Религия как форма культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 14:25, реферат

Описание работы

Причины возникновения и особенности функционирования религии в
обществе. Роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Религия и наука. Многообразие религий. Мировые религии.
Религия (латин. religae — связывать) - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Файлы: 1 файл

РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ.docx

— 181.60 Кб (Скачать файл)

 
РЕЛИГИЯ КАК ФОРМА КУЛЬТУРЫ

 

Причины возникновения и  особенности функционирования религии  в

обществе. Роль религии в современном мире. Религия и нравственность. Религия и наука. Многообразие религий. Мировые религии.

Религия (латин. religae — связывать) - это система учений, верований и культовых действий, связанных с единением человека со сверхъестественным и священным существом, именуемым Богом или Абсолютом, Творцом всего существующего на Земле и управляющим мыслями и поступками людей.

Сущностью религии является вера в Бога. И как сказано в  Евангелии: «вера есть осуществление  ожидаемого и уверенность в невидимом». Она реализует себя:

- в культе (почитанием  божества системой утвердившихся  ритуалов и обрядов);

- в объединениях верующих (церковь, религиозная община);

- в мировоззрении, мировосприятии  верующих людей.

Происхождение религии связано  с зависимостью человека от окружавших его природных сил, с невозможностью древнего человека рационально подчинить  и взять под контроль условия  своего бытия. С момента создания человеческого общества религия  была своеобразным средством защиты людей от природной стихии, во многом способствуя процессам познания и осознания общества.

Роль религии в обществе характеризуется наличием выполняемых  ею функций, среди которых выделяются:

- мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;

- компенсаторная, снимающая  социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать  состояние бессилия, слабости, страдания,  болезни. Так разобщенность людей  заменяется братством во Христе  в общине, а фактическое бессилие  человека компенсируется всесилием  Бога;

- воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;

- коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религиозная культура - это  составная часть общей культуры, сформированная из религиозных запросов людей и призванная их удовлетворить. В религиозную культуру входят:

- религиозная мораль;

- религиозная философия;

- религиозное искусство;

- религиозные учебные  и просветительские учреждения (семинарии,  воскресные школы, библиотеки  и пр.).

В конце XX века позиции религии  и церкви в мире значительно укрепились. Это связано с теми социальными  потрясениями (революциями, мировыми и  региональными войнами, актами жестокого  терроризма, последствиями НТР, непродуманными реформами и пр.), которые перенесло  человечество, обнаружив при этом всю хрупкость своего существования. Люди, уставшие от социальных катастроф, ищут душевного равновесия в Боге, в церкви, в религиозной вере. И религия помогает человеку обрести:

- душевное спокойствие  и независимость от внешних  обстоятельств;

- внутреннюю полноту собственной  жизни.

Однако, в современной  религиозной деятельности значительна  доля фанатизма и экстремизма, неприятия  инакомыслящих и инаковерующих. Все это отнюдь не способствует консолидации людей, а, наоборот, стимулирует их агрессивность, подталкивая к разъединению и  противоборству (например, деятельность исламских фундаменталистов).

Религия неразрывно связана  с моралью, воплощаясь в ценностях  и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического  расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических  ценностей. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место  занимает эмоционально-чувственная  сфера людей.

Исторически взаимоотношения  религии и науки складывались весьма противоречиво. Если наука в  своем постижении мира ориентируется  на разум и рациональное познание, то религия пытается объяснить мир, опираясь на интуицию, чувственное  познание и веру. Вместе с тем, вера и разум - это не взаимоисключающие  друг друга пути познания. Наоборот, соединяясь в человеке, они становятся основой его духовной жизни и  способствуют, в полном смысле этого  слова - культурному развитию человечества.

Религия существует в многообразных  формах. Наиболее известными первоначальными  формами религии являлись:

- тотемизм (англ, totem из языка индейцев означающее «его род») -поклонение рода, племени - животному, растению, предмету или явлению природы, которое считается своим предком;

- анимизм (латин. anima - душа) - вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений;

- фетишизм (франц. fetiche - амулет) - вера в сверхъестественные свойства особых предметов;

- магия (греч. mageia - волшебство) - вера в действенность особых обрядов на окружающую действительность с целью ее изменения (она бывает любовной, вредоносной, сельскохозяйственной и т. д.).

Помимо сохранения и сегодня  ранних религиозных форм, исповедуются национальные религии:

- иудаизм (религия, распространенная  среди евреев; возникла в конце  II тыс. до н. э.);

- индуизм (религия, наиболее  значимая в современной Индии;  возникла в V в. н. э.);

- конфуцианство (одна из  религий Китая, разработанная  в V в. до н. э.);

- синтоизм (средневековая  религия японцев; с 1868 г. - по 1945 г. - государственная религия Японии) и др.

Национальные религии  в значительной степени связаны  с определенным народом, этносом, нацией. Причинами такого рода национальной замкнутости могут быть геополитические  условия, ярко выраженное этническое своеобразие  культуры.

Среди многообразия религий, выделяют фундаментальные, получившие название мировых. В мире существуют три мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Буддизм - самая ранняя по времени создания мировая религия (включает два основных направления: хинаяна и махаяна). Буддизм возник в VI в. до н. э. в Индии и назван по имени своего легендарного основателя - принца Сидхартха Гаутамы (623-544 гг. до н. э.), получившего впоследствии имя Будда (просветленный). Согласно буддизму, в мире все непостоянно, преходяще, а потому полно скорби и неудовлетворенности. Центральной идеей данной религии являемся учение о четырех благо-Родных истинах:

- истина страдания, существующая  на протяжении жизни;

- истина о причинах  страдания, которые происходят  из-за эгоистических желаний человека;

- истина об освобождении  от страданий, заключающаяся в  освобождении от желаний, собственного  «Я» и самой жизни;

- истина единственного  пути прекращения страдания –  это благородный восьмеричный  путь, состоящий из восьми ступеней-шагов.

Пройдя этот путь, человек  достигает нирваны (санскр. - угасание, остывание) - т. е. полной отрешенности от внешнего мира, отсутствия любых  желаний. Одна из важнейших заповедей буддизма - принцип ненасилия, любовь и милосердие ко всем живым существам: людям и животным. Главный буддийский ритуал - это медитация, заменяющая собой молитву. Медитируя, человек отстраняется от внешнего мира, сосредотачивается и погружается в свое Я и соединяется с духовным миром.

Христианство возникло в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос, принявший мученическую смерть ради счастья человечества. Основы христианской веры изложены в Библии. Главными из них являются:

- понятие о греховности  человека как причине всех  его несчастий;

- идея искупления грехов  через мужество, строгую жизнь  (аскезу), примером здесь является  Иисус Христос, своей смертью  на кресте искупивший древний  «первородный» грех человечества;

- учение об избавлении  человека от грехов путем молитвы  и покаяния;

- вера в загробное воздаяние  человеческой душе (праведная попадет  в Рай, грешная - в Ад);

- идея человеческой жизни  как терпеливой, смиренной, всепрощающей  и т. д.

В XI веке христианство раскололось  на два самостоятельных направления: православие и католицизм. В XVI веке широкое антикатолическое движение в Европе - Реформация - способствует появлению третьего главного направления  христианства - протестантства. В свою очередь каждая конфессия имеет различные направления, течения, секты.

Ислам, мусульманство (араб. - покорность) - третья мировая религия, (имеет два главных направления: суннизм и шиизм), возник в VII веке в Аравии. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию Аллах (Бог) избрал своим пророком. Вероучение ислама изложено в Коране. Здесь сформированы пять основных догматов:

- единобожие (нет Бога, кроме  Аллаха, а Мухаммед - его пророк);

- молиться (совершать намаз)  пять раз в день;

- соблюдать пост (уразу);

- совершить хадж (паломничество)  в Мекку, хотя бы один раз  в жизни;

- давать милостыню (закят).

Ислам переносит поиски человеческого  счастья на небо и закрепляет неразделенность  духовной и светской власти, политики и государства.

Возникновение мировых религий - это результат длительного развития экономических, политических и культурных связей между различными странами и  народами. Несмотря на различие в системах объяснения мира, все мировые религии  предлагают верующим практически общий  для всех кодекс поведения, который, в основном, может быть сведен к  десяти Моисеевым заповедям.

В мировых религиях было много  общего, что позволило им перешагнуть  национальные границы и достаточно широко распространиться по всему земному  шару.

 
Что такое Белая  Магия?

Белая магия - это раздел практической магии, направленный на оказание помощи людям. В белой магии как и в медицине действует принцип "Прежде всего - не навреди". 
Белая магия - не просто теоретические знания, требующие не одного года кропотливого труда от желающего ей овладеть, но это способ и метод небедленного воздействия. 
БЕЛАЯ МАГИЯ - естественная магия, созидательное воздействие на любой живой объект без нанесения ему какого-либо ущерба. Белая магия - магии, направленная на совершение добрых дел и защиту от сил зла. 
Белая Магия - это использование скрытых способностей человека, плюс знание законов природы. Белая Магия - это скрытые (от большинства людей) возможности любого предмета, живого существа или растения. 
Белая Магия - это явления природы, которые еще не изучены. Ничего сверхъестественного во Вселенной нет. 
Высшая ступень Магии - это белая магия. Символ беспредельности. Белое небо, Белый Маг - помазанник Божий. Владеет ясновидением, духовно совершенный человек. Имееет способности влиять своей чистой, белой энергией на большие массы людей. Излучает добро, тепло. От общения с таким человеком собеседник как бы очищается от всего злого, часто становится учеником Белого Мага.  
Белая Магия - это одна из оккультных наук, которая пытается установить законы, "управляющие всеми явлениями видимого и, главным образом, невидимого мира". В философии оккультизма существует мир духовный, мир астральный и мир физический. Оккультизм возник много тысячелетий назад. Его исповедовали все жрецы Египта и брамины Индии. Общий оккультизм включает в себя: философию оккультизма или Герметическую философию, метафизику или философию физики, Каббалу или науку о Боге, Вселенной и человеке, Тору - сотворение форм Пифагорийства, знаков. К оккультизму относится Астрология, Психургия (медиумизм, магнетизм, гипнотизм и внушение), Психометрия, Телепсихия, Телепатия, Алхимия, Магия и Теурия

Художественная литература – один из видов искусства, искусство  слова. Термином “литература” обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове  и обладающие общественным значением. Различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном  и более строгом смысле литературой  называют произведения художественной письменности.  
 
Искусство – вид духовного освоения действительности общественным человеком, имеющий целью формирование и развитие его способности творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя по законам красоты.  
 
Одним из важнейших специфических признаков искусства является художественная условность – принцип художественной изобразительности, в целом обозначающий нетождественность художественного образа объекту воспроизведения. В современной эстетике различают первичную и вторичную условности – в зависимости от меры правдоподобия образов, открытости художественного вымысла и его осознанности.  
 
Особый, присущий только искусству способ освоения и преобразования действительности – художественный образ. В художественном образе неразрывно слиты объективно-познавательное и субъективно-творческое начала.  
 
Художественная специфика образа определяется тем, что он отражает и осмысливает существующую действительность и творит новый, небывалый, вымышленный мир.  
 
Чаще всего образом называют действующее лицо или литературного героя, однако это – сужение понятия “художественный образ”. Любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении, является художественным образом. При анализе произведений искусства различают художественные образы разных масштабов:  
 
“микрообраз” – мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (тропы в поэзии – метафоры, метонимии, сравнения и т. п.; мелодические попевки в музыке);  
 
“макрообраз” – это образ персонажа в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии, образ действия – сюжетный ход;  
 
образ произведения искусства в целом;  
 
“мегаобраз” – все творчество художника как единый образ мира и человека в мире (мир Шекспира, мир Пушкина, мир Достоевского; мир Моцарта, мир Бетховена, мир Чайковского; мир Рафаэля, мир Нестерова, мир Врубеля и т. д.).  
 
Духовно-практическая деятельность художника, непосредственно направленная на создание художественного произведения, называется творческим процессом. В творческом процессе выделяются две тесно связанные друг с другом основные стадии:  
 
формирование художественного замысла, который возникает как следствие образного отражения реальной действительности (осмысление художником жизненного материала и мысленное создание общей конструкции будущего произведения, практические поиски образного решения темы);  
 
непосредственная работа над произведением (стремление художника добиться оптимальной выразительности образного воплощения своих идей и эмоций, углубить содержание создаваемых образов.  
 
Результатом (продуктом) художественного творчества является художественное произведение. Оно в чувственно-материальной форме воплощает духовно-содержательный замысел художника и является основным хранителем и источником информации в сфере художественной культуры.  
 
Процесс истолкования литературного произведения, постижения его смысла, идеи, концепции называется интерпретацией. Интерпретация осуществляется как переоформление художественного содержания разными способами:  
 
“перевод” произведения на понятийно-логический язык (литературоведение и основные жанры литературной критики),  
 
“перевод” произведения на лирико-публицистический язык (эссе);  
 
“перевод” произведения на иной художественный язык (графика, театр, кино и др. искусства).  
 
Литературоведческая интерпретация – это аналитически-доказующее рассмотрение произведения в единстве его содержания и формы, при котором учитываются миропонимание и художественное мышление автора, его связь с современной ему эпохой и культурно-художественной традицией.

Информация о работе Религия как форма культуры