Экономическое чудо Доминиканской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 18:15, реферат

Описание работы

Вторая половина XX в. практически во всех странах Латинской Америки прошла под знаменем череды политических переворотов и глобальных социально-экономических и культурных изменений. Доминиканская Республика не стала исключением. Напротив, здесь эти процессы начались еще в 1930-е гг.
Доминиканская Республика, претерпев несколько восстаний, повторную колонизацию и добровольную деколонизацию, окончательно получила независимость в 1863 г. В последующий период относительной политической стабильности в конце XIX в. и начале XX в. государство находилось под нарастающим экономическим и политическим влиянием США, которое в 1916 г. фактически оккупировало Доминиканскую Республику. Оккупация продолжалась до 1924 г., когда под давлением общественности обеих стран США осуществили план по демократизации Доминиканской Республики и оказанию ей экономической помощи.

Содержание работы

Введение 3
1960-е гг. 4
1970-1980-е гг. 4
1990-е гг. 5
2000-е гг. 8
Заключение 10
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

Экономическое чудо Доминиканской Республики.docx

— 41.04 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

 

Экономическое чудо Доминиканской Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение 3

1960-е гг. 4

1970-1980-е гг. 4

1990-е гг. 5

2000-е гг. 8

Заключение 10

Список литературы 11

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Вторая половина XX в. практически во всех странах Латинской Америки прошла под знаменем череды политических переворотов и глобальных социально-экономических и культурных изменений. Доминиканская Республика не стала исключением. Напротив, здесь эти процессы начались еще в 1930-е гг.

Доминиканская Республика, претерпев несколько восстаний, повторную колонизацию и добровольную деколонизацию, окончательно получила независимость в 1863 г. В последующий период относительной политической стабильности в конце XIX в. и начале XX в. государство находилось под нарастающим экономическим и политическим влиянием США, которое в 1916 г. фактически оккупировало Доминиканскую Республику. Оккупация продолжалась до 1924 г., когда под давлением общественности обеих стран США осуществили план по демократизации Доминиканской Республики и оказанию ей экономической помощи.

В течение последующих 6 лет  в Доминиканской Республике наступил период относительно стабильного экономического и социального развития. В 1930 г. в результате военного переворота к власти в стране пришел представитель консервативной политической элиты, бывший сержант доминиканской армии Рафаэль Трухильо. Его правление было отмечено жесточайшими формами подавления всякой оппозиции, насаждением воли диктатора во всех сферах жизни общества, формированием культа личности. Выступления против диктатора жестоко подавлялись войсками. Самым известным в истории актом жестокого режима Трухило было массовое уничтожение 37 тыс. гаитян, нелегальных иммигрантов, поселившихся в приграничной с Доминиканской Республикой полосе. Вся эта территория была затем приватизирована семейством диктатора.

В таких жестких политических условиях экономику было невозможно вывести в условия рыночной системы. Поэтому с падением диктатуры  Трухильо в 1961 г. начинается замедленный рост показателей экономики Доминиканской Республики, оздоровление экономической ситуации.

 

 

 

 

 

1960-е гг.

Доминиканская Республика по своему историческому прошлому, структуре хозяйства, характеру внешних торгово-экономических связей и условиям жизни большей части населения – типичная малая страна Латинской Америки.

С 1960-х гг., когда в стране утвердился, конституционный порядок, стали предприниматься попытки проведения социально-экономических преобразований. Эти преобразования были направлены на изменение национальной экономики и ускорение ее развития, повышение занятости, на защиту интересов страны во внешнеэкономической сфере. Так, был принят ряд законов и постановлений, которые ограничивали крупное землевладение и наделяли крестьян земельными участками за счет пустующих и слабо используемых сельскохозяйственных угодий. В собственность государства перешли поместья, ранее принадлежавшие семейному клану Рафаэля Трухильо, в частности, рисовые плантации – важный источник обеспечения продовольствием местного населения.

В 1968 г. правительством Хоакина Балагера была разработана долгосрочная программа экономического и социального развития страны на 1968–1985 гг. Особое значение в ней придавалось развитию новых производств, стимулированию экспорта нетрадиционных товаров с целью снижения зависимости от узкой группы сырьевых товаров. Был пересмотрен ряд неравноправных торговых соглашений с США – основным экономическим партнером Доминиканской Республики, приняты решения о вступлении страны в международные объединения стран-экспортеров бокситов и тростникового сахара. Все подобного рода меры создали Хоакину Балагеру  большую популярность в стране. Он прослыл «защитником национальных интересов и покровителем малообеспеченных слоев населения».

1970-1980-е гг.

В 1970-1980-ее гг. Доминиканская  Республика диверсифицировала свою экономику, уделив большое внимание горнодобывающей промышленности, сборочному производству и туризму. В 1987 г. ВВП на душу населения здесь составил 800 долл. – третье беднейшее государство Латинской Америки на тот период. По уровню дохода Всемирный Банк отнес Доминиканскую Республику к категории «ниже среднего». Государство сильно зависело от импорта нефти, и несмотря на диверсификацию экономики сохранило свою уязвимость к колебаниям цен на мировом рынке сахара. За чертой бедности в 1980-е гг. находились многие жители, особенно в сельской местности. Однако по сравнению с 1960 г. экономика Доминиканской Республики совершила большой скачок.

К 1980 г. горнодобывающая промышленность стала одним из важнейших источников иностранной валюты. Экспорт золота, серебра, ферроникеля и бокситов составил 38% от общего экспорта страны. В это же время доминирующим типом  производственного процесса стала  сборочная промышленность в свободных  экономических зонах. За десять лет  занятость в этом секторе увеличилась  с 16 тыс. до почти 100 тыс. чел., а доля продукции сборочной промышленности выросла с 11% до 33%. Туризм также испытал  подъем, когда в 1980-х гг. количество гостиничных номеров увеличилось  в четыре раза. Впервые доходы от туризма превысили доходы от сахарной промышленности в 1984 г., и к 1989 г. общий  объем валютных поступлений от туризма  практически сравнялся с доходами от общего экспорта товаров.

Несмотря на бесспорные достижения к 1990 г. Доминиканская Республика столкнулась с серьезными проблемами инфляции, дефицита бюджета и внешнего долга. Еще более важными тормозящими экономику факторами явились влияние патронажа, взяточничество, затяжное отсутствие сильного политика, способного противостоять традиционным институтам.

Однако 1980-е гг. во всей Латинской Америке называют  «потерянным для развития десятилетием». На тот период среднегодовые темпы экономического роста в Доминиканской Республике составили 2.4%, этот показатель заметно превосходили такой же по Латинской Америке в целом – 1.0%. В Доминиканской Республике, как и в некоторых других малых странах региона, высокий естественный прирост населения ограничивал эффект экономического роста. В указанном десятилетии ВВП на душу населения увеличивался в среднем за год всего лишь на 0.2%. Положение усугублялось и сохранявшейся высокой неравномерностью распределения. Социально-политическая обстановка в стране оставалась напряженной, временами вспыхивали массовые забастовки и другие акции протеста. Власти порой прибегали к жестким репрессиям в борьбе с политической оппозицией, профсоюзами и группами населения, недовольными условиями своей жизни.

1990-е гг.

В недалеком прошлом многие латиноамериканские страны придерживались политики импортзамещающей экономики, для которой были характерны, с одной стороны, защита внутреннего рынка и национального производства от внешней конкуренции, с другой – активное участие государства в производственной деятельности. Это вызвало разрастание государственного сектора в экономике государств Латинской Америке.

Модели импортзамещающей экономики придерживалась и Доминиканская Республика. Здесь, как и в других латиноамериканских странах, использовались системы протекционизма в виде высоких таможенных пошлин, квот и запретов на ввоз тех или иных товаров. Эти мероприятия проводились в целях поддержки национального производства, ограждения внутреннего рынка от внешней конкуренции, а также пополнения казны денежными доходами.

В стране сформировался обширный государственный сектор, насчитывавший 26 крупных предприятий, часть которых занимала монопольные позиции на внутреннем рынке. Государственный сектор в Доминиканской Республике сыграл важную роль в развитии инфраструктуры и базовых отраслей национальной экономики (электроэнергетики, портового хозяйства и транспорта), а также в создании крупных предприятий по переработке некоторых видов сельскохозяйственного сырья, производству товаров широкого потребления и основных продуктов питания для внутреннего рынка (одежды, изделий бытовой химии, сахара, муки и т.д.).

Однако в кризисные  1980-е гг., когда ухудшилась ситуация на мировом рынке сырьевых товаров, резко сократился приток финансовых ресурсов извне во многие латиноамериканские страны, включая и Доминиканскую Республику, государственный сектор вскрыл свои слабые стороны. На поверхность всплыли техническая отсталость и низкая производительность труда, высокие текущие расходы на содержание административного аппарата, коррупция. В силу всего этого государственные предприятия обрастали внешними долгами, их поддержание требовало выделения все больших средств из бюджета. Это стало одной из главных причин нараставшей финансовой нестабильности.

Перелом в тенденциях развития страны обозначился лишь в середине 1990-х гг., когда правительство возглавил лидер оппозиционной Доминиканской партии освобождения, Леонель  Фернандес. Он был сторонником неолиберальных рыночных преобразований. Под его руководством разработана «Новая экономическая программа», главной целью которой стало усиления участия страны в международном разделении труда.

К этому времени государственный  сектор экономики находился в плачевном состоянии: из 26 упомянутых выше крупных предприятий этого сектора 7 были уже ликвидированы, остальные 19 находились на грани банкротства. Например, в 1994 г. приостановила свою деятельность местная авиакомпания, входившая в Доминиканскую корпорацию государственных предприятий. Ее долги исчислялись миллионами долларов. Авиакомпанию заменил ряд частных компаний, деятельность которых оказалась более эффективной (возросло число авиамаршрутов и рейсов, воздушные перевозки стали приносить прибыль). В тяжелом положении оказалась и Доминиканская электроэнергетическая корпорация, внешние долги которой превысили 100 млн долл. По словам президента Промышленной ассоциации С. Моррансини, неудовлетворительная работа энергосистемы стала одной из главных причин банкротства 10% всех предприятий страны. Кризис в этой сфере серьезно сказался на индустрии туризма, приносящей большие валютные поступления.

Были закрыты предприятия  по производству электрических батареек и гвоздей, шоколадная фабрика, предприятие  по производству обуви и некоторые  другие. В прочих предприятиях, принадлежавших государственной корпорации, сократились  численность персонала и выпуск продукции. Их деятельность поддерживалась на основе субсидий. В таком положении  оказались лакокрасочная фабрика, предприятие по производству бумаги, текстильная фабрика, кожевенный завод.

Из-за финансовых трудностей стало терять свои позиции на внутреннем рынке государственное мукомольное  предприятие Molinos Dominicanos, которое прежде было монополистом в данной области. Воспользовавшись этим, некоторые предприниматели решили открыть собственное мукомольное производство, хотя государственное предприятие сохраняло монополию на импорт зерна.

Неустойчивые сборы сахарного  тростника и крупные ударили  по сахарной индустрии, которая контролировалась государством и приносила крупные валютные поступления. Из десяти предприятий этой отрасли три были закрыты, остальные едва находились на грани банкротства.

Стараясь поправить дела в национальной экономике правительство Леонеля Фернандеса встало на путь реорганизации государственного сектора, свертывания его участия в экономике. В октябре 1996 г. был издан указ о преобразовании 24 государственных предприятий в акционерные общества, согласно которому совладельцами этих предприятий становились и занятые на них работники.

В апреле 1997 г. был принят Генеральный закон о реформе  государственных предприятий. По этому  закону все крупные государственные предприятия подлежали преобразованию в открытые акционерные общества с правом участия в них как частного национального, так и иностранного капитала.

Масштабный приватизационный процесс развернулся в Доминиканской Республике только с весны 1999 г., со значительным опозданием по сравнению с большинством стран региона. В то же время он протекал значительно быстрее и занял практически всего один год.

Первым крупным актом  реформы государственного сектора  стала капитализация в апреле 1999 г. четырех мукомольных предприятий, принадлежавших Molinos Dominicanos. За ней наступила очередь сахарной промышленности. Пять заводов были переданы в концессию сроком на 30 лет консорциуму Conazúcar – филиалу мексиканской Zucamex. Остальные достались местным консорциумам Caña Brava и Pringamosa [4].

Наиболее ощутимые достижения всего за несколько месяцев продемонстрировали предприятия Molinos de Ozama, в модернизацию которых было инвестировано 35 млн. песо, что дало возможность увеличить дневное производство муки с 80 до 400 т.

Экономическое благополучие Доминиканской Республики с давних времен зачастую определялось существующим состоянием ее внешней торговли. Характерной чертой экспорта была доминирующая роль в вывозе некоторых сельскохозяйственных товаров и минерального сырья. Невысокие и неустойчивые цены на такую продукцию на мировом рынке часто становились одной из главных причин серьезных сбоев в экономическом развитии страны.

Для восстановления торгового  баланса Доминиканская Республика сделала упор на создание свободных экономических зон при активном участии местных предпринимателей и иностранных компаний.

В Доминиканской Республике первой свободной экономической зоной в 1969 г. стала Ла Романа. Количество компаний, функционирующих в условиях свободного режима, с 1970 по 1980 гг. увеличилось с 2 до 76 и превысило 500 к 2000 г. 74 компании получили разрешение на начало операций в зонах только за 1999 г. На первых порах 90% всех компаний являлись североамериканскими, в дальнейшем доля последних стала снижаться и опустилась  до 36,6%, в том числе лишь 14% от новых капвложений в указанном году [4].

Информация о работе Экономическое чудо Доминиканской Республики