Географические особенности развития и размещения производственных сил Ханты-Мансийского автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 15:47, отчет по практике

Описание работы

Цель: изучение размещения и территориальной организации производительных сил в Ханты-Мансийском автономном округе, выявление проблем в данной сфере и пути их решения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Оценить ресурсный потенциал региона
2. Изучить особенности экономики региона
3. Изучить отрасли специализации региона
4. Исследовать специфику развития и размещения производительных сил

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.Ресурсный потенциал Ханты-Мансийского автономного
округа ……………………………………………………………………………….........6
1.1.Природно-ресурсный потенциал региона ………………………………...6
1.2.Человеческий потенциал региона …………………………………………10
ГЛАВА 2. Размещение и территориальная организация производительных сил в Ханты-Мансийском автономном округе…………………………………….16
2.1. Структура хозяйства региона ……………………………………………..16
2.2. Анализ развития и размещения производительных сил в регионе…….17
2.3. Анализ территориальной организации экономического региона …….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..42
Список использованной литературы ……………………………………....44

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 386.27 Кб (Скачать файл)

За период с 1991 года по 1998 год в округе расформированы по несостоятельности 9 совхозов и 5 колхозов с поголовьем скота 9111 голов с общим объемом производимой ими продукции в год (в среднем):

    • по мясу – 1054 тонны;
    • по молоку – 4356 тонн.

Существенным является и то, что в округе почти прекращена работа по улучшению племенного хозяйства.

Валовый сбор картофеля и овощей открытого грунта в сельскохозяйственных предприятиях сократился за  период  с 1991 по 1998 гг. по производству:

    • картофеля – в 9,5 раза;
    • овощей открытого грунта – в 2,3 раза.

В течение 1989-1997 годов поголовье скота и производство основных видов животноводческой продукции во всех категориях хозяйств округа сократилось:

    • крупного рогатого скота – в 2,4 раза (справочно: в 1945 году крупного рогатого скота было в 1,24 раза больше, чем в 1997 году);
    • свиней – в 1,6 раза;
    • лошадей – в 2,0 раза;
    • валовой надой молока – в 2,5 раза;
    • производства мяса – 1,7 раза.

Так же существенно сократилось поголовье северных оленей и производство оленины.

Сложные природные климатические условия в ХМАО при наличии существующей сельскохозяйственной и транспортной техники исключают возможность стабильных заготовок кормов для общественного животноводства. В связи с этим предприятия округа вынуждены дополнительно закупать грубые корма для животноводства на юге Тюменской области, Омской области и в Казахстане. В результате корма составляют до 50% в себестоимости животноводческой продукции.

Развитие в округе разнообразных организационных форм и хозяйственных укладов в аграрном секторе на настоящий момент не создают конкурентоспособного производства. Фермерские хозяйства в большинстве своем не являются таковыми, ведут хозяйственную деятельность на уровне личного подворья и не производят продукцию для рынка, поскольку базируются в основном на ручном труде и экстенсивных технологиях, не соответствующих современному уровню. Доля произведенной ими в 1998 году продукции составила соответственно: мяса – 8%, молока – 12%, яиц – 0,2%, картофеля – 1% от общего объема всей произведенной в округе сельхозпродукции.          Число фермерских хозяйств по причине своей низкой рентабельности сократилось за 1998 год на 17% и составило 641 хозяйство. Похожая ситуация в животноводстве: на 16% к уровню 1997 года сократилось поголовье крупного рогатого скота, поголовье лошадей – на 11%, свиней – на 29%, овец и коз – на 17%, птицы – на 8%.     Удовлетворение потребностей населения округа в мясе, молоке и яйцах за счет собственного производства неоправданно мало и составляет соответственно 14,8 и 19%; доля завоза продуктов питания весьма значительна и в перспективе должна увеличиваться. Однако обеспеченность населения основными продуктами питания недостаточна даже с учетом завоза. Потребление молока составляет 29%, мяса – 90%, яиц – 92 %, картофеля – 63% от нормы. В настоящее время молочные и мясные продукты, картофель, овощи завозят в округ всеми видами транспорта из других регионов России и зарубежья.       В округе традиционно развиты рыбный промысел, ведется заготовка пушно-мехового (дикой и клеточной пушнины), мехового и кожевенного сырья. Богатые природные ресурсы дикоросов позволяют вести заготовку ягод, кедровых орехов, грибов.

5.Транспорт.

Автомобильный транспорт.

Протяжённость автомобильных дорог округа — более 19 тыс. километров, в том числе 356 км. – федеральные дороги, 1 933 км. – региональные, более 4 000 км. – муниципальные. Здесь проходят два из 18 основных автодорожных коридоров России: "Северный маршрут" и "Сибирский коридор".

Перевозку пассажиров по 279 маршрутам в 9 городах и 40 посёлках выполняют 17 автотранспортных предприятия и 700 индивидуальных предпринимателей. Общий парк транспортных средств, задействованный в выполнении пассажирских перевозок, в автономном округе составляет, более 3 000 ед. Ежегодный объём пассажирских перевозок составляет около 67 млн. человек.

В 2010 году в округе зарегистрировано около 630 тысяч единиц автотранспорта, который за последнее десятилетие увеличился в два раза. Уровень автомобилизации только легковым транспортом составляет более 420 ед. на 1000 жителей.

Северная широтная магистраль — строящаяся автомобильная магистраль в Западной Сибири, которая к 2015 г. должна соединить города Пермь, Ивдель, Ханты-Мансийск, Нефтеюганск, Сургут, Лангепас, Мегион, Нижневартовск, Каргасок, Томск. Общая протяжённость магистрали — 2545 км.

Железнодорожный транспорт.

Железнодорожная магистраль автономного округа обеспечивает транспортно-экономическую связь с промышленными районами России. Её общая длина составляет 1106 километров. На территории округа находятся Сургутское (протяженность линий 650 км), Нижнетагильское (протяженность линий 339 км) и Свердловское (протяженность линий 117 км) отделения Свердловской железной дороги — филиала ОАО "Российские железные дороги". Ежегодный объем перевезенных пассажиров составляет 5,5 млн.чел., в том числе 500 тысяч в пригородном сообщении. Ежегодно Правительство округа заключает со Свердловской железной дорогой социально-экономическое соглашение о взаимодействии.

 

 

Водный транспорт.

В летнее время в Югре активно осуществляется перевозка грузов и пассажиров водным транспортом по рекам Обь, Иртыш и их притокам. Протяжённость судоходных путей составляет 5026 километров. Водные пути связывают автономный округ с городами: Омск, Тобольск, Салехард, Томск, Новосибирск и имеют выход на морские магистрали. Перевозка пассажиров осуществляется теплоходами типа: "Линда", "Заря", "Метеор", "Ракета", "Трамвай", "Москва", "Иртыш", "Югорский".

На водных путях автономного округа действует 40 регулярных линий с протяженностью от 50 до 600 км. Ежегодный объём перевозок по водным артериям составляет около 400 тыс. пассажиров и около 2 млн. тонн грузов. Значительная часть строительных, минерально-сырьевых грузов перевозится именно речным транспортом, обеспечивается доставка народнохозяйственных грузов в отдаленные населенные пункты по Программе северного завоза, объемы которого составляют порядка 100 000 тонн.

Основной судоходной компанией, осуществляющей пассажирские перевозки в границах округа, является ОАО "Северречфлот", в составе которого более 100 единиц флота, среди них — пассажирские, буксирные, транспортные несамоходные и служебно-вспомогательные суда. Грузовые перевозки осуществляют компании: ОАО "Иртышское пароходство", ОАО "Объ-Иртышское речное пароходство", ОАО "Западно-Сибирское речное пароходство" и другие.

Воздушный транспорт.

Комплекс гражданской авиации в автономном округе представлен 10 аэропортами, более чем 120 вертолетными площадками и 8 авиакомпаниями. Наиболее крупные аэропорты, имеющие статус международных, расположены в Сургуте, Нижневартовске, Ханты-Мансийске, Когалыме. Маршрутная сеть в пределах автономного округа представлена более 30 направлениями, выполняется в среднем ежегодно около 4 000 внутриокружных рейсов, перевозится более 250 тыс.человек.

Эксплуатируются воздушные суда типа: "ЯК-40", "ЯК-42", "АН-24", "АН-26", "ТУ-134", "ТУ-154", АТR-42, Боинг-737, вертолёты всех типов. Округ связан воздушным сообщением более чем с 60 аэропортами России, странами ближнего и дальнего зарубежья. Наибольший объём перевозок выполняют ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", ООО "Когалымавиа", ОАО "Нижневартовскавиа".

 

2.3. Анализ территориальной  организации экономического региона.

Существуют различные формы территориальной организации производственных сил. Все они представляют собой территориальные комплексы разной структуры, разного масштаба. Одной из форм территориальной организации производственных сил являются энергопроизводственные циклы (ЭПЦ).       Под энергопроизводственным циклом Н.Н. Колосовский определил типическую устойчиво существующую совокупность процессов, возникающих взаимообусовлено вокруг основного процесса, для данного вида энергии или сырья.        Структура каждого ЭПЦ различна, но в каждом из них можно выделить:

  • начальную стадию ЭПЦ, которая включает добычу и подготовку к производственному процессу сырьевых и топливно-энергетических ресурсов;
  • основную стацию ЭПЦ – это процесс производства главной продукции;
  • завершающая стадия ЭПЦ – она включает в себя: а) производства на основе главной продукции; б) производство на базе отходов производственного процесса; в) производства, связанные с охраной природы и восстановлением природных ресурсов;
  • побочные процессы производства для вспомогательных целей.

В своей работе я проанализирую нефтегазоэнергохимический цикл, так как данный ЭПЦ наиболее эффективно развивается в районах богатых собственными ресурсами нефти и природного газа, каковым является Ханты-Мансийский автономный округ.         Спецификой развития округа связана с открытием здесь богатейших нефтяных и газовых месторождений: Усть-Балыкское, Западно-Сургутское, Покурское, Ватинское, Мамонтовское, Салымское, Правдинское, Самотлорское, Новонадымское, Северо-Тончинское, Южно-Соимлорское, Полуньяхское и др. По состоянию на 1 января 2013 года в эксплуатации находится 278 месторождений. Самотлорское месторождение по запасам нефти входит в первую десятку крупнейших месторождений мира.   Нефте- и газодобыча ведется в основном в Сургуте, Нижневартовске, Когалыме такими предприятиями как ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Лукойл», ОАО НК «РосНефть» и др.       Ядром ЭПЦ являются нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы, рядом с которыми размещаются многочисленные предприятия химической промышленности. На территории Ханты-Мансийского автономного округа находится 6 предприятий по переработке нефти и 7 предприятий по переработке газа. Основную долю в переработке осуществляют ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Белозерный ГПК», ОАО «Нижневартовский ГПК». Переработка газового конденсата осуществляется на Сургутском заводе стабилизации газового конденсата.   На базе нефте- и газопереработки работают предприятия, производящие исходные продукты органического синтеза, которые в свою очередь используются для производства полимерных материалов( смолы, пластмассы, химические волокна, синтетический каучук). Производством основных химических веществ занимается ООО «Депрессор» г. Сургут. Пластмассы и смоли производят ООО «Сургутпаксервис», ОАО «Сибур-Север» в Сургуте и Нижневартовске.       Дополняют ЭПЦ машиностроительные заводы, обслуживающие вышеназванные предприятия по производству нефтедобывающей, газодобывающей техники, разнообразное химическое оборудование и др. Такими предприятиями являются ООО «Буровые гидромашины – Сибир», ООО «Челпромсевергаз», ООО «Севертехснаб», ОАО «Стройдормашсервис» и другие в Сургуте, Нижневартовске, Югорске, Ханты-Мансийске.   Ханты-Мансийский автономный округ имеет большие перспективы развития нефте - газоэнергохимического ЭПЦ, так как имеются природные ресурсы, предприятия, специалисты и возможности для полноценного функционирования.

Внешняя экономическая деятельность.

В числе первоочередных задач, стоящих перед Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, следует выделить формирование благоприятных экономических, организационных, правовых и иных условий для расширения экспортного потенциала региона, повышения его эффективности, содействия продвижению окружных товаропроизводителей - экспортеров на рынки стран ближнего и дальнего зарубежья.

В целях стимулирования роста объема экспорта, повышения конкурентоспособности продукции предприятий и организаций автономного округа на внешних рынках и расширения числа хозяйствующих субъектов, входящих в категорию экспортеров не нефтяного сектора в 2013 году впервые проведен конкурс "Лучший экспортер Югры". Конкурс объединил интересы федеральных структур, органов исполнительной власти, общественных организаций, предприятий автономного округа в сфере поддержки и развития экспортной деятельности предприятий малого и среднего бизнеса.

Внешнеторговый оборот Ханты-Мансийского автономного округа за  2013 год составил  14 920,1 млн. долл. США, что на 44,3 % меньше уровня предыдущего года. На страны дальнего зарубежья пришлось 87,4% от общего объема товарооборота округа, на страны СНГ - 12,6%.

Импорт составил 9,6 % от внешнеторгового оборота автономного округа, соответственно на экспортные поставки пришлось 90,4 %. Коэффициент покрытия экспорта товарами импорта составил 9,4 раза. 

На долю стран, входящих в Европейский Союз, пришлось 77,3% от общего объема внешнеторгового оборота автономного округа (2012 г. - 80,9%).

Экспорт.

Экспорт товаров и услуг Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отчетном периоде составил 13 490,3 млн. долл. США, что на 47,8 % меньше объема экспорта предыдущего года. 

Основные виды экспортируемых товаров: нефть, нефтепродукты, древесина и изделия из нее. Нефть составляет 99,2% от общего объёма экспорта региона. Продукция поставляется в 50 стран мира.

Основные торговые партнеры в экспорте автономного округа: Германия, Нидерланды, Польша, Белоруссия, Италия  и другие. (Рис.14).

 

«Основные торговые партнеры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в экспорте»

Рис.14

 

Крупнейшие добывающие компании - поставщики нефти на экспорт: ОАО "Сургутнефтегаз", ООО "Западно-Малобалыкское", ОАО "Красноленинский нефтеперерабатывающий завод"   и др. 

Географическая направленность экспорта нефтедобывающей отрасли связана с основными магистралями нефтепроводов, пролегающих по территории России и европейских стран.

Импорт.

Импорт товаров и услуг в Ханты-Мансийский автономный округ - Югру за 2013 год увеличился на 50,4% по сравнению с показателями 2012 года, при этом 93,8% ввозимых товаров поступает из стран дальнего зарубежья.                                                            

42 страны поставляют свою  продукцию в округ. В 2013 году больше всего товаров ввозилось из США, Китая, Германии, Турции и Украины. (Рис.15).

Информация о работе Географические особенности развития и размещения производственных сил Ханты-Мансийского автономного округа