Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

«Монастырь» - слово греческого происхождения и переводится как «уединенное жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые помещения и территория, принадлежащая такой общине. Митрополит Макарий определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся к высшим духовным подвигам».

Содержание работы

1.ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………. 3
2. ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ
ГОРОДА …………………………………………………………… 4
3.КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВЛЯ ………………………………….... 30
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………….. 34

Файлы: 1 файл

Контрольная работа регионоведение.docx

— 147.39 Кб (Скачать файл)

 

 

 

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

 

 

Филиал

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования  «Российский государственный

гуманитарный университет» в г. Ярославле

(Филиал РГГУ  в г. Ярославле)

Гаврилова Анастасия Владимировна

РОЛЬ МОНАСТЫРЕЙ В РАЗВИТИИ РЕГИОНА. 
КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ГОРОДА 
ЯРОСЛАВЛЯ

 

Контрольная работа

по  дисциплине «Регионоведение»

студента 2 курса заочной формы обучения

направления «Документоведение и архивоведение»

группа  23Д

 

Преподаватель 
  

К. и. н.  Лебедев А. В.

 

Ярославль  2013 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

  1. ВВЕДЕНИЕ  ……………………………………………………….    3
  2. ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ 
    ГОРОДА ……………………………………………………………   4
  3. КАЗАНСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ 
    В РАЗВИТИИ ЯРОСЛАВЛЯ …………………………………....   30
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ   …………………………………………………..  34

 

 

1. ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение истории неизбежно  поднимает вопрос влияния специфики  культурного наследия прошлого на становление  национального менталитета. Огромную роль в формировании, развитии и  сохранении русской культуры сыграли  монастыри. В наше время отношение  к феномену монашества, религии, церкви нельзя назвать однозначным, и тому есть свои причины. Однако отрицать значение данного фактора для развития всей нашей истории означало бы обеднить свое понимание собственной культуры, что обуславливает актуальность изучения данного вопроса.

«Монастырь» - слово греческого происхождения  и переводится как «уединенное  жилище». Это религиозная община монахов и монахинь, представляющая собой церковно-хозяйственную организацию, владеющую землями и капиталом; это также и церковные жилые  помещения и территория, принадлежащая  такой общине. Митрополит Макарий  определял монастырь как «Обители, пристанища для душ, стремящихся  к высшим духовным подвигам».

Монах же - это одинокий, уединенно  живущий человек, давший обет вести  аскетическую, т.е. полную воздержания  жизнь в монастыре в соответствии с требованиями монастырского устава.

 

2. ЯРОСЛАВЛЬ. ЦЕРКВИ И МОНАСТЫРИ 
ГОРОДА 

Ярославль - город древний  и современный. На его внешнем  облике отразилась судьба Российского  государства. Ярославль сыграл значительную роль в деле собирания русских  земель вокруг Москвы, оказывая помощь московским государям. В истории  С-Петербурга также можно найти  немало "ярославских страниц". Ярославль - город  со своими уникальными  обычаями и мироощущением. Поэтому  предстоящее 1000-летие, которое отметит  город в 2010 году, может дать не только мощный импульс для дальнейшего  развития, но и в целом обобщить историческую роль, какую сыграли  многие древние города России - предшественники  и союзники Москвы.

На протяжении своей тысячелетней истории Ярославль выступал в  качестве одного  из оплотов российской государственности. Городу придавали  высокое значение правители России, царствующие фамилии Рюриковичей  и Романовых, а позднее и советское  руководство.

В отечественной историографии  отмечается, что основание города могло произойти  в довольно значительный временной промежуток: с 988 по 1024 гг. Между тем, 1010 год как дата закладки крепости для обеспечения безопасности северо-восточных границ Киевской Руси, большинству исследователей представляется наиболее достоверной, так как 1010 г. - последний год пребывания Ярослава Владимировича (Мудрого) в Ростове. Ярославль был основан как город-крепость на правом берегу реки Волги при впадении в нее реки Которосль, как первый христианский город на Волге. С Х в. на этом месте располагалось древнерусское поселение, по преданию, "Медвежий угол". Жители его занимались охотой, рыболовством. Согласно преданию, князь покорил жителей селища, убив их священного медведя. Позднее легенда об этом поединке нашла свое отражение в гербе города: "... В серебряном щите медведь стоячи, держит в левой лапе золотую секиру на такой же рукояти...".

В середине XII в. после распада Киевской Руси Ярославль вошел в состав Владимиро-Суздальского княжества, что совпало по времени с оживлением Волжского торгового пути и способствовало росту, развитию города. За кремлем возникли посад, зачатки предместьев с торгово-ремесленным поселением. Появились первые каменные храмы, созданы пригородные монастыри: Петропавловский (на северо-западе) и Спасский (на западе). С 1218 г. Ярославль стал стольным градом Ярославского княжества, однако начавшийся расцвет города был прерван монголо-татарским нашествием и междоусобицей русских князей.

В 1463 г. Ярославское княжество вошло в состав великого княжества Московского.  Располагаясь на перекрестке водных и сухопутных дорог, Ярославль стал важным стратегическим и торговым центром Московского государства, что определило всю его дальнейшую судьбу. При присоединении к Московскому государству городу Ярославлю была отведена почетная роль "государевой отчины". В XVII веке московские цари в духовных грамотах завещали город с волостями прямым наследникам престола. Сюда в случае опасности перевозили государственную казну. Здесь же содержали лиц, представлявших опасность для власти. Одним из первых Ярославль попал в опричнину Ивана IV (Грозного), но репрессии самого города не коснулись.

С середины XVI в. Ярославль - транзитный торговый пункт между Москвой и странами Запада и Востока. Это благоприятствовало развитию торговли, ремесел, культуры города. В XVI-XVII в.в. Ярославль вырос территориально, сложилась его структура: кремль, посад, предместья (слободы), внутренняя планировка, созданы мощные оборонительные сооружения.

Велика роль Ярославля  в национально-освободительной борьбе русского народа против польско-литовско-шведских интервентов в начале ХVII в. В 1612 г. Ярославль - место формирования земского ополчения Минина и Пожарского, временная столица Русского государства.

XVII в. - золотой век в истории Ярославля. Это время бурного экономического роста, расцвета культуры во всех ее сферах с формированием своего стиля ("ярославской школы") в архитектуре и живописи, с созданием великолепного архитектурного ансамбля Спасо-Преображенского монастыря, храмовых ансамблей Иоанна Златоуста в Коровницкой, Иоанна Предтечи в Толчковской слободах, храма Ильи Пророка на посаде.

XVIII век стал переломным для города. Со строительством С-Петербурга, происходит экономическая переориентация города с торговой на производственно-промышленную основу. Царствование Петра Великого стало вехой, как впоследствии для Москвы пожар 1812 года, который в корне изменил социальный, политический и экономический базис древней столицы; вехой, определившей и нынешний статус города, как промышленного и культурного центра России. В 1750 году в Ярославле Ф. Волковым был основан первый в России провинциальный частный театр. В начале 90-х гг. XVIII в. был найден замечательный памятник древнерусской литературы - "Слово о полку Игореве". (Который бы и погиб в пожаре Москвы 1812 года, не издай книгу Мусин-Пушкин).

В конце ХVII - начале ХVIII в.в. Ярославль стал вторым, после Москвы, городом на Руси с населением около 15 тыс. человек. С середины ХVIII в. Ярославль - крупный промышленный центр. С 1777 г. город – центр наместничества, с 1796 г. - центр губернии. Население города - более 18,5 тыс. человек. Развивается каменное гражданское строительство. Во второй половине ХVIII в. с развитием классицизма в русской архитектуре был разработан регулярный план застройки Ярославля (1778 г.). В основу плана была заложена средневековая структура города с геометрической сеткой кварталов, четкой системой площадей. Новая планировка удачно учитывала месторасположение древних памятников, ориентируя на них улицы и проезды, формируя градостроительные ансамбли  (Губернские присутственные места. Гостиный двор и др.). Центр города переместился в посад.

В период новой и новейшей истории усиливается значимость города как крупного  промышленного  и культурного центра России. По сравнению с многими городами Центральной России, город занимает лидирующие экономические позиции.

К середине XIX в. Ярославль был полностью отстроен по регулярному плану архитектором П. Я. Паньковым, созданы ансамбли Мытного двора, Губернаторского дома, нового Гостиного двора. На месте укреплений посада и по набережной Волги был разбит бульвар, уплотняется застройка центральных улиц города. Регулярная планировочная структура центральной части Ярославля сохранилась до наших дней.

Это ценнейший памятник градостроения  эпохи классицизма. В городе значительное количество зданий почти всех стилей русской архитектуры последних  пяти столетий. Для сохранения богатого архитектурного наследия Ярославля  Центральная часть города объявлена  заповедной.Смешанность  различных  архитектурных направлений и  стилей, которые представлены в Ярославле, позволяет многим  искусствоведам называть его "Флоренцией русского Севера".

Новое строительство существенно  изменило облик города, расширив его  границы и  превратив в крупный  и благоустроенный областной  центр. Наряду с большими промышленными  комплексами появились жилые  районы. Однако в исторической части  города новое строительство ведется  ограниченно, с обязательным учетом окружающей застройки и ее реставрацией. Большое значение имеет широко развернутая  реставрация древних памятников, в основном силами специально созданных  научно-производственных реставрационных  мастерских. Многие из восстановленных  памятников музеефицированы. Огромные художественные ценности сосредоточены  в двух основных музейных собраниях  города: Ярославском музее - заповеднике  и Ярославском художественном музее.

Ярославль - не только город-музей, но и крупный индустриальный центр. В конце ХVIII века в городе имелось более 70 предприятий во главе с крупнейшей в России Ярославской Большой мануфактурой, чьи льняные полотна шли на экспорт в Англию. Славились по всей России и шли на экспорт ярославские белила и кожи. В начале XIX в. развивается фабричное производство, а к концу столетия Ярославль становится железнодорожным узлом и важным речным портом.

В советский период правительство  отводило городу роль "наукограда". В 20-30 годы прошлого века закладываются  основы для формирования новых промышленных ресурсов государства, ориентированных  на оборону страны (первый в стране завод синтетического каучука N1, резиноасбестовый комбинат, Ярославский автомобильный завод и др).

После завершения Великой  Отечественной войны в Ярославле  создается мощная промышленная база. Развитие промышленного потенциала города проходило под патронажем Правительства СССР. В нач. 1960-х  с неофициальным визитом Ярославль  посетил Н.С. Хрущев, который дал  высокую оценку темпам промышленного  развития. В 1971 году г. Ярославль награжден  орденом Трудового Красного Знамени. В 1985 году, к 975 - летию Ярославля, последовало  очередное награждение: город получил  орден Октябрьской Революции.

 В настоящее время  город является индустриальным  центром, насчитывающим более  600 тыс. жителей Ведущими отраслями  промышленности являются ныне  машиностроительная, химическая, нефтеперерабатывающая,  текстильная. 

Ярославль расположен в сердце России, близ ее столиц: в 280 км от Москвы и 750 км от Санкт-Петербурга. Железнодорожные  магистрали, проходящие через Ярославль, связывают центр Европы с севером  России, Сибирью, Дальним Востоком, Китаем и Монголией. Ярославский  Речной порт принимает суда с Каспийского, Черного, Азовского, Белого морей и  Балтики.

C  давних времен Ярославль известен как крупный  культурный центр Верхнего Поволжья. В XIII в. в Спасском монастыре было создано первое на северо-востоке Руси училище с большим собранием рукописных книг на греческом и древнерусском языках. Именно здесь поднял занавес первый русский профессиональный театр (1750 г.), вышел в свет первый провинциальный журнал "Уединенный Пошехонец" (1786 г.), издавалась одна из первых крупных провинциальных газет "Северный Край" (конец XIX в.), значение которой выходило далеко за пределы Ярославской губернии.

Еще в XVIII-XIX вв. в городе открылся ряд учебных заведений: цифирная школа (1718 г.), Славяно-латинская семинария (1747 г.), Демидовское высших наук училище (1803 г.), впоследствии лицей, гимназия (1805 г.). Сегодня эта традиция не прерывается. В городе функционируют 3 государственных университета, 1 частный университет, 2 академии, 2 высших военных училища, 30 средних специальных учебных заведений, более 100 общеобразовательных школ.

Навечно вписаны в летопись русской культуры имена великих  людей, связанных с  Ярославлем: основателя первого русского театра Федора Волкова, русских поэтов Николая Некрасова, Леонида Трефолева, оперного артиста  Леонида Собинова, ученых: индолога Герасима Лебедева и экономиста,  поэта, этнографа М. Чулкова, основоположника русской научной педагогики Константина Ушинского, первой в мире женщины-космонавта Валентины Терешковой.

За последние десять лет  город посещали президенты России Б.Н. Ельцин (на открытие памятника Ярославу Мудрому) и В.В. Путин (в связи с 250-летием Театра им. Ф.Волкова).

Спасо-Преображенский монастырь

Монастырь основан во второй половине XII века у главной переправы через реку Которосль, охраняя западные подступы к Ярославлю и входя в систему его укреплений. Первоначально монастырь был небольшой с деревянными постройками. Первые каменные храмы монастыря - Преображенский собор и храм Входа Господа в Иерусалим, построены в начале XIII века владимиро-суздальскими мастерами и связаны с именами ростовского князя Константина и его сына, первого ярославского князя Всеволода. При князе Константине, библиофиле и покровителе искусств, монастырь стал крупным культурным центром края. Здесь было создано первое на северо - востоке Руси духовное училище и библиотека с большим собранием русских и греческих рукописных книг. В конце XIII века монастырь стал усыпальницей новой династии ярославских князей. Основатели ее - князья Федор Ростиславович и его сыновья Давид и Константин почитались Иваном Грозным и в XV веке были канонизированы. Являясь крупным религиозным центром, монастырь играл видную роль в политической, экономической и культурной жизни Ярославля и всей страны. В XVI веке после пожара восстановлены в камне монастырские постройки. Святые ворота (главный въезд в монастырь), Спасо-Преображенский собор, звонница, трапезная палата с Крестовой (Рождественской) церковью были построены московскими мастерами в 1506-1516 гг., а расписаны московскими и ярославскими живописцами в 1563-1564 гг. По указу Ивана Грозного во 2 половине XVI века монастырь впервые обносится каменной стеною.

Информация о работе Роль монастырей в развитии региона. Казанский монастырь г.Ярославля