Географические особенности развития и размещения производственных сил Ханты-Мансийского автономного округа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2015 в 15:47, отчет по практике

Описание работы

Цель: изучение размещения и территориальной организации производительных сил в Ханты-Мансийском автономном округе, выявление проблем в данной сфере и пути их решения.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
1. Оценить ресурсный потенциал региона
2. Изучить особенности экономики региона
3. Изучить отрасли специализации региона
4. Исследовать специфику развития и размещения производительных сил

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1.Ресурсный потенциал Ханты-Мансийского автономного
округа ……………………………………………………………………………….........6
1.1.Природно-ресурсный потенциал региона ………………………………...6
1.2.Человеческий потенциал региона …………………………………………10
ГЛАВА 2. Размещение и территориальная организация производительных сил в Ханты-Мансийском автономном округе…………………………………….16
2.1. Структура хозяйства региона ……………………………………………..16
2.2. Анализ развития и размещения производительных сил в регионе…….17
2.3. Анализ территориальной организации экономического региона …….36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..42
Список использованной литературы ……………………………………....44

Файлы: 1 файл

отчет по практике.docx

— 386.27 Кб (Скачать файл)

«Производство электроэнергии за 2013 год,млрд. кВт. ч.»

Рис.12

Спрос на электроэнергию в округе определяется отраслями нефтегазового комплекса. (Рис.13).

«Структура электропотребления на территории автономного округа по отраслям хозяйственного комплекса за 2005 год»

Рис.13

В совокупности на долю нефтедобычи, газопереработки и транспорта углеводородов приходится 78,5 % от общего объема электроэнергии, потребленной в централизованном секторе электроснабжения округа. Доля коммунально-бытового хозяйства в электропотреблении округа составляет 9,1 %. Душевое потребление электроэнергии в коммунально-бытовом хозяйстве Югры, полученное без учета вахтовиков, составляет 3,2 тыс. кВт*чел., что существенно выше показателей Свердловской (1,9 тыс. кВт*ч/чел.), Челябинской (1,5 тыс. кВт*ч/чел.) областей и Пермского края (1,2 тыс. кВт*ч/чел.). Это объясняется в том числе высоким удельным весом (70 %) общего жилого фонда в округе, оснащенного напольными электроплитами для приготовления пищи.                                                                                                                Таблица 1

«Потребность в электроэнергии на душу населения в 1998-2005 гг. на Приполярном Урале, в Югре и соседних территориях»

Территории

Душевное электропотребление (с окрулением), тыс.кВт*ч/чел.

1998г.

2005г.

ХМАО

25,8

34,7

Березовский район ХМАО

3,4

4,5

Тюменская область (с округами)

14,6

21,7

Пермский край

6,2

7,7

Свердловская область

8,0

9,5

Челябинская область

7,6

8,9


 

В условиях падающей нефтедобычи на этапе до 2015г. рост потребности в электроэнергии и электрической мощности обоснован необходимостью использования электроемких методов повышения отдачи пластов.

При этом наибольшее снижение добычи на действующих нефтяных месторождениях ожидается в районе Сургутских и Когалымских электрических сетей. Полученные с учетом отмеченного выше уровни потребности в электроэнергии и электрической мощности на перспективу до 2015—2020 гг. приводятся в табл. 2. Прирост потребности в электроэнергии по Югре в период до 2015—2020 гг. оценивается в 10-12 % от уровня 2005г.

                                                                                                      Таблица 2

«Потребность в электроэнергии и электрической мощности ХМАО на перспективу до 2015-2020 гг.»

Показатели

2005г

2006г

2007г

2012г

2013г

2010г

2015г

2020г

Электропотребление, млрд. кВт-ч

51,3

53,3

54,3

55,2

56,0

56,3

56,7

60,0

Максимум электрической нагрузки, совмещенный с Тюменской энергосистемой, МВт

6928

7200

7350

7480

7600

7650

7720

8250


 

 

Перспектива развития электроэнергетики.

В качестве основных направлений развития электроэнергетики автономного округа предполагается строительство и ввод новых энергетических мощностей и электросетевых объектов, а также восстановление основных фондов путем реконструкции и технического перевооружения, что обеспечит дальнейшее развитие такой жизненно важной и конкурентоспособной отрасли, как энергетика.   Сегодня к приоритетным вопросам перспективного развития генерирующих мощностей следует отнести сооружение седьмого энергоблока на Сургутской ГРЭС-2, строительство третьего энергоблока Нижневартовской ГРЭС; реконструкцию Сургутской ГРЭС-1. Не менее актуален вопрос возобновления строительства Няганьской ГРЭС.  В связи с быстрым ростом электропотребления в Ханты-Мансийском автономном округе появился ряд узких мест энергосистемы в части электрических сетей. Ликвидация их рассматривается в качестве первоочередной задачи. В связи с ростом потребления электроэнергии промышленными предприятиями нефтегазового комплекса и растущими потребностями развивающихся городов и населенных пунктов необходимо выполнение мероприятий для повышения пропускной способности сетей и увеличения установленной мощности силовых трансформаторов подстанций Основными энергосберегающими мероприятиями, реализованными в ЖКХ, являются:

  1. модернизация центральных тепловых пунктов и установка индивидуальных тепловых пунктов с использованием современных энергосберегающих технологий;
  2. замена ветхих теплосетей на теплосети с пенополиуретановой изоляцией по технологии «труба;в трубе»;
  3. внедрение частотно-регулируемых приводов на объектах жилищно-коммунального хозяйства;
  4. перевод котельных на газовый вид топлива;
  5. внедрение приборного учета энергоресурсов, переход на многотарифную оплату электроэнергии;
  6. утепление жилых зданий;
  7. внедрение энергосберегающих технологий в электроэнергетике и наружном освещении;
  8. проведение энергетических обследований предприятий и муниципальных образований;
  9. автоматизация технологических процессов (АСУ ТП, РП, АСУ НО, автоматизация и диспетчеризация котельных, КОС и т. п.) и т.д.

 

3. Лесопромышленный комплекс.

Лесной фонд автономного округа не однородный по площади, составу насаждений, запасу древесины и другим лесорастительным условиям.   По учёту лесного фонда на 01.01.2013 года общая площадь земель составляет 49 140 720 гектар, в том числе 214 375 гектар земель, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организации и земель запаса, на которых располагаются леса. (защитные леса 5 %, эксплуатационные 95 %,). Площадь, покрытая лесной растительностью составляет 56 % от лесного фонда.  Лесистость территории 53,7 %.Лесная промышленность ХМАО наиболее развита в Кондинской и Кон-

динско-Тавдинской провинциях.

Преобладающие породы:

  • сосна обыкновенная - 53 %,
  • лиственница - 2%,
  • берёза - 16 %,
  • сосна сибирская (кедр) - 15 %,
  • ель - 9%,
  • осина - 2 %.

Общий запас древесины составляет 3 065,89 млн. кубометров, из них:

  • хвойных насаждений – 80 %
  • мягколиственных насаждений – 19 %
  • прочих древесных пород и кустарников – 0,1 %.

Распределение площади покрытой лесной растительностью по группам возраста:

  • молодняки 11 %;
  • средневозрастные 20 %;
  • приспевающие 12 %;
  • спелые и перестойные 55 %, из них перестойные 34 %.

На формирование запаса насаждений существенное влияние оказывает полнота древостоев:

  • низкополнотные насаждения (0,3-0,4) занимают около 24 % лесопокрытых земель,
  • среднеполнотные (0,5-0,7) – 58 %,
  • высокополнотные (0,8-1,0) - 16 %.

Расчетная лесосека составляет 35 645,9 тыс. кубометров, в том числе по хвойному хозяйству 19 819,4 тыс. кубических метров.

Сегодня в округе вырубается 8-9% от расчетной лесосеки или около 2,5 млн. кубических метров, по хвойному хозяйству расчетная лесосека осваивается на 10 %. Приведенные данные свидетельствуют о значительных запасах лесосырьевых ресурсов в округе и имеющихся потенциальных возможностях развития данного сектора экономики.  В таблице 5  приведены данные по лесным ресурсам в Республике Коми, России в целом, Финляндии и США, которые показывают уровень использования лесных ресурсов в сравнении с ХМАО.  Учитывая самовозобновляемый характер лесных ресурсов, их следует рассматривать в качестве одного из основных факторов для реструктуризации экономики округа, развитие которой в настоящее время строится исключительно на базе невозобновляемых запасов углеводородов.

Современное состояние лесопромышленного комплекса.

Состояние лесопромышленного комплекса округа, в принципе, такое же, как и в России в целом. Но фактор удаленности предприятий округа от основных рынков сбыта и значительных железнодорожных тарифов делает производимую в округе лесопродукцию неконкурентной на рынке, что замедляет темпы выхода комплекса из кризисного состояния.

Финансовая неустойчивость лесопромышленного производства связана с опережающим ростом стоимости транспортных затрат, горючесмазочных материалов, электроэнергии, продукции машиностроения. За 1991-1998 годы транспортные затраты по сравнению с ценами на лесопродукцию увеличились в 4,5 раза. Серьезным дестабилизирующим фактором в деятельности предприятий является отсутствие у них достаточных оборотных средств.

Неустойчивая работа предприятий привела к резкому снижению оплаты труда. Средняя зарплата по отрасли значительно ниже, чем в других отраслях промышленности, что ведет к потере кадрового потенциала, тем более что закрепление и формирование кадров в лесной отрасли округа всегда являлись проблемой.

Сложившаяся структура производства лесной промышленности округа неудовлетворительна. Она ориентирована в основном на выработку качественных хвойных сортиментов, поставку их в круглом виде за пределы округа, в том числе на экспорт, а также на производство хвойных пиломатериалов и незначительный выпуск столярных изделий и мебели.  Лесопромышленный комплекс ХМАО имеет самую худшую среди многолесных регионов России структуру выпуска продукции, и особенно конечной продукции, пользующейся спросом на рынке, имеющую высокую цену и потребительскую стоимость.      Поэтому главной проблемой развития лесного комплекса округа является совершенствование структуры производства и потребления древесины, всемерное развитие лесопильно-деревообрабатывающих предприятий, безотлагательное развертывание производства древесностружечных и древесноволокнистых плит, а в перспективе – гидролизно-дрожжевых, целлюлозно-бумажных и лесохимических предприятий.

 

4. Агропромышленный  комплекс.

Ханты-Мансийский автономный округ расположен в трех сельскохозяйственных подзонах:

  • Сосьвинско-Обской, включающей Березовский и Октябрьский районы;
  • Обь-Иртышской, включающей Ханты-Мансийский, Советский и Кондинский районы;
  • Среднеобской, включающей Сургутский и Нижневартовский районы.

Сельское хозяйство не играет заметной роли в экономике округа (в нем занято около 15 тыс. человек, или 2% от общей численности занятых). Наличие достаточно больших площадей сенокосов и пастбищ позволило развить в округе мясомолочное животноводство. На фоне высоких темпов промышленного освоения сельское хозяйство развивалось медленно (носило очаговый характер, размещаясь в основном вблизи водных магистралей). Проводимые в РФ экономические реформы за последние годы привели его  к кризисному состоянию. Так, за период реформ произошло резкое сокращение площади сельскохозяйственных угодий с 1576,7 тыс. га в 1985 году до 611,7 тыс. га в 1997 году. Если до 1991 года  сельскохозяйственным производством в округе занимались 11 колхозов, 20 совхозов и 206 подсобных хозяйств разных промышленных ведомств, то в 1998 году насчитывалось 4 колхоза, 9 совхозов, 4 птицефабрики и 43 подсобных хозяйства.     Подсобные хозяйства промышленных предприятий производили сельхозпродукцию для внутренних нужд ведомств. В связи с реорганизацией некоторых промышленных предприятий крупные подсобные хозяйства перешли в агропромышленный комплекс округа.     С 1992 года в ХМАО создаются новые сельскохозяйственные формирования различных форм собственности – акционерные общества, муниципальные предприятия, крестьянские фермерские хозяйства. В начале реформы  было создано 1287 крестьянских фермерских хозяйств. Всего в округе насчитывается 131 предприятие сельскохозяйственного назначения и пищевой промышленности. В 1998г. ими произведено продукции на 92 млн. руб. Агропромышленный комплекс в этом году получил дотацию из окружного бюджета в сумме 62 млн. руб. (в основном в виде топлива, кормов, стройматериалов и т. д.)        Виды деятельности данных предприятий следующие: оленеводство, животноводство, общественное питание, рыбодобыча, свиноводство, звероводство, птицеводство, овощеводство, охотничий промысел, национальные промыслы, переработка рыбы, переработка молока, производство хлебобулочных изделий, производство молочной продукции, производство мясопродукции, производство пива, производство рыбопродукции,  закупка – сбыт.        

Информация о работе Географические особенности развития и размещения производственных сил Ханты-Мансийского автономного округа