Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития школьников через изучение мировых религий на уроках истории.
Объект исследования – процесс изучения истории мировых религий на уроках истории
Предмет исследования – условия развития духовности школьников 5-8 классов через изучение мировых религий на уроках истории.
Задачи исследования:
1. Осуществить обзор результатов научных исследований по проблеме духовного развития школьников на уроках истории содержащихся в научной и научно-практической литературе;
2. Изучить особенности развития духовности школьников в процессе ознакомления их с историей мировых религий;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие духовности в психолого-педагогической литературе…...6
1.1. Понятие и сущность духовного развития школьников…………………6
1.2. Структура и механизм педагогического процесса духовного развития школьников на уроках истории………………………………………………..10
Выводы по главе 1……………………………………………………………...12
Глава 2. Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории………………………………………………………………………….14
2.1. Изучение истории мировых религий как средство развития духовности школьников……………………………………………………………………..14
2.2. Основные методы и приемы духовного развития школьников при изучении курса «Истории мировых религий»………………………………..18
Выводы по главе 2……………………………………………………………...27
Заключение………………………………………………………………………28
Список литературы

Файлы: 1 файл

развитие духовности через изучение мировых религий на уроке истории. (1).doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие духовности в психолого-педагогической литературе…...6

1.1. Понятие и сущность духовного  развития школьников…………………6

1.2. Структура и механизм педагогического  процесса духовного развития  школьников на уроках истории………………………………………………..10

Выводы по главе 1……………………………………………………………...12

Глава 2. Развитие духовности через  изучение мировых религий на уроках истории………………………………………………………………………….14

2.1. Изучение истории мировых  религий как средство развития духовности школьников……………………………………………………………………..14

2.2. Основные методы и приемы  духовного развития школьников  при изучении курса «Истории  мировых религий»………………………………..18

Выводы по главе 2……………………………………………………………...27

Заключение………………………………………………………………………28

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность  проблемы. Рубеж веков как в отечественной научно-педагогической литературе, так и в общественном сознании отмечается повышением интереса к проблеме формирования духовности и духовной личности. Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов, вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и у старшего поколения. Радикальные либерально-демократические преобразования общественной жизни, наступление рыночных отношений, зачастую без моральных основ и правил, обусловили тотальное проникновение в общество духа западной цивилизации, меняющего мировоззренческие и ценностные ориентиры, особенно – подрастающих поколений. Гипертрофия эгоизма, культа индивидуализма становятся более привычными в сфере межличностного общения, ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами. Добро, Истина и Красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Сегодняшняя пропаганда, в частности, европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.

Происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодежи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг», «честь», «духовность» вносит свой негативный вклад в морально-психологическое состояние школьников.

    Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача сис1темы образования сегодня – не только формирование индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества. В частности, прямое отношению к духовному развитию личности школьника относиться предмет истории.1

Актуальность проблемы позволила определить цель, объект, предмет и задачи данной работы.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и изучении процесса духовного развития школьников через изучение мировых религий на уроках истории.

Объект исследования – процесс изучения истории мировых религий на уроках истории

Предмет исследования – условия развития духовности школьников 5-8 классов через изучение мировых религий на уроках истории.

Задачи исследования:

1. Осуществить обзор  результатов научных исследований  по проблеме духовного развития школьников на уроках истории содержащихся в научной и научно-практической литературе;

2. Изучить особенности развития духовности школьников в процессе ознакомления их с историей мировых религий;

3. Выявить и изучить  условия духовного развития через изучение мировых религий на уроках истории.

Методами исследования являются такие общенаучные методы, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение.  

  Практическая значимость данной работы заключается в определении наиболее эффективных методов и приемов, которые могут быть использованы учителями на уроках истории.

 

Глава 1. Понятие духовности в психолого-педагогической литературе

 

1.1. Понятие и сущность духовного развития школьников

     Духовность – это творческий интеграл человеческого бытия, высшая созидательная сила общества, универсальный критерий его исторической развитости.

      Проблема духовности нашла отражение в различных аспектах научного знания, но до сих пор в науке нет однозначной трактовки понятия духовности.

Уяснению понятия «духовность» способствует выделение диады «духовность-нравственность», поскольку между ними существует не только семантическая, но и онтологическая связь: нормы и принципы нравственности получают идейное обоснование и выражение в идеалах добра и зла, являющимися категориями духовности. Сущность духовности заключается в трансцендировании человеком наличной действительности и своих собственных пределов. В самом факте присутствия духа в человеке проявляется более глубокая, фундаментальная реальность, которая обнаруживается в парапсихических явлениях и феноменах трансперсональных переживаний. Духовность - это то, что возвышает личность над физиологическими потребностями, этическим расчетом, рациональной рефлексией, то, что относится к высшей способности души человека, что заложено в основание его личности. Духовный мир личности можно описать следующей схемой:

 

     Первое начало – познавательное, интеллектуальное, это мышление, мудрость.

     Важнейшим признаком духовности является наличие большого ума, дальновидности, знания жизни, накопленного огромного жизненного опыта.

     Второе начало – нравственное, это сердцевина духовности.

     Нравственность – высшая цель педагогики. Любить – основное проявление нравственности. Любовь к Богу, жизни, ближнему, как к самому себе, к окружающему миру – без этого человек будет ущербен. Знания без нравственности – это оружие против людей и природы. Разумная педагогика должна идти от потребностей ребенка в познавательной деятельности.

Воспитание нравственных качеств личности основывается на 
понимании и освоении нравственных ценностей, составляющих современную общечеловеческую мораль. Ценности эти – свобода, демократизм, достоинство, честь, ответственность, совесть, стыд, любовь, доброта, истина, красота, экологическая культура, космическое сознание, вера, воля, добродетель.

     Третье начало — эстетическое.

  1.      Чувства, эмоции человека отражают окружающий мир в форме пристрастного переписывания жизненного смысла и порождают стремление к Красоте. Мы имеем огромное количество замечательных живописцев, музыкантов, композиторов, артистов, поэтов и писателей. Россия по этим показателям – первая в мире. 2   Духовность, художественное творчество, нравственность. – Вопросы философии, 1996, № 2, С.70-77

     Эстетическое воспитание – воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни. Важнейшие его формы – приобщение к различным видам искусства: литературе, музыке, изобразительному искусству, танцу, театру, кино.

      По мнению В.А.Сухомлинского, развитие духовности происходит через усвоение нравственных, интеллектуальных и эстетических потребностей в процессе активной деятельности человека.[ Щукин Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1979. - 325с.]

     Таким образом, духовность — это система интеллектуальных, нравственных и эстетических ценностей, реализующаяся в творческой созидательной деятельности, моральных принципах, нормах поведения.

     Роль педагога – организующая, направляющая, основывающаяся на свободном творческом взаимодействии ученика с учителем, коллективом и обществам.

     Задачи:

- всемерно развивать творческие способности учащихся, раскрывая творческий потенциал каждого,

- ориентировать учащихся на высокие нравственные ценности, интегрировать в систему национальной и мировой культур, способствовать в дальнейшем на участие в духовном развитии общества,

- оказывать помощь ребенку в его самопознании, самоопределении, саморазвитии, самовоспитании и самоутверждении в жизни, социуме, в самореализации своих возможностей через опору на положительное, на успех.

     Истинное назначение педагога – духовное творение и развитие человека, приобщение к духовным ценностям, формирование духовности. Учитель – не просто предметник, а учитель жизни, который помогает ученикам найти свое предназначение. Обладая самостоятельностью и гибкостью мышления, учитель, как творец, всегда найдет оптимальные формы и методы для истинного познания. Процесс познания – творческий процесс, где учитель и учение одно целое. Учитель должен, прежде всего, убедить учеников в их человеческой ценности и развивать то, что заложено в них. Учитель, как носитель духовного опыта человечества, должен учить самостоятельному, творческому, личностному подходу к окружающей действительности, к своей личности и обществу. Передача этого опыта предполагает диалог, творческое оформление, пробуждение чувств. Именно учитель должен встать на защиту нравственного, духовного становления и гражданской позиции личности подрастающего поколения, воспитывать людей не только знающих, но и желающих действовать на благо общества. Отсюда следует, что в русле духовной, гуманистической педагогики встает задача образования самого учителя, педагога, как врачевателя человеческих душ. Но духовность не может быть навязана извне, никто не вправе требовать от педагога того, что выше его человеческих возможностей. Но если педагог, ощущая в себе силы и призвание, готов брать на себя всю полноту ответственности за ребенка, то он не может обойти стороной огромный опыт духовности, запечатленный в Великих книгах человечества, проповедях духовных деятелей прошлого и современности. При этом следует четко осознать границы внеконфессиональной духовной педагогики, не имеющей права вступать на территорию богословия. Для светской школы довольно и признания педагогом наличия Святынь, необходимых для удержания духовного строя жизни. И тогда, в меру своих сил, педагог поможет ребенку почувствовать ту же необходимость, а духовные ценности переживать как неизбежные ступени на пути достижения глубины и целостности личности.[ Ластовская Л.А. Нравственно-правовое воспитание в школе, - М.: Гардарика, 2005]

 

1.2. Структура и механизм педагогического процесса духовного развития школьников на уроках истории

     Наибольшими  возможностями в плане воспитания духовно-нравственной личности обладают гуманитарные предметы, прежде всего история. Эта учебная дисциплина, где внимание учащихся  привлекается к важным вопросам самоопределения личности, к проблемам нравственного выбора, личной  вины, поведения в различных ситуациях, их эмоционального переживания. Многие темы в курсе истории содержат богатый « ценностный пласт».  

     В современном российском обществе ощущается повышенный интерес к религии. Это объясняется рядом причин. Прежде всего – происходит переосмысление российского и мирового исторического прошлого, событий сегодняшнего дня с позиций обществоведческих ценностей. С другой стороны – общество ощущает острую потребность в доброте, милосердии, сострадании, любви к ближнему. Это есть основы религиозного мировоззрения. Именно поэтому проблема изучения вопросов религии, формирования духовности, нравственности является одной из важнейших в курсах истории в современной школе.

     В настоящее время граждане Российской Федерации в отношении религии придерживаются разных убеждений в соответствии с конституционным принципом свободы совести и вероисповедания. Дети в большинстве случаев придерживаются тех принципов и убеждений, в том числе и религиозных, которые прививаются собственными родителями. Эти разные убеждения нужно принимать и уважать, прежде всего учителю, ведущему урок. Нужно быть предельно тактичным и осторожным, чтобы не задеть, а тем более не ущемить религиозные чувства своих учеников и их родителей. [Методика преподавания истории в школе  / Берельковский И.В.,сост. - М. : Поматур, 2001. - 335с. - ц.55-90 (с).]

     В школе мы соприкасаемся с душами детей, еще не имеющими собственного мировоззрения. Процесс формирования мировоззрения – это длительный и трудоемкий процесс, включающий в себя не только приобретение определенного объема теоретических знаний, но и закрепление их на базе собственного жизненного опыта, которого у  юного поколения нет.

    Образовательные программы по истории дают необходимый теоретический материал о возникновении религии вообще во всех ее формах, о становлении национальных и мировых религий и философско-этических учений (религии Древнего Востока, христианство, ислам, буддизм и др.). Но изучение вопросов религии происходит в контексте разнообразных событий мировой истории, охватывает большой образовательный промежуток времени – с 5-го по 9-й классы. Поэтому у учащихся отсутствует целостность в восприятии религии как важнейшего культурологического феномена мировой истории. К тому же учебные программы большее внимание уделяют фактам и событиям, показывая огромную роль религии и церковных организаций в политической истории государств и народов. Вместе с тем роль религиозного сознания во всем его многообразии форм и видов, в процессе формирования системы духовных ценностей, нравственности уходит на второй план за неимением свободного учебного времени. В нагромождении исторических фактов теряется гуманистический смысл религии.

     В формировании мировоззрения современных школьников наравне со школой, а иногда и в большей степени участвуют родители, ближайшее окружение ребят (одноклассники, друзья, соседи), средства массовой информации, интернет. В современном мире усилилась активность различных миссионерских организаций, деятельность которых нередко представляет угрозу личности, правам и здоровью граждан. Нашим детям, особенно на ранних стадиях формирования собственного мировоззрения порой бывает очень сложно разобраться в потоке разнообразной, но очень заманчивой информации. Задача учителя в том и состоит, чтобы помочь учащимся разобраться в многообразии религий, философско-этических учений, особенно современных, сформировать собственную позицию.

Информация о работе Развитие духовности через изучение мировых религий на уроках истории