если бы запасы железа были выяснены более точно, то это позволило бы сыграть этой области, может быть, весьма крупную роль в деле развития нашей тяжелой ин­дустрии. Центр области - Воронеж.

 

IX.              IX.             Средне-Волжская область.

 

Сюда входят бассейны Ср. Волги и ее притоков Суры, Свияги, частью Камы.

Из губерний сюда войдут южная часть Пензенской, Симбирская, Казанская и Самарская. Это район разви­тия переходных почвенных форм с уклоном в сторону чернозема, в северной части сохраняющей еще лесостепной характер.

Осью экономического развития здесь является Волга. В сельскохозяйственном отношении район довольно богатый, но в нем уже ощущается некоторый недостаток влажности, ввиду чего для подъема хозяйства здесь потребуется провести ряд мелиоративных и агрономических, мер. Из ископаемых важны горючие сланцы. Центр - Самара.

 

X.                 X.               Юго-Восточная область.

 

В состав области входит часть Воронежской, Саратовская и Царицынская губернии и часть Области Войска Донского.

Прекрасный в почвенном отношении район, страдающий, однако, серьезно от континентальности климата, выражающейся в засушливости и резких сменах температуры.

Важные центры по хлебной погрузке: Саратов, Камышин, Вольск, Царицын. В Царицыне за последние годы перед войной сильно развита металлообрабатывающая промышленность.

Два будущих важных транспортных узла - Саратов и Царицын.

Из путей сообщения, кроме Волги, имеется целый ряд железных дорог. В будущем здесь пройдет еще ряд важнейших линий: Москва - Саратов - Эмба ­­­­- Хива - Теджен и Донецкий бассейн - Царицын - Уральск - Троицк - Петропавловск.

Район требует для своего подъема крупных мелиоративных работ. Центр области - Саратов.

 

XI.              XI.             Южная горнопромышленная область.

 

Сюда входит бассейн  нижнего Днепра (от Кременчуга), бассейн С. Донца в большой его части, нижнее течение Дона, бассейны ряда мелких рек, впадающих в Азовское море между Ростовом и Мелитополем и Крым.

Характерной особенностью района является наличность громадных залежей каменного угля в Донецком бассейне, красного железняка в Кривом Роге, бурого железняка в Керчи, марганца в Никополе и каменной соли возле Бахмута. (13)

Здесь наряду с добычей угля развита также и крупнейшая в России металлургическая и металлообрабаты­вающая промышленность с сопутствующими химическими производствами.

Огромный запас водной энергии на Днепровских по­рогах (2 миллиарда килоуат часов в год).

Имеется густая сеть железных дорог, морские порты: Николаев, Херсон, Севастополь, Феодосия, Мариуполь, Керчь, Таганрог, Ростов  и две крупные водные артерии Днепр и Дон с С. Донцом.

В будущем предположены сверхмагистрали Кривой Рог - Александровск - Просяная - Очеретино - Ли­хая - Царицын и Москва - Купянск - Горловка - Мариуполь, обращение нижнего Днепра в морской путь для  каботажных судов с устройством внутреннего порта в Александровке, шлюзование Днепра до Киева и усиление Херсонского порта.

Предполагается покрыть район громадной электриче­ской сетью, опирающейся на ряд станций общей мощно­стью до 1.500.000 лош. сил. Центр области - Харьков.

 

XII.           XII.          Кавказ.

 

В эту область введен весь северный склон Кавказского хребта до Манычей и все Закавказье.

Здесь ряд крупнейших нефтяных месторождений (на­чиная от Баку по всему северному предгорью через Гроз­ный до Майкопа), многочисленные месторождения меди и других цветных металлов, громадные запасы водной энергии Терека, Риона, Кодора, Куры, Кубани и их при­токов, месторождения каменного угля и железа. Большое месторождение марганца.

В сельско-хозяйственном отношении представляет гро­мадный интерес плодородный Кубанский район, Грузия, Мильская и Муганская степи.

Часть области требует производства  крупных  ороси­тельных работ для своего оживления.

Из морских портов: Баку, Петровск и Астрахань - на Каспийском море и Новороссийск, Батуми, Поти и Туап­се - на Черном. Главная железно-дорожная сеть пред­ставлена Владикавказской и Закавказской ж. д. с ветвями и требует дальнейшего развития. На­мечены: перевальная на Тифлис, Беслан - Кутаис, Черноморская и ряд других. Центр области - Владикавказ.

 

XIII.        XIII.       Урало-Эмбинская область.

 

Сюда входит прежняя Уральская область и Астрахан­ская губерния. Большие богатства нефти в низовьях реки Урала, по побережью Каспия и по долине р. Эмбы. Все течение Волги до устья богато рыбой, а по ее берегам возможно   развитие  очень   интенсивного  сельского   хозяйства.

Почвы каштановые, переходящие местами в солончаковые. Земля требует в большей своей части мелиорации. Центр области - Астрахань.

 Азиатская Россия разделена на 8 крупных частей: Западную, Центральную и Восточную Сибирь, разделенные на 6 областей: Степную Киргизскую область и Туркестан. (14) В будущем, вероятно, эти районы потребуют еще и дальнейшего разделения, но в настоящий период такое деление было бы нецелесообразно, так как развитие народного хозяйства едва ли пойдет здесь так интенсивно в ближайшие годы, чтобы такое крупное распределение областей не соответствовало требованиям жизни. (14-15)Районы Азиатской России намечены настолько крупными площадями, что характерность их очевидна, и я не буду их описывать, тем более, что в ближайшее время придется обратить внимание лишь на три района: Западную Сибирь, Центральную Сибирь и Туркестан, так как в первой земледелие и лесные богатства, во второй области горные и сельскохозяйственные, а в третьей хлопок и шерсть заставляют задуматься над собой безотлагательно.

В заключение, необходимо остановиться еще на одной стороне районирования России.Помимо создания областей и административных центров, их взаимных отношений и организации, правильно с экономической стороны созданные районы позволяют чрезвычайно рационально произвести выработку всего плана народного хозяйства республики и организовать это хозяйство на местах.

Эта разработка должна быть проведена в жизнь уже в ближайшее время, так как тогда сводка экономических балансов отдельных областей, сделанных для всей Республики, как в материальной, так и в ценностной форме, позволит правильно трассировать весь хозяйственный баланс государства, с одной стороны, а с другой - даст исходные задания для большого транспорта.

Таким путем, государство может идти по пути рационального построения всего своего хозяйственного механизма при минимуме затрат, минимуме передвижения и наивыгоднейшей продукции.

Разработанный таким образом план народного хозяйства должен представлять, с одной стороны, перспективный план будущего для ближайшего нормального периода жизни страны, а с другой - программу постепенного возрождения страны в виде конкретных, хронологических, по-районных заданий и организационных методов.

Информация о работе Экономическое районирование России