Православный храм как носитель искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:05, реферат

Описание работы

Культура христианского мира обладает такими универсальными признаками, которые придают ей эстетическое своеобразие и неповторимость. Это своеобразие художественной культуры определяется исторически сложившейся системой искусств, в которой ведущее искусство определяет качественную универсальность, свойственную этой культуре на протяжении всей истории ее существования. И хотя на первый взгляд, кажется, что здесь «дух веет, где хочет», что в художественно-эстетической жизни христианских народов нет никакой иной доминанты, кроме религиозной, - это не так. В силу исторически сложившейся культурной традиции, от греческой и римской античности, в христианском мире ведущими стали пластически-изобразительные искусства - скульптура и живопись, т.е. такие искусства, в которых телесность, материальность выражались наиболее ярко и зримо. Именно это четко определило границы и возможности религиозного влияния на искусство в целом.

Содержание работы

Введение
1. Храм как носитель искусства
2. Православный храм как святыня
3. Храм как символ
4. Проблема условности в православном храме
5. Православный храм как памятник и хранитель русского искусства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Православный храм.docx

— 29.64 Кб (Скачать файл)

Православный храм как  носитель искусства

 

19

 

Содержание:

 

 

Введение

 

1. Храм как носитель  искусства

 

2. Православный храм как  святыня

 

3. Храм как символ

 

4. Проблема условности  в православном храме

 

5. Православный храм как  памятник и хранитель русского  искусства

 

Заключение

 

Список использованной литературы

 

Введение

 

 

Культура христианского  мира обладает такими универсальными признаками, которые придают ей эстетическое своеобразие и неповторимость. Это  своеобразие художественной культуры определяется исторически сложившейся  системой искусств, в которой ведущее  искусство определяет качественную универсальность, свойственную этой культуре на протяжении всей истории ее существования. И хотя на первый взгляд, кажется, что здесь «дух веет, где хочет», что в художественно-эстетической жизни христианских народов нет никакой иной доминанты, кроме религиозной, - это не так. В силу исторически сложившейся культурной традиции, от греческой и римской античности, в христианском мире ведущими стали пластически-изобразительные искусства - скульптура и живопись, т.е. такие искусства, в которых телесность, материальность выражались наиболее ярко и зримо. Именно это четко определило границы и возможности религиозного влияния на искусство в целом.

 

Природный материал, в котором  существует скульптура и живопись, будь то скульптурный образ античного  бога или православная икона, кроме  абсолюта или мистической идеи, заключенной  в этом образе-символе, несет на себе груз того материала, в котором этот образ живет. Причем пластически-изобразительный  характер этих произведений искусства  неизбежно переносит акцент образности с ирреально-мистического на материально-духовный уровень. Здесь с особенной ясностью выступает диалектическое противоборство земной природы искусства с христианским пониманием, выраженного в христианской теологии в принципе «неподобного подобия». [1]

 

По мнению древнеримского философа Цицерона, слово «религия»  происходит от латинского слова religio («щепетильность», «добросовестность», «тщательность»). Отсюда и основной смысл понятия - почитание богов и скрупулезное соблюдение культов.

 

По мнению других, слово  «религия» восходит к латинскому глаголу religare («связывать», «соединять»). И действительно, религия устанавливает связь между видимым реальным и невидимым непознаваемым миром, где властвуют высшие силы, поддержкой которых необходимо заручиться. [4]

 

Религия объединяет людей  в сообщества, призывает их соблюдать  законы и уважать общечеловеческие ценности. Она связывает настоящее  и прошлое.

 

Религия устанавливает связь  между человеком и Богом, с  помощью храма словно перекидывает между ними невидимый мост.

А какова роль храма с эстетической точки зрения? Здесь эстетика выступает  как наука о неутилитарном  созерцательном или творческом отношении  человека к действительности, изучающая  специфический опыт ее освоения, в  процессе (и в результате) которого человек ощущает, чувствует, переживает в состояниях духовно-чувственной  эйфории, восторга, духовного наслаждения  свою органическую причастность к духовно-материальным основам, для верующих к Богу.

 

Остановимся на самом понятии  церковности искусства. Церковностью является совокупность духовно-благодатной  жизни Церкви, ее дыхание, ее проявление в мире и в душе человека, ее свидетельство  и проповедь. Церковность - это язык, выражающий сущность Церкви. Без усвоения благодатного духа Церкви не может  существовать церковная жизнь. Все  виды церковного искусства - архитектура, иконопись, монументальная живопись, прикладное искусство - дают в видимых образах  и символах представление о духовном мире.

 

Как весь строй богослужебной  жизни, так и все, что находится  в храме и сам храм, имеют  свой, установившийся временем, канон (устав). Вся церковная архитектура, монументальная живопись и иконопись  объединяются воедино особым изобразительным  каноном. Священные изображения  охватывают собой весь круг церковного года, все события церковной жизни, выражают всю полноту христианской веры и учительства.

 

1. Храм как носитель  искусства

 

 

В искусстве Церкви можно  условно выделить две стороны: внутреннюю и внешнюю, смыслообразующую и смыслосоставляющую. Главной из них, безусловно, является внутренняя, в которой заключено духовно-догматическое значение того, что внешней стороной заключено в видимые условные, изобразительные (архитектурные, живописные) формы.

 

По своей сути церковное  искусство принципиально отличается от искусства светского (мирского), рассчитанного в первую очередь  на эстетическое восприятие. Именно на эту цель направлена вся сила воплощения технических, художественных и идейных  средств. Для светского искусства  критериями являются внешняя красота, изысканность, порой - экстравагантность  форм. В то же время критерием  церковного искусства всегда был  и есть исихазм, лежащий в основе понимания всего восприятия мира. Если церковное искусство в своей  сущности и основе является отражением молитвенного опыта человека, то светское искусство полностью пронизано  духом чувственно-эстетическим. На протяжении всего своего существования  Церковь боролась, прежде всего, не за художественную изысканность своих  произведений, а за их подлинность, не за их внешнюю красоту, а за внутреннюю правду.

 

Говоря о церковном  искусстве в целом, необходимо помнить, что оно включает в себя искусство  Восточной Церкви и искусство  Западной Церкви. Основа церковного искусства, как Востока, так и Запада одинакова, но по ходу исторического развития происходили порой принципиальные различия. Если церковное искусство  Востока смогло взрастить, сохранить  и во многом приумножить древние  традиции, основанные на символике  и глубоком понимании его задач, идущие от первых веков христианства, то церковное искусство Запада достаточно быстро попало под воздействие искусства  мирского и быстро растворилось в  нем, перейдя в искусство чувственно-эстетическое. Зачастую, особенно в Новейший период истории, происходило проникновение подобного рода идей и образов западного искусства в искусство восточное, в частности, в русское. Православная Церковь голосом своих Соборов, святителей и верующих мирян всегда боролась с такими влияниями, способными привести только к одному: постепенному обмирщению церковного искусства и тем самым потере его основополагающего смысла.

 

Христианский храм как  архитектурное сооружение имеет  длительную историю своего становления, начало которой - в первых веках христианства. Прообразом христианского храма  были ветхозаветная скиния и Иерусалимский  храм. Преемственно все христианские храмы связаны с Сионской горницей, где Спасителем была свершена первая Евхаристия.

 

Каждый храм является образным воплощением догматического учения Церкви, наглядным и осязаемым  выражением всей полноты Церкви Христовой, где соединены в одно целое  небо и земля, Церковь торжествующая  и Церковь воинствующая, лики святых и прибегающие к их помощи, живущие  на земле члены Церкви.

 

Православный храм своими настенными росписями, иконами и  всем архитектурным обликом предопределяет и сам путь очищения и возрождения  во Христе человека и всего творения в целом. Поэтому православному  храму с древнейших времен присваивается  символическое значение самого Христа, спасающего весь человеческий род.

 

2. Православный храм как  святыня

 

 

Храм - место христианского  богослужения; этой главной цели подчинено  все содержание храма. История храмоздательства отражает историю развития богослужения. Храмовая архитектура всегда сочетается с ее символической стороной, она  олицетворяет видимое изображение  высоких духовных истин, образ догмата  о Церкви. Храм - это место особого  присутствия благодати Божьей. В  храме человек восстанавливает  свой божественный образ через приобщение к Христу. Возвращение же человека к своему подлинному существу неотделимо от тайны соборности, от осознания  себя членом тела Христова: «Ибо, как  тело одно, но имеет многие члены, и  все члены одного тела, хотя их и  много составляют одно тело - как  и Христос».

 

Христианской символикой наполнено все церковное богослужение, вся жизнь Церкви. Через символы  приоткрывается верующим определенная, всегда живущая в Церкви духовная реальность. «Мы не в состоянии  подниматься до созерцания духовных предметов - говорит святой Иоанн  Дамаскин, - без какого-либо посредства, а для того, чтобы подниматься вверх, имеем нужду в том, что родственно нам и сродно». Реальность христианской символики не есть реальность мира, но реальность высшая, духовная.

 

Православная символика  не просто иллюстрирует Божественную литургию - в первую очередь она  раскрывает духовные истины, содержащиеся в Евангелии и учении Церкви, сообщает догматическое видение Церкви о  мире небесном и земном, о Боге, Его  отношении к миру и человеку. Иными  словами, в земных, вещественных знаках и образах церковная символика  являет догматическую картину мира, содержащуюся в православном вероучении.

 

Православная Церковь  с древнейших времен хранила богооткровенное знание как, в каком виде и в каких формах следует изображать небесное и божественное, чтобы богооткровенное знание, соответствуя всей глубине догматов Православной Церкви, давало верное представление об истине. Откровение Божие явило эту истину Церкви в учении святых апостолов, семи Вселенских Соборов и в святоотеческом наследии. И это - один из основополагающих догматов Церкви. Поэтому человеческому воображению не должно прибегать в Церкви к произвольному символотворчеству.

 

Вследствие греховной  поврежденности современному человеку часто бывает трудно понять значение церковной символики. Одна из причин этого заключается в том, что  земное, вещественное нередко так  отягчает наше сознание, что мы с  трудом можем воспринимать внешнее  в его неразрывном единении с  внутренним, духовным. Церковный символ соответствует своему небесному  или божественному первообразу, имеет в себе благодатное присутствие  Божие и тем самым исполняет  свое предназначение.

 

Высокое значение православного  храма заключено в выражении  в архитектурных формах сущности Церкви: быть местом, достойным для  совершения Божественной Евхаристии и  всех таинств. Православный храм: его  устройство, утварь, иконы, росписи - несут  на себе особую печать благодати Божией, и печать этой благодати неизгладима. Все в храме имеет свой глубокий смысл и литургическое значение. С момента своего освящения храм (дом Божий) становится особым местом присутствия Бога.

 

Настоящая работа имеет целью  показать эволюцию храмоздательства в  ее исторической перспективе и, вместе с тем, незыблемость сложившихся  канонов и форм. Однако понимание  церковной архитектуры далеко не исчерпывается ее художественными  свойствами. Собранные материалы  в меньшей степени затрагивают  вопросы теории архитектуры, но прослеживают неразрывную связь становления  и развития архитектурных форм храма  с догматикой, литургическим действием  и исторической традицией.

 

3. Храм как символ

 

 

Православный храм имеет  божественное происхождение, богооткровенное устройство, тесно связанное с богослужением и ведущее начало от ветхозаветной скинии, сотворенной по Божьему повелению. Форма и устройство храма связаны с его содержанием, наполнены божественными символами, раскрывающими истины Церкви, приводящими к небесным первообразам и постижению духовного Света. Поэтому они не могут быть произвольно изменены.

 

Православный храм - образное воплощение догматического учения Церкви, наглядное выражение сущности Православия, евангельская проповедь в образах, камнях и красках, училище духовной мудрости; символический образ Самого Божества, икона преображенной вселенной, горнего мира, Царства Божия и  возвращенного человеку рая, единства видимого и невидимого мира, земли  и неба, Церкви земной и Церкви небесной.

 

Православный храм предназначен для богослужения, таинства Евхаристии, установившемуся временем каноническому  чину которого отвечает изобразительный  канон, в том числе каноническая традиция храмовой архитектуры. Частным  выражением изобразительного канона являются школы и стили.

 

Православный храм строится по «образцам», выбор которых основывается на соответствии православной догматике, вселенской православной и русской  национальной традиции храмоздательства. В конкретных условиях «образец»  служит базой в творческой работе по принципам православного церковного зодчества в соответствии с поставленной задачей.

 

Православный храм - средоточие всего самого прекрасного на земле. Он благолепно украшается как место, достойное для совершения Божественной Евхаристии и всех таинств, в образ  красоты и славы Божией, земного  дома Божия, красоты и величия  Его небесного Царства. Благолепие достигается средствами архитектурной  композиции в синтезе со всеми  видами церковного искусства и применением  сколь возможно лучших материалов.

 

Православный храм создается  с помощью Божией людьми, творчество которых, основанное на личное аскетическом, молитвенном и профессиональном опыте, согласуется с духовной традицией  и опытом Православной Церкви, а  создаваемые образы и символы  причастны небесному первообразу - Царству Божию.

 

Понимание сакральной сущности храма, его происхождения и принципов  храмоздательства зиждется на божественном Откровении, изложенном в Священном  Писании, фрагменты из которого предваряют настоящий сборник размышлений  о храме.

 

4. Проблема условности  в православном храме

 

 

В нормах церковного сознания светские историки и позитивистические богословы усматривают свойственный Церкви обычный ее консерватизм, старческое удержание привычных форм и приемов, потому что иссякло церковное творчество, и оценивают такие нормы как препятствия нарождающимся попыткам нового церковного искусства. Но это непонимание церковного консерватизма есть вместе с тем и непонимание художественного творчества. Последнему канон никогда не служил помехой, и трудные канонические формы во всех отраслях искусства всегда были только оселком, на котором ломались ничтожества и заострялись настоящие дарования. Подымая на высоту, достигнутую человечеством, каноническая форма высвобождает творческую энергию художника к новым достижениям. Требования канонической формы или, точнее, дар от человечества художнику канонической формы есть освобождение, а не стеснение. Истинный художник хочет не своего во что бы то ни стало, а прекрасного, объективно-прекрасного, т.е. художественно воплощенной истины вещей. Художник, опираясь на всечеловеческие художественные каноны, когда таковые здесь или там найдены, через них и в них находит силу воплощать подлинно созерцаемую действительность. Принятие канона есть ощущение связи с человечеством, свое же постижение истины, проверенное и очищенное собором народов и поколений, оно закрепило в каноне.

Информация о работе Православный храм как носитель искусства