Экономическое районирование России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:56, реферат

Описание работы

Вопрос о районировании, всегда занимавший научную мысль в России в связи с нахождением форм правильного и целесообразного разделения территории государства, не мог не встать и перед Госпланом. Этому способствовали и многочисленные требования с мест и та стихийно сла­гающаяся перекройка административного деления респуб­лики, которая уже в настоящее время требует внесения весьма серьезных коррективов и рационализации.

Файлы: 1 файл

Экономическое районирование России.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

История России до самого последнего времени была историей страны, население которой постоянно движется и заселяет свободные пространства. Если посмотреть на состав движущегося элемента, то он далеко, неоднороден. 3десь наряду с великороссами мы видим массы крестьян из украинских губерний, белорусов и др.

По данным Переселенческого Управления, в период от 1896 до 1909 г. включительно выход переселенцев из губерний выразился в следующих числах *[5][5]):

Таблица



                     1.     Курская    … ……… .     234.288 чел.

1.      2.     Тамбовская   ………..     157.876   ”

2.      3.     Пензенская ……… ...       72.737    ”

3.      4.     Орловская  ………….     152.491   ”

4.      5.     Черниговская  ………    278.086   ”

5.      6.     Тульская  ……………      36.054   ”

6.      7.     Рязанская  … ……… .      45.670   ”

7.      8.     Полтавская   …………   328.970   ”

8.      9.     Харьковская …………   167.419   ”

9.      10. Воронежская   ………    199.272   ”

10. 11. Киевская  ……………    182.045   ”

11. 12. Подольская  …………      61.304   ”

12. 13. Волынская  ……………   49.540   ”

13. 14. Бессарабская  …………    35.191   ”

14. 15. Екатеринославская  …    141.725   ”

15. 16. Херсонская   .…………     95.326   ”

16. 17. Таврическая  …………     87.566   ”

17. 18. Обл. Войск. Донск. .…     42.310   ”

18. 19. Астраханская  …………   1.633   ”

19. 20. Казанская  ……………   24.236   ”

20. 21. Нижегородская  ………  14.531   ”

21. 22. Симбирская   ………….  43.066   ”

22. 23. Саратовская  ………….   86.562   ”

23. 24. Самарская  …………… 144.017   ”

24. 25. Уфимская  ……………    39.491   ”

25. 26. Оренбургская  …………  17.111   ”

26. 27. Уральская  ……………           67   ”

27. 28. Ставропольская  ………   12.770   ”

28. 29. Кубанская   .........………     9.633   ”

29. 30. Терская  ………….........       1.826   ”

30. 31. Кутаисская  ........………           70   ”

31. 32. Черноморская  …………        564   ”

32. 33. Тифлисская  ........………          43   ”

33. 34. Дагестанская  …………..          52   ”

34. 35. Бакинская  .........………..          67   ”

35. 36. Эриванская  ........……….         19   ”

36. 37. Елизаветпольская  .....……     343   ”

37. 38. Карская  ..........……………     737   ”

                               __________________

 

                                                2.755.808 чел. по черноземной

                                                                     и степной полосам. (6)

 

38. 39. Московская  …………… .         502 чел.

39. 40. Калужская  ………………    29.152   ”

40. 41. Владимирская  ………… .      1.626   ”

41. 42. Тверская  …………………     3.856   ”

42. 43. Смоленская  …………… .    63.130   ”

43. 44. Гродненская  ……………     27.540   ”

44. 45. Виленская   ………………    41.608   ”

45. 46. Ковенская   ………………      3.773   ”

46. 47. Могилевская   ……………  220.305   ”

47. 48. Витебская   ………………   153.645   ”

48. 49. Минская   ………………       95.742   ”

49. 50. Костромская  … … … …      20.166   ”

50. 51. Вятская   …………………     90.521   ”

51. 52. Пермская   ………………      37.718   ”

52. 53. Псковская   ………………     22.495   ”

53. 54. Новгородская   …………       35.254   ”

54. 55. Петроградская  …………         3.422   ”

55. 56. Лифляндская  ……………       5.553   ”

56. 57. Курляндская   ……………       3.919   ”

57. 58. Эстляндская  …………… .      4.078   ”

58. 59. Вологодская  …………       16.609   ”

59. 60. Люблинская   …………         6.971  ”

60. 61. проч. губернии  ………         3.108   ”

                                      _____________

868.964 868.964чел. по нечерноземной

                                  полосе.                           __________________

 

            В с е г о  ………   3.624.772 чел



Таблица 1-я характеризует, конечно,  только движение крестьянского населения, прошедшее через официальные статистические учреждения в Сызрани и Челябинске, и далеко, конечно, не дает всей картины движения населения, но и из нее видно, что переселение шло главным образом под давлением относительного малоземелья крестьян в украинских, белорусских  и великорусских  губерниях, расположенных неправильной полосой с запада на восток.

Действительное количество переселившихся за этот же период,  вероятно, в несколько раз больше приведенного итога, если принять в расчет не только движение в Сибирь и не только одно крестьянское передвижение с разрешения власти.

Происшедшие сдвиги населения за время революции совершенно не поддаются  учету, но значение этого движения громадно.

Во всяком случае население Республики до сих пор еще не закончило свой процесс оседания и расселения и это один из крупнейших мотивов почему национальный идеал сколько-нибудь крепко держится и держался только у народностей России, завершивших свой период территориального закрепления. (7)

Если рассмотреть вопрос об актуальности наших национальных течений, то здесь можно установить, что в главной массе проявление национальных течений всегда было довольно ограничено и выявлялось только при неблагоприятных обстоятельствах, особенно при попытках прежнего правительства проводить в жизнь грубо руссифакторскую политику мерами, глубоко оскорбительными для некоторых народностей России, а по большей части и разорительными. (7-8) Только провинции, завершившие свой процесс миграции, выявляли национальную идею как постоянно проявляющийся фактор.

Резкое выявление некоторых национальных течений в 1916 г. в Туркестане было определенно спровоцировано деятельностью Переселенческого Управления, оскорбительным отношением к местному населению некоторой части русской администрации, совершенным разорением киргиз в Пишнекском и Пржевальском уездах, Семиречинской области, и мобилизацией туземного населения. В про­тивном случае национальное чувство, вероятно, никогда не приняло бы такой острой формы, так как связь с Рос­сией для Туркестана соединена была всегда с экономическим и культурным подъемом.

Как бы то ни было, сказанного выше уже достаточно, чтобы видеть, что экономический принцип должен быть выявлен в такой форме, чтобы он не шел в разрез с раз­витием того или иного района в хозяйственном отношении, с одной стороны, и не мешал проявлению и развитию на­ционально-культурных и национально-бытовых особенно­стей - с другой.

Вместе с тем тесное сотрудничество различных районов между собой совершенно необходимо. Громадный конти­нентальный массив, каким является территория Российской Республики, требует очень связной работы. Осущест­вление государственных экономических задач в России соединено с сложным взаимодействием часто очень отда­ленных частей государства, ввиду чего автономия районов, должна быть так сконструирована, чтобы федеративные работы, имеющие громадное значение для роста респуб­лики, могли получить надлежащий размах и значение и имели бы возможность в высшей степени влиять на рост благосостояния во всех областях России.

Логически развивая основную идею современного федерализма для Российской Республики, необходимо при­знать, что все, к чему в общем ходе развития страны население уже привыкло, как к прерогативе государственного центра, с одной стороны, и что не тормозит развития местной самодеятельности в полном   ее   объеме - с  другой (относя все это лишь  к  экономической  деятельности), должно быть и оставлено в числе полномочий федеративной власти.

Иными словами, для России следовало бы за централь­ной государственной властью сохранить:

1. Иностранные сношения.

2. Армию и флот.

3. Таможенную политику.

4. Денежное обращение и государственный кредит.

5. Магистральную сеть железных дорог и внутренних водных путей, морские порты и организацию морских со­общений.

6. Магистральную электрическую сеть и государственные электрические станции общественного  пользования.

7. Крупные промышленные государственные предприятия и государственные предприятия более мелкого масштаба, но имеющие по своему характеру общегосударственное назначение. (8)

8.      8.     Владение незаселенными площадями земли.

9.  Высшее управление водами   и   распределение  их.  Сооружение крупных мелиоративных систем и регулирование водопользования в больших водных источниках.

10. 10. Владение недрами земли.

11. 11. Выдача патентов и привилегий.

12. 12. Управление государственными лесами.

13. 13. Выдача   концессий   на   государственные    пред­приятия.

            14. Общее гражданское законодательство.

            15. Общее рабочее законодательство.

16. 16. Регулирование внешней торговли.

17. 17. Основная сеть народной связи  (почта, телеграф).

Этот список указывает, что по типу русская федеративная конструкция весьма близко может подойти по своей юридической структуре к последним формам развития германской федерации и отчасти Соединенных Штатов Америки, представляя нечто среднее между чисто федеративным государством и государством автономных провинций.

Переходя к рассмотрению перечня правомочий, которые должны быть переданы областям, получим следующий список:

1. Коммунальное хозяйство.

            2. Местное обложение и местный кредит.

3. Областной транспорт всех видов.

4. Городские и поселковые электрические станции и сети, а также электрические предприятия  местного значения.

5. Агрономическая помощь населению, семенные хозяйства, снабжение сельского хозяйства орудиями произ­водства, регулирование и организация сбыта продуктов.

6. Общественная медицина и санитария.

7. Регулирование торговли.

8. Владение и управление промышленными предприятиями областного значения.

9. Регулирование местных потоков грузов (зернохранилища, холодильники и пр.).

10. Регулирование кустарной и мелкой промышленности.

11. Регулирование землепользования в сельских местностях.

12. Культурно-техническая деятельность, мелиорация и водоснабжение заселенных мест и посевной территории.

14. 14. Социальное обеспечение местного населения.

Оба списка не представляют, конечно, полного перечня полномочий и даются здесь предположительно, главным образом, чтобы обрисовать  тип   автономии   областей  в части, касающейся экономической деятельности.

Параллельно с поставленным выше вопросом о преде­лах полномочий (возникает и другой весьма важный во­прос - о формах управления как областей, так и самого государственного центра, и если по отношению к области - принадлежность органов управления самому областному правительству очевидна, то по отношению к целому ряду проявлений  на  местах  воли центра , может быть  допущена   двоякого  рода   постановка:   или   эта   воля   осуществляется органами  местными, или она приводится  в исполнение специальными административными аппаратами центра. (9)

По отношению к России (это свойственно и большинству государств федеративного типа) для большинства функций государства на местах, придется иметь специальные органы  центральной власти и только в некоторых случаях делегировать право выполнения задач федерации местам.

В условиях тех правомочий, которые должны быть предоставлены центру государства, как показывает опыт су­ществующих федераций, нельзя обойтись без исполнительных органов центра, что не исключает, конечно, делегации некоторых исполнительных функций   местам, - таковыми могут быть: сбор налогов, суд за исключением высшей инстанции и т. п.

При наличии исполнительного аппарата в руках федеративного правительства наряду с автономными областями неминуемо должны возникнуть округа, территориаль­но, за исключением отдельных случаев, совпадающие с областями,   но   выполняющие   роль   представительства центра Республики по проведению в  жизнь элементов управления общефедеративного характера.

Таким образом, на местах в административных цент­рах областей будут находиться одновременно органы мест­ной власти и представители и органы федеративного пра­вительства, что очень облегчит совместную работу.

В некоторых отдельных случаях округа, конечно, могут и не совпадать с областями (напр. округа путей сооб­щения), но это не меняет общей постановки, с одной сто­роны, с другой - позволяет более гибко организовать уп­равление страной.

Наиболее трудный вопрос при организации областей - это достижение совпадения границ их с пределами национальных объединений, где это последнее объединение настолько актуально, что должно быть учтено при экономическом районировании страны. Все такие объединения, за исключением Украины и Кирреспублики, хорошо укладываются без расчленения в намеченные области, что же касается указанных двух объединений, то они по существу разрешены также безболезненно.

Украина разделена на две части: 1) южную горнопромышленную область и 2) юго-западную Украину. Эти две области экономически очень разнятся между собой: в то время как в первой развиты в высшей степени каменноугольная и металлургическая   промышленность и сравнительно слабо - земледелие, во второй земледелие занимает первенствующее место, а из промышленных отраслей господствует сахарная промышленность, винокурение и другие виды переработки питательных веществ. Отнесенный к юго-западной части порт Одесса является также хлебным вывозным портом, обслуживающим названную область уже в течение значительного времени.

Порты южного промышленного района также работают весьма интенсивно по вывозу хлеба, но этот хлеб идет через область главным образом транзитом, а в будущем работа их осложнится, вероятно, вывозом угля и других продуктов горной промышленности. (10)

Этнически обе области между, собой также резко разнятся: в то время как, юго-запад населен по преимуществу  украинцами, юг включает в себя представителей всех народностей России: здесь наряду с довольно значительным процентом украинцев живет много великороссов, греков, болгар, немцев, евреев, татар и других национальностей, которых сплотила воедино живая индустриальная деятельность, в виду чего здесь национальный признак является ненужным анахронизмом и только излишним препятствием при достижении единства всех, кто заключен в водоворот крупного производства. (10-11)

Информация о работе Экономическое районирование России