Религия и ее место в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:10, реферат

Описание работы

Целью исследования является анализ темы «Религия и ее место в обществе».
В рамках общей цели решаются следующие задачи:
Исследование понятия и структуры религии
Систематизация знаний о месте, функции и роли религии в обществе
Рассмотрение сущности и специфики положения религии в современном обществе

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие религии и причины ее возникновения 4
2. Структура религии 10
3. Функции религии 14
4. Положение религии в современном обществе 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
Список использованной литературы и источников 28

Файлы: 1 файл

Реферат Религия и ее место в обществе.docx

— 71.22 Кб (Скачать файл)

В социологии существуют разные аспекты анализа  религиозного сознания.

1. Выделяются  различные уровни религиозного  сознания : обыденный и концептуальный ( религиозная идеология).

2. Возможно  его рассмотрение как общественного,  группового, индивидуального.

3. В качестве  простейших структурных элементов  религиозного сознания можно  выделить религиозную веру, религиозные  нормы, символы, ценности, санкции,  предрассудки, предубеждения и т.д.

4. Полезно  для социологического исследования  выделение в религиозном  сознании  рационального, эмоционального и  волевого элементов.

 Важнейшей  характеристикой всякой религии  большинство религионоведов считают  веру в существование сверхъестественного.  Вера – центральное звено отношения  к Божественному. Главная идея  христианской религии – идея  Бога.12

Религиозная деятельность бывает практической и  духовной. Практическая религиозная  деятельность включает в себя производственную, социально-политическую, медицинскую, воспитательно-педагогическую, управленческо-административную деятельность. Духовная религиозная деятельность – познавательную, прогнатическую, ценностно-ориентировочную.

Религиозная деятельность подразделяется на культовую  и внекультовую.

Важнейшим видом религиозной деятельности является культ – система особых действий. В которых реализуется  вера и поколение людей сверхъестественному.

Разновидности культа:

• религиозные богослужения

• обряды

• праздники

• паломничества

• религиозные пляски и др.

Культовая деятельность  приводит к удовлетворению религиозных и нерелигиозных  потребностей, динамике психического состояния верующих.

Внекультовая  деятельность включает:

• интерпретацию религиозных книг и богословских сочинений

• преподавание

• распространение религиозных представлений

• организационно - управленческую деятельность

В процессе религиозной деятельности возникают  религиозные отношения – особый вид отношений в духовной сфере  общества, которые складываются в  соответствии с религиозным сознанием, реализуются и существуют посредством  религиозной деятельности; их носителями могут быть индивиды, группы, институты, организации.

Различаются внекультовые и культовые и культовые  религиозные отношения.13

Носителями  религиозных отношений могут  быть этнос, семья, сословие, класс, государство  или части указанных групп. Религиозные  отношения могут иметь разный характер: солидарности, терпимости, нейтралитета, конкуренции, конфликта и борьбы.

Религиозные организации – объединение  последователей той или иной религии, возникающие  на основе общности верований  и  обрядов. Религиозные организации  могут выполнять следующие функции: удовлетворение религиозных  потребностей верующих, регулирование культовой  деятельности, разработку и пропаганду вероучения. Кроме того, религиозные  организации могут выполнять  и нерелигиозные функции: политические, правовые и пр.

Существует  четыре основных вида религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ.

Церковь – это открытая массовая религиозная  организация, имеющая тесные связи  с широкими слоями общества и действующая  внутри него. Основными признаками церкви являются:

- наличие  более или менее разработанной  догматической и культовой системы;

- наличие  особого слоя людей – служителей  культа (духовенства) и рядовых  верующих – прихожан;

- централизованная  система управления отдельными  церковными подразделениями;

- наличие  специфических культовых зданий  и сооружений.

Секта –  особая религиозная организация (группа верующих), отвергающая основные ценности официальной церкви и основной массы  верующих. Обычно секту образовывает отколовшаяся от основной церкви группа верующих. Чтобы вступить в такую  закрытую или полузакрытую организацию, требуется пройти определенный ритуал посвящения; но и выйти из секты  не просто.14

Деноминация – это своего рода промежуточное  звено между церковью и сектой. Являясь, по сути, религиозной организацией, отколовшейся от официальной церкви, она более открыта и многочисленна, чем секта. Например, такие протестантские деноминации, как баптисты, пресвитериане, методисты и др. возникли в результате «отпочковывания» от христианской церкви. Иногда деноминации образуются в результате расширения (укрупнения) сект.

Культ –  закрытая религиозная организация (крайняя форма секты), в основе которой лежит поклонение, какому – либо лживому мессии. По причине  пагубного влияния на молодых  людей деятельность некоторых культовых  религиозных организаций становится предметом разбирательства для  правоохранительных органов.15

В современной  отечественной социологии сложился подход, рассматривающий религию  в двух организационных формах: институциональной (традиционной) и внеинституциональной (нетрадиционной). Институциональная  религия (религиозный институт) –  объединение верующих, связанных  между собой системой религиозных  отношений, для которого характерно единство вероучения, обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Как правило, к таким институтам относят Церковь, установившуюся секту, деноминацию. Внеинституциональная религия – это, во-первых, различные  модернистские объединения верующих, часто противопоставляющих себя обществу и институту религии, неустойчивые, аморфные, со слабой организацией (иногда при полном ее отсутствии), для которых  характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины. Принадлежность в внеинституциональной религии  определяется исключительно принятием  и практикой определенных верований. Как правило, это различные культы и неустановившиеся секты.16

 

 

  1. Функции религии

 

Вопрос  о функциях религии как органического целого есть вопрос о том, как, зачем и почему религия «работает» в породившей ее, окружающей и испытывающей социокультурной среде.17

Итак, под  специфическими особенностями религии  следует понимать определенные функции, которые она выполняет обществе:

  • иллюзорно-компенсаторная функция – состоит в том, что верующему религия дает компенсацию, предоставляет надежду на лучшее существование в ином, потустороннем мире;
  • мировоззренческая – это вера в существование некой трансцендентной инстанции, которая во многом определяет систему ценностных ориентаций, способов мышления верующих и их восприятие окружающего мира;
  • регулятивная функция – проявляется в стремлении религии создать собственную систему норм и ценностей для верующего человека, которая закрепляет и хранит веру в сверхъестественное;
  • интеграционная функция – состоит в том, что религия направлена на сохранение и укрепление существующей социальной системы, она объединяет единоверцев и в то же время противопоставляет их последователям иных религиозных направлений;
  • коммуникативная функция – реализуется в поддержке связей между верующими путем создания чувства вероисповедального единства во время религиозных действий и в межличностных отношениях;
  • культуротранслирующая функция – проявляется во влиянии религии на развитие письменности, книгопечатания, искусства, в сохранении ценностей религиозной культуры, в передаче опыта от поколения к поколению;
  • функция размежевания (идеологическая) –идеологическое воздействие на людей, использование религии амбициозными политиками, террористическими организациями как средства достижения своих корыстных целей.18

Одной из важнейших функций религии является мировоззренческая, или, как ее еще называют, смыслополагающая. С точки зрения функционального содержания, религиозная система включает в себя в качестве первой подсистемы идеально преобразовательную деятельность. Целью этой деятельности является мысленное преобразование мира, его организация в сознании, в результате которой вырабатывается определенная картина мира, ценности, идеалы, нормы — то, что, в общем, составляет основные компоненты мировоззрения. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Одну  из моделей объяснения формирования мировоззренческой функции религии предложил американский философ и социолог Э. Фромм. По его мнению, человек на основе своей деятельности и общения создает особый мир — мир культуры и, таким образом, выходит за пределы природного мира. В результате объективно возникает ситуация двойственности человеческого бытия. Становясь социокультурным существом, человек в силу своей телесной организации и включенности в естественные связи и отношения Вселенной, остается частью природы.19

Учение  о социальных функциях религии наиболее активно в религиоведении развивает  функционализм (от преобладающего акцента на эту сторону изучения общества оно и получило свое название). Функционализм рассматривает общество как социальную систему: в которой все части (элементы) должны работать внутренне гармонично и согласовано. При этом каждая часть (элемент) общества выполняют определенную функцию. Функционалисты считают различные факторы общественной жизни функциональными в том случае, если они способствуют сохранению, «выживанию» существующего общества. Выживание же общества, по их мнению, непосредственно связано со стабильностью. Стабильность — это способность социальной системы к изменению без разрушения ее устоев. Стабильность обеспечивается на основе интеграции, объединения и согласованности усилий людей, социальных групп, институтов и организаций. Функцию интегратора общественного организма и его стабилизатора, с точки зрения функционалистов, и выполняет религия.20

Один  из основоположников функционализма Э. Дюркгейм сравнивал религию в  этом качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознавать себя как моральную общность, скрепленную общими ценностями и общими целями. Религия дает человеку возможность самоопределиться в общественной системе и тем самым объединиться с родственными по обычаям, взглядам, ценностям, верованиям людьми. Особенно большое значение в интегративной функции религии Э. Дюркгейм придавал совместному участию в культовой деятельности.21

С интегрирующей  функцией религии тесно связана  и ценностно-нормативная или легитимизирующая (узаконивающая) функция. Теоретическое  обоснование этой функции религии  осуществил современный представитель  функционализма, крупнейший американский социолог Т.Парсонс. По его мнению, ни одна общественная система не способна существовать, если не обеспечены определенное лимитирование (ограничение) действий ее членов, постановка их в определенные рамки, если их поведение можно варьировать произвольно и безгранично. Иначе говоря, для стабильного существования общественной системы необходимо соблюдение и следование определенным узаконенным образцам поведения. При этом речь идет не просто о формировании ценностной и морально-правовой системы, но о легитимизации, т. е. обосновании и узаконивании существования самого ценностно-нормативного порядка. Религия в этом случае выступает базовой основой не отдельных норм, а всего морального порядка. Ценностная установка — это своеобразная предваряющая программа деятельности и общения людей, связанная с возможностью выбора их вариантов. Она представляет собой социально — детерминированную предрасположенность человека к заранее определенному отношению к тому или иному объекту, человеку, событию и т. д. Ценностные установки верующих людей вырабатываются в религиозной организации в процессе общения между людьми и передаются из поколения в поколение.

Осознание индивидом содержания ценностных установок образует мотив его поведения и деятельности. Мотив позволяет человеку соотносить конкретные ситуации, в которых он действует с системой ценностей, которыми он руководствуется в своем поведении.22

Еще большим  регулятивным потенциалом обладает нормативная система религии. Религиозные нормы — это разновидность социальных норм. Религиозные нормы — это система требований и правил, направленных на реализацию религиозных ценностей. По сравнению с ценностями в социальных нормах в большей мере выражен момент обязательности, принудительности. В социологии религии имеются различные типы классификации религиозных норм. По характеру регулирования поведения религиозные нормы могут быть позитивными, обязывающими совершать те или иные действия, или негативными, запрещающими определенные поступки, отношения и т. д. По субъекту предписания религиозные нормы могут быть разделены на общие, рассчитанные на всех последователей данного вероучения, или же на определенную группу (только для мирян или только для священнослужителей). Так, например, требование безбрачия в католицизме распространяется только на священнослужителей. По характеру деятельности и отношений, на которые воздействуют религиозные нормы, следует выделить культовые и организационные. Культовые нормы определяют порядок культовых обрядов, церемоний, регулируют отношения между людьми при отправлении религиозного культа.23

Информация о работе Религия и ее место в обществе