Демиографическая ситуация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Население планеты постоянно увеличивается. Самые быстрые темпы роста численности населения по-прежнему сохраняются в группе из 50 наименее развитых стран. В настоящее время 95% всего прироста численности населения мира приходится на менее развитые регионы, и лишь 5% — на более развитые. И если ситуация с рождаемостью в мире продолжит развиваться согласно сегодняшнему сценарию, к 2050 году население более развитых стран в целом будет ежегодно уменьшаться в среднем на 1 млн. человек, и, таким образом, население развивающихся стран будет в среднем ежегодно увеличиваться на 35 миллионов, 22 миллиона из которых будет приходиться на наименее развитые страны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ………………...4
ГЛАВА 2. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
2.1. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС……………………………………………….8
2.1.2. ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ………………………………….10
2.1.2. РОССИЯ…………………………………………………………………..11
2.2. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
2.2.1. ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ……………………………… .12
2.2.2. ЧИСТАЯ МИГРАЦИЯ……………………………………………………..12
2.2.3. ОБЩИЙ ПРИРОСТ НАСЕЛЕНИЯ…………………………………………12
2.3. ПОЛОВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА НАСЕЛЕНИЯ……………………………12
2.4. ОСНОВНЫЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ
2.4.1. СНИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ РОЖДАЕМОСТИ……………………………13
2.4.2. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ РАЗВИТЫХ СТРАН…………………………….14
2.4.3. РОСТ ИММИГРАЦИИ В РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ……………………………16
ГЛАВА 3. ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТЫХ СТРАН
3.1. ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
3.1.1. ФРАНЦИЯ…………………………………………………………………19
3.1.2. ШВЕЦИЯ………………………………………………………………….21
3.1.3. БЕЛЬГИЯ………………………………………………………………….22
3.1.4. АВСТРИЯ………………………………………………………………….22
3.1.5. ИТАЛИЯ…………………………………………………………………..22
3.1.6. ЕВРОСОЮЗ……………………………………………………………….23
3.1.7. США……………………………………………………………………..24
3.2. ОБЩИЕ ИТОГИ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………..32
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………33

Файлы: 1 файл

demograficheskaya-situaciya-v-e-k_.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечивается необходимое  количество мест в детских дошкольных учреждениях для работающих родителей. Работающие родители имеют право  на отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года (с 1 января 2002 года – на 13 месяцев, в том числе 2-мя месяцами может воспользоваться только отец ребенка, что предусмотрено с целью привлечения отца к воспитанию детей с раннего возраста). На каждого ребенка до 18 лет выплачивается пособие в размере 800 шведских крон в месяц (80 долларов), для учащихся в вузах – стипендия 2000 шведских крон и льготный кредит 5000 шведских крон в месяц с рассрочкой на 20 лет.

Большое внимание уделяется  в Швеции проблемам планирования семьи и сексуального образования молодежи, профилактике семейного насилия.

В Швеции имеется 250 молодежных центров сексуального образования. Они финансируются из местных  бюджетов. Центры бесплатно консультируют  подростков по вопросам психологии межличностных  отношений, контрацепции, создания семьи. Обеспечивают нуждающихся контрацептивами (бесплатно и на льготной основе). Помогают разобраться с сексуальной ориентацией, не навязывая своей точки зрения. Имеются телефоны, по которым также даются консультации по сексуальным проблемам и вопросам межличностного общения и конфликтов с родителями и сверстниками. В состав работников центров входят медики, психологи, социальные работники, педагоги.

Развитие сексуального образования в Швеции имеет длительную историю. Впервые вопрос о необходимости его обеспечения в школе обсуждался в 1905 году на съезде Союза шведских педагогов. С 1942 года введено половое воспитание в школах. При этом осуждались добрачные связи, одинокие матери и ничего не говорилось о сексуальных отношениях.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже – ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

В Швеции осуждаются термины  «сексуальные меньшинства» и «нетрадиционная сексуальная ориентация» как дискриминационные, законодательно разрешены однополые браки, а в 2002 году принят закон о разрешении усыновления детей однополыми семьями (такого нет ни в одной стране мира).

Одной из самых острых проблем в сфере семейных отношений Швеции в настоящее время признана проблема сексуального насилия. Согласно законодательству предусмотрено право супругов обращаться в суд по вопросам сексуального насилия в семье. Сексуальное насилие часто сочетается с серьезным физическим насилием. Эта же проблема обсуждается в шведском обществе применительно к проституции.

3.1.3. Бельгия

В Бельгии государство  осуществляет широкий круг мер в  рамках демографической политики: выплата  пособий, снижение налогов, субсидии на жилье и обучение детей я т.д. Пособия увеличивается в зависимости от возраста ребенка - в 14 лет оно в три раза больше, чем на ребенка до четырех лет. Если ребенок учится, то пособие выплачивается до 25 лет.

3.1.4. Австрия

В Австрии при определении  размера пособий и льгот во главу угла ставится число детей в семье, а не доходы семьи. Помощь семьям выдается из общественных фондов. Компенсационный фонд семьи, которому переданы все полномочия по выдаче семейных пособий, финансируется из средств, поступающих от предпринимателей. Другие источники - правительство и органы власти провинций, которые выделяют средства из налоговых поступлений. Провинции делают взносы в Компенсационный фонд семьи пропорционально числу жителей. Фонд находится в ведении Министерства семьи, молодежи и защиты потребителя. Пособия на детей выдаются, если они учатся, до 27 лет.

3.1.5. Италия

В Италии одной из целей  демографической политики является улучшение положения женщин и  забота о семье. Пособия семьям выплачиваются  в зависимости от дохода. Размер пособия обратно пропорционален доходу семьи и а прямо пропорционален количеству членов семьи. Всего установлено три порога годового дохода семьи в абсолютных размерах. При доходе, превышающем 41721 евро, пособие не выплачивается. Учащимся выплачивается пособие до 25 лет.

3.1.6. Евросоюз

Между странами-членами  Евросоюза достигнут определенный консенсус в принципиальных подходах к государственной поддержке  семей с детьми.

В «Заключении совета министров, отвечающих за политику в отношении семьи», принятом в 1989 году, Европейская Комиссия так определила сложившуюся тогда ситуацию: «В странах-членах применяются разнообразные подходы к институту семьи. Восприятие государства по отношению к семье также различается. В то же время с помощью различных мер, осуществляемых в рамках различных направлений – социальное обеспечение, налоговая политика, семейное право и другие – государственные органы во всех странах-членах занимаются условиями жизни семей. Семейная политика означает совокупность этих мер». В этой трактовке семейная политика трактуется максимально расширительно и, по сути, включает в себя демографическую политику и политику народонаселения.

Следует отметить, что  семейные пособия являются одной  из форм семейной политики, реализуемых  в странах Евросоюза. Очень широко используются налоговые льготы в странах, где меньше применяются пособия. Например, в Исландии базовое пособие на ребенка предоставляется в виде налогового вычета и управляется налоговой службой. Сумма вычета имеет твердый характер и не зависит от дохода в отношении детей в возрасте до 7 лет.

В большинстве стран  Евросоюза, пособия семьям, имеющим  детей, выплачиваются из бюджета  и не связаны с социальным страхованием. Условием предоставления пособия на ребенка является факт проживания ребенка и родителей в стране. Однако в Германии, например, для получения пособия на ребенка достаточно, чтобы один из родителей платил налоги в данной стране.

Размер пособия в  большинстве стран Евросоюза  зависит от возраста ребенка. При  этом только в Дании размер пособия уменьшается с увеличением возраста ребенка. В остальных странах он увеличивается. Наряду с этим во многих странах имеются дополнительные выплаты для малолетних детей.

Размеры пособия также  дифференцируются в зависимости  от очередности рождения ребенка. При этом только в Великобритании на первого ребенка пособие выше (103 евро), чем на последующих (69 евро). В остальных случаях размер пособия увеличивается с ростом очередности рождения. Особым случаем является Франция, где базовое пособие на первого ребенка не выплачивается. Право на детское пособие в большинстве стран не связано с доходами семей.

В настоящее время  в Евросоюзе, в связи с фактически прекращением роста населения и  постарением населения и трудовых ресурсов, усилился интерес к выработке новых подходов в демографической политике.

Недавно обнародованный доклад Европейской комиссии активизировал  дебаты по демографической политике объединенной Европы и предложил  иммиграцию как основной способ решения  проблемы.

В докладе указано, что  суммарный коэффициент рождаемости в Европе составлял в 2003 году 1,48 ребенка на женщину, в то время как для поддержания численности населения он должен быть не менее 2,1. Неуклонно растет число пенсионеров. По прогнозу к 2030 году в странах ЕС, вероятно, будут проживать 35 млн. человек старше 80 лет, что вдвое больше, чем сегодня, а детей станет меньше на 18 миллионов. В целом, с 2025 до 2030 гг. население ЕС сократится с 469 млн до 468 млн человек (без учета мигрантов). (Для сравнения: население США, наоборот, увеличится за тот же период на 25,6%, причем демографический взрыв в Штатах вызван как раз притоком мигрантов из Латинской Америки.).

В докладе указывается, что демографический спад может  иметь серьезные последствия  для уровня жизни и отношений  между поколениями.

3.1.7. США

Демографическая политика в США выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы  условия для значительного иммиграционного  прироста населения, а также применяются  меры налоговой поддержки семей  с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики.

Возможно это обусловлено  тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более  благоприятной, чем в остальных  развитых странах мира.

Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны.

Сложившаяся в США  благоприятная демографическая  ситуация – это существенное преимущество, которое будет реализоваться  американским обществом не только в  настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

90-е годы прошлого  столетия были рекордными по  миграционному приросту населения,  который составил 10 млн. человек.  Основная масса иммигрантов –  люди в трудоспособном и детородном  возрасте. 2/3 мигрантов – выходцы  из Азии и Латинской Америки с установками многодетности.

В результате миграционных вливаний в последние 20 лет уровень  рождаемости в США растет и  США лидирует по этому показателю среди индустриально развитых стран, обеспечивая расширенное воспроизводство  населения. Здесь менее остра, чем в Европе, проблема постарения населения.

Въезд в страну молодых  семей из-за рубежа позволил отчасти  нивелировать негативное воздействие  на рождаемость кризиса американской семьи, который проявляется в  сокращении доли и числа полных семей, росте неполных семей и несемейных домохозяйств. Так, с начала 70-х до начала 80-х годов число несемейных домохозяйств увеличилось в 1,5 раза, а одиноких людей – на 69%. С 80-х годов эти процессы протекают более плавно.

В сложившихся условиях США могут позволить себе не форсировать принятие нового законодательства о семье и не заботиться специальными мерами о повышении рождаемости.

Отсутствие официальной  доктрины демографической и семейной политики в США невозможно понять без рассмотрения более общего контекста социальной политики.

Сформировавшиеся на протяжении последних десятилетий  идеология социальной политики США  складываются из следующих принципов:

    • либерального индивидуализма как высшей ценности;
    • трудовой этики как базового элемента системы ценностей;
    • доверия к рыночным механизмам, которые одни способны привести общество к росту и процветанию;
    • свободы семьи как частного института, отказ от вмешательства государства в дела семьи;
    • распространенность пуританизма и протестантских течений и преобладание в социальном обеспечении волонтерского подхода, а не государственных обязательств;
    • влияние социального дарвинизма, провозглашающего, что выживание сильнейшего является естественным порядком вещей и общественное вмешательство в этот процесс контрпродуктивно;
    • определенное оправдание расизма;
    • отсутствие положения о социальной ответственности на федеральном уровне (в отличие от правительств штатов).

А самое главное –  это то, что открытая иммиграционная политика, сводит к нулю необходимость  проведения пронаталисткой демографической политики.

В итоге социальная политика в США сводится, в значительной степени, к социальной поддержке  самых нуждающихся.

До 30-х годов прошлого века социальная поддержка обеспечивалась на уровне общин и волонтеров. В 1935 году принят Закон о социальном обеспечении, гарантирующий право на социальную защиту самым нуждающимся. В основном она заключалась в предоставлении услуг и натуральных выплат.

В настоящее время  материальная поддержка реализуется  через систему налоговых льгот  и кредитов: стандартных налоговых вычетов, налоговых кредитов на ребенка, налоговых кредитов на оплату услуг присмотра за детьми, и другими нетрудоспособными, кредитов на усыновление.

Считается, что предоставление налоговых кредитов увеличивает  стимулы к труду, т.к. заработная плата становится дополнительным источником доходов. В то же время получение кредитов требует глубокого понимания системы налогообложения и поэтому малодоступно для наиболее нуждающихся. Кроме того, налоговые кредиты можно получать раз в год – по окончании налогового периода, а не тогда, когда они нужны.

В США только в 1993 году введены обязательные неоплачиваемые отпуска по беременности и родам  продолжительностью до 12 недель на предприятиях с численностью свыше 50 человек и  при наличии стажа не менее 1250 часов за предыдущий год. В это время сохраняется только рабочее место.

В настоящее время  социальное обеспечение США в  значительной мере зависит от льгот, предоставляемых предприятиями. Как  правило, крупные фирмы имеют  программы поддержки семьи, включающие предоставление отпусков по семейным обстоятельствам, гибкие графики работы и неполный рабочий день, оплату детских дошкольных учреждений и др.

3.2. Общие итоги демографической  политики

Старение населения  и его последствия нельзя предотвратить при помощи иммиграции. В исследовательской литературе широко обсуждается вопрос о том, способна ли иммиграция восполнить нехватка населения трудоспособного возраста. Несмотря на многообразие точек зрения, все исследователи сходятся в том, что такая политика не может быть осуществимой или приемлемой в долгосрочной перспективе.

Чтобы восполнить нехватку трудовых ресурсов, потребовалось  бы рекордное количество иммигрантов. К тому же, в нынешней социально-политической обстановке, когда экономически развитые страны пытаются ограничить иммиграцию, такое количество иммигрантов было бы просто неприемлемым. Но даже в том случае, если бы столь значительному числу трудовых иммигрантов было позволено заниматься трудовой деятельностью в данных странах, проблема старения населения едва ли была бы решена. Скорее, замедление старения населения от этого в краткосрочной перспективе оказалось бы простым откладыванием проблемы в долгосрочной перспективе. Те же иммигранты сами стали бы стареть, создавая тем самым диспропорции в возрастной структуре населения. К 2050 году приток мигрантов составил бы 59-99% от общего населения. Такой высокий уровень миграции не наблюдался в прошлом ни в одной из рассмотренных стран или регионов. Более того, крайне маловероятно, что такой приток может произойти в обозримом будущем. Таким образом, речь идет о том, можно ли использовать иммиграцию для действенного замедления старения населения, а не его предотвращения.

Информация о работе Демиографическая ситуация