Природа религии и веры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 01:39, реферат

Описание работы

В наши дни религиозная деятельность обрела новый размах и новые формы. Проповедь абсолютных (вечных и неизменных) нравственных ценностей была характерна для всех религий мира и осталась актуальной в наш полный зла век, ведь ожесточенность, упадок морали, рост преступности и насилия – все это последствия на почве бездуховности. Нравственные правила не только не утратили своего значения, но и приобрели новый глубокий смысл, так как обращены к внутреннему, духовному миру человека.

Содержание работы

Введение.......................................................................
1. Религия..........................................................................
2. Особенности религиозной веры..............................................................
3. Многообразие религий.........................................................
4. Роль религии в современном мире.......................................................
5. Сущность религии. Социальная природа религии …………………………………
6. Религия и вера. Этапы развития веры ………………………………………..
Заключение.................................................
Список используемой литературы............................................................

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО РЕЛИГИИ .docx

— 50.53 Кб (Скачать файл)

Христианство оказалось лучше  приспособленным к общественным изменениям, чем другие религии. Христианские богословы научились уживаться  с наукой, беря на вооружение отдельные  научные теории. Церковь активно  использует средства массовой информации для распространения религиозных  взглядов.

Ислам (мусульманство) – самая поздняя по времени  возникновения мировая религия На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям..

Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается  во се сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд – все должно подчиняться религиозным законам. В связи с этим все чаще говорят о процессах «исламизации» - распространении это сравнительно молодой религии. Движения под исламскими лозунгами неоднородны, но в них ясно видно стремление превратить исламский мир в ведущую силу на международной арене. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой – реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Таким образом, несмотря на различие мировых религий, в проповедуемых  ими духовных, нравственных ценностях  много общего. Это делает возможным  не только диалог культур, но и диалог религий.

 

4. Роль  религии в современном мире

 

Религия в наши дни имеет большую силу воздействия  на духовную жизнь человека, прежде всего на нравственность. В нашей стране влияние религии значительно возросло. По телевидению мы нередко видим богослужения, происходящие в церквах, освящение зданий, кораблей, предприятий. По радио и в концертных залах звучит церковная музыка. Восстанавливаются многие разрушенные церкви и монастыри. Представители духовенства заседают в верховных органах власти. Увеличилось количество тех, кто прошел через обряд крещения. Появились газеты и журналы, являющиеся официальными печатными органами церквей. В некоторых школах появился новый предмет – «Закон Божий». Работают учебные заведения, где готовят священнослужителей.

Проповедуемые нравственные правила  обращены к духовному миру человека. С их помощью люди, уставшие от социальных катастроф, могут заглянуть в  себя и еще раз задуматься о  смысле своей жизни. Во все времена  одним из главных факторов, поддерживающих религиозность, был страх, растерянность  человека перед лицом смертельной  опасности, неразрешимых в данных условиях проблем. Особенно возрастает влияние  церкви в переломные моменты истории: когда старые идеалы общества утрачивают свою ценность, а новые еще не успевают закрепиться, на помощь приходит религия со своими вечными нравственными  заповедями.

Но религия на всех этапах жизни  общества и органически связанная  с нею религиозная деятельность играли не только положительную роль. В религиозной деятельности прошедших веков были и фанатизм, отрицавший саму возможность выслушать инакомыслящих или инаковерующих, религиозные войны, направленные на подчинение или уничтожение иноверцев, инквизиция, представлявшая собой жесточайшее преследование тех, кого деятели церкви подозревали в отходе от церковного вероучения, догматизм, направленный не только против передовой для своего времени науки, но нередко здравого смысла. Далеко не все религиозные деятели дали образец выполнения тех моральных заповедей, которые содержатся в Священных книгах. В настоящее время вокруг религии и религиозной деятельности вертится немало шарлатанов, спекулирующих на суевериях. Таким образом, исторический путь религиозной деятельности неоднозначен: он содержит в себе и положительные, и отрицательные стороны.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает  человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а  с другой – проповедует (по крайней  мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству.

Духовидческий опыт лежит в основе любой религии. Известны имена основателей многих религий, несмотря на то, что жили они тысячи лет назад. Их духовный опыт и переданные ими откровения уникальны не только по силе. Они очень точно «попадают» в цель, то есть указывают пути решения проблем, жизненно важных не только для данного народа, но и для человечества в целом.

Бог и вера стали неотъемлемой частью жизни человека. Жизнь обретает смысл  и упорядоченность, следует определённым правилам и ритму. Единый поток истории  давно разделился на два русла: собственно историю, состоящую из перечня заговоров, захватов власти, войн, восстаний, свержений, и священную историю, содержанием  которой стали взаимоотношения  Бога и человека.

Из трёх обстоятельств  – божественной воли, культурных традиций конкретного народа и особенностей мышления конкретного человека –  складывается всё многообразие религиозного опыта человечества. Вера принимает самые различные формы, эти-то формы и называются религией. В индуизме – тысячи богов, в иудаизме – один, но в основе и той и другой религии лежит вера. И это позволяет предположить, внешние разнообразие и пестрота культов, обрядов, философий многочисленных религиозных систем опираются на некоторые общие мировоззренческие представления.

Религиозному сознанию ведомы цель и смысл существования мира и  человека в нём – в пределах конкретной мировоззренческой картины. Основу этой картины в свою очередь  составляет представление о существовании  двух (или более) миров: мира зримого, духовного, божественного. У каждого  из этих миров есть своя история, свои законы, в каждом из них действуют  люди или другие сущности, и каждый имеет своё символическое выражение.

 

 

 

5. Сущность религии. Социальная природа религии

 

 

 

Слово "религия" в нашей обыденной речи встречается довольно часто, но чаще в значении, что в него вкладывается, богословием и общественным сознанием вообще. На современном этапе истории нашей страны особое место среди социальных, исторических, психологических факторов национально-духовного возрождения занял фактор религиозный. В Украине, по сути, начался новый этап развития религиозных конфессий. Он породил множество проблем, связанных с нормализацией религиозной жизни, поисками путей урегулирования между церковных отношений, в частности преодоление острых и болезненных межконфессиональных конфликтов на основе конституционных положений принципа свободы совести и соответствующего законодательства о правовом регулировании деятельности религиозных организаций. Религия сопровождает человечество на протяжении значительной части его истории и на сегодняшний день охватывает до 80% населения земного шара. И все же она является сферой, мало понятной и для обычных людей, и для специалистов. Причин тому много. Дать одно определение того, что же такое религия, вряд ли возможно уже потому, что известно огромное количество религий прошлого и настоящего. Во-вторых, религию зачастую оценивают по ее внешним признакам, так как она практикуется его последователями в культе, тогда как для верующего человека она заключается в глубоко личном внутреннем диалоге с чем-то сверхъестественным. Наконец, каждый исследователь определяет религию согласно своим теоретических и методологических предпочтений и личного отношения к предмету своего изучения (верующий или неверующий. Человеческая мысль с давних времен пытается в процессе объяснения феномена религии перейти от описания ее признаков и поверхностных представлений о ней до понимания ее сущности, природы, причин возникновения и существования, социального значения. Наиболее плодотворным в этом смысле оказалось религиоведение 1. Сущность религии В основе различных толкований этого понятия – варианты римского философа и оратора Цицерона (106 – 43р до н.э.) и раннего христианского мыслителя Лактанция (примерно 250 – 325р.) Цицерон выводил упомянутый термин от латинского слова relegere, что означало «идти назад, возвращаться, обдумывать, собирать, созерцать, бояться» и характеризовало религию как «богобоязненность, страх и почитание богов». Лактанций считал, что слово religio происходит от латинского religare, что означало «вязать, связывать, привязывать», а в отношении религии – «связь с Богом, служение ему и покорность через благочестия». Эта точка зрения и закрепилась, по крайней мере в христианской культуре [3, с.21]. Современные украинские и русские словари латинское слово religio понимается как «набожность, святыня, предмет культа» или «совестливость, добросовестность», «Совестливое отношение к священному, которое охватывает религиозные чувства, благочестие, набожность, богопочитания, культ». В китайском языке для обозначения феномена, в европейской культуре называется словом «религия», используется слово Chiao – «учение». В современном арабском употребляется название din, которая означает безусловное подчинение безграничной власти Аллаха, предание себя Богу, совершенствование искренности веры. Din может толковаться как иман («вера, верить»), ислам («покорность»), ихсан («совестливость, чистосердечие, совершенствование в искренности веры»). Современная религиоведческая литература имеет более семидесяти определений понятия «религия» и десятки теорий ее возникновения, что является достаточным доказательством того, что это понятие следует рассматривать скорее как собирательное название, чем обозначение однородного и цельного явления. Поэтому не существует единого определения понятия «религия». Но есть единство в том, что религия как феномен неразрывно связана с человеческим бытием, сущностью человека. Один из основателей философской антропологии М. Шелер был уверен, что настоящий человек начинается с «богоискателям». Русский философ и психолог Семен Франк (1877-1950г.) Писал, что человек является человеком, ибо она имеет Богочеловеческую природу. Человек не просто знает Бога, был убежден мыслитель, эти знания являются его существенным признаком, поэтому человека можно определить как существо, обладающее сознательный внутреннюю связь с Богом. Действительно, то, что человек связан с религией, сомнений не вызывает. Но определение глубины этого отношения является делом нелегким. Ведь как невозможно восстановить ситуации, когда, например, не было речи, так и не восстановить в истории периода абсолютного отсутствия религиозных взглядов. Сейчас не найти единой устоявшейся ответа относительно религии, поскольку найти определение, которое одинаково подходило бы и к верованиям финикийцев, сжигающих своих детей в угоду божеству, и к верованиям вавилонян, что посылали в храм Астарты своих дочерей и жен заниматься проституцией, и к религии христиан, которая требует, чтобы люди отдавали свою жизнь за ближнего, и к религии буддизма, в основе которой лежит, по сути, полный атеизм. Вот почему дать универсальное определение религии, которое бы раскрывало его природу, многообразную функциональность и историческую изменчивость, невозможно. Все религии имеют несколько общих признаков [3, с.22]. 1. Признание сверхчеловеческой реальности, сверхъестественного, Бога. Без этого признака не могло бы существовать ни одно вероучение. Поэтому многие исследователи объясняют природу и происхождение религии, исходя из идеи Бога как «фундаментальной данности». Религия возникла и существует, утверждают они, только потому, что есть Бог и есть человек, который способен при определенных условиях его воспринимать. Идея Бога не могла бы быть имеющейся в сознании человека без существования Бога. Русский философ и священник Александр Мень (1935 – 1990), обосновывая сверхъестественную сущность религии, подчеркивал, что религия является ответом человека на проявление в ней Божьей сущности. Все в мире имеет определенное реальное основание, корни. В частности, рассуждал он, никто не станет отрицать того, что потребности нашего тела является объективно жизненно необходимыми. Если же дух человека веками стремился к красоте, добру и чему-то высшему, достойного поклонения, то правильно будет видеть в этом лишь заблуждение? Не естественнее признать, что, подобно тому, как тело связано с объективным миром природы, дух тяготеет к родственной и одновременно значительно высшей от него реальности. Эта связь, по мнению Меня, осуществляется через особый вид духовного познания – религиозный опыт. Его он определяет как переживание, связанное с чувством реального присутствия в нашей жизни высшего начала, которое направляет нас и является причиной всего сущего. 2. Идея освобождения, спасения (спасения), в основе которой лежит вера в бессмертие души. Религия, как отмечал русский православный богослов и философ Павел Флоренский (1882-1937г), спасает нас, спасает наш внутренний мир от хаоса, который притаился в нем. Если онтологически, рассуждал он, религия есть жизнь нас в Боге и Бога в нас, то на уровне повседневности – это система действий и переживаний, которые обеспечивают душе равновесие и спасение. 

 

 

 

 

 

 

 

 6. Религия и вера. Этапы развития веры.  
 
       Самое тонкое, самое сакральное, что может быть в человеке - это его вера. Вера связана с интуитивным осознаванием человека, с его божественной сущностью. Когда нас спрашивают: "Верите ли вы в Бога?", то вначале наше сознание погружается, как бы вглубь, вслушиваясь во внутренний голос, обращаясь к вере, потом оно перемещается в более грубые слои понятийного ума. Если вера в человеке сильна, то он утверждает: "Да, Бог есть", если она еще не окрепла, то он говорит, что не уверен, но что-то есть. Прекрасный фрагмент из Спинозы о Боге сохранился в "Философском словаре" у Вольтера: "Что касается любви к Богу, эта идея даёт мне понять, что Бог глубоко присущ моему существу, а также что Он даёт мне существование и все мои свойства... даёт мне их щедро, без страха и упрёка и без того, чтобы подчинять меня чему-либо иному, кроме моей природы. Эта идея изгоняет опасения, беспокойство, неверие и все погрешности пошлой и корыстной любви. Она даёт мне почувствовать, что это благо, которое я не должен утратить и коим я владею тем более, чем более я познаю его и люблю".  
       Но бывает, что человек твердо утверждает: "Я в Бога не верю", таких людей называют атеистами или "безбожниками", и огромное количество людей в России перешло в их разряд  в начале XX века. Такая бедовая судьба у великой православной Руси!    
       Откуда же берется вера? Почему у одних она есть, а у других нет? Ответы на эти вопросы можно найти у великого буддистского святого Падмасамбхавы, который говорил своим ученикам: 

 
       "Вера же рождается не сама собой, а вследствие причин и условий. Вера возникает, когда совпадают причины и условия, а ты всем сердцем воспринимаешь непостоянство. Вера появляется, когда помнишь о причине и следствии.  
       Вера рождается при чтении глубоких сутр и тантр. Вера рождается, когда тебя окружают верующие. Вера рождается, когда следуешь учителю и наставнику. Вера рождается, когда переживаешь горе.  
       Вера рождается, когда видишь страдания других существ. Вера рождается, когда размышляешь об изъянах сансарного бытия.  
       Вера рождается, когда читаешь близкие тебе священные учения. Вера рождается, когда прозреваешь достоинства возвышенных существ…  
       Если из глубины твоего сердца забрезжила вера, - все благие качества станут огромной горой!"  

 

 
       То есть из слов Падмасамбхавы становится понятно, что вера - это то, что даруется людям в следствие их благих действий в прошлых и настоящих жизнях. Она зарождается в людях, когда они начинают задумываться о том, есть ли что-то, что может дать им избавление от страданий, дать неизменный источник радости и счастья, когда они отпускают цепляние за свои жесткие концепции и догмы. 

 
       Вера - это свойство души человека, так же как и любовь. Потребность в любви и вере - это свойство человеческой сути. Другое дело, насколько человек осознает эту потребность. Человек не может не верить. Человек нуждается в вере. Конечно, насмотревшись, как патриархи делят недвижимость и бриллианты, человек разумный понимает, что тот, кто может это делать, на самом деле не верит в Бога. Ибо если бы он в Него верил, то боялся бы лгать, воровать, убивать... Конечно, человек разумный не хочет верить в такого Бога и быть похожим на таких верующих. Вот почему так много людей называют себя атеистами. Как часто говорят такие люди "Я верю в Бога, но не верю в религии", и это верно.

 

Ведь вера и религия - это разные вещи! Слово "религия" происходит от латинского "religare",что наиболее точно переводится, как "восстановление связи". Здесь частица "re" указывает на возвратное, повторяющееся действие (сравните - реинкарнация, т.е. перевоплощение, incarnatus - воплощение), а "liga" - это "связь". Отсюда, религия - это восстановление потерянной когда-то связи между человеком и Богом. Однако, когда наша религиозность основывается не на личном переживании встречи с Богом, а на том, что мы причисляем себя к той или иной традиции и принимаем эту традицию как нечто безусловное, тогда религия трансформируется в жесткую структуру, в которой теряется понятие веры, уступая место ритуалу, правилам, обрядам и служению фетишу. Такая религия является  духовным рабством. Ведь только вера несет и дает свободу духа. Религия может говорить о Боге, вера же дает общение с ним. Не возможно достичь Бога в рамках религии, к Нему можно прийти лишь через веру.

 

В тексте "Джайва-дхарма" мудрец Вайшнава дас отвечает на вопросы Чудамани о вере: 

 
       "Вера - это одна из категорий вечной  природы души. Убежденность в  необходимости выполнения обязанностей, предписанных религиозной системой, проистекает из временной природы  души. К этому заключению приходят  все писания..."

 

 

  
       Знаменитый психолог Карл Густав Юнг считал, что основная функция формализованной религии именно в том и заключается, чтобы защитить людей от непосредственного переживания Бога. Помните, как у Достоевского? "Страшно впасть в руки Бога живаго...", - цитирует старец Зосима слова из Послания (Евр 10. 31). И мы очень часто ищем пути защититься от этого. Философ Станислав Грофф заметил, что официальные религии, как правило, распространяют представление о Боге, как о внешней по отношению к людям силе.

 

А Спиноза хорошо говорит, что Бог  действует имманентно, а не трансцендентно, то есть не помимо нас, неизвестно откуда, но из глубин нашего "я". 

Информация о работе Природа религии и веры