Ранний период буддизма в Индии: распространение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Буддизм – одна из трех мировых религий, которую признали совершенно разные народы с разными культурными традициями и в разное время. Возникнув в середине I тыс. до н. э. в Индии, буддизм продолжает оставаться одной из самых популярных религий в мире, находя все новых и новых последователей.
Под ранним периодом мы подразумеваем время от появления самого учения, провозглашенного Сиддхартхой Гаутамой, до раскола буддистов на разные школы, то есть период IV-VI вв. до н. э. В этой работе мне хотелось бы особое внимание уделить проблеме распространение буддизма именно в среде мирян.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Появление буддизма в Индии в IV – V вв. до н. э
§1. Связь буддизма с предшествующими религиями и учениями.
§2. Основы учения Будды и его особенности.
§3. Организация монашеской общины.

Глава 2. Распространение буддизма среди мирян.
§1. Правила поведения буддистов-мирян.
§2. Через какие образы внушалось буддистское учение?
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Будда рассматривал все  в мире в состоянии постоянного  изменения. Считалось, что личность – это единство души и тела, и состоит из совокупности непознаваемых элементов – дхарм. Дхармы находятся в постоянном движении в сансаре, но с достижением нирваны дхармы достигали окончательного успокоения.

Несмотря на то, что  было признано существование богов, например бога смерти Мары, буддизм категорически отрицал существование бога-творца, так как это противоречит учению об отсутствии вечной души. Но понимание буддистами вселенной не было атеистическим. «В буддизме извечно существующая вселенная, развиваясь по пути, указанному Буддой, должна прийти к нирване»10.

Будда не давал ответов на вопросы  о природе мира, о его происхождении  и законах, что вызывало дискуссии среди исследователей буддизма. Будда объяснял свое нежелание отвечать на эти вопросы по трем причинам:

    1. эти проблемы не связаны с практическими вопросами человеческой жизни;
    2. они не вытекают из положений доктрины, и никак не связаны с ней;
    3. ответы на эти вопросы не способствуют прекращению страданий.

Тем самым Будда подчеркивал, что его учение не связано с «абстрактной проблематикой» именно потому, что его единственная цель – определение пути, ведущего человека к «спасению», «освобождению»11. Поскольку основным условием достижения нирваны являлось следование «восьмеричному пути», то буддисту необходимо было отречься от внешнего мира, то есть стать монахом. Так постепенно начали появляться организованные монашеские общины – сангхи.

 

 

 

§3. Организация монашеской общины.

Сангха появилась уже на начальном этапе развития буддизма. Каждый вступающий в сангху проходил обряд посвящения, называемый правраджья. Вступающему в монашескую общину необходимо было произнести формальную просьбу о принятии и обрить голову. После этого он надевал желтый плащ и выбирал себе наставника. Но, чтобы стать полноправным членом общины, необходимо было пройти испытательный срок, во время которого изучались основы вероучения и устав сангхи, тем самым подготовив себя ко второму посвящению. При выходе их общины не требовалось совершение каких-либо обрядов, бывший монах не подвергался никаким наказаниям за отступничество. Но, возвращаясь в мир, он не мог восстановить свои семейные и имущественные права.

Монахи не должны были иметь ничего, кроме одежды и чаши для сбора подаяний. Они  жили только милостыней, из-за чего за ними закрепилось название бхикшу –  нищий. Монахам не полагалось заниматься какой-либо практической деятельностью: труд и даже праведные дела отвлекали его от главного. Буддизм требовал, чтобы вся энергия монаха была направлена на внутреннее самоусовершенствование.

Организационное оформление сангхи происходило следующим образом. В сухое время года бхикшу ходили по деревням и городам, собирая милостыню, а с началом сезона дождей, с июля по октябрь, собирались в убежищах вокруг какого-либо особо уважаемого проповедника. Убежищами часто служили пещеры или пригородные рощи, которые стали называть вихара – «место отдохновения». Вскоре в этих местах подбирался постоянный состав монахов, а затем возникали и монастыри. К IV в. до н. э. они обладали разработанным уставом и были хорошо организованы12.

Одной из основ учения был тезис Будды о духовном равенстве людей по рождению, который не мог соблюдаться на практике. Уже на раннем этапе в сангху были привнесены элементы варнового и имущественного неравенства. Несмотря на то, что в сангху мог быть принят любой человек независимо от его положения, в общине знатность монаха все-таки имела значение. Но, по сравнению с брахманистским пониманием традиционной варновой системы, отношения в буддийской среде, как среди монахов, так и мирян, более соответствовали изменениям в структуре общества13. Кроме того, в буддийских текстах при перечислении варн среди первых перечисляются кшатрии, а не жрецы, что непосредственно отражало действительные перемены в социальной организации общества, подрывало идею сословного превосходства.

В сангху также не принимались должники, рабы, царские слуги, царские недруги и воины. Это ограничение было скорее всего сделано для того, чтобы избежать вероятных конфликтов с рабовладельцами и государственной властью. Со временем дух неравенства укреплялся, о чем свидетельствовало положение вновь принятых в общину – в течение долгого времени им приходилось быть фактически слугами своих наставников. Монахи вскоре стали делиться по степени святости на различные категории. Высшими среди них были архаты – достигшие абсолютного совершенства монахи, которые после смерти вступали непосредственно в нирвану.

Особым было в буддизме отношение  к женщине. Женщина являлась прежде всего носительницей жизни, тем самым она приносила в мир страдание. В джатаках часто встречаются поучения о том, что даже лучшая из женщин  - носительница зла. Но буддизм не отказывал женщинам в возможности добиться конечного «спасения». Женские монастыри, согласно преданиям, начинают появляться уже при Будде. Женщины-монахини назывались бхикшуни и, достигнув высокой степени святости благодаря учености и таланту проповедника, также могли стать архатами. Все женские монашеские общины были подчинены мужским и все предписания получали оттуда 14.

Одним из важнейших обрядов была упавасатха – устраивавшееся дважды в месяц покаянное собрание монахов. Эти собрания устраивались в полнолуние и новолуние, что также свидетельствует о влиянии ведийской религии, поскольку к этим дням приурочивалось совершение многих важных обрядов. Во время упавасатхи монахи повторяли основные предписания и каялись в случае их нарушения. Наиболее важными проступками были следующие: причинение вреда живым существам, ложь, воровство, принятие спиртного, чревоугодие, нарушение целомудрия, присутствие на разнообразных зрелищных представлениях, ношение украшений и использование благовоний, использование мягких лож, принятие в дар драгоценностей. Итогом этих собраний иногда было изгнание наиболее упорствующего в своей греховности монаха из сангхи.

.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Распространение буддизма среди мирян.

 

§ 1.  Литература «для мирян». Джатаки.

В литературе по истории раннего  буддизма содержится множество разделов, касающихся этических наставлений, правил поведения, предписаний для  монахов. Буддийское учение, будучи доступным  для всех, ставило одно существенное ограничение – достижение высшей религиозной цели, нирваны, было доступно лишь монахам. Это ограничение могло оттолкнуть многих сочувствующих учению, не каждый был готов принять монашество и не каждый мог отказаться от мирской жизни. Тем более, как было сказано выше, некоторым группам людей это даже запрещалось.

Выход из положения был найден довольно просто. Изначально буддисты уделяли  большое внимание морально-этическим  аспектам учения, чем философским. Связав теорию и практику, буддизм предложил следующее: соблюдая определенные правила поведения, мирянин мог улучшить свою карму, переродиться в следующей жизни монахом и, следуя «срединному пути», достичь «освобождения».

Основным средством распространения  буддийской доктрины была проповедь, в которой заключались базовые предписания поведения мирян. Здесь следует обраться к основному источнику данной работы – Джатакам, как примерам буддийской проповеди.

Джатаки переводится как «Повести о прошлых рождениях». Это также название и особого рода повествовательной литературы в буддийской традиции.

Джатаки – рассказы о перерождениях Будды, поведанные им самим, то есть истории из жизни Бодхисаттв. Бодхисаттва – это существо или человек, сознательно откладывающий достижение нирваны, с целью помочь другим людям и наставить их на правильном  пути. Джатаки объединяют в себе басни, сказки, притчи, мифы, нравоучительные сентенции. Дошедший до нас палийский свод джатак представляет собой 547 текстов, объединенных композиционно. Чаще всего джатаку условно разделяют на три части:

1. «история о настоящем», где  изложены обстоятельства, в результате  которых Будда обращается к  воспоминаниям о своих прошлых  рождениях, где встречался подобный  эпизод;

2. «повествование о прошлом», где  Будда является главным героем, выступая в облике одного из Бодхисатт;

3. «связывание перерождений» - сопоставление  героев «истории о настоящем»  и «повествования о прошлом», следует напоминание о «четырех  благородных истинах»

Для Джатаки характерно чередование  прозы и стихов. В дошедшей до наших дней редакции в своей оригинальной форме сохранились только стихи (гатха); в соответствии с этим, буддийская традиция включает в собственно канон только стихотворный текст джатак. Прозаическая часть, как предполагается, была зафиксирована на Шри Ланке лишь в V в. н. э. и представляет собой обратный перевод на пали сингальского перевода с оригинала, к тому времени утраченного. Отсюда естественно предположить наличие поздних наслоений, но они, скорее всего, не настолько значительны, чтобы скрыть от нас оригинальное содержание памятника, да и вряд ли могли его ухудшить.

 

§ 2.  Правила поведения буддистов-мирян.

Примечательно, что в джатаках Будда  читал свои проповеди сопровождающим его монахам, но при этом в основной части рассказа в качестве примера приводились ситуации из повседневной жизни мирян. Объяснение этому найти не сложно. В раннем буддизме считалось, что миряне не могли достигнуть нирваны, но, улучшив свою карму в нынешней жизни, в следующем перерождении они могли стать монахами и тем самым получить возможность достичь «спасения».

Среди первых качеств, которыми должен был обладать мирянин-буддист, следует назвать терпение, так как именно этому качеству посвящены многие джатаки. Будда неоднократно призывал бхикшу, а через них и всех остальных, к терпению и усердию на выбранном ими пути.  Поскольку мирянин не мог достичь «освобождения» в нынешней своей жизни, ему необходимо было набраться терпения, чтобы прожить эту жизнь улучшая свою карму и следуя всем предписаниям буддийского учения. Тогда он получал возможность стать монахом уже в следующем перерождении. Терпение на выбранном пути к тому же предостерегало верующего от влияния множества других религиозных течений, как этому учит джатака о Бодхисаттве-великомученнике (313). Соответственно терпение необходимо было соблюдать и в отношениях с окружающими, в трудовой деятельности. Сам труд считался неправедным занятием, но это касалось только монахов. Будда в проповедях постоянно упоминал о трудолюбии, как об одной из важнейших добродетелей мирянина и предостерегал против лености. На этом уровне богатство рассматривалось не как зло, а как законная награда за «праведное поведение»15. При этом Будда напоминал о жадности, как о причине потери богатства (джатака 467). Поощрялась щедрость мирянина, в особенности в отношении сангхи. 

Основными обязательными для буддиста-мирянина было соблюдение пяти моральных предписаний, о которых тоже упоминается в джатаках: соблюдать ахинсу (непричинение вреда живым существам), быть правдивым, не красть, избегать чувственных наслаждений и не употреблять спиртного. Подобные предписания встречаются во многих религиях и культурах, поэтому неудивительно их присутствие и в буддизме как основополагающих табу. Несоблюдение этих пяти простых правил мешало верующему сосредоточиться на самосовершенствовании, ухудшало карму и влекло за собой множество перерождений.

В мирской среде буддизм поощрял создание семьи. В джатаках встречаются некоторые наставления по поводу отношений супругов друг с другом (джатака о супружеской любви, джатака о деревенской женщине). Так в джатаке 446 «О грядках в лесу» содержится наставление не идти на поводу у жены. Таким образом, понимание женщины как союзницы Мары, врага дхармы и нирваны16 в мирском сознании не исключалось. Новизна заключалась в том, что проповедь была адресована не только мужчинам, но и женщинам, что кардинально расходилось с предписаниями брахманизма, отказывавшего женщине в праве на самостоятельную духовную жизнь17.

 

§2. Через какие образы внушалось буддистское учение?

Привлекательным было не только содержание проповедей, но и та форма, в которой они были изложены. Прежде всего, следует упомянуть то, что проповедь могла вестись на любом языке или диалекте, в то время как языком брахманизма был исключительно санскрит.

Во многих джатаках встречаются боги, демоны и другие мифические существа: наги и супарны — сказочные змеи и птицы-оборотни, яккхи и киннары. Заметную роль в некоторых рассказах играет древнее божество Шакра (на пали: Сакка), в индуистской литературе известное под именем Индра. Шакра в буддийской литературе фигурирует как почитатель и слушатель наставлений Будды; в сюжетах джатак он обычно играет благую роль, но иной раз выступает в образе «искусителя», испытывающего добродетель смертных. Специфически буддийским божеством является Мара – бог всего того, что ведет к «духовной смерти», постоянному страданию. Его сопоставляют с ведийским Ямой. В вероучении он занимает особое место, являясь в некотором роде дьяволом буддизма. В Джатаках фигурируют почти все основные боги ведизма. Неоднократно указывается на то, что верующий, соблюдая все заповеди Будды, после смерти может воплотиться в качестве одного из божеств. Традиционные буддийские боги в джатаках являются приверженцами Будды, почитают его и просят о помощи.

В баснях и сказках о животных, а также в сказках, где наряду с животными действуют люди, содержится определенное социальное содержание. Для такого рода джатак характерны элементы сатиры, обличения существующих в обществе пороков и несправедливости. С сатирическим началом связан, в частности, в джатаках известный фольклорный мотив о благодарных животных и неблагодарном человеке, варьирующийся неоднократно; сопоставление людей с животными в сказках палийской книги говорит обычно не в пользу людей.

Богатый культурно-исторический материал заключен в тех рассказах, где животные персонажи отсутствуют и где непосредственно отражена жизнь древнеиндийского общества. Представители самых различных социальных слоев и профессий фигурируют или упоминаются в джатаках, близких по жанру новелле. В рассказах о разбойниках (причем дважды в роли разбойника выступает сам Бодхисаттва), бродягах, игроках, гетерах проступают живые черты эпохи — более явственно, чем в ранних памятниках санскритской литературы. В обличении социальных пороков Джатаки нередко выступают против представителей высших сословий, царей и брахманов. Уже в сказках о животных жестокость и коварство царей и их приближенных, лицемерие и корыстолюбие святош изображаются достаточно живо и остро и за животными масками легко угадываются реальные социальные типы18. Сатирическое начало проявляется и в коротких притчах-рассказах о дураках, представляющих жанр, распространенный в фольклоре многих народов.

Информация о работе Ранний период буддизма в Индии: распространение религии