Социальная роль религии в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2015 в 15:29, реферат

Описание работы

Целью написания работы является предложение оптимальных путей развития религии для раскрытия ее социального созидательного потенциала в современных условиях.
Исходя из цели написания работы, перед нами стоят следующие задачи:
охарактеризовать понятие религии, ее структуру и социальные функции;
проанализировать ведущие процессы современной религиозной жизни в мире;
исследовать проблемы религии в современном обществе и связанные с ними понятия веротерпимости, свободы совести и религии.

Содержание работы

Введение
1.Понятие религии, ее структура и социальные функции
1.1Сакрализация и секуляризация - ведущие процессы современной религиозной жизни
1.2Проблемы религии в современном мире. Веротерпимость, свобода совести и религии
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Социальная роль религии в современном обществе.docx

— 46.36 Кб (Скачать файл)

Сегодня в мире существуют разные типы государственно-церковных отношений. Не вдаваясь в их подробный анализ, отметим, что во времена СССР церковь тоже была отделена от государства, тем не менее, последняя вмешивалась во внутренние дела церкви, ограничивала пространство ее канонической деятельности, а самая церковь занимала маргинальное положение в обществе. Принципиальная новация современного проекта концепции развития религии заключается в том, что государство и церковь определяются как равноправные субъекты государственно-церковных отношений, каждый из которых действует в сфере своей компетенции, взаимно поддерживая друг друга. При этом религиозные организации действуют в правовом поле государства, государство не вмешивается в дела религии, обеспечивая свободу религии, свободу церкви. Именно такой принцип определяет характер государственно-церковных отношений во многих цивилизованных странах мира, в частности, в США и Франции, он должны стать определяющим и для России.

Если в общих чертах определить основные приоритеты государственной политики России относительно религии и церкви на современном этапе, то ими являются:

обеспечение конституционного положения об обособлении церкви от государства и школы от церкви, равноправие всех официально действующих в России религий и права граждан на свободу совести. Наверное, нет необходимости доказывать, что чёткие правовые принципы и процедуры дают возможность создать надёжные механизмы защиты прав верующих, законных интересов религиозных организаций, избежать конфликтных ситуаций на религиозной почве, проявлений религиозного фанатизма. При этом усовершенствование законодательной и другой нормативной базы должно осуществляться, прежде всего, путем проработки юридических механизмов решения вопросов, возникающих в отношениях между государственными и религиозными структурами, а также между разными религиозными организациями;

содействие религиозным организациям в выполнении их уставных задач, участию церквей в служении, которое имеет социальное значение. Речь идет, в частности, об укреплении моральных устоев общества, развитии благотворительной деятельности и т.п. В конце концов, речь идет не только об укреплении церковного служения в интересах российского общества, но и о постепенном «вытягивании» религиозных организаций из насыщенной опасными элементами зоны политического напряжения. Дальнейшее пребывание в этой зоне, в меру развития процессов социально-политической дифференциации и конфессионального расслоения, реально угрожает переродить церкви в политические партии;

преодоление дестабилизирующих влияний церкви на общество, деполитизация религиозной среды. Речь идет, в данном числе и о том, чтобы блокировать попытки партий использовать религиозно-институционные структуры во время избирательных кампаний и т.п.

Конечно, деполитизация религиозной жизни не означает, что государство не заинтересовано в присущих церкви функциях моральной оппозиции, критики отдельных аспектов социальной политики государственных органов. Реализация этих функций религиозными организациями, особенно в условиях транзитного состояния общества, побуждает государство к коррекции политического курса, определенной мерой минимизирует отрицательные социальные и социально-психологические следствия экономических реформ и потому отвечает интересам нашей страны.

В целом религия отвечает интересам не только нашей страны, но и целого мира. Если государства мира преодолеют проблему религиозной нетерпимости и конфликтов, а ряд теократических государств Востока послабит сакрализацию в обществе, то религия будет способна решить ряд важных социальных проблем. Во-первых, поможет поднять уровень нравственности в мире, поспособствует борьбе с бедностью, преступностью, будет содействовать выработке новых моральных взглядов, в особенности относительно глобальных гуманитарных, политических и экологических проблем. Во-вторых, поможет людям стать здоровее, в частности преодолеть эпидемию психических расстройств, которая наметилась в мире. Ведь по данным ВОЗ, каждый четвёртый-пятый житель Земли страдает психическими расстройствами, а к 2020 г. депрессия выйдет на первое место среди заболеваемости. В то же время психологи утверждают, что религия мощное средство в борьбе с депрессиями, неврозами и пр. нервно-психическими заболеваниями. В-третьих, религия поможет людям налаживать диалог, в т.ч. международный, совместно сохранять мировое культурное наследие, развивать науку и искусство, делая акцент на гуманистических ценностях, а не на милитаристической направленности. Религиозная вера способна отвратить многих людей от конфликтов, войн, устремить их к достижению идеалов общечеловеческих ценностей: уважения, дружбы, равенства, любви и счастья в границах отдельных стран и всего человечества.

Заключение

В ходе написания данной реферативной работы, я убедилась в том, что религия представляет собой комплекс верований человека в сверхъявственные силы, главным образом Бога, и практических действий, с помощью которых люди общаются, или пытаются контактировать с реальностью вне повседневного опыта. В структуру религии входят эмоциональные переживания и догматы, нормы и правила, культ, а также религиозные объединения, выступающие под общим названием церквей.

Религия зародилась на заре человечества и активно действует и ныне. Можно с уверенностью сказать, что она не исчезнет, пока существует человечество, ведь около 80% людей современного мира являются верующими. Религия, как социальное явление выполняет и важную социальную роль, проявляющуюся через ряд функций: мировоззренческую, компенсаторную, коммуникационную и пр. Она регулирует поведение людей, помогает им выстраивать оптимальные отношения с миром. Но в то же время, и в своей эволюции, и сегодня религия приводила и к негативным последствиям: нетерпимости и порождающим ее конфликтам, войнам, вмешательству в личную жизнь и развитие личности, к подавлению науки или искусства, насаждению идеи неравенства людей и т.д.

Проанализировав и сопоставив эти факты, я пришла к выводу, что религия должна развиваться свободно, но государства мира обязаны обеспечивать веротерпимость, свободу совести и свободы вероисповедания, регулируя уровень сакрализации и секуляризации, ликвидировать деструктивные религиозные организации и поддерживать развитие традиционных церквей и конфессий, давая всем им равные права и возможности. Все это поможет религии гармонично развиваться, выполняя важные позитивные социальные функции. Религия в современном мире должна стать духовным оплотом человека, погруженного в бурное море социально-экономических и политических трансформаций.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
  2. Аникин Д.А. Религиоведение. - М.: Юрайт, 2012. - 2008 с.
  3. .Астапов С.Н., Бурлуцкая Е.В., Бурлуцкий А.Н. История религий. - М.: АкадемЦентр, 2012. - 256 с.
  4. .Буралхиева Ш.О. Религиозная толерантность как один из факторов межконфессионального мира и согласия // Приволжский научный вестник. 2012. № 1. С. 28-31.
  5. .Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера веберовский ренессанс. -М.: КомКнига, 2010. - 368 с.
  6. .Гараджа В.И. Социология религии. - М.: Инфра-М, 2010. - 304 с.
  7. .Ермишин О.Т. Философия религии. Концепции религии в зарубежной и русской философии. - М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2012. - 224 с.
  8. .Клисторин В.И. Рыночная экономика, нравственность этика и религия // ЭКО. 2012. № 10. С. 167-178.
  9. .Кравченко А.И. Культурология. - М.: Академический Проект, 2010. - 496 с.
  10. .Лебедев В.Ю., Викторов В.Ю. Религиоведение. - М.: Юрайт, 2012. - 496 с.
  11. .Лукьянов С.А. Принцип веротерпимости во внутренней политике дореволюционной России и роль Министерства внутренних дел в обеспечении государственно-правовых основ его осуществления: диссертация... доктора юридических наук: 12.00. - М.:, 2009. - 381 с
  12. .Немировский В.Г. Социология. - М.: Проспект, 2013. - 544 с.
  13. .Павловский В.П., Эриашвили Н.Д., Щеглов А.В. Религиоведение. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 352 с.
  14. .Синелина Ю.Ю. Концепция секуляризации в социологической теории. - М.: ИСПИ РАН, 2009. - 120 с.
  15. .Смирнов М.Ю. Религия и религиоведение в России. - М.: Издательство Русской Христианской гуманитарной академии, 2013. - 368 с.
  16. .Смирнов М.Ю. Социология религии. Словарь. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2011. - 416 с.
  17. .Степанова Е.А. Новая духовность и старые религии // Религиоведение. 2011. № 1. С. 127-134.
  18. .Узланер Д.А. Советская модель секуляризации // Социологические исследования. 2010. № 6. С. 62-69.
  19. .Эйкен Р. Основные проблемы современной философии религии. - М.: Либроком, 2010. - 80 с.
  20. .Яблоков И.Н. Религиоведение. - М.: Юрайт, 2013. - 480 с.

 

 


Информация о работе Социальная роль религии в современном обществе