География населения как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 19:07, реферат

Описание работы

АНТРОПОГЕОГРАФИЯ (от греч. antropos – человек и география) выделилась из состава географии к концу XIX в. (в Германии); в ее основе были положения географического детерминизма – определяющее влияние природной среды «на дух и тело индивида и народов». Немецкий ученый Фридрих Ратцель, один из основателей этой школы, считал, что природные условия умеренного климата, заставлявшие человека двигаться, строить, созидать, формировали особенности психологии, отличавшиеся деловой активностью; что большие пространства побуждают народы к смелым решениям, малые, наоборот, заставляют трусливо жаться; увеличение населения требует новых пространств, иначе это приведет к слабости государства. Впоследствии эта теория использовалась фашистами для создания геополитических концепций.

Содержание работы

Введение
География населения как наука
География воспроизводства населения
География человеческих рас
Этнический состав населения мира
География религий
Социальная структура, трудовые ресурсы и занятость населения
Миграции населения
Размещение населения и расселение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

География населения Понятийно-терм.словарь.doc

— 254.50 Кб (Скачать файл)

ЭТНИЧЕСКАЯ  МИКСАЦИЯ - взаимодействие нескольких не связанных родством этносов, в результате которого возникает новый этнос (бразильцы, мексиканцы, колумбийцы и др.).

Этническое разнообразие – множество аборигенных этносов какой-либо территории, страны и мира в целом.

Этническое самоопределение – это объективная возможность этноса самостоятельно осуществлять языковую, культурную, хозяйственную и политические виды деятельности.

Этническое самосознание – это одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе, проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях.

Этническое  самосознание проявляется в следующих формах:

  • интернационализм – равноправное дружественное взаимоотношение между нациями;
  • национализм – выделение нации в качестве высшей формы этнической общности, обладающей исключительным правом на государственность; может носить культурный, экономический и политический характер;
  • шовинизм (франц. shauvinisme - от имени Н. Шовена, солдата, поклонника завоевательной политики Наполеона I) - крайне агрессивная форма национализма.
  • геноцид – физическое истребление целых групп населения, в том числе по этническому признаку.

Этнический состав населения – распределение населения по его этнической или национальной принадлежности.

Этническая структура населения – соотношение долей отдельных (по этнической национальной принадлежности) групп людей в общей численности населения мира, континента, страны, региона, отдельных административно-территориальных образований.

Этническая  территория – это территория преимущественного размещения данного этноса, обычно включающая ареал формирования и компактного расселения, а также районы смешения с другими национальностями.

Этногенез – процесс формирования и развития народа. Этногенез действует постоянно и протекает в двух формах:

  • эволюция этноса, т.е. медленное, постоянное изменение качественных и количественных характеристик этноса;
  • трансформация этноса – это резкое изменение признаков этноса вплоть до его преобразования или исчезновения.

ЭНДОГАМИЯ - заключение браков внутри своего этноса, что способствует постепенному исчезновению расовых различий внутри него.

ЭТНОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ отражают географию народов, для чего  используется метод цветового фона, дополнительные надписи, значки, штриховка, методы ареалов и перемежающихся полос.

ЭТНОНИМ - самоназвание языковой общности, признаваемое каждым ее членом.

ЭТНОС (от греч. ethnos - общество, группа, племя, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающая единым языком, относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, фиксированным в самоназвании (этнониме). Принято выделять три стадии формирования этносов: племя, народность, нация. Чаще всего выражения «нация», «народность», «национальность» используются как синонимы слов «этнос», «народ».

Таких этносов - народов насчитывается  на Земле до 4 тысяч. Абсолютное большинство  их малочисленны (менее I тыс. человек  каждый). В то же время, по подсчетам  этнографов, десять народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн. человек, составляют около 50%  всего населения Земли.

В порядке убывания: китайцы-хань (население Китая состоит более чем из 50 народов, хань составляют 94% населения),  хиндустанцы , проживающие в Индии, в которой насчитывается около 150 народов);  американцы США;  бенгальцы (основное население Бангладеш и индийского штата Западная Бенгалия);  русские;  бразильцы;  японцы (самоназвание - нихондзин);  пенджабцы,  или  панджабцы (Индия);  бихарцы (Индия - штат Бихар, Бангладеш, Непал);  мексиканцы.

Языковая ветвь выделяется внутри групп (например, славянская делится на восточнославянскую, западнославянскую, южнославянскую).

Языковая  группа – совокупность языков, внутри которой можно проследить достаточно близкое родство. В их названии обычно отражен язык – основа, на базе которого сформировались современные языки (германские, финские и т.д.).

Языковая  семья – включает языки, внутри которых прослеживается определенное родство. В ее названии, как правило, отражено наименование предполагаемого района возникновения древнего праязыка (индоевропейская, уральская, алтайская и т.п.).

 

5   ГЕОГРАФИЯ  РЕЛИГИЙ

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. agnostos - недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможности познания объективного мира, его сущности и закономерностей. В процессе познания правомочно сомнение - это первопричина агностицизма.

БУДДИЗМ (VI  в. до н.э.)  считается древнейшей из мировых религий. Буддисты верят в многократное перерождение каждой души. Центральную часть учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Современные направления - Махаяна («широкий путь спасения»), Хинаяна («узкий путь») и буддизм - ламаизм (Китай, Монголия, Япония и др.).

ИНДУИЗМ - господствующая религия в Индии, Непале, Шри-Ланке. Для него характерна вера в переселение душ, в принцип кармы-воздаяния за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием божеств Тримутры (Троицы) - Брахма, Шива, Вишну - и соблюдение кастовых бытовых правил. В качестве священных почитаются животные (корова, змея), реки (Ганг), растения (лотос) и др.

ИСЛАМ - самая молодая по времени возникновения мировая религия, появившаяся среди населения Аравийского полуострова (VII в.н.э.).

 Ислам часто называют  магометанством (по имени его основателя Мухаммеда) или мусульманством. Есть версия, что «ислам», «мусульмане» происходят от слова «покорность»  -  Аллаху. Аллах - от общесемитского корня «ал» в понятии «Бог». Колыбелью ислама считаются города Мекка и Медина. Мухаммед - историческая личность. Он родился в 570 г., в молодости пас скот своего дяди, затем женился на его вдове и стал главой государства в Аравии.

Ислам - строго монотеистическая религия и отрицает христианский догмат о Троице. Вся догматика  заимствована из Библии: идея страшного суда и рая, о сатане (шайтане), бесах (джиннах). Впоследствии учение обогащалось арабскими традициями: многоженство, не пить вина и др. Вскоре после появления ислам распался на шиизм и суннизм.

Недавняя война Ирана  и Ирака была в значительной степени  войной шиитов (Иран) и суннитов (Южная  и Юго-Западная Азия, Средняя Азия, Северная Африка).

Мировые религии - буддизм, христианство, ислам, проповедовавшие единобожие (монотеизм), приобрели международный характер.

ИУДАИЗМ является одним из ранних верований. Для него характерна идея греха и покаяния. Помимо веры в единого Бога Яхве (Иегова), иудеи верят в бессмертие души, послесмертное воздаяние, рай и ад, свою богоизбранность (Израиль, США).

КОНФУЦИАНСТВО - религия Китая. Одним из важнейших элементов этой религии является культ предков. Учение о «сяо» - сыновней почтительности, заботе о родителях требует безоговорочного подчинения старшему, вышестоящему, воспитывает чинопочитание.

КУЛЬТ ПРЕДКОВ, или МЕРТВЫХ - вера в то, что жившие когда-то предки или родственники продолжают существовать и могут оказывать влияние на судьбу живущих (Юго-Восточная Азия).

МИССИОНЕРСТВО - способ распространения религии среди населения с иным вероисповеданием. 

РЕЛИГИЯ (от лат. religio - благочестие, набожность, святыня, предмет культа) - одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, а также освящение норм морали.

Значительно участие  религии в формировании этносов, в развитии их культуры, государственности.

Количество верующих в мире составляет около 5 млрд. человек.

РОДОПЛЕМЕННЫЕ РЕЛИГИИ - первоначальные формы религиозных верований у отстающих в социально-экономическом отношении народов, племен.

СИКХИЗМ - был сектой в индуизме. В XVI-XVII вв. превратился в самостоятельную религию, распространенную главным образом в штате Пенджаб. Основой религии является единобожие, отрицание каст, равенство сикхов перед Богом.

В последние годы сикхи  правых взглядов выступают за создание в Пенджабе независимого государства Халистан. В числе их преступлений - организация убийств Индиры и Раджива Ганди.

СИНТОИЗМ – возник в Японии на основе почитания предков и культа природы. Верховным божеством синтоистов считается солнечная богиня - Аматэрасу, от которой выводят родословную ныне правящей японской династии императоров (с 1989 г. - Акихито)

ТОТЕМИЗМ - вера в происхождение племени от того или иного животного или растения и поклонение им (индейцы Америки, аборигены Австралии).

ФЕТИШИЗМ - вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов, любых, поразивших воображение человека: камень, кусок дерева или часть тела животного (Тропическая Африка).

ХРИСТИАНСТВО, возникшее (I в. до н.в.) первоначально как секта иудаизма, достаточно быстро вытеснило прежние религиозные верования и стало преобладать в Римской (Византийской) империи, а затем и за её пределами. Основная идея христианства - идея греха и спасения души человека. Важнейший догмат христианства: вера в единого Бога, имеющего три ипостаси - Бога-отца, Бога-сына, и Бога-Духа Святого.

В XI в. христианство раскололось  на два направления: православие и католицизм. Они отличаются особенностями догматики, культа и организации. Существенное догматическое различие - вопрос о происхождении Святого Духа: католики считают, что он исходит и от Бога-отца, и от Бога-сына, православные - только от Бога-отца.

Католики полагают, что  кроме рая и ада существует «чистилище» - промежуточное звено. Все католики организованно едины и подчинены папе римскому, а православные имеют автокефальные (независимые) национальные церкви (всего их 15). В католицизме большую роль играет монашество. В православии священнослужители могут быть женатыми или дают обет безбрачия, у католиков - целибат (обязательное безбрачие). Имеются отличия в отправлении служб, в наложении креста и т. д.

В XVI в. в результате так  называемой Реформации от католиков  откололся протестантизм (от слова «протест»), отвергший власть папы римского и ставший третьим направлением христианства. Крупнейшими течениями являются лютеранство и кальвинизм.

Протестантизм выдвинул три новых принципа в христианстве: спасение личной верой, священство всех верующих и исключительный авторитет Библии. Имеются лишь два таинства:  крещение и причастие. Богослужение сведено к проповеди, молитве и пению псалмов на родном языке.

Центр протестантизма - США. Имеется ряд течений, церквей, сект: баптисты, методисты, адвентисты, свидетели Иеговы, пятидесятники, «Армия спасения» и др. (Северная Европа, Северная Америка, Австралия).

ШАМАНИЗМ - вера в способность отдельных людей входить в общение с духами и использовать их силу для врачевания и других целей (малочисленные народы Севера).

 

 

6  СОЦИАЛЬНАЯ  СТРУКТУРА, ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ И  ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО предполагает право и реальную возможность для индивидуумов и отдельных групп населения самостоятельного принятия решений и свободной от государственного вмешательства деятельности.

Впервые теория гражданского общества была предложена еще в начале XIX в. немецким философом Гегелем. В странах Запада роль движущей силы в создании гражданского общества играл средний класс.

Для современного мирового сообщества характерны три основных типа социальной структуры.

МОДЕЛЬ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО РЫНОЧНОГО ОБЩЕСТВА, поддерживаемая мощной группой среднего класса. Схема распределения социальных слоев в ней напоминает по форме овал с развитой центральной частью (средние слои) - 60-70% населения, относительно невысокими полюсами высшего класса (имущественно - управленческой элитой) и группами беднейших слоев.

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ СЛАБОРАЗВИТОГО, но опирающегося на рыночную основу общества, имеет вид вытянутого вверх треугольника с широким основанием, которое подразумевает беднейшие слои.

МОДЕЛЬ РАССЛОЕНИЯ ПОСТСОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ ОБЩЕСТВ напоминает «раздавленную пирамиду», сильно сплющенный треугольник с очень широким основанием, большую часть площади которого занимает слой «трудящихся», а вершину – «люди власти». Среднего класса - менее 10%.  

Усиление социальной дифференциации привело к увеличению в обществе переходного периода слоя деклассированных маргиналов (от лат. marginalis - находящийся на краю), в который входят те, кто по разным причинам оказался за бортом жизни и потерял возможность вернуть свой прежний социальный статус.

производительность труда является обобщающим показателем эффективности использования трудовых ресурсов. Этот показатель рассчитывается в стоимостном выражении (производство валовой продукции на одного среднегодового работника или на 1 чел./день) и в виде затрат труда на единицу продукции, или вид работ в человеко-часах или днях. На макроуровне он отражает отношение объема национального дохода и валового национального продукта к численности работников, занятых в сфере материального производства и услуг.

РАБОЧАЯ СИЛА - это занятое население (работающее на предприятиях всех форм собственности, действующие предприниматели, работающие собственники) и безработные, зарегистрированные в центрах занятости.

Информация о работе География населения как наука