Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития школьников через изучение мировых религий на уроках истории.
Объект исследования – процесс изучения истории мировых религий на уроках истории
Предмет исследования – условия развития духовности школьников 5-8 классов через изучение мировых религий на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Осуществить обзор результатов научных исследований по проблеме духовного развития школьников на уроках истории содержащихся в научной и научно-практической литературе;
2. Изучить особенности развития духовности школьников в процессе ознакомления их с историей мировых религий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие духовности в психолого-педагогической литературе…...6
1.1. Понятие и сущность духовного развития школьников…………………6
1.2. Структура и механизм педагогического процесса духовного развития школьников на уроках истории………………………………………………..10
Выводы по главе 1……………………………………………………………...12
Глава 2. Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории………………………………………………………………………….14
2.1. Изучение истории мировых религий как средство развития духовности школьников……………………………………………………………………..14
2.2. Основные методы и приемы духовного развития школьников при изучении курса «Истории мировых религий»………………………………..18
Выводы по главе 2……………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы

Файлы: 1 файл

развитие духовности через изучение мировых религий на уроке истории. (1).doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

4 буквы:

1. Преступление закона  Бога.

2. Особо освященное оливковое масло, применяемое во время таинства.

3. Большая рама для  иконы.

4. Пятикнижие Моисеево, особенно почитаемое иудеями.

5. Глава Корана.

6. Паломничество мусульман.

7. Особенное духовное  состояние верующего, внешне проявляющееся  в ограничении в приеме пищи.

5 букв:

1. Вера в то, что  путем заклинаний, определенных  действий, можно влиять на человека  и явления природы.

2. Вид религиозного  института.

3. Древнеримская богиня  охоты.

4. Чаша для приготовления  причастия.

5. Современный пример  жертвоприношения.

6. Учение, противоположное  церковному.

7. Середина возвышения  в православном храме, на котором  расположен иконостас и алтарь.

8. Металлическое украшение,  покрывающее икону.

9. Совокупность поступков  человека, определяющих его следующее  перерождение.

10. Одна из книг Торы.

11. Полотно с шерстяными  нитями, которое носят иудеи под  верхней одеждой.

12. Священная книга  мусульман.

13. Имя матери Мухаммеда.

14. Молитва у мусульман.

6 букв:

1. Символ даосизма.

2. Глава протестантской  общины.

3. Заупокойное пиршество славян.

4. Уклонение от единства  с церковью.

5. Главная часть православного  храма.

6. Столик с наклонной  поверхностью перед иконостасом  в христианском храме.

7. Место для певцов  и чтецов в христианском храме.

8. Католический храм.

9. Мусульманский храм.

10. Буддистская монашеская  община.

11. Свиток в цилиндре, который иудеи прикрепляют к  правому косяку комнат квартиры.

12. Война с "неверными"  в исламе.

7 букв:

1. Вера в существование  души и духов.

2. Вера в существование  сверхъестественных сил, способных воздействовать на человека и весь окружающий мир.

3. Одна из религий  Древнего Китая.

4. Особый стол в  алтаре православного храма.

5. Обращение верующего  к Богу.

6. Мифическое античное  существо.

7. Часть православного  храма.

8. Башня при мечети.

9. Особое психологическое состояние, цель буддиста.

10. Запретная пища у  мусульман и иудеев.

8 букв:

1. Вера в сверхъестественные  свойства неодушевленных предметов.

2. Священное животное  в Древнем Египте.

3. Античный бог, владелец  моря.

4. Особо важный христианский обряд.

5. И праздник, и таинство  у христиан.

6. Главный священник  в государстве у католиков.

7. Молитвенный дом  иудеев.

8. Жена Домового.

9 букв:

1. Вера в то, что  все окружающее человека (животные, растения, явления природы) живет  такой же жизнью, как он сам.

2. Браки между близкими  родственниками у язычников.

3. Вера в единого  бога.

4. Важнейший двунадесятый  праздник христиан.

5. Способ общение с  духами.

 

3) Урок-интервью – позволяет учащимся вести диалог с учителем, тем самым активизируя их познавательную активность, критическое, аналитическое и творческое мышление.

Примеры урока-интервью по темам урока:

 

Тема: "Христианство"

  1. Почему в православных храмах нет скульптур?
  2. Почему христианство так называется?
  3. Во что верят христиане?
  4. Есть ли у христиан специальная религиозная одежда?
  5. Специальные молитвы, заклинания.
  6. Как получилось, что христианство делится на сектантство и чистую веру?
  7. Чем отличается Евангелие от Библии?
  8. Когда зародилось христианство?
  9. Какими были первые обряды в христианстве?
  10. Какие обряды были заимствованы христианством из язычества?
  11. Как появилось христианство в России? Какие цели преследовало его появление?
  12. Назовите различия между конфессиями: по идеологии. по форме.
  13. Есть ли исторические доказательства существования Иисуса Христа на Земле?
  14. Каковы основные праздники и обряды в христианстве?

Тема: "Ислам"

  1. Где и почему появился ислам?
  2. Как изменялась эта религия со времени возникновения до наших дней?
  3. Сколько человек поклоняются это религии? И какие народы?
  4. Почему на мусульманских свадьбах невеста сменяет несколько нарядов?
  5. Почему там так ценится танец живота?
  6. Почему никогда не показывают изображения Мухаммеда, есть ли они?
  7. Чем грозит человеку выход из веры?
  8. Есть ли большие отличия в содержании Корана и Библии?
  9. Есть ли в этой религии обряды похожие на Крещение?
  10. Как в этой религии отмечают рождение ребенка?
  11. Почему девушки носят чадру?
  12. Как в исламе заключаются и расторгаются браки?

4) Творческое задание, например на тему: "Отношение к сущности религии"

    Уважаемые ребята!

     Перед вами несколько высказываний известных людей о сущности религии. Ознакомьтесь с мнением этих людей, выберете одно-два высказывания, наиболее близких к вашей собственной точке зрения.        Приведете аргументы своего выбора.

      Что, на ваш взгляд, характерно для большинства приведенных здесь высказываний? Если вы не согласны ни с одним из мнений, предложите свою точку зрения.

Автор

Высказывание

Р.Бертон

Одна религия настолько  же истинна, как и другая.

А.Герцен

Все религии основывали нравственность на покорности, то есть на добровольном рабстве.

Б. Франклин

Если люди настолько  плохи, обладая религией, кем бы они  были без нее?

Д.Жирарден

Самая лучшая религия - самая  терпимая.

К.Маркс

Религия - опиум для  народа.

У.Пенн

Религия - это не что  иное, как любовь к Богу и человеку.

Л.Фейербах

Религия - дочь невежества


 [Методика преподавания и изучения истории  - М. : Владос, 2002]

   Большую роль  в нравственном воспитании на  уроках играет оценочная деятельность  школьников. Ребенок самостоятельно  осмысливает как собственный нравственный опыт, так и опыт других людей. При изучении темы «Знать и рыцарство в средние века» по всеобщей истории в 6 классе дети узнают об этических нормах класса феодалов, которые использовали доходы от войн, грабежей и труда крестьян в основном на подарки, охоту, содержание большой свиты слуг и воинов. Знатный феодал должен быть щедрым, не считая денег, тратить свое богатство, делая это напоказ. Для него достойными занятиями были война, рыцарские подвиги, а тяжелые заботы о хлебе насущном он предоставлял «грубой черни». В сказаниях о рыцарях в 10 – 12 веках воспевались смелость, воинская удаль, презрение к смерти. Позднее, в 12 – 14 вв., в период расцвета рыцарской литературы, главным мерилом оценки поведения стала «честь». Феодалы приписывали высокие моральные качества только своему классу, связывая их с «благородным происхождением». Считалось, что « благородные» наделены от рождения и лучшими моральными качествами: они храбры, щедры и великодушны. К «неблагородным» правила рыцарской чести не применялись. В повседневной жизни, в семье феодалы были грубы, жестоки. Проводя с ребятами беседу, чтобы установить современное значение нравственных понятий и терминов, о которых шла речь на уроке. Выясняем, что благородным сейчас называют человека честного и справедливого, рыцарским называем смелое и великодушное поведение. Когда в наши дни человек желает подтвердить правдивость сказанного, он дает слово «чести» - честное слово.

       К урокам иногда, следуя совету Лизинского М. Н., использую эпиграфы: «Ты хочешь стать лучше – тебя ждет дорога. Лень преследует всех – попробуй преследовать ее сам. Горчица – самое замечательное лекарство от вредности. Каждый раз, когда хочется о ком-нибудь сказать плохо, ею можно воспользоваться». Такие фразы создают положительный настрой у ребят и способствуют их хорошей работе на уроке. На уроках истории дети воспитываются историей. Учащиеся должны понять, что история, прежде всего, учит их не быть слепой и жалкой игрушкой, средством в руках политиканов. За красивыми словами и лозунгами следует распознавать истинные цели тех, кто за ними стоит, и научиться делать осознанный выбор.

 

Выводы по главе 2

    Таким образом, развитие духовности, толерантности у учащихся на уроках истории это процесс трудный и требует от учителя тщательной подготовки к урокам истории на которых изучается история мировых религий. На данных уроках важен подбор интересных и доступных методов и приемов работы с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В числе глобальных проблем  человечества проблема воспитания подрастающего поколения для всех народов и государств является одной из самых актуальных. В процессе воспитания личности исключительное значение имеет формирование ее нравственности.

Задача истории, как  предмета гуманитарного цикла, сводится к тому, чтобы способствовать формированию нравственных качеств на основе знакомства с историческим опытом народов, выработанным человечеством и передаваемым им духовные ценности.

Задачи уроков по изучению истории мировых религий можно свести к следующим:

- научить определять  суть и содержание духовных  ценностей, без которых не обходилась  ни одна эпоха, (что есть добро  и зло и как менялись представления  о них в разные периоды истории  человечества; какие эпохи двигались  в сторону нравственного прогресса, а какие склонялись к материальным ценностям; какие цивилизации не выдержали испытание временем и почему их ценности оказались слабее других цивилизаций и т.д.);

- взывать к высшим  ценностям (любви, мужеству, братству, самоуважению к жизни, согласной  с идеалами), в равной степени показывая и злой опыт истории:

- способствовать формированию  толерантности в отношении тех  ценностей, которые существуют  в разных цивилизациях и в  отношении ценностей, носителями  которых являются другие учащиеся.

     Уроки истории призваны помочь пережить и осмыслить великие свершения прежних времен, использовать все положительное в прошлом. Ведь извечно желание здорового общества: так воспитать детей, чтобы они наследовали и приумножали материальные и духовные ценности, созданные человечеством. Однако критический анализ пережитого показывает: прошлое нельзя воспринимать в идиллическом свете. В жизни наших предков было немало негативного. Изучение истории помогает нам преодолеть то, что было отрицательного в прошлом.

    Нравственная задача учителя при этом – «перенести» школьников в изучаемую эпоху, добиться ее глубокого понимания. Недопустимо и снисходительно – ироничное отношение к историческому материалу, что может принести учителю легкую популярность, но не способствует воспитанию историей. Сопереживание и сострадание человеку прошлого – вот что необходимо на уроке. [Яловецкая Т.И. Нравственное воспитание школьников, - Мн.: Аверсэв, 2002.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Аболин Л.М., Валиахметов Х.Х. Духовно-нравственное развитие личности в со-бытийной деятельности. – Казань: Издательство «Карпол», 2002. –230с.

2. Большая школьная энциклопедия [Текст] : Гуманитарные науки: 5-11 кл. - М. : ОЛМА-Пресс, 2002. - 540с. - ц.90-46 (с). 
3. Гасанов З.Т. Национальные отношения и воспитание культуры межнационального общения. // Педагогика. - 1996. - №6. - С.51-55

4. Духовность, художественное творчество, нравственность. – Вопросы философии, 1996, № 2, С.70-77.]

5. Историческое образование в современной школе : альманах. №1. - М. : Рус.слово, 2004. - 127с.

6. Историческое образование в современной школе  : альманах. №4 : воспитание историей. - М. : Рус.слово, 2004

7. История: 5-11 кл. : технологии совр.урока / Гукова В.В.,сост. - Волгоград : Учитель, 2009

8. Ластовская Л.А. Нравственно-правовое воспитание в школе, - М.: Гардарика, 2005

9. Методика обучения истории в средней школе [Текст] / Дайри Н.Г.,ред. - М. : Просвещение, 1978. - 239с. - 0-75. 
10. Методика преподавания истории в школе  / Берельковский И.В.,сост. - М. : Поматур, 2001. - 335с. - ц.55-90 (с).

11. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст] : в 2 ч. ч.1 / А. Т. Степанищев. - М. : Владос, 2002. - 304с. - ц.84-23 (с).

12. Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории [Текст] : в 2 ч. ч.2 / А. Т. Степанищев. - М. : Владос, 2002. - 208с. - ц.57-63 (с). 
13. Студеникин М.Т.  Методика преподавания истории в школе [Текст] : учебник для вузов / М. Т. Студеникин. - М. : Владос, 2004. - 240с. - 94-00 (б/в).

14. Студеникин, М.Т. Современные технологии преподавания в школе [Текст] : пособие для вузов / М. Т. Студеникин. - М. : Владос, 2007. - 79с. - 90-00 (б/в). 
15. Сультеев Д.В. Духовное развитие личности в школе//Из сборника «Школа и семья: проблемы воспитания», - М.: Олма-пресс, 2007. с.43

Информация о работе Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории