Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 13:13, реферат

Описание работы

С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого в последствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира - Господь Иисус Христос.

Файлы: 1 файл

Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей.docx

— 48.92 Кб (Скачать файл)

 

  1. Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей

П





   
     
 
   




олучение от Бога Десяти Заповедей является самым знаменательным ветхозаветным событием. С Десятью Заповедями связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, призванный верить и служить Богу, из которого в последствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира - Господь Иисус Христос.

Об обстоятельствах получения Десяти Заповедей повествует книга Исход в 19-20 и 24-й главах. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив - две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: "Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом." Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: "Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны." Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.

Приняв заповеди, еврейский  народ обещал их соблюдать, и тогда  был заключен Завет (союз) между Богом  и евреями, состоящий в том, что  Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней. Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в "Ковчеге завета" (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом.

Законы, которые пророк Моисей дал еврейскому народу, имели целью  регулировать не только его религиозную, но и гражданскую жизнь. Десять Заповедей  и другие заповеди, определяющие моральное поведение человека, составляют единый нравственный закон. О Десяти Заповедях надо сказать, что они содержат в себе самые основы нравственности, закладывают те фундаментальные принципы, без которых невозможно существование никакого человеческого общества. Поэтому, они являются как бы "конституцией" человечества. Вероятно, по причине такой чрезвычайной важности и неприкосновенности Десять Заповедей, в отличие от других заповедей, были написаны не на бумаге или другом каком-либо тленном веществе, а на камне.

 

 

2.Десять заповедей:

1. Я — Господь  Бог твой, да не будет у тебя  других богов, кроме Меня.

2. Не делай  себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им.

3. Не произноси  имени Господа Бога твоего  напрасно.

4. Помни день  покоя, чтобы проводить его  свято; шесть дней трудись и  совершай в них все твои  дела, а день седьмой — день  покоя — да будет посвящен  Господу Богу твоему.

5. Почитай отца  твоего и матерь твою, чтобы  тебе было хорошо и чтобы  ты долго жил на земле. 

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй. 

8. Не кради. 

9. Не произноси  ложного свидетельства на ближнего твоего.

10. Не желай  жены ближнего твоего и не  желай дома ближнего твоего, ни  поля его, ни раба его, ни  рабыни его … ни всего того, что принадлежит ближнему твоему.

Значение Десяти Заповедей:

Первая заповедь “Я — Господь Бог твой, пусть не будет у тебя других Богов, кроме Меня”.    

 Этой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя, как на Источник всех благ и как на Руководителя всех поступков человека. Следуя этой первой заповеди, человек должен стараться познавать Бога и свои поступки направлять к славе Его имени. На этот руководящий принцип в наших намерениях указал Господь Иисус Христос, научив нас просить в молитве: “Да святится имя Твое!”    

 Таким образом, в  первой заповеди дается направление  умственной и волевой деятельности  человека и этим закладывается  фундамент его жизни. Вот почему  эта заповедь занимает первенствующее  место среди других заповедей.  Она устремляет духовный взор  человека к Богу и говорит  ему: пусть Господь будет первым  предметом твоих мыслей и стремлений. Познание Бога — считай самым  драгоценным знанием, Его волю  — высшим авторитетом, служение  Ему — жизненным призванием. Первая  заповедь обнаруживает все превосходство Десяти Заповедей над законодательствами других народов, как древних, так и современных тем, что кладет веру в основу морали и жизни. Опыт показывает, что нравственность можно строить только на религиозной почве, потому что без Божьего авторитета, все человеческие принципы оказываются условными, шаткими и неубедительными.

Вторая заповедь:  “Не делай себе кумира и ни какого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу и что в водах ниже земли; не поклоняйся и не служи им”.    

 Этой заповедью Господь  запрещает человеку создавать  себе кумиров — вещественных  или воображаемых — служить  им, преклоняться перед ними и  воздавать какие-либо почести.     

 Писалась эта заповедь  во времена, когда идолопоклонство  было болезнью человечества. В  то время отдельные люди и  целые народы обоготворяли разные  стихии природы, небесные светила,  изображения людей, животных, всяких  страшилищ — все, в чем темное суеверие видело что-то, необъяснимое, сверхъестественное. Ветхозаветная вера, а затем — Христианское учение принесло людям светлое учение об едином Творце вселенной, любящем Отце, заботящемся о людях.  Книга Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис) предсказывает об усилении язычества в последние времена мира, говоря о порабощении людей богатству, страстям и суевериям (Откр. 9:20-21). Святой ап. Павел говорит: “Любостяжание есть идолослужение” относительно же чревоугодия: “Их бог — чрево” (Кол. 3:5; Филипп. 3:19).    

 О почитании святых  икон: Отвергать почитание святых  икон и других религиозных  предметов, ссылаясь на вторую  заповедь — неправильно. Икона,  изображающая Святую Троицу или  Спасителя, в православном понимании  не воспринимается православным  человеком, как божество, но как напоминание об истинном Боге. Икона передает в контурах и красках то, что Священное Писание описывает словами. Здесь изображение является символом на таких же правах, как и слово.       

 Не противоречит второй  заповеди и почитание святых  угодников Божиих, их икон и  мощей (святых останков). Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течение большей половины ветхозаветной жизни люди не удостоены были видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди еще не были искуплены и оправданы (Рим. 3:9, 25; Мт. 11:11). По преданию, Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика эдесскому князю Авгарю, названное позже “Нерукотворным” образом. Помолившись перед образом Христовым Авгарь исцелился от своей болезни.  

 Третья заповедь: “Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно”    

 Этой заповедью запрещается  неблагоговейное употребление имени  Божия. Оно должно произноситься  со страхом и благоговением,  потому что оно обладает величайшей  силой. Человеческому слову с  призванием имени Божия повинуется  природа, о чем существует немало  рассказов в Библии. Книга Деяний  Святых Апостолов повествует  о многих чудесах и изгнании  бесов, совершенных именем Христовым.  Поэтому имя Божие следует  употреблять, собрав свои мысли,  — в молитве и в серьезной  беседе о Боге. Употребление Его имени в клятве или присяге разрешается только в исключительно важных случаях (смотри: Евр. 6:16-17).    

 Имя Божие, призываемое  с вниманием и благоговением на молитве, привлекает к человеку Божью благодать, приносит свет уму и радость сердцу. Ни при каких обстоятельствах нельзя разрешать себе шуток и разговоров в храме.  

 Четвертая заповедь: “Помни день субботний, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой — день покоя (суббота) посвящай Господу Богу твоему.”    

 Этой заповедью Господь  Бог велит трудиться в течение  шести дней и заниматься нужными  делами. В Ветхом Завете праздновалась  суббота (“Шаббаш” подревнееврейски значит “покой”) как воспоминание о творении Богом мира: “И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в этот день Бог почил от дел Своих” (Быт. 2:3). После вавилонского пленения иудейские книжники стали объяснять заповедь о субботнем покое слишком формально и ригористично, запрещая в этот день вообще что-либо делать, даже доброе. Как видно из Евангелий, книжники и Спасителя обвиняли в “нарушении субботы” когда Он в этот день кого-либо исцелял. Господь объяснял им, что “суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк. 2:27). Еженедельное устранение от обычных занятий дает возможность человеку собрать свои мысли, обновить свои физические и душевные силы, осмыслить цель своих трудов и вообще своего земного существования. Труд необходим, но важнейшим делом является спасение души.

 Нарушают четвертую заповедь не только те, кто работают в воскресенье, но и те, которые ленятся трудиться в будничные дни и уклоняются от своих обязанностей, потому что заповедь говорит: “шесть дней трудись.” Нарушают четвертую заповедь и те, которые, хотя не работают в воскресенье, но и Богу не посвящают этого дня, а проводят его в одних забавах, предаются разгулу и всякому излишеству.  

 Пятая заповедь: “Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле”    

 Этой заповедью Господь  Бог повелевает нам почитать  своих родителей, за что обещает  благополучную и долгую жизнь.  Почитать родителей значит: уважать их авторитет, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости, также молиться за них Богу, как при жизни их, так и по смерти. Неуважение родителей есть великий грех. В Ветхом Завете, кто злословил отца или мать, наказывался смертью (Мк. 7:10; Исх. 21:17).    

 Господь Иисус Христос,  будучи Сыном Божиим, почитал Своих плотских родителей, повиновался им, помогал Иосифу плотничать. Господь упрекал фарисеев за то, что они под предлогом посвящения своего имущества Богу, отказывали своим родителям в нужном содержании и этим нарушали прямое требование пятой заповеди (Мф. 15:4-6). Семья всегда была и будет основой общества и Церкви. Поэтому святые апостолы заботились об утверждении правильных взаимоотношений между членами семьи. Они наставляли: “Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен, и не будьте с ними суровыми. Дети, будьте послушны родителям во всем, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали...” “Дети пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям: ибо сие угодно Богу” (Еф. 5:22-23;6:1-4, Кол. 3:18-20; 1 Тим. 5:4).    

 Что касается отношения  к посторонним людям, то Христианская  вера учит необходимости оказывать  почтение каждому, в соответствии  с его возрастом и должностью: “Отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь” (Рим. 13:7). Грешат те молодые люди, которые не уважают старших и стариков, считая их людьми отсталыми, а их понятия — отжившими. Еще в Ветхом Завете Господь сказал через Моисея: “Перед лицом седого вставай и почитай лице старца, и бойся Господа Бога твоего” (Лев. 19:32). Но если бы случилось, что родители или начальники потребовали от нас чего-либо противного вере и Закону Божию, то тогда должно сказать им, как сказали апостолы начальникам иудейским: “Судите, справедливо ли перед Богом слушать вас более, нежели Бога” (Деян. 4:19) должно быть готовым претерпеть за веру и Закон Божий все, что бы ни последовало.

Шестая заповедь: “Не убивай.”    

 Этой заповедью Господь  Бог запрещает отнятие жизни  — у других людей или у  самого себя. Жизнь есть величайший  дар Божий, и только Бог назначает  пределы земной жизни человека. Говоря о грехе убийства, Господь  Иисус Христос повелел нам  искоренять в своем сердце  те чувства злобы и мести, которые толкают человека на этот грех (Мф. 5:21-23).Согласно Евангельскому учению, “Всякий, ненавидящий ближнего своего, есть человекоубийца” (1 Иоан. 3:15). Поэтому грешит против шестой заповеди всякий, кто питает к другим чувства ненависти и злобы, желает ближним смерти, поносит их, заводит ссоры и драки, или каким-нибудь другим путем проявляет свою вражду к ближнему.    

 Кроме телесного убийства, есть еще более страшное убийство  — духовное . Совершает духовное убийство тот, кто совращает ближнего в неверие или к порочной жизни. Ведь оба эти состояния являются духовной смертью (Иак. 1:15).Спаситель сказал: “Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его в глубине морской. Горе тому человеку, через которого соблазн приходит” (Мф. 18:5-7). В качестве противодействия чувствам злобы и мести, Господь учил Своих последователей любить всех людей, в том числе и своих врагов: “Говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего Небесного” (Мф. 5:44).

Седьмая заповедь: “Не прелюбодействуй”

Объясняя седьмую заповедь в Нагорной проповеди, Господь говорит: “Всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.» Чтобы избегать нечистых желаний, надо греховные мысли пресекать при самом их возникновении, не давая им возможности овладеть нашими чувствами и волей. Господь, как сердцевед, знает, как трудно человеку бороться с плотскими соблазнами, поэтому Он учит нас быть решительными и беспощадными к себе, когда они приходят: “Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было брошено в геенну” (Мф. 5:29). Здесь — образная речь, которую можно перефразировать так: Если кто-либо так дорог тебе, как твой собственный глаз или рука, но соблазняет тебя, то не медля прекрати всякое общение с соблазнителем. Лучше тебе лишиться его дружбы и услуг, чем вечной жизни.    

Информация о работе Обстоятельства возникновения Десяти Заповедей