Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

«Монастырь» - слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория, принадлежащая такой общине. Митрополит Макарий определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам».

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. 3
2. ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ
ГОРОДА …………………………………………………………… 4
3.КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВЛЯ ………………………………….... 30
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа регионоведение.docx

— 147.39 Кб (Скачать файл)

До наших дней сохранился лишь храм Николы Надеина. Четырехстолпный, первоначально пятиглавый, с позакомарным покрытием храм на подклете с трех сторон окружен двухъярусными галереями. Массивное домообразное крыльцо  на ползучих арках, квадратная колокольня, приставленная к северо – западному  углу паперти, скромный, но живописный декор церкви. Храм был расписан в 1641 г. ярославскими, московскими, нижегородскими и костромскими мастерами. Во 2-й  пол. XVIII в. в нем установлен иконостас,  выполненный, согласно легенде, по рисунку основателя русского драматического театра, прихожанина храма, Ф. Г. Волкова, что вполне вероятно, так как вся композиция носит театральный, декоративный характер. В главном алтаре интересна резная напрестольная сень 1636 г. Храм находится в ведении Ярославского музея - заповедника.

Храмовый ансамбль церкви Рождества Христова

Адрес: ул. Кедрова, 1/35

XVIIв. Ансамбль создавался постепенно. Он состоит из холодного храма с приделами и отдельно стоящей колокольни. Заказчиками были прихожане "гости государевой сотни", видные участники земского ополчения Минина и Пожарского 1612 г. Церковь Рождества Христова сооружена в 1636 - 1644г.г., на месте деревянного храма. Первоначально - это четырехстолпный, пятиглавый с позакомарным покрытием храм на подклете, окруженный с трех сторон двухъярусными галереями, замыкавшимися с востока небольшими приделами. Северо-восточный придельный зимний храм Николы-чудотворца ("покровителя всех путешествующих и торгующих"). Главный Казанский придел, в виде четырехугольной башни с маленькой галерейкой пристроен к юго-западному углу храма. Он завершается ажурным крестом, являющимся одним из лучших образцов искусства ярославских кузнецов и медников. Казанский придел соединялся переходом с колокольней, возведенной в середине XVII века.

Колокольня - уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской  архитектуре. В одном здании соединены  Святые ворота, надвратная церковь  и венчающая ее колокольня, имевшая  ранее часы. Высота колокольни - 38,34 м.

Колокольня входила в  церковную ограду, окружавшую усадьбу  церкви с северной и западной сторон. Богатый западный фасад колокольни замыкал перспективу одной из полукольцевых улиц города, выходящей  к Волге. Церковь Рождества Христова интересна, как первый храм в Ярославле, где в декор стен главного барабана были введены изразцы. Главы были покрыты изразцовой черепицей. Храм расписан в 1680-е гг. артелью мастеров со знаменщиком, предположительно, - Дмитрием Семеновым. Ансамбль Рождества Христова по композиции и декору - новый этап в развитии ярославского зодчества.

Храмовый ансамбль церкви Благовещения

Адрес: Волжская наб., 51

XVII-XVIIIв.в. Ансамбль состоит из двух церквей: холодного храма Благовещения с двумя престолами  и теплой церкви святого Димитрия Угличского с престолами Вознесения Господня и св. Митрофана Воронежского, а также колокольни. Ансамбль стоял в Рыбачьей слободе (позднее Благовещенской), недалеко от старого Семеновского взвоза (ныне Красный спуск).

Храм Благовещенья построен на средства прихожан во 2 пол. XVII – начале XVIII века вместо сгоревшего деревянного. Его композиция предельно проста: одноэтажный, пятиглавый, бесстолпный храм, без приделов и галерей, без подклета; четырехскатное покрытие, глухие барабаны. Храм Вознесенья небольшой, неоднократно перестраивался и фасады его мало выразительны. В 1860-е г.г. на средства ярославского купца А. И. Вахрамеева, по проекту архитектора А.М. Достоевского (брата знаменитого писателя) к нему были пристроены трапезная и трехъярусная колокольня в стиле классицизма. Ансамбль церкви Благовещенья украшает панораму Волжской набережной. С запада к нему пристроена широкая закрытая паперть, над которой прежде возвышалась высокая ярусная колокольня. Стены храма, гладкие без декора, прорезаны большими арочными нишами окон. Лаконизм в обработке фасадов восполняется прекрасными пропорциями этого сооружения. Храм послужил прообразом многих ярославских церквей XVIII века. Главы церкви в середине XVIII века были переделаны в стиле барокко. Храм расписан в 1700-х г.г. артелью ярославских мастеров во главе с Федором Игнатьевым и Федором Федоровым.

Знаменская церковь

Адрес: ул. Первомайская, 21

1897 г. Пристроена к   восточной  стороне  Власьевской  (Знаменской) проездной башни городских   укреплений XVII в. В средневековье над воротами каждой башни висела  икона; иногда  она была  написана  прямо на стене. На Власьевской башне висел образ Знамение Богоматери, перед которым в 1 пол. XVIII в. поставили деревянную  часовню. Во 2 половине XVIII века при перестройке города по регулярному плану губернатор А.П. Мельгунов решил разобрать башню на  кирпич для постройки Дома призрения ближнего.

Купечество  предложило Мельгунову поставить для строительства 15 тысяч  штук кирпича с тем, чтобы  сохранить  башню  со  святым образом.  С  восточной стороны башни  была  построена каменная  часовня, где  во 2 пол. XIX века устроили храм, освященный во имя иконы Знамения Богоматери. Новый храм построен  по проекту архитектора А.А. Никифорова  в "древнерусском стиле". Скромное  декоративное  убранство, завершение - изящная золоченая главка на  тонком барабане (восстановлена в 1990 - гг.). Храм был приписан   к Кирилло-Афанасьевскому монастырю. Сейчас в нем размещается народная киностудия "Юность".

Российский государственный  академический театр драмы имени  Ф.Г. Волкова

Адрес: площадь Волкова,1

Театр расположен в здании, построенном в 1911 году по проекту  архитектора Н.А.Спирина. В разное время здесь выступали прославленные  русские актеры П.А. Стрепетова, М.Н. Ермолова, М.С. Щепкин, И.М. Москвин, К.С. Станиславский. Сегодня театр считается  одним из лучших провинциальных театров  России. В его репертуаре спектакли  по произведениям российских и зарубежных авторов, отмеченные дипломами многочисленных фестивалей.

Храмовый ансамбль церкви Сретения

Адрес: Депутатский пер. 4а

1891-1895 гг. Ансамбль возник  на основе комплекса церквей,  заложенного еще в XVII веке близ Земляного вала. В конце XIX века на средства ярославского фабриканта И.Н. Дунаева был создан новый ансамбль церквей в "русском" стиле по проекту архитектора Н. И. Поздеева. Ансамбль состоит из большого храма, объединившего обе церкви, Знаменской часовни и ограды. Он просматривается со стороны Депутатского переулка, радуя глаз богатством кирпичного декора, повторяющего древнерусские формы. С ансамблем Сретенской церкви перекликается часовня, стоящая на ул. Андропова, построенная также в "русском стиле" по проекту архитектора Н.И. Поздеева в 90-х годах XIX века в честь царя Александра II, и получившая позднее название его небесного покровителя - святого Александра Невского. Интересная композиция и удачное расположение сделали ее достопримечательностью города.

Церковь Дмитрия  Солунского Адрес: Ярославль, Б.Октябрьская ул., 41

Приходская церковь. Двухстолпная, с одной световой главой (первоначально  пятиглавый), с тремя апсидами, с  колокольней у северо - западного  угла, крыльцом, папертью перед западным фасадом.

1 четв. XIX - разобраны четыре главы первоначального пятиглавия, шатер колокольни, перестроено западное крыльцо, 1700 - северная паперть и придел; позднее разобрана; после 1700 - пристроена шатровая колокольня; 1980 - е - реставрация.

Храмовый ансамбль церкви Николы Мокрого

Адрес: ул. Чайковского, 1

XVIIв. Архитектурный ансамбль церкви Николы Мокрого расположен на левом низменном берегу Которосли. Ансамбль состоит из двух храмов: холодного во имя Николая Чудотворца и теплого иконы Тихвинской Божьей Матери, и бывшей богадельни. Он возник на месте деревянных церквей, что стояли на небольшой площадке между двух ручьев Паутова и Ершова (притоков Которосли). Приход храма составляли две монастырские слободы Спасская и Киселюха (топкое, мокрое место , грязь, как кисель). Холодный храм Николы Мокрого был выстроен в 1660-1670 гг. Этот четырехстолпный пятиглавый храм без подклета с двумя шатровыми приделами на восточных углах, с опоясывающей его одноэтажной закрытой галереей и шатровой колокольней на северо-западном углу паперти. Богатое декоративное убранство - изразцовое обрамление окон, изразцовая отделка западного притвора - появилось на храме в конце XVII века. Интерьеры церкви Николы Мокрого расписаны в 1673 г. предположительно костромичами и ярославцами во главе с Гурием Никитиным. Церковные сюжеты поданы в повествовательной манере, что станет отличительной чертой росписи ярославских церквей. Теплая Тихвинская церковь построена в 1686 г.

Небольшая приземистая трапезная  церкви Тихвинской Богоматери имеет  редкой прямоугольной формы апсиду и увенчана декоративной главкой  на квадратном постаменте. Крыльцо, увенчанное шатром, пристроено в 1790-е г. г. Ее основные фасады имеют скромный декор. Упрощенная по своим формам, церковь выделяется притвором, щедро украшенным изразцами, которые занимают почти всю плоскость  стен и по пышности декора не имеют  равных в Ярославле.

Храмовый ансамбль церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

 Адрес: Которосльная наб., 69

XVII-нач. XVIIIв.в. Выдающийся памятник архитектуры, знаменует собой вершину ярославской школы культового зодчества XVII века. Ансамбль состоит из основной церкви Иоанна Предтечи, колокольни и Святых ворот. Церковь Иоанна Предтечи - главный храм Толчковской слободы, поставлявшей кожи на экспорт, вызван к жизни соперничеством богатых закоторосльных слобод. Храм создавался 16 лет, с 1671 по 1687 гг. В его строительстве принимали участие все жители Толчковской слободы, кто деньгами, кто личным трудом. Церковь представляет собой четырехстолпный пятиглавый храм с крытыми одноэтажными галереями с трех сторон, на которые ведут высокие щипцовые крыльца на столбах, с двумя симметричными приделами, завершающиеся малыми пятиглавиями (приём, ранее не встречавшийся в Ярославле). Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют стройная, ярусная колокольня в стиле барокко и изящные Святые ворота. Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту своих 15 глав - церковь Иоанна Предтечи ослепляет роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Обилие изразцов, кирпичный узор, роспись апсид и дверей придают ему исключительную нарядность.

Храм расписан в в конце  XVII века артелью из 16 лучших мастеров "стенного писания" во главе с известными ярославскими знаменщиками – царским изографом Дмитрием Плехановым и Федором Игнатьевым. Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания. Храм Иоанна Предтечи был последним храмом "высокого ярославского стиля", памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения.

Храмовый ансамбль в Коровниках

Адрес: Портовая наб., 2

XVII-XVIII в. Ансамбль состоит из двух храмов - зимней церкви Иоанна Златоуста и летней церкви Владимирской Божьей Матери с соединяющей их вдоль Волги оградой со Святыми воротами и высокой, стройной колокольней в глубине. Ансамбль украшал Коровницкую слободу, расположенную в устье реки Которосли. Жители слободы занимались торговлей скотом и рыбой. Во 2-й половине XVII века здесь было развито производство кирпичных и изразцовых изделий для строительства церквей и домов Ярославля. Коровницкий ансамбль создавался постепенно, несколькими поколениями зодчих. Наиболее древнее сооружение ансамбля - храм Иоанна Златоуста. Он построен в середине XVII века на средства посадских людей. Храм крупный пятиглавый с двумя шатровыми приделами и низкой одноэтажной галереей с трех сторон, на которую ведут высокие крыльца. Во 2 половине XVII в восточный фасад храма получил богатое декоративное убранство с великолепным изразцовым наличником алтарного окна. Церковь строго симметрична, вся ее композиция устремлена вверх. Храм расписан в 1730-х гг. ярославскими мастерами во главе с Алексеем Сопляковым, который в эти годы он руководил работами по росписи целого ряда храмов.

Теплый храм Владимирской Божьей Матери выстроен в 1669 г. Создание этого храма положило начало формированию ансамбля. Своими формами он близок к главному храму, но решен более  скромно.

По оси двух храмов стоит  высокая (37 м.) многоярусная колокольня, построенная в 1680-х г.г. и ставшая  композиционным центром всего ансамбля ("ярославская свеча"). Она признана одной из самых стройных в России. Когда-то на ней висели колокола, отлитые  в Сибири на заводе Демидова. Святые ворота трехъярусные, с высоким арочным  проездом, соединенные с храмами  невысокой оградой, построены в  конце XVII века в стиле нарышкинского барокко. Ограда стала заключительным, связующим звеном в общей архитектурной композиции.

По своей гармоничности  и богатой силуэтом композиции ансамбль в Коровниках является шедевром не только русской, но и мировой архитектуры.

Ансамбль Толгского  монастыря

 Адрес: поселок Толга

XVII-XIX в. Расположен в 6 км от центра Ярославля, вверх по течению р. Волги, на низком левом берегу, в устье речки Толгоболь. Один из древнейших на Руси, Толгский мужской монастырь основан, согласно преданию, ростовским епископом Трифоном по случаю явления ему иконы Пресвятой Богородицы. День явления иконы - 8 августа 1314 г., стал торжественным праздником Толгской обители. Вскоре монастырь сгорел, но Чудотворная икона, по преданию, была найдена после пожара целой и невредимой на дереве. Монастырь был восстановлен. В древности - это далекий, загородный малоземельный монастырь с деревянными постройками. Однако он являлся оплотом православной церкви на Ярославской земле в ее политике объединения русских земель вокруг Москвы. В XV в.  развитию монастыря способствовало покровительство великого князя Василий Темного. Чудотворная икона Толгской Божьей Матери стала широко известна среди богомольцев. По преданию в 1553 г. здесь исцеляется от болезни ног сам Иван Грозный и в знак благодарности вкладывает средства в строительство каменного Введенского собора. XVI век - время активного обустройства обители. В этот период игуменом Феодосием был заложен монастырский кедровый сад.

В 1609 году во время осады  Ярославля поляками монастырь был  разграблен и сожжен (погибла большая  часть иноков), но вскоре восстановлен. В 1612 году монастырь сыграл большую  роль в духовном объединении ополчения  Минина и Пожарского, поэтому был  отмечен вниманием Дома Романовых. Богатые царские вклады позволили  расширить владения и пополнить  казну, обновлять постройки в  камне. Заказчиками их выступали  князья и богатые ярославские  купцы. В первой половине  XVIII века складывается существующий архитектурный ансамбль монастыря: настоятельский корпус, где размещались жилые помещения, поварня, кладовые, трапезная; новый Введенский собор, расписанный в конце XVII века артелью ярославских мастеров во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым; рядом с собором встала огромная стенообразная звонница; построены новые стены и башни, новая больничная палата со Спасской домовой церковью в стиле барокко. В этом же стиле перестраиваются и Святые ворота с Никольской церкви.

Информация о работе Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля