Религия и политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 16:55, реферат

Описание работы

В последнее время происходит увеличение политической активности религиозных организаций и движений, в связи с чем в современной ситуации конфессиональный фактор становится одной из существенных составляющих национальных и многих международных политических процессов. Исходя из многовекового опыта сотрудничества политики и религии, можно говорить о существовании схожих позиций в поле регулирования социальной деятельности. Это позволяет отметить своеобразную гармонию в сфере политико-конфессионального взаимодействия.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………..3
1.Религия……………………………………………………………………..3
1.1.Определения религии…………………………………………………...3
1.2.История формирования религий……………………………………….5
1.3.Характерные черты……………………………………………………..6
1.4.Функции религии……………………………………………………….6
2.Взаимосвязь религии и политики………………………………………..7
2.1.Роль религии в политике……………………………………………….7
2.2.Политические доктрины христианства………………………………..8
2.3.Политическая доктрина ислама………………………………………12
3.Заключение………………………………………………………………14
4.Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

рефёр.docx

— 47.00 Кб (Скачать файл)

Чисто католическим является догмат о непогрешимости папы Римского, сделавший римского архиепископа высшим авторитетом в вопросах веры для  католиков.

С целью сохранения единства владений и богатств церкви в ХI в. был введении целибат – безбрачие белого (приходского) духовенства. Это приводило к тому, что даже самые богатые и влиятельные иерархи церкви оставались лишь пожизненными пользователями ее богатств, будучи не в состоянии передать их по наследству.

Одновременно в католичестве были созданы монашеские ордена –  объединения монастырей с общим  уставом. Ордена напрямую подчинялись  папе и были поэтому независимы от местных церковных властей.

Таким образом, даже в случае неповиновения какого-нибудь короля, которого могло поддержать местное  духовенство, ордена оставались верны  папе.

Наконец, на страже интересов  церкви всегда была инквизиция.

В конце XIX в., убедившись в поражении жесткого противостояния светским властям, Папство сменило тактику. В 1891 г. папа Лев ХШ издал энциклику (послание по вопросам веры и политики) «Рерум новарум», в которой призвал католиков признавать светские законы, уважать конституционный строй, но вместе с тем, создавать свои партии, профсоюзы, общественные организации, и активно участвовать в политической жизни.

В католических странах стали  возникать партии, обычно называвшие себя народными, или, несколько позднее, христианско-демократическими. В ХХ веке христианская демократия стала  одной из влиятельнейших политических сил во многих странах Европы.

В наши дни христианско-демократические  партии уже нельзя назвать клерикальными. Для их идеологии характерно отношение  к христианству не столько как  к религии, сколько к великой  исторической традиции. В этом смысле христианско-демократические партии могут считаться не религиозными, а консервативными партиями.

Православие

В конце римской эпохи  сложились два противоположных  христианских религиозно-политических учения. В восточной части римской  империи, впоследствии названнойВизантией, сложилось явление цезарепапизма, то есть превосходства императорской власти над властью церковной.

На Востоке существовали сразу несколько крупных городов  – метрополий, архиепископ которых  носил титул патриарха или  папы (Иерусалим, Антиохия, Александрия, Константинополь), а император был один. В результате патриархи уравновешивали друг друга, не выступая с самостоятельными требованиями.

В эпоху императора Юстиниана (527-565 гг) появилось понятие «симфонии», то есть «созвучия» светской и духовной власти. В соответствии с «симфонией», Церковь спасает бессмертные души христиан, защищая незыблемость обрядов и догматов, а грешными бренными телами ведает светская императорская власть.

Благодаря теории «симфонии» восточная церковь не выдвигала  никогда политических требований, но при этом малейшие расхождения с  обрядностью и догматами, принятыми  на Вселенских Соборах, вызывала серьезнейшие политические потрясения.

Идеальным политическим устройством  православие считает царскую  власть. Царь, являясь Помазанником Божиим, должен только перед ним  держать ответ, а не перед народом. Самодержавие создается не только волей  Божьей, но и по образцу Царства  Божия. Поэтому в православном царстве  не может быть конституционных ограничений, парламентов и т. д. Православие, таким образом, неразрывно связанна с определенной формой правления - самодержавной монархией.

В России, в полном соответствии с цезарепапизмом, светская власть распоряжалась церковным имуществом. Со времен Петра Великого церковь была превращена в незначительное министерство. Сама церковь никогда не претендовала на участие в политических делах. Даже в годы потрясений большевистской революции церковь заняла позицию неучастия в Гражданской войне.

В 1927 г. местоблюститель патриаршего  престола Сергий, крупный философ, многократно  подвергавшийся арестам, но никогда  не отрекавшийся от своих взглядов, тем не менее, поместил декларацию, в которой объявил о поддержке советской власти.

Государство пошло на примирение с Русской православной Церковью в годы Великой Отечественной  войны, закрыв антирелигиозные газеты, распустив «Союз воинствующих безбожников». Сталин встретился в сентябре 1943 г. с высшими церковными иерархами  и фактически согласился с их пожеланиями, выпустив находящихся в заключении священников, разрешив избрать патриарха на вакантную с 1925 г. должность, и разрешив церкви приобретать здания, открывать храмы и религиозные учебные заведения.

При Н.С.Хрущеве возобновилось  гонение на церковь. За 1959-64 гг. были закрыты 5 из 8 духовных семинарий, более 50 из 89 монастырей, количество приходов сократилось с 22 тыс. до 8 тыс. Тем  не менее, Русская Православная церковь  продолжала в полном соответствии с цезарепапизмом, сосуществовать с властью, у которой атеизм был частью официальной идеологии.

После перестройки и распада  СССР РПЦ по-прежнему занимает позицию  принципиального невмешательства  в политическую жизнь.

Несмотря на стремление всех политических партий привлечь Церковь  на свою строну, духовенство и миряне остаются в стороне от политических страстей.

Протестантизм

Протестантизм родился в  ХVI в. и связан своим происхождением с Реформацией - социально-идеологическим движением, направленным против католической церкви и феодальных порядков.

С самого начала протестантизм  был разнородным движением, никогда  не имевшим единой организации.

В наши дни существуют несколько  десятков самостоятельных протестантских конфессий и деноминаций.3

Характерной особенностью протестантизма является отрицание необходимости  церковной иерархии, считая, что  не должно быть посредников между  Богом и человеком в виде церковной  организации. Это приводит к тому, что протестанты редко выдвигают  собственные политические требования.

Протестантский религиозный  идеал представлял собой общину равных единоверцев, в которой каждый мог проповедовать. Поэтому не удивительно, что протестанты в политике тяготели к демократии.

Именно протестантские страны стали первыми в истории конституционными монархиями или республиками.

Однако именно уважение прав меньшинства и отсутствие религиозной  инстанции, дающее общее для всех решение в вопросах веры, приводит к отсутствию чисто протестантских политических партий.

Даже христианско-демократические  партии в протестантских странах  являются светскими консервативными  партиями.

В настоящее время протестантизм  является преобладающим вероисповеданием в скандинавских странах, США, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии.

В Германии, Нидерландах, Канаде, Швейцарии протестантизм является одним из двух преобладающих вероисповеданий (наряду с католицизмом).

                            Политическая доктрина ислама 

Ислам - самая молодая из мировых религий.

Слово «ислам» имеет несколько  значений:

*  буквально переводится как мир;

*  другое значение этого слова - «предание себя Богу» («покорность Богу»).

Людей, которые покорились Богу, в исламе называют мусульманами.

С точки зрения Корана (священная книга ислама), ислам - единственная верная религия человечества, её последователями были пророки – Авраам, Моисей, Иисус.

В окончательном виде ислам  был представлен в проповедях пророка Мухаммада, получившего  сведения о новой религии в  виде Божественного Откровения.

Является на сегодняшний  день самой политизированной религией. Это объясняется тем, что мусульманские  страны переживают всеохватывающий  кризис, а светские идеологии не могут дать ответа на мучающие мусульман  вопросы.

В самом деле, за последние  полвека страны традиционного ислама  предпринимали попытки введения демократии западного образца, пытались строить социалистическое общество самого различного направления,  пережили период националистических диктатур.

Однако все это оказалось  не в состоянии решить стоящие  перед странами проблемы. В этих условиях и произошло «возрождение»  ислама.

Во многом это возрождение  было связано с особенностями  исламской религии. 

В основе политической системы  ислама лежат три основных принципа:

*  Таухид (единобожие),

*  Рисалят (пророческая миссия Мухаммеда),

*  Хиляфа (наместничество).

Таухид - принцип единства Аллаха - всецело опровергает концепцию юридической и политической независимости человеческих существ, коллективно или индивидуально.

Ни один индивидуум, семья, класс общества или раса не имеют  права ставить себя превыше Аллаха. Только Аллах один является Правителем и Его предписания - закон.

Таким образом, никакая конституция  не может ничего предписывать религии и ее служителям.

Хиляфа - по исламу человек является представителем Аллаха на земле, Его наместником.

Поэтому он призван, используя  добродетели и способности, данные ему Аллахом, выполнять предписания  Аллаха в этом мире в пределах, определяемых Аллахом.

В действительности это означает, что управлять мусульманской  общиной после пророка Мухаммеда  могут наиболее благочестивые мусульмане.

Борьба за власть между  преемниками пророка в VII в. породила раскол ислама на суннизм (ортодоксальный ислам) и шиизм.

Первыми шиитами были сторонники халифа Али и его сына Хусейна, погибших в борьбе против захватившего власть грубой силой халифа Моавии. С тех пор шииты считают, что управлять мусульманами могут только потомки Али. Все остальные правители, даже мусульмане, не могут считаться истинными правителями.

Шииты неоднократно поднимали  восстания и создавали недолговечные  государства, которыми правили имамы  – духовные лидеры.

В силу исторических обстоятельств  шиизм утвердился только в одной  мусульманской стране – Иране.

В 1979 г. иранское духовенство  под руководством аятоллы (духовный титул шиитов) Хомейни возглавило народную революции, свернув прозападный  режим шаха и установив своеобразный политический режим – исламскую  республику.

В Иране существует парламент, президент, партии, периодически проводятся выборы, однако все решения правительства  может отменить духовный законоучитель  – факих, или рахбар.

Большинство мусульман являются суннитами (от Сунны – сборника рассказов  о жизни и изречениях пророка  Мухаммеда).

У них отсутствует единое духовное руководство после ликвидации халифата в 1924 году.

Это приводит к раздробленности  мусульманских политических идеологий  и способствует популярности воинственных экстремистов фундаменталистского толка. 

                                              Заключение

Политика и религия  неизменно связаны между собой многими нитями, хотя в принципе призваны разными средствами способствовать личному и общественному благу людей. Имеющийся в России солидный негативный исторический опыт смешения этих средств свидетельствует, что это обычно приводит к превращению церкви в придаток государства или внегосударственных политических организаций.

В то же время бывали случаи, когда и государство шло на поводу у интересов церкви (например, участие российского правительства  в гонениях на старообрядцев). От подобного  использования государства для  решения собственно религиозных  вопросов страдают общенациональные интересы.

И так было не только в XVII в. при патриархе Никоне, когда  возникли раскол и религиозная война, в хо-де которой заживо сжигали  своих же православных соотечественников, отправляли их в кандалах в Сибирь, лишали гражданских прав. Унижения и гонения имели место и в Синодальный период, и при совет-ской власти.

Много страданий принесли России также продолжительные периоды  цезарепапизма, то есть узурпации государством прав религиозных организаций. Преодолеть подобную практику «симфонии» может лишь соблюдение конституционных норм и гражданских прав, последовательное отделение государственных вопросов от религиозных, осуществление принципов светскости государства и духовной миссии религиозных организаций. В конечном счете от этого выигрывают и государство, и религиозные организации, и все общество в целом.

                                      Список литературы

  1. Алябьев, А. Исследовательская служба "Среда" / А. Алябьев // Религия в современном информационном обществе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mosadvent.ru/publications/smi/1590--------l----r----, свободный – 19.11.2013
  2. Муртазин, М. Ф. Армия и общество / М.Ф. Муртазин // Соотношение религии и политики в практике формирования арабо – мусульманского государства – халифата [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sootnoshenie-religii-i-politiki-v-praktike-formirovaniya-arabo-musulmanskogo-gosudarstva-halifata, свободный – 19.11.2013
  3. Мчедлов, М. Духовное наследие / М. Мчедлов // Политика и религия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rau.su/observer/N04_00/04_07.HTM, свободный – 19.11.2013
  4. Гараджа, В. И. Релегиеведение / В. И. Гараджа // Религия в современном мире [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-i-religia.narod.ru/religioved/garadga/gl6.html, свободный. - 19.11.2013
  5. Павловнин, М. С. ВЗАИМОВЛИЯНИЕ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/359/image/359-044.pdf, свободный. - 19.11.2013
  6. Баранов, Н. Теория политики / Н. Баранов // Религия и политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nicbar.narod.ru/tp_24.htm, свободный. 19.11.2013
  7. Клайв, Л. Азбука веры / Л. Клайв // Религии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://azbyka.ru/religii/, свободный. 21.11.2013
  8. Пушкарская, Е. Religare / Е. Пушкарская // Запад уже больше не является христианским [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.religare.ru/2_102882.html, свободный. 21.11.2013
  9. Рамазанов, К. “АС – САЛАМ” духовно – просветительская газета / К. Рамазанов // Религия – это искренность, доброе наставление [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://assalam.ru/content/story/839, свободный. 21.11.2013
  10. Кураев, А.В. Основы религиозных культур и светской этики / А.В. Кураев // Определение и суть религии  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// http://www.prosv.ru/umk/ork/info.aspx?ob_no=20360, свободный. 21.11.2013  

Информация о работе Религия и политика