Ранний период буддизма в Индии: распространение религии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Буддизм – одна из трех мировых религий, которую признали совершенно разные народы с разными культурными традициями и в разное время. Возникнув в середине I тыс. до н. э. в Индии, буддизм продолжает оставаться одной из самых популярных религий в мире, находя все новых и новых последователей.
Под ранним периодом мы подразумеваем время от появления самого учения, провозглашенного Сиддхартхой Гаутамой, до раскола буддистов на разные школы, то есть период IV-VI вв. до н. э. В этой работе мне хотелось бы особое внимание уделить проблеме распространение буддизма именно в среде мирян.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Появление буддизма в Индии в IV – V вв. до н. э
§1. Связь буддизма с предшествующими религиями и учениями.
§2. Основы учения Будды и его особенности.
§3. Организация монашеской общины.

Глава 2. Распространение буддизма среди мирян.
§1. Правила поведения буддистов-мирян.
§2. Через какие образы внушалось буддистское учение?
Заключение.

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

 Омский государственный университет  им. Ф. М. Достоевского

 

Исторический факультет

 

Кафедра всеобщей истории

 

 

 

 

 

 

 

Е.А. Баранник

Группа ИИБ-102-О

 

Ранний период буддизма в Индии:

распространение религии

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

Проверил: доцент, к и  н 

С. Б. Крих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

 

Содержание

 

Введение.

Глава 1. Появление буддизма в Индии в IV – V вв. до н. э

§1. Связь буддизма с предшествующими религиями и учениями.

§2. Основы учения Будды и его особенности.

§3. Организация монашеской общины.

 

Глава 2. Распространение буддизма среди мирян.

§1. Правила поведения буддистов-мирян.

§2. Через какие образы внушалось буддистское учение?

Заключение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

Буддизм – одна из трех мировых религий, которую признали совершенно разные народы с разными  культурными традициями и в разное время. Возникнув в середине I тыс. до н. э. в Индии, буддизм продолжает оставаться одной из самых популярных религий в мире, находя все новых и новых последователей.

Под ранним периодом мы подразумеваем  время от появления самого учения, провозглашенного Сиддхартхой Гаутамой, до раскола буддистов на разные школы, то есть период IV-VI вв. до н. э. В этой работе мне хотелось бы особое внимание уделить проблеме распространение буддизма именно в среде мирян.

В повседневной жизни  на уровне бытового мышления буддизм  чаще всего ассоциируется с монашеским образом жизни. Актуальность данного исследования заключается в том, что оно предлагает рассмотреть проблему распространения буддизма среди мирян, увидеть, каким образом и почему так скоро было воспринято новое учение.

Данная тема неоднократно затрагивалась в научной литературе, чаще всего при описании истории раннего буддизма, периода его борьбы с множествами других религиозных сект и течении. В частности эта проблема встречается в работах Г. М. Бонгарда-Левина, Г. Ф. Ильина, Б. И. Кузнецова.

В данной работе мы постараемся рассмотреть не только то, что именно предложил Сиддхартха Гаутама в своем учении, а то, каким образом он излагал свои проповеди, делая их более доступными для простого человека. Для этого необходимо проанализировать общее состояние духовной жизни общества в этот период,  изложить основы буддийского учения. Также необходимо проанализировать основные источники этого периода, посвященные правилам поведения мирян в рамках буддизма.

Объектом этой работы является непосредственно сам ранний буддизм как таковой, его основные положения и отличия от других религий Индии того периода. Предметом будут являться причины принятия буддизма в этот период.

Основным источником данной работы являются  джатаки, или  «Истории о перерождениях». Джатаки  представляют собой жития Бодхисатт, изложенные в виде сказок, басен, занимательных историй, припоминаемых и рассказанных Буддой с целью нравственного наставления слушателей. «Истории о перерождениях» были созданы в IV-III вв. до н. э. в Центральной и Восточной Индии и являются одним из древнейших памятников литературы на языке пали. Джатаки – книга, включенная в палийский канон Типитаки, куда входят три огромных свода произведений разнообразного характера. Из этих трех сводов в историко-литературном отношении наиболее интересен второй — Сутта-питака («Корзина поучений»), а из составляющих его крупных разделов — пятый, заключительный, Кхуддака-никая («Собрание всякого помалу»), куда входит и Джатака.

 

 

Глава 1. Появление буддизма в Индии в VI-V вв. до н. э.

 

§ 1. Связь буддизма с предшествующими религиями и учениями.

В середине I тыс. до н. э. в Индии происходили определенные сдвиги в духовной и в социально-политической сферах. Начинают зарождаться крупные централизованные государства, которые одерживают верх над племенной раздробленностью. Укрепляется сословно-кастовый строй, оформляются рабовладельческие отношения: рабство начинает все больше  воздействовать на все стороны жизни. Источники указывают на то, что в это время появляется особенно много людей, которые утратили связь с общиной и, следовательно, не могли найти места в обществе1. У людей менялись их прежние взгляды на жизнь и представления об окружающем мире.

Господствовавшей религией оставался ведизм, который содержал черты, ставшие характерными для поздних индийских религий, в том числе и буддизма. Но к этому времени ведизм постепенно терял свой авторитет. Причиной этого были сложные и архаические религиозные культы, примитивные мифологические представления, а в особенности открытые материальные притязания жрецов-брахманов, которые постепенно в глазах общества переставали являться носителями высшей мудрости и истины. Жрецы хотели разработать идеологию идеальной организации общества дваждырожденных, чем вызвали появление разнообразных религиозно-аскетических течений2. Немаловажную роль сыграли дискуссии в самой брахманистской культуре, которые породили течения антибрахманистской направленности. «Ортодоксальная» традиция, то есть та, что признает святость вед, последовательно и решительно вела борьбу с любыми направлениями, отрицавшими авторитет вед и покоящиеся на нем социальные и идеологические нормы.

Несмотря на то, что буддизм был  одним  из новых течений в  религиозной философии древней Индии и имел свои характерные только для него особенности, он все же многое почерпнул из традиционной ведийской религии. Буддизм не мог возникнуть без связи с индийской культурой и индийскими условиями жизни. Именно этим можно объяснить сходство между буддизмом и ведийской религией, «причем столь близкое, что ряд исследователей не считает их разными религиями»3.

У ведийской религии буддизм  заимствовал многие положения. Прежде всего учение о сансаре и о карме. Согласно этим учениям в мире «все сущее связано единой цепью переходов из одного телесного состояния в другое»4 и существует закон, определяющий порядок этих переходов. Еще одной идеей, заимствованной буддизмом у ведической религии была идея о достижении абсолютного покоя в слиянии с мировой душой, в ведизме называемой Брахмой. В буддизме это состояние обозначалось словом «нирвана», что в переводе значит «уничтожение», «затухание». 

Буддизм также не отрицал существование ада и рая, хотя это несколько противоречило теории отсутствия не гибнущей после смерти души, так как в аду и раю «должно существовать что-то нетленное и нематериальное»5.

Был заимствован ведийский пантеон богов, но с оговоркой: простое поклонение богам считалось недостаточным для достижения «спасения». На ранней стадии развития буддистского учения почитание ведийских божеств не противоречило независимости и своеобразию новой религии, в границах которой оно осуществлялось. Произошли заимствования в религиозной символике: буддистами почитались деревья, цветок лотоса, животные (в особенности корова и слон), использовался знак свастики, как символ Солнца. В начале проповеди произносилось магическое  слово «ом», причины магической силы которого различными религиозными авторитетами трактуются неодинаково. Также возводились ступы – памятные погребальные сооружения, которые стали вскоре основными объектами культа буддистов.

Прослеживается связь буддизма с другим древним учением – санкхья. Его основателем считается легендарный мудрец Капила. Практикуя аскетизм, он сумел достичь спасения, и чтобы показать путь к спасению другим людям он написал трактат «Обладающий числами» («Санкхья»). Согласно буддийской традиции, племя шакья, к которому принадлежал основатель буддизма Гаутама, появилось с благословения мудреца и аскета Капилы. В память об этом событии первое поселение, основанное первыми шакьями, было названо в честь Капилы — Капилавасту6. Таким образом, можно предположить, что изучение учения Капилы было традиционным в племени шакьев. Во всяком случае, намеки па это можно видеть в биографии Гаутамы, где говорится об изучении им разного рода больших чисел7.

Общими чертами для  буддизма и санкхьи считается отрицание существования бога-творца, нереальности и иллюзорности материального мира, мешающего достичь спасения души (в буддизме) или личности (в санкхье). Для обеих религиозных систем характерно определение незнания и невежества как причины того,  что человек не может достичь «спасения». Связь санкхьи с буддизмом достаточно очевидна, поскольку одно из направлений буддийской школы йогачарьев придерживалось философской системы санкхьи8.

 

§ 2. Основы учения Будды и его особенности.

Традиция связывает  создание буддийского учения с именем Сддхартхи. Согласно преданиям, Сддхартха  был царевичем из могущественного  племени шакьев, отсюда его более  известное прозвище Шакьямуни, что  в дословном переводе означает «отшельник из племени шакьев». Он принадлежал к знатному роду Гаутама, с юности был окружен роскошью, имел любимую жену и хорошего сына. Отец старался держать Гаутаму в неведении относительно житейских невзгод, но он все же узнал о существовании болезней, старости, смерти. В возрасте 29 лет он покинул дом и стал странствующим монахом, стремясь понять, что делает человека несчастным, а его жизнь такой тяжелой. Семь лет он изучал священные тексты, беседовал с мудрецами, вел аскетический образ жизни, но вскоре он понял, что путем умерщвления плоти невозможно достичь истины. Отказавшись от аскетического самоистязания, в результате глубоких размышлений в возрасте сорока лет Сиддхартха достиг желаемого: ему открылась истина, и он нашел путь к конечному «спасению». С этого времени Сиддхартха Гаутама стал называться Буддой, что значит «Умудренный», «Просветленный истиной». Он решил начать проповедовать свое учение людям. Первую проповедь Будда произнес в окрестностях города Варанаси. Первые пять человек, обращенные им в новую веру, стали его учениками, образовав ядро буддийской общины. После этого Будда проповедовал свое религиозное учение более сорока лет в городах и селах в средней части долины Ганга. Умер Будда на восьмидесятом году жизни, оставив после себя множество учеников и последователей.

Буддизм обладает тремя главными положениями (трилакшана), не встречающимися ни в  одной другой религии:

    1. признание непостоянства мира (анитья);
    2. отсутствие вечной души (анатман);
    3. определение жизни как страдания (духкха).

Будда рассматривал все  в мире в состоянии постоянного изменения. Считается, что личность образует единство души и тела и состоит из совокупности непознаваемых элементов – дхарм.

Помимо этого в своем  учении Будда провозгласил «четыре  благородные истины», являющиеся ядром  раннего буддизма. С их перечисления он начал первую проповедь в Варанаси, и о них же говорил незадолго до смерти в Вайшали, где по просьбе ближайших учеников изложил основу своей доктрины. Сформулированные в Вайшали принципы сводятся к следующему: «четыре благородные истины», теория причинности, непостоянство элементов, «срединный путь», «восьмеричный путь». Эти принципы безоговорочно признаются всеми буддийскими течениями.

«Четыре благородные истины» - это  положения о том, что: 1) жизнь –  это страдание, жить – значит страдать, 2) сама жизнь является причиной всех страданий, 3) эти страдания можно прекратить, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий. Таким образом, переход в новую веру обещал избавление от тягот повседневного существования. Чтобы объяснить каким образом это происходит, Будда использовал традиционную идею. Источником страданий является рождение, а причиной рождений являются поступки, совершенные в прошлой жизни. Человек привязан к земным благам, его одолевают страсти, различные желания, которые отягощают его нынешнюю жизнь и предопределяет его будущие перерождения. Для того чтобы разорвать эту цепь, необходимо сосредоточиться на познании истиной сущности вещей, осознать иллюзорность тех ценностей, которыми дорожит человек. Достижение «истинного знания» означает прекращение страдания. Это высшее состояние называется «нирваной». Средством достижения нирваны является «восьмеричный путь». Он предполагает: 1) «праведные воззрения» - правильное понимание «четырех благородных истин»; 2) «праведные устремления» - стремление жить в соответствии с этими истинами; 3) «праведную речь» - воздержание от лжи, грубой речи, клеветы; 4) «праведное поведение» - отказ от нанесения вреда живым существам, от воровства и др.; 5) «праведный образ жизни» - честный способ добывания пищи, средств к существованию; 6) «праведное усердие» - постоянный самоконтроль, воздержание  от дурных мыслей, влияний, недопущение эгоистических помыслов; 7) «праведную память» - удержание в памяти того, что любые жизненные проявления способны помешать ему на пути к спасению; 8) «праведное самоуглубление» - отказ от всего земного, достижение внутреннего равновесия и спокойствия, избавление от любых чувств.

Согласно учению Будды, преодоление  этих восьми ступеней позволит прекратить действие закона кармы, и после смерти такой человек уже не перерождается, покидает сансару. Стоит отметить, что в описании этого пути ничего не сказано «о ритуале, аскетизме, обращении за помощью к богам или даже к самому Будде»9. Данная концепция вполне может считаться религиозной. Особенность раннего буддизма состоит в том, что конечное «спасение» не зависит от воли богов, в отличие от ведийской религии

Информация о работе Ранний период буддизма в Индии: распространение религии