Радуйся, яко Тобою Русь Православная содержится!..

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 14:31, реферат

Описание работы

Прямо накануне начала учебного года, 28 авгус¬та, Православная Церковь отмечает великий празд¬ник - Успение Божией Матери: "В этот день Спа¬ситель всех Сам во всей Своей Славе с радостью встретил и вселил Матерь Свою с Собою", — говорит блаженный Иероним. Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула (успение, засыпание, спать — однокоренные слова). А через три дня Господь воскресил Ее и вознес на Небо. После Своего Успения Царица Небес¬ная явилась собравшимся на поминальную трапезу опечалившимся апостолам и сказала им: "Радуйтесь! Я с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом!" Исполнившись небесного востор¬га, апостолы радостно воскликнули: "Пресвятая Бо¬городица, помогай нам!"

Файлы: 2 файла

реферат.doc

— 430.00 Кб (Скачать файл)


   «Радуйся, яко Тобою Русь Православная содержится!

Радуйся, яко Тобою  род христианский хвалится!

Радуйся, Пречистая, от иконы  Твоея милости нам источающая!»

 

 В нашем Отечестве, России, особо чтят свою великую покровительницу — Царицу Небесную Пресвятую Богородицу. Она приходила на помощь русским людям в самые трудные для России времена.

         Прямо накануне начала учебного года, 28 августа, Православная Церковь отмечает великий праздник - Успение Божией Матери: "В этот день Спаситель всех Сам во всей Своей Славе с радостью встретил и вселил Матерь Свою с Собою", — говорит блаженный Иероним. Божия Матерь умерла тихо, как бы уснула (успение, засыпание, спать — однокоренные слова). А через три дня Господь воскресил Ее и вознес на Небо. После Своего Успения Царица Небесная явилась собравшимся на поминальную трапезу опечалившимся апостолам и сказала им: "Радуйтесь! Я с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом!" Исполнившись небесного восторга, апостолы радостно воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"

И все православные люди в день Успения Божией Матери восклицают эти  слова и величают Богородицу:

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога

нашего, и всеславное славим Успение  Твое.

Праздником Успения Пресвятой  Богородицы в августе завершается церковный год. А новый год в Православной Церкви — церковное новолетие — начинается в сентябре, с праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Так рождением и земной кончиной Девы Марии, Матери Божией, обозначены начало и конец церковного годичного круга.

      21 сентября вся православная Россия празднует Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Множество храмов на Руси посвящено этому великому событию. В этот день во всех храмах поется особое духовное песнопение - тропарь1 Рождеству Пресвятой Богородицы:

Рождество Твое, Богородице Дево,

радость возвести всей вселенней:

из Тебе бо возсия Солнце правды,

Христос Бог наш,

и разрушив клятву, даде благословение,

и упразднив смерть, дарова нам  живот вечный.

     Этот двунадесятый непреходящий Богороднический праздник празднуется как один из величайших праздников. День 21 сентября 862 года считается днем начала Русского государства, как обозначено на Памятнике Тысячелетия России, воздвигнутом в Новгороде в 1862 году, в царствование императора Александра I.

    В праздник Рождества Богородицы  отмечается еще одна святая для русского народа дата – годовщина Куликовской битвы, решившей судьбу России.  В день, когда несметные татарские полчища приблизились уже к самой Москве, по благословению преподобного Сергия, даром Божией Матери была одержана победа, которая положила конец долгому игу над нашим Отечеством. Враги рассказывают, что они видели над полем сражения некую сияющую дивным светом грозную Жену, которая молилась за русское воинство. И так всегда было в течение нашей истории. Во всех решающих событиях Божия Матерь заступалась за русский православный народ, за наше Отечество.


 

 

 

 

 

 

    

 

 

 

      Благоговейное почитание Пресвятой Богородицы ведет начало от самых первых христиан. Еще в дни земной Ее жизни Иисус Христос указал на Нее как на Покровительницу и Заступницу всего рода христианского.

     Многими чудесами, знамениями и исцелениями явила Свою силу Матерь Божия миру, много раз спасала Она Православную Русь.. С любовью и надеждой молятся христиане Богородице, обращаясь к Ней не только в печалях и скорбях, но и в радостях, благодаря за бесчисленные Ее благодеяния. Нет сейчас храма в пределах Православной Церкви, где икона Богоматери не почиталась бы как величайшая святыня.

    Первые живописные лики Богородицы были сотворены апостолом Лукой. Увидев иконы, на которых Она была изображена с Предвечным Младенцем на руках, Пресвятая Богородица произнесла: «Благодать Родшагося от Мене и Моя с сими иконами да будет».

«Чудотворных икон Матери Божией, как звезд на небе, никто еще  не мог исчислить - - число их знает  только Сама Царица Небесная... Божественный Ее Сын даровал Ей особенную, преизбыточествующую  силу помогать немощным, исцелять страждущих, утешать печальных. Все прибегающие к Ней с верою и усердием находят в ней заступление и помощь», - писала в конце прошлого века С. Снессорева, собравшая сведения более чем о трехстах чудотворных иконах Пресвятой Богородицы. В составленном протоиереем И. Бухаревым описано 335 чудотворных икон Богоматери.

Всего же (вместе со списками) таких икон, почитаемых Русской Православной Церковью, около семисот.

    Но прав был святитель Филарет Московский, говоря о том, что вера не должна останавливаться только на иконе, но и должна «простираться к Самой изображенной Пресвятой Богородице», а молитва должна идти от сердца.

    Пред успением Своим Богоматерь говорила плакавшим пред Нею христианам, что теперь Ей будет легче помогать людям, всегда видя Сына Своего. Она обещала посещать весь мир и заботиться о нем.  И как чудно сбылось это обещание! Тот, кто однажды доверил Ей свою жизнь, приобрел в Ней неизменную Заступницу.

    Если жизнь человеческая представляется страшным полем, где в безумной борьбе между собою валятся люди, где гибнут мечты, надежды, где звучат нескончаемые вопли и стоны, то над этим житейским адом царит одно отрадное видение. Чудная Дева Небесная с безграничной скорбью и любовью во взоре, с ланитами, по которым стекают жемчужины слез, стоит над этим морем людского страдания, спускаясь туда, где оно особенно ожесточилось. Она шепчет душе верную весть о лучших днях... Как мать, Она знает подходы к сердцу человеческому, и под Ее безмолвную речь ослабевшая, одряхлевшая вера становится живым видением и ясным предчувствием.

  Она  связь между Богом и людьми.

Однообразен темный цвет,

И дремлет краска вековая,

Но в этом греческом письме,

Но в этой простоте старинной

Есть тайна, внятная душе,

С приветом для мольбы невинной!..

Родное что-то говорит

В чертах, по-видимому, хладных;

Святая милость их манит

Призванье песней безотрадных;                                                                                                                                                                                                                                     На сердце, сжатое тоской,

Они наводят умиленье,

Они шлют горестям покой

И укрощают дум волненье.

В иконах Богоматери верующие люди, их писавшие, отразили Пречистую Деву в разные минуты духовной Ее жизни.

Вот Она с тоскою взирает на крест Своего Сына (Ахтырская).

Вот прижимает нежно обеими руками к щеке головку Младенца (Касперовская).

Вот, держа правой рукой Младенца, левою в скорби прижимает к  голове — обычный жест тяжко страдающих людей («Утоли моя печали»).

Вот крепко-крепко обхватила и держит обеими руками протянувшего у Ней на груди Свои руки Младенца, точно боясь, что Его отнимут от Нее, — как готова Она принять на руки и держать в материнских объятиях всякого человека, которому грозят волны мира («Взыскание погибших»). Вот показывает Она сидящему у Ней на коленях, одетому в рубашечку Христу небо, крест, за который Он схватился ручонкой, а около, на столе стоит чаша, таинственная чаша которую Он должен испить (Козельщанская).

Вот держит царственно сидящего у  Ней на руке, как на престоле, Младенца, Который благословляет как Бог, правой ручкой, и Сама с царственным видом дает людям благословение

( Смоленская).

Вот склонилась к Сыну головой и  держит в левой руке ветку расцветших цветов («Неувядаемый Цвет»).

Вот держит от рук к плечу, обхватывая в то же время Младенца, лестницу, как знал того, что Она служит связью между землей и небом (Путивльская).

Вот восседает на троне в одежде царицы, и на коленях Ее тоже как на троне никем уже не поддерживаемый Младенец. Он положил ручки Свои на головы коленопреклоненных начальни- ков русского монашества, преподобных Антония и Феодосия, а Сама Она опустила Свои руки на их рамена (Печорская).

Вот со скорбным лицом держит свободно лежащие в Ее руке обе ручки  Младенца, точно скорбит о предстоящей Его участи, но уже согласна отдать Его в жертву (Страстная).

Вот покорно поникнула головою, поддерживая руками семь стрел, пронзивших Ее сердце. (Семистрельная).

Вот печальная прильнула головой  к головке Иисуса, ласкает щечки  Его перстами, и так замерли — Пречистая Мать и Божественный Сын в предчувствии грядущих мук (Петровская).

Вот сияет среди огненной звезды («Купина Неопалимая») -  прообраз Ее девства, не нарушенного и Рождеством Христа.

Вот распростерла омофор над молящимися в храме (Покров).

Вот с грустью принимает ласку  Младенца (Яхромская).

Вот стоит в воздухе над сонмом бедствующих, разослав ангелов одеть  нагих, напитать голодных, поднять больных (Всех Скорбящих Радость).

Вот, подняв руки к небу, являет на лоне Божественного Младенца (Знамение).

Вот, сложив руки, в великолепном царском  одеянии, поникла главой, внимает тайнам, святым тайнам, совершающимся в Ее безмолвной душе (Остробрамская).

   Каким же был жизнь  Пресвятой до Вознесения на  небо? Появление Девы Марии исподволь готовилось Божественным Промыслом.

    В трех днях пути от Иерусалима лежал городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, которых мы представляем себе теперь не иначе, как с усвоенным им церковью именем «Богоотцов», Происходили они из царственного рода Давида, потомки которого в то время смешались в общем множестве народа, ничем от других не отличаясь. Они жили безбедно, и Иоаким владел многочисленными стадами. Отличительной чертой их характера было милосердие к бедным. На себя они тратили только одну треть со своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Большего ничего не известно об их жизни, но то самое, что от них произошла Пресвятая Дева, должно было доказывать, что они праведностью своею превзошли всех ране живших людей, были тою высшею точкой, до которой могла только достичь жизнь людей в ветхом завете. Однако горе, неисходное, ежедневное, постоянно грызущее горе, омрачало жизнь этих добрых людей. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, потому что бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком.

       В один из великих праздников Иоаким пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм для приношения жертвы Богу. Но здесь случился человек, который стал говорить уничижительно о его бездетном браке. Тут в храме, к которому так лежала душа праведного Иоакима, пред жертвой, которую он намеревался с такой любовью принести, его проняло жуткое чувство своего недостоинства.

       В глубокой скорби вышел он из храма, повторяя: «Для всех сейчас великий праздник, а для меня день слез ». Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в горах паслись его овцы. Сорок дней он провел в пустыне, решившись не возвращаться домой, пока Бог Израилев не посетит его Своею милостью. И он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости Авраам.

      Весть о печальном событии в Иерусалиме дошла в Назарет до Анны. Она тосковала еще более, чем ее муж, считая себя причиною всего происшедшего, и, как муж ее, горячо молила Бога, чтобы он разрешил ее неплодие.

     Как-то, копаясь в саду, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, и вид этого счастливого, полного жизни гнезда поверг ее в еще большее уныние. «Одна я, — говорила она, — мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна бесчадна, как степь безводная... Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости; услыши же и меня, и я принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!»

     Всю душу свою вложила Анна в эту молитву. И, едва кончила ее, как предстал пред нею ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана; вопли твои прошли через облака, слезы твои упали пред престолом Господа, Ты родишь дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется она Марией». Анна тут же дала обещание: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу, и, прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в Иерусалимский храм, чтобы благодарить Бога и повторить там свой обет.

      Между тем ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему: « Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и станет вашею общею радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там у Золотых ворот ты найдешь твою жену, которой я уже возвестил эту радость».

   Счастливые супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении ангела и вместе принесли в храме жертву.

    9 декабря Православная Церковь празднует Зачатие Пресвятой Девы Анною, а через 9 месяцев после этого дня, 8 сентября, Пречистая Дева родилась на свет.

   Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Дитя сделало семь шагов, потом пошло обратно в руки матери. Анна решила, что дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Когда Марии исполнился год, отец Ее сделал пир, на который собрал священников, старейшин и много народу и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же радостно прославляла Бога, что он разрешил ее неплодие и «отъял поношение врагов ее».

титул.doc

— 25.50 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Радуйся, яко Тобою Русь Православная содержится!..