Особенности индийской культуры и религии (культорологический аспект)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 06:58, реферат

Описание работы

Представленная работа посвящена рассмотрению индуистского пантеона богов, их особенностей развития и формирования. Особое внимание здесь уделено индуистской троице главных богов, а также их женам и наиболее почитаемым второстепенным богам. В данной работе рассмотрены самые различные аспекты, связанные с пантеоном индуизма – от возникновения самой религии и особенностей формирования пантеона, до современных представлений и традиционных изображений богов индуизма, а также их символики.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….2


Индуистский пантеон…………………………………………………………3
1.Особенности индийской культуры и религии (культорологический аспект)………………………………………………………………3
2.Формирование индуистской системы веры……………… 5
3.Индуистская идея бога……………………………………… 6
4.Святая троица индуизма…………………………………… 7
5.Происхождение главных богов индуизма………………… 9
6.Влияние буддизма на формирование особенностей индуистского пантеона…………………………………………………………… 15
7.Второстепенные боги индуистского пантеона………… 16
8. Кому и как поклоняются индусы……………………………17



Заключение………………………………………………………………………19


Список литературы…………………………………………………20

Файлы: 1 файл

7.doc

— 103.50 Кб (Скачать файл)


Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………………….2

 

 

Индуистский пантеон…………………………………………………………3

1.Особенности  индийской культуры и религии  (культорологический аспект)………………………………………………………………3

2.Формирование индуистской системы веры……………… 5

3.Индуистская идея бога………………………………………   6

4.Святая троица индуизма……………………………………  7

5.Происхождение  главных богов индуизма…………………  9

6.Влияние буддизма  на формирование особенностей  индуистского пантеона…………………………………………………………… 15

7.Второстепенные боги индуистского пантеона…………  16

8. Кому и  как  поклоняются индусы……………………………17

 

 

 

Заключение………………………………………………………………………19

 

 

Список  литературы…………………………………………………20

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Индуизм на сегодняшний  день является одной из наиболее динамично  развивающихся мировых религий. Его приверженцы живут не только на ее родине – в Индии, но и во многих других странах. Кроме того, в последние десятилетия эта религия приобрела довольно большую популярность среди людей, не имеющих какого-либо отношения к Индии вообще.

Подобный  интерес вызван целым рядом факторов, среди которых далеко не последнее место занимает веротерпимость и самодостаточность этой религии, а также особенности ее мировоззрения.

Стоит сказать, что индуизм весьма привлекателен  еще и свои необычным для современного религиозного, в большей степени монотеистического мира, пантеоном богов. В нем нет главного Бога, или создателя этой религии. Пантеон индуизма довольно сложен и многогранен, что вызвано особенностями представления индусов об окружающем мире и устройством вселенной.

Представленная  работа посвящена рассмотрению индуистского пантеона богов, их особенностей развития и формирования. Особое внимание здесь  уделено индуистской троице главных  богов, а также их женам и наиболее почитаемым второстепенным богам. В  данной работе рассмотрены самые различные аспекты, связанные с пантеоном индуизма – от возникновения  самой религии и особенностей формирования пантеона, до современных представлений и традиционных изображений богов индуизма, а также их символики.

 

 

 

 

 

Индуистский пантеон.

 

1.Особенности  индийской культуры и религии (культорологический аспект).

 

Индуизм невозможно отделить от Индии, страны, где эта религия  зародилась и развивалась. На сегодняшний  день в Индии живет очень много  индусов. Высшим божеством для них  является Брахман. Его принято изображать в виде мужчины или женщины, иногда в виде получеловека-полуживотного, а зачастую и просто какого-лиюо животного.

В отличие от монотеистических религий, таких, как христианство или  ислам, в индуизме нет центральной  фигуры, которой принадлежала бы честь создания этой религии. Она сложилась из учений многих древних мудрецов, живших в разно время.  Кроме того, существует большое количество священных книг, относящихся к различным периодам истории индуизма. Важнейшими из низ считаются Веды,  Упанишады и Бхагавад Гита1.

Необходимо отметить, что формирование индуизма происходило  довольно долго и основывалось на культурно-религиозном наследии прошлого Индии. Оно же  основывалось на древнейших верованиях и особенностях мировоззрения индийцев, которое формировалось, во многом, под влиянием природных условий и особенностей расположения Индии.

Характерной особенностью Древней Индии является то, что сами природные условия изолировали ее от остального мира. Впрочем, эти естественные границы никогда не были совершенно непроницаемыми, и через них регулярно переходили переселенцы и торговцы.

Действительное  значение гор, окружавших Древнюю Индию, состояло в том, что  именно с гор берут свое начало две великие реки — Инд и Ганг. Именно территория, охваченная речной системой Инда, и стала местом формирования древнеиндийской культуры, а название реки послужило основой и для названия страны.

Земледельческие культуры складываются здесь в бассейне Инда с его пятью великими притоками (Пятиречьем — Пенджабом) и Ганга, также имевшего ряд притоков. Ирригационное земледелие стало развиваться именно в долинах Инда и верхнего Ганга, что полностью соответствует общей схеме формирования культуры «территориальных царств».

Следует отметить, что население Древней Индии было весьма пестрым. Так, на юге страны преобладающая роль принадлежала темнокожим племенам, относившимся к австрало-негроидной расе.

На основании  многочисленных археологических находок можно утверждать, что территория Древней Индии была заселена уже в древнекаменном веке. Освоение долин крупных рек начинается в неолите, что также соответствует эпохе «неолитической революции» в других регионах.

Древнеиндийская философия разнообразна по форме  и очень глубока по содержанию. Ее особенностью является четко выраженная практическая направленность, связь с повседневными нуждами и потребностями человека. Существует шесть философских направлений   ориентированных на авторитет «Вед», в силу чего получили название ортодоксальных2.

Первоначально разнообразие и пестрота населения Индии во много обусловили и разнообразие религиозно-философских взглядов и учений. До сих пор Индия является страной смешения многих языков и стилей жизни. Однако, все они схожи в том, что в религиозные праздники они обходятся без мяса, хотя в другие дни вегетарианцами являются только  брамины и вайши, но все индусы не едят говядины, поскольку корова считается у них священным животным.

Зародившись в Индии, индуизм с течением времени  перекочевал оттуда в другие страны. В наши дни влияние этой религии особенно заметно в Таиланде, Непале и Малайзии. Индусы живут также в Кении, ЮАР, в Вест-Индии, но особенно много их  на островах Тринидат и Тобаго. Многие из них являются потомками эмигрантов, которые когда-то покинули Индию3.

 

2.Формирование индуистской системы веры.

 

В отличие от догматических «религий Писания» (христианство, ислам), индуизм представляет собой в большей  степени мифологическую религию. Именно мифология составляет его фундамент, образуя довольно сложное, многослойное напластование, пронизывает всю историю его существования и сохраняет живые традиции мифотворчества вплоть до настоящего времени.

К субстратному слою индуистской  мифологии относится протоиндийская. Следующим мощным слоем является ведийско-брахманистский, который трансформировался и преобразовался в мифологию собственно индуизма, что наиболее четко отразилось в эпосе и пуранах. Многие из их центральных тем и персонажей сохранились с древнейших времен, однако, их значение, функции и статус значительно изменились. Старые ведийские боги потускнели и были отодвинуты на второй план новыми богами, а на первый план индуистской мифологии вышли Шива и Вишну4.

 

 

 

 

3.Индуистская идея бога.

 

С древнейших времен индусы верили в единого бога, который  бесконечен в пространстве и времени, существует во всем, включая их самих и всех живых созданий. Однако, подобные представления были весьма абстрактны и людям довольно сложно представить себе такого бога, древние мудрецы изображали Упасану – такую форму поклонения, которая включала в себя  молитвы, подношения, курение фимиана, световые эффекты и медитацию.

В своем воображении индусы создали  богов и богинь, олицетворявших самые  различные стороны духовного  начала и в медитации они поклонялись  им.

Вообще, довольно сложно точно сказать, что именно представляют собой индуистские божества: разные стороны Единого, отдельных, самостоятельно действующих богов и богинь, или же просто олицетворения стихий и природных сил. Индуистская религия весьма сложна и многогранна, подвижна и изменчива. Очень многое в ней зависит от индивидуального восприятия самого верующего. Каждый идет к богам по собственному пути и общается с ними на своем уровне5.

Усвоив разнородные  обряды, верования и суеверия, со временем индуизм стал походить на фантастическое переплетение форм, украшающих фасады индийских храмов, где боги и демоны, люди и звери образуют единый узор. Эта мозаика, сложенная из элементов, заимствованных у самых разных племен и эпох стала главной особенностью индуизма, который в силу своей эклектичности не создал ни единой теологии, ни единого культа.

Невозможно однозначно определить индуизм как  единобожье, или же одну их форм язычества.  На первый взгляд индуизм представляет собой почитание тысяч богов, и в течение сотен лет ни один индийский богослов не смог навести порядок в этом хаосе. Однако, к какой-либо системе индусы не стремились, поскольку все трудности устранял старый брахманский взгляд на различные божества как на формы Единого.

Тем не менее, не эта идея, наметившаяся еще в Ведах (авторитет которых индусы всегда признавали), определяет своеобразие индуизма, а открытие личностного аспекта Божества. Таким образом, индуизм приходит к осознанию того, о чем еще раньше говорили библейские пророки: вера представляет собой двустороннее отношение любви.

При попытке выделения из разнообразных обликов индуизма какое-либо подобие теологии, мы сталкиваемся с тем, что в центре индуистской религии находится понятие о триедином Абсолюте. Однако, стоит отметить, что в законченном виде это учение о Тримурти, Троице, обычно принято относить к более поздним, средневековым временам. Тем не менее, его основу можно обнаружить уже в одной из частей Махабхараты, время составления которой исследователи относя к периоду между II веком до н.э. и первыми веками нашей эры. Еще в Гите впервые была намечена мысль о внутренней неоднородности Божества. Как «Непреходящее», Оно пребывает вне мира, но одновременно «царство сансары», проявленная Вселенная, рождено второй ипостасью Пурушоттамы, «высочайшего Духа6».

 

4.Святая троица индуизма.

 

В древних индийских  книгах по философии (упанишадах) высшее духовное начало получило название Параматма, или Брахман. В более позднем  индуизме Брахма определяется как создатель  жизни и занимает самое высокое  место в индуистском  пантеоне, наряду с  охранителем Вишну и разрушителем Шивой. Все вместе эти три бога и составляют индуистскую божественную троицу. При этом необходимо также отметить, что индусы верят в то, что Брахма, Вишну, Шива и многочисленные другие божества являются частью высшего духа Брахмана.

Принято считать, что  Вишну появлялся на земле в  различных формах – аватарах (т.е. земных воплощениях бога). При этом целью каждого из этих появлений  было спасение человечества от гибели и сил зла. На сегодняшний день самыми важными аватарами Вишну являются боги Рама и Кришна.

Стоит сказать, что в  современном индуизме особое значение придается трем богиням. Первая из них  – это жена Брахмы Сарасвати, она  является богиней мудрости и познания. Жена Вишну – Лакшми, является богиней  счастья и красоты. Жена Шивы носит множество имен, наиболее известные из которых Паравати, Кали, Дурге, Амба и Бхавани7.

Говоря о традиционных изображениях главных богов индуизма, необходимо отметить, что все они (так же, как и их жены) чаще всего  изображаются сидящими на каком-либо звере или птице. Так, например, Брахма в руках держит четки, священную книгу, скипетр и горшочек с водой.  Чаще всего его изображают восседающим на лебеде или лотосе. Его жена, Сарасвати покровительствует знаниям и мудрости, а потому держит в руках книгу и струнный музыкальный инструмент, а ездит на павлине или лебеде.

Охранитель Вишну держат в руках лотос, ушную раковину, диск (представляет собой волшебное  оружие, которое он метает во врагов и силы зла) и булаву. Он совершает  свои перемещения на Гаруде -  орлоподобном существе, получеловеке, полуптице. Жена Вишну – Лакшми держит в руках лотос. В отличие от других главных богов индуизма, она может изображаться стоящей, или сидящей  на цветке лотоса.

Как уже было сказано  выше, Шива является разрушителем, а потому изображается с трезубцем в руках. У него спутаны волосы, а вокруг шеи располагается змея. Иногда его изображают танцующим в толще пламени, а передвигается он обычно на быке. Паравати, жена Шивы, в этом проявлении олицетворяет собой доброту и нежность. Однако, она имеет и воинственное проявление и тогда именуется Дурге. В этом случае она держит в руках различные орудия разрушения, включая трезубец  Шивы, диск Вищну и молнию. Передвигается же она верхом на льве8.

 

5.Происхождение главных богов индуизма.

 

Говоря о происхождении  и особенностях изображений главных  богов индуистского пантеона, стоит  отметить, что корни их образов  уходя  в глубокую древность.  Так, образ Шивы как одного из центральных божеств индуизма вырос из протоиндийского мифологического персонажа (рогатое божество на троне). Примерно в это же время в его образе были заложены и две контрастные характеристики (эротическая и аскетическая), которые существуют уже тысячелетия в качестве его основных отличительных черт.

Стоит сказать, что ведийским предком Шивы был Рудра, который представлял собой зловещее стихийное божество. В пуранический период мифология Шивы достигла расцвета, отразив более сложные религиозные концепции, чем мифологии других божеств. Характерные черты его культа, его мифологический образ, а также мифо – ритуальный комплекс демонстрируют дальнейшее развитие тех особенностей, которые известны еще по ведийским памятникам. Кроме того, стоит также отметить, что в отличие от происхождения первичных атрибутов Вишну из солнечной стихии, первичные атрибуты Шивы относились, по всей видимости, к почвенной стихии.

Информация о работе Особенности индийской культуры и религии (культорологический аспект)