Религия майя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:41, реферат

Описание работы

Знания о прошлом майя мы получаем в основном из архитектуры и предметов материальной культур
Цивилизация майя существовала несколько тысячелетий (III—II тысячелетия до н. э. — X в. н. э.). Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории таких современных государств, как Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Обширные границы этой цивилизации (325 тыс. км2) являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён. Самые многочисленные из них — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица.

Содержание работы

Ввидение.
Глава 1Космология и представление о смерти.
1.1.Земля, Небо, Подземелье.
1.2. Создание и разрушение мира.
1.3.Представление о смерти.
Глава 2 Боги, духи и ритуалы народа майя.
2.1. Пантеон богов у майя.
2.1.1. Связь божеств и предсказаний с календарем.
2.1.2. Божество смерти.
2.1 3. Божества-покровители профессий.
2.2. Привидения, призраки и демоны.
2.2.1. Культ предков.
2.3. Ритуалы.
2.3.1 Жертвоприношение.
2.3.1.1 Животные жертвоприношения.
2.3.2. Человеческие жертвоприношения.
2.3.2.1. Добровольная жертва.
2.3.2.2. Ритуальная пытка.
2.3.3.1. Посты и воздержания.
2.3.4.1 Ритуальный танец.
2.3.5.1. Молитвы.
2.3.5.2. Храмы.
Глава 3. Жречество.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 44.27 Кб (Скачать файл)

Оглавление.

Ввидение.

Глава 1Космология и представление  о смерти.

1.1.Земля, Небо, Подземелье.

1.2. Создание и разрушение мира.

1.3.Представление о смерти.

Глава 2 Боги, духи и ритуалы народа майя.

2.1. Пантеон богов у майя.

2.1.1. Связь божеств и предсказаний  с календарем.

2.1.2. Божество смерти.

2.1 3. Божества-покровители профессий.

2.2. Привидения, призраки и демоны.

2.2.1. Культ предков.

2.3. Ритуалы.

2.3.1 Жертвоприношение.

2.3.1.1 Животные жертвоприношения.

2.3.2. Человеческие жертвоприношения.

2.3.2.1. Добровольная жертва.

2.3.2.2. Ритуальная пытка.

2.3.3.1. Посты и воздержания.

2.3.4.1 Ритуальный танец.

2.3.5.1. Молитвы.

2.3.5.2. Храмы.

Глава 3. Жречество.

Заключение.

Список литературы.

Введение.

Знания о прошлом майя мы получаем в основном из архитектуры и предметов материальной культур

Цивилизация майя существовала несколько  тысячелетий (III—II тысячелетия до н. э. — X в. н. э.). Она охватывала своим  влиянием полуостров Юкатан, территории таких современных государств, как  Гватемала, Белиз, часть Гондураса, Сальвадора и некоторые штаты  Мексики. Обширные границы этой цивилизации (325 тыс. км2) являлись местом обитания нескольких десятков, а может, и сотен племён. Самые многочисленные из них — майя, киче, какчикело, тсентало, дакандоне, ица.

Долгое время майя обожествляли Солнце, Луну, дождь, молнию, ветер, горы, леса, реки, водопады и т. д. Кроме того, сама земля, растения, что они возделывали, животные, на которых они охотились или которых приручали, тоже имели божественное происхождение

Постепенно сложился пантеон богов, который соответствовал космологическим  представлениям майя.

Религия майя, как и следовало  ожидать, имела много общего с  религией остальных мезоамериканских народов, так как все они являлись частью одной и той же культуры и находились на более или менее одинаковом уровне развития. Общность верований этих народов касалась не только их религиозных представлений, но и отдельных божеств и обрядов.

Так, все или почти все они  имели пантеон, состоявший из многочисленных богов; одни из них были благосклонны к человеку, другие враждебны, при  этом дуализм мог существовать в  одном и том же божестве. Силы природы олицетворяются сходными божествами с аналогичным культом и иногда даже с одинаковыми изображениями.

Наличие богов - покровителей основных занятий - другая общая черта мезоамериканских религий. Однако нет сомнения, что религия майя имела свои особенности.

Религия, которую вырабатывает какой-либо народ, отражает не только окружающую природную среду, но и ту социальную среду, в которой он рождается  и живет.

 

Глава 1Космология майя.

1.1 Земля, Небо, Подземелье.

Согласно мифам майя, вселенная  состояла из 13 небесных и 9 подземных  миров. Имена обитавших в них  божеств точно неизвестны. Боги —  повелители небес (Ошлахун-Ти-Ку) постоянно враждовали с владыками подземного мира (Болон Ти-Ку).

Между небом и подземным миром  располагалась плоская поверхность  прямоугольной земли. Когда люди умирали, их души уходили в один из высших или низших миров. Души воинов, погибших на поле битвы или от жертвенного  ножа, и души женщин, которые умерли при родах, направлялись прямо на небо, в рай бога Солнца. А души утонувших и умерших от болезней, связанных с водой и молнией, шли в рай бога дождя. Однако для большинства умерших людей последним пристанищем служил подземный мир — холодное и тёмное царство, где бродили до момента своей окончательной гибели их души.

Майя из равнинных районов страны считали, что вход в преисподнюю  — это особое отверстие в земле  в горах Гватемалы. Оттуда бьёт ужасный  фонтан крови и сгнивших тел. По представлениям майя, во время своего путешествия  по низшим мирам душа человека подвергалась страшным испытаниям. Она должна была пересечь реку — своеобразный Стикс. Для этого на похоронах приносилась  в жертву собака — поводырь, помогающий преодолеть эту водную преграду. Впереди  ждали и другие испытания: пять Домов  преисподней, грозившие смертельной  опасностью. В Доме Мрака царила вечная тьма, в Доме Холода стоял  невыносимый холод, в Доме Ягуара грозные хищники готовы были растерзать любого пришельца и т. д.

В центре вселенной, по представлениям майя, стояло Мировое Древо, пронизывающее  все слои небес, а рядом по сторонам света находились ещё четыре древа: чёрное (на западе), белое (на севере), красное (на востоке) и жёлтое (на юге). На этих деревьях располагались чаки (боги дождя), павахтуны (боги ветра) и бакабы (носители или держатели неба). Эти боги также соотносились со сторонами света и различались по цвету. Красные чак, павахтун и бакаб находились на востоке, белые — не севере и т. д. Три божества одного цвета правили годом; соответственно стороне света годы считались счастливыми и несчастливыми.(1)

1.2. Создание и разрушение мира.

Творцом мира майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. В священной книге «Пополь-Вух» говорится, что Унаба сотворил человечество из кукурузы.

Из кукурузного теста были созданы  четыре первых человека — «первые  праотцы» и «первые отцы» Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам.

Согласно более поздним верованиям майя с Юкатана, восходящим к глубокой древности, мир создавался четырежды  и три раза разрушался всемирным  потопом.

Вначале был мир карликов, построивших  большие города. Они делали это  в темноте, поскольку ещё не было создано Солнце. Когда оно впервые  взошло, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом.

Последовавший затем мир был  населён преступниками, которых  смыл новый потоп.

Третий мир оказался заселённым самими майя, однако также был смыт потопом. Четвёртый, современный мир  населяют люди, появившиеся на свет в результате смешения всех ранее  существовавших племён. К сожалению, им уготована та же судьба: неизбежен  четвёртый всемирный потоп.

1.3.Представление о смерти.

Приближения смерти майя страшились и при ее наступлении горевали. Они верели только в чувственное восприятие здесь и сейчас.

Умирающий человек исповедовался  жрецу, так как исповедь была необходима, чтоб нейтрализовать пагубные воздействия, которые несет с собой смерть человека. Смерть была формой осквернения, она отделяла человека от его общины, в жизни которой все действия носили коллективные характер.

Мертвого обертывали в саван, которым  служила его собственная одежда. В его рот клали размолотую кукурузу и несколько нефритовых бусин, «которые майя использовал в  качестве денег, чтоб мертвый мог  купить себе все что им бы понадобилось в другой жизни».(4.  257)

Простолюдина хоронили под твердым  глиняным полом его дома вместе с  его повседневными вещами. Знатных  людей хоронили на площадях храмовых городов. Над гробницей сооружали  небольшой каменный алтарь, на котором  майя сжигали смолу и совершали  жертвоприношения.

Майя хотели окружить мертвых привычными для них предметами, среди которых  они прожили всю свою жизнь. Умершие, как считалось, питали злобу к  тем, для кого еще был доступен дневной свет, поэтому живые должны были умилостивить их, предоставив  мертвецам все удобства жизни.

Майя верили в бессмертие, небеса и ад. Те, кто исполняли обряды почитания - отправлялись в край, под  сенью «первого дерева мира». В мифологии  майя человек не вознаграждается  за праведные и полезные дела. Место, куда человек отправляется после  смерти, больше зависело от того, кем  он был в жизни, нежели от того, что  сделал. Цари «воскресали» вновь и  превращались в небесных богов, а  рядовые общинники навеки оставались в преисподней. (6. 263)

Как и везде, наследники умершего были ограничены запретами. По обычаю своего клана они должны были соблюдать все ритуалы, иначе умерший вернется и потребует что-нибудь от живых. Наследники должны были переносить разного рода лишения. Смерть мужа делала его вдову «нечистой», и , пока связь с умершими не рвалась, она таковой и оставалась.

 

Глава 2 Боги и духи и ритуалы народа майя.

Майя относился к богам с огромным уважением, даже со страхом. Он тревожился за каждый свой шаг, опасаясь последствий. Поэтому в своих молитвах он просил богов либо о покровительстве, либо благодарил их за прошлые благодеяния. Молитвы эти не отличались особой духовностью. Кроме того, каждый крестьянин майя отождествлял себя с выращиваемыми сельскохозяйственными культурами и животными, живущими рядом с ним в этом мире. Его жизнь и жизнь маиса были неразрывно переплетены. Точно так же, как и он, каждое дикое животное обладало душой, находящейся под защитой богов земли. В случае необходимости человек мог убить животное, но до или сразу после этого он должен был принести извинения. Чтобы избежать кары, он иногда передавал свою добычу друзьям, а уже от них принимал ее часть. Таким образом, он мог утверждать, что ест лишь то, что ему было дано.

2.1. Пантеон богов у майя.

Пантеон майя был очень сложным, и попытки разобраться в нем  затруднены тем, что мы обладаем крайне неполными сведениями, несмотря на то что существует относящееся к временам испанского завоевания письменное упоминание, содержащее имена 166 богов. Многие боги появились здесь с приходом мексиканцев. Поэтому трудно понять, что собой представляло религиозное мышление майя в классический период.(2)

По представлениям майя, существовал  и верховный бог, носивший имя  Хунаб Ку, но он был столь безлик и непостижим, что фактически не имел большого значения. Его сын, Итзамна, был богом неба, а также богом ночи и дня. В качестве даров человечеству он преподнес пищу, медицину, искусство письма и многое другое. В искусстве майя он изображался стариком с телом ящерицы, поскольку ящерица была его знаком. Он был беззубым и косоглазым и часто изображался с бородой. Представления майя об Итзамне были довольно туманными, ибо считалось, что своим всемогуществом он непостижим для разума простых смертных, предпочитавших иметь дело с более понятными им божествами, которых имелось великое множество.

В каждом из «кругов» рая и ада  был свой бог. Имена некоторых  из них до сих пор не расшифрованы, но известно, что каждый из богов  преисподней был покровителем одного из дней календаря майя.

Помимо богов загробного мира, огромное количество богов контролировало деятельность человека на земле. Крестьянин верил в многочисленных богов, олицетворявших основные элементы его существования. К наиболее важным из них относились: бог дождя (Чаак), бог маиса (Иум-Виила), бог войны, бог медицины, бог ветра, бог смерти (Ах Пуч), богиня луны (Иш-Чель), бог солнца (Тонатиу), бог Полярной звезды и различные божества земли, среди которых был бог ягуаров.

Согласно одному из вариантов теологии майя Итзамна был отцом всех других богов (кроме Хунаб Ку). Его супругой была Иш Чель, которая, таким образом, была матерью всех богов. Она была не только богиней луны, но и богиней беременности, наводнений, ткачества и других ремесел. И вместе с тем существовала еще одна богиня луны, Иш Чап, которую ряд авторов называет богиней новолуния. Она была женой бога солнца, носящего имя Ах-Кинчил.

2.1.1. Связь божеств и предсказаний с календарем.

Согласно верованиям майя, влияние дней ритуального календаря сказывалось на судьбе не только отдельной личности, но и коллектива людей, то есть одни знаки были благоприятны, а другие, наоборот, опасны для определенных занятий.

Кроме того, жрец, занимавшийся этими  предсказаниями, учитывал влияние - хорошее, плохое или индифферентное - числительного, сопровождавшего каждый день, которое  в зависимости от обстоятельств  могло бы изменить (в лучшую или  худшую сторону) судьбу, зависящую от названия дня.

Но воздействие времени на людей  и события не ограничивалось днем. Все календарные периоды вносили  свою лепту в плетение сложнейшей сети, которой была опутана судьба каждого и всех.

День ритуального календаря (в  нем было 260 дней), который совпадал с днем начала гражданского года, насчитывающего 365 дней, был чрезвычайно важен  для определения характера грядущего  года. Этот день, который на протяжении времени мог быть лишь одним из четырех, бесконечно сменявших друг друга, назывался майя ах куч хааб - "носитель года". По причинам, которые нам неизвестны, этих "носителей" заменили, и к моменту испанского завоевания ими были Кан, Мулук, Иш и Кавак.

2.1.2 Божество смерти.

Существовало одно божество, которое вызывало общее чувство отвращения и страха у всех без исключения социальных групп, - это божество смерти. Оно наиболее часто изображается в кодексах и представлено также на многих памятниках.

Бог смерти, по верованиям майя, проживал на самом нижнем уровне подземного мира. В различных исторических источниках он известен под разными именами: Сисин, Вак Митун Ахав - "господин седьмого круга", которого упоминает Ланда, Чак Митун Ахав, что означало бы, по Томпсону, "великое адское гниение"; Хун Ахав, календарное имя "1 Ахав", с которым часто упоминается планета Венера, считавшаяся опасной для всех, когда она выходила из мира мертвых после отсутствия на небе в течение определенного времени и была, "владыкой всех демонов"; Ах Пуч, чье настоящее имя могло быть Ах Пукух - "господин преисподней" на языках цельталь, цоциль и тохолобаль, Юм Симиль - "господин смерти", имя, которым этого бога все еще называют на Юкатане.

На монументах майя изображения  смерти или бога, ее символизировавшего, встречаются не часто, за исключением  календарных надписей.

2.1.3 Божества-покровители профессий.

У майя существовали многочисленные божества, покровительствовавшие земледельцам (Земля, Вода, Солнце, Луна, Ветер, Дождь, Маис и т. д.). Остальным занятиям также покровительствовали особые боги. Так, охотники почитали Сипа (оленя); рыбаки - Как Нешока (акулу с огненным хвостом); пчеловоды - Хобниля; ткачи - Мишель; торговцы и хозяева плантаций какао - Эк Чуаха; знахари - Ишчель и Кинич Какмо, а воины - Сим Чак Коха (отца - красную пуму) и Какупаката (огненный взор).

Почитались и некоторые животные, связанные с религиозными, мифологическими  и астрономическими представлениями  майя. Они выступали в роли божества или их представителей. Эти животные служили также для приношения богам искупительных жертв или  использовались как знаки-символы  в иероглифической письменности.

Среди главных назовем: ягуар, змея, сова, кецаль, летучая мышь-вампир, индюк, цапля, собака, обезьяна, олень, пекари, пума, броненосец, ящерица, лягушка, игуана, черепаха, рыба, двустворчатый моллюск, улитка, скорпион, пчела и бабочка.

Информация о работе Религия майя