Географическая культура - составная часть общечеловеческой культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

В географии неувядаемая романтика странствий удивительным образом сочетается c особым, глубоко научным видением мира. Едва ли найдется другая наука, которую в равной степени интересовали бы вода и суша, рельеф Земли и атмосферные процессы, живая природа и территориальная организация жизни и деятельности людей. Синтез этих знаний и характеризует современную географию. Проблемы взаимодействия природы и общества, выражающиеся ярче всего в поисках путей рационального природопользования, интенсификации производства требуют комплексного подхода, единого взгляда на окружающий нас мир.

Содержание работы

Введение……………………………………………………….…………….3
Глава 1. Формирование географической культуры учащихся……….….4
1.1. Компоненты географической культуры……………………………..6
1.2. Перспективы проектирования культурологического географического образования………………….……………………………………………...9
Глава 2. Географическое образование – основа становления географической культуры…………………………………………....…….9
2.1. Концепция трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности…………………………………...……12
2.2. Проблемы школьной географии……………………………………...15
2.3. «Модель ООН»……………………………………....………………...18
Глава 3. Наши сегодняшние дела как памятники географической «культуры»…………………………………………………………………20
3.1. География, экология и человек……………………………………….20
3.2. Из истории формирования географических знаний………....…......28
3.3. Восстановленная из «пепла»……………………………………...….30
3.4. Роль программ в формировании географической культуры….........31
3.5. Современные программы……………………………………………..34
3.6. Приоритетность и ценность знаний………………………………..36
Заключение………………………………………………………………….40
Список литературы………………………………………………………....43

Файлы: 1 файл

Географическая культура - составная часть общечеловеческой культуры.docx

— 84.72 Кб (Скачать файл)

 

  Глава 2. Географическое образование – основа становления географической культуры.

  Как уже было сказано, формирование географической культуры человека – это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую деятельность общества, на понимание бытия трех самоценных начал: Природы, Человека, Общества.

  В то же время в системе географического образования просматривается противоречие между содержательным потенциалом науки географии, общеобразовательными и методическими возможностями школьного курса географии и уровнем его освоения в рамках учебного процесса. Иными словами, наметился концептуальный разрыв между географической культурой и условиями освоения духовного, ценностного, экологического, социально-экономического и творческого ее богатства. Это несоответствие связано с ориентацией на технократическую модель географического образования. Эта модель в ХХ в. обусловила активизацию экологических и духовно-нравственных проблем современной цивилизации; в ней сохраняется прежняя цель – освоение географических знаний, равно как и ориентация на традиционные принципы функционирования – поддерживающие характер, предметная сущность, репродуктивное воспроизводство знаний, крайняя социализация в ущерб развитию и самореализации личности, творческой, природоохранной и инженерно-хозяйственной деятельности.

  В настоящее время методика обучения географии развивается в гуманистической, культуросообразной парадигме и предусматривает «интеграцию личности в систему мировой и национальной культуры» (Закон РФ «Об образовании»). Сегодня школьное географическое образование формируется в единстве естественнонаучной и гуманитарной картины мира и гармонично встраивается в макросистему знаний о Земле, человеке, природе, обществе и культуре. Развивающий потенциал школьного географического образования заключается в гуманистическом характере решаемых им задач: усиление культуротрансляционных функций; «окультуривание» его содержания; формирование географической культуры выпускника и учителя; культивирование здорового образа жизни, знаний рационального природопользования и охраны природы, умений и навыков у школьников; развитие географического мышления; продуктивное и творческое развитие личности выпускника. Эти общие задачи конкретизируются в ряде практикоориентированных вопросов, которые учителю необходимо решать каждый день: что понимать под географической культурой школьника, каковы цели географо-культурного образования; какова роль и сущность «окультуренного содержания»; как его реализовать в процессе обучения географии; каковы условия формирования геоэкологического сознания и мировоззрения; в чем специфика форм и методов формирования у школьников ценностного, деятельностного и творческого потенциала географической культуры?

  Мы используем культурологический подход (как общенаучный метод познания), который позволяет рассматривать школьное географическое образование как феномен культуры, а формирование культуры выпускника и учителя как его конечную цель. Основываясь на этом подходе, можно разрабатывать модель структуры культурологического содержания школьной географии, как системы содержательных взаимосвязанных компонентов. В структуре модели выделены три составляющие: ценностная – система ценностей, формируемых в школьном географическом образовании, – географическая оболочка, природа, человек, наука, знания; способы деятельности по освоению географической культуры; творческая деятельность школьника как составляющая географической культуры.

  Исходя из культурологической методологии, предлагается модернизировать школьный курс географии, в котором системообразующей целью является формирование личности, умеющей строить личностные ценностные отношения к окружающей природной среде, развивать творческие способности, решать научные и жизненные проблемы. В результате изучения курса ученик должен развить географическое и экологическое творческое мышление, научиться соотносить свою созидающую деятельность с законами природы, социально-экономическими и техногенными процессами, сохранять, преумножать и развивать природу для будущих поколений людей и цивилизации.

  С позиции культурологического подхода функции географического образования могут быть переориентированы:

  - с передачи знаний на трансляцию культуры, экопринципов гуманизма, экологии и т.д.;

  - с развития «знаниевой» культуры на развитие личности (как цели и результата географического образования) – ее индивидуальности, системы ценностей, географического мышления, опыта творческой деятельности, ее самоактуализации, самореализации, саморазвития.

  Географическое образование должно работать на развитие ценностей, творческих способностей и умений, позволяющих выпускнику формировать географическую компетентность. Основополагающими признаками географической образованности, компетентности и географической культуры выпускника средней школы являются следующие:

  - осознание пространственно-временного единства и взаимосвязи развития в географической действительности природных, социально-экономических, техногенных процессов, объектов и явлений;

  - умелое применение знаний, умений и навыков в реальной деятельности, в том числе в природопользовании с учетом хозяйственной целесообразности и экологических требований;

  - умение самостоятельно различать и оценивать уровень безопасности или опасности окружающей среды для выработки собственной ценностно-поведенческой линии в сфере жизнедеятельности.

 

  2.1. Концепция трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности.

 

  Ученик и учитель на высоком уровне внутренне детерминированной активности и сознательности не только осуществляют освоение знаний географии, но и становятся объектами географической культуры. На основе культуросообразного подхода методисты предлагают реконструировать географическое образование с целью: повышения его культуроемкости, личностно-смыслового приобщения школьников к географии (Специфика географии – ее естественно-общественная сущность. География интегрирует естественные, общественные и технические элементы научного знания. Современная география изучает пространственно-временные взаимосвязи и взаимодействия в географической действительности, представляющей собой целостную систему «человек–природа–хозяйство–окружающая среда»); развития географического мышления и гуманистических позиций школьника; формирования культурных, ценностных смыслов природы и природосберегающей деятельности.

  Такой подход позволяет разработать содержание географического образования в единстве следующих составляющих: географической картины мира; ценностного и деятельностного компонентов; личностно-творческой основы географической культуры.

  Попытаемся кратко охарактеризовать концепцию трансформации содержания географического образования на основе культуросообразности. Прежде всего, определим его конечную цель – формирование географической культуры личности выпускника. Такая цель требует модернизации содержания, технологии формирования географической культуры и определения его развивающего потенциала. Географическую культуру мы понимаем как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством в процессе исторического развития. При объяснении понятия «географическая культура» необходимо взять за основу подразделение общегеографических знаний и умений на две большие группы:

  - знания и умения, в формировании которых география участвует наряду с другими школьными предметами;

  - знания и умения, составляющие специфику самой географии и определяющие ее «персональный» вклад в общую культуру подрастающего поколения.

  Рассмотрим сначала первую группу, которая включает три главные составные части.

  Во-первых, это географические знания, участвующие в формировании научного мировоззрения школьников. География в школе всегда была и продолжает оставаться важной мировоззренческой дисциплиной. К ведущим идеям школьных курсов географии относят:

  I. Идеи, отражающие проявление основных черт и законов диалектики в географической оболочке и ее частях:

  - географическая оболочка – качественно своеобразная материальная целостная система взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер; в ней все находится в движении, изменении, развитии; взаимодействие компонентов географической оболочки проявляется в обмене веществ и энергии;

  - географическая оболочка неоднородна в своей структуре: каждая ее часть (зональные и азональные природные компоненты) имеет свои индивидуальные особенности и вместе с тем ей свойственны общие закономерности развития;

  - географическая оболочка – саморазвивающаяся система, усложняющаяся в вещественном составе и процессах; ей свойственно изменение во времени и пространстве вследствие противоречивых воздействий внутриземных и внешних источников энергии.

  II. Идеи, отражающие проявление законов диалектики в экономико-географической действительности:

  - все элементы, составляющие хозяйство, все процессы, протекающие в нем, взаимосвязаны между собой;

  - хозяйство – это система, находящаяся в постоянном развитии и характеризующаяся отмиранием старого и проявлением нового.

  III. Идеи, охватывающие проблему «природа и общество»:

  - человек как часть природы;

  - природные условия Земли разнообразны, неодинаково их влияние на хозяйство разных ее территорий;

  - роль природы, степень ее влияния на развитие и размещение хозяйства исторически меняются;

  - человек как фактор, воздействующий на природу в процессе своей хозяйственной деятельности и ее изменяющий.

  2.2. Проблемы школьной географии.

                                                                                                                                          

  Они связаны, прежде всего, с существующей структурой школьного географического образования, которая должна быть построена, исходя из таких принципов, как неразрывность физико-географической и экономико-географической ветвей, личные познания географии от общего к частному (соответственно 6–8-й и 9–10-й классы). Завершить среднее географическое образование (11-й класс) следует синтетическим курсом.

  Выпускник средней школы должен достаточно четко представлять яркую и многосложную географическую картину мира, включающую в себя более мелкие картины: природу территорий, населения, хозяйства отдельных стран и регионов.

  Школьная география должна быть пронизана краеведческим содержанием.

  И важно наличие в школьной географии разделов по истории путешествий и открытий, т. к. географическая культура включает изучение истории географии. Об этом в свое время хорошо написал выдающийся немецкий географ Фридрих Ратцель: «Нельзя изучать географию, не зная ее истории – это особенность данной науки. В других науках полезно знать их историю – в географии же это необходимо. Но история географии есть не просто история науки, а существенная часть всемирной истории. Она показывает, как народ познает свою страну, а человечество – Родную землю». Это справедливо, поскольку история географии – это наука, изучающая возникновение и закономерности географических представлений и идей на протяжении всей истории человеческого общества в условиях различных социально-экономических формаций и локальных (региональных) цивилизаций. Иными словами, история географии – это не только история науки, но и весьма важная и неотъемлемая часть Всемирной истории культуры.

  Модернизация российского образования предусматривает введение профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы.

  Профильные общеобразовательные предметы – это фактически углубленные предметные курсы для старшей ступени школы. Они определяют направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, «Физика», «Химия», «Биология», «География» – определяющие предметы естественно-научного профиля; «История», «Право», «Экономика» – социально-экономического профиля и т. д.

  Важные черты профильных курсов:

  1. В их состав входят только те профильные общеобразовательные предметы, которые углубляют содержание базовых общеобразовательных предметов.

  2. На профильном уровне базовые предметы могут быть представлены одним интегрированным курсом. Например, «Естествознание» на профильном уровне может быть представлено совокупностью естественно-научных курсов: «Физики», «Химии», «Биологии», наук о Земле; «Обществознание» – курсами «Экономики», «Права», «Социологии», «Культурологии» и др.

  Элективные курсы – обязательные по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Одни элективные курсы играют роль «надстройки» профильного курса, который становится в полной мере углубленным, а школа, в которой он изучается, превращается в традиционную спецшколу с углубленным изучением отдельных учебных предметов. Другие развивают содержание одного из базисных курсов, изучение которого в данной школе (классе) осуществляется на базовом общеобразовательном уровне. Это позволяет школьникам, интересующимся этими предметами более подробно, их изучить и получить дополнительную подготовку для ЕГЭ. Третьи создают возможность учащимся, обучающимся в классах определенного профиля, изучать предметы, входящие в состав другого профиля. Важно помнить, что количество предложений элективных курсов должно превышать спрос на них со стороны учащихся.

Информация о работе Географическая культура - составная часть общечеловеческой культуры