Обряды, праздники и богослужение в индуизме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 04:08, реферат

Описание работы

Цель работы изучить обряды, праздники и богослужение в индуизме. Для этого мы рассмотрим:
1. основные принципы индуизма, его возникновение.
2. ритуалы и обычаи.
3. основные обряды, праздники. Их суть и чему они посвящаются.
4. Какие обряды и праздники являются ежедневными.

Содержание работы

Введение
Возникновение и основные положения.
Внешняя атрибутика индуизма.
Индуистские ритуалы и искусства.
Обряды
Пуджа
Джа́па
Ки́ртан или санки́ртан
Бха́джан
Праздничные ритуалы в индуизме
Холи
Дивали
Дасера
Вывод
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Реферат по религиоведению.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

     Джапа может читаться громко, шёпотом или просто в уме, сидя в медитативной позиции или во время ходьбы, а также как часть формального обряда поклонения с группой лиц.

     В различных формах, аналогичный обряд повторения молитв присутствует в большинстве религий мира, однако дхармические религии придают этой практике особо важное значение.

     Санскритское слово (санскр. जप japa?) происходит от корня джап-, который означает «шептать, повторять внутренне, бормотать».

     Существует три основных формы джапы, при которых мантра или молитва повторяется тремя различными способами: громко вслух, шёпотом и про себя в уме. В большинстве видов джапы для повторения используются чётки называемые джапа-мала. Последователи вайшнавизма обычно читают джапу на чётках сделанных из дерева туласи или нима; в то время как шиваиты используют чётки из рудракши. Число бусин в чётках джапа малы обычно составляет 108 и имеет особое сакральное значение в обеих традициях. Обычно джапа-малу вешают на шею, хотя некоторые (например кришнаиты) предпочитают носить её в специальном мешочке, чтобы поддерживать её в чистоте.

     В вайшнавизме, для повторения джапы не обязательно сидеть в одной позе, как это делают йоги, занимаясь медитацией. По желанию можно сидеть, стоять или ходить, самое важное — быть сосредоточенным на звуках мантры. В гаудия-вайшнавизме джапу рекомендуется повторять в период брахма-мухурты — ранние утренние часы, которые рассматриваются как наилучшее время суток для этой практики.

     Джапа-медитация также является важной духовной практикой тибетских буддистов. Аналогами джапа-медитации в христианстве являются молитвенные практики, состоящие из повторения молитв с использованием чёток.

     Цели джапы сильно различаются в зависимости от используемой мантры и религиозной философии практикующего. Как в буддистских так и в индуистских традициях, мантры обычно даются ученикам их гуру после определённой формы духовного посвящения. Конечной целью может быть мокша, нирвана, бхакти, или просто личное молитвенное общение

     Ки́ртан или санки́ртан (санскрит — «повторять») — религиозная практика, заключающаяся в групповом пении имён и славы Бога. Киртан является одной из основных религиозных практик в вайшнавских традициях бхакти, а также играет заметную роль в сикхизме, некоторых формах буддизма и других традициях. Киртан является одним из методов йоги и медитации.

     В индуизме, практика повторения имён Бога, совершаемая индивидуально, называется «джапа», а в группе с использованием музыкальных инструментов (а часто и с танцами) — «киртан» или «санкиртан» (от санскритского сан «полный киртан»). В древнем санскритском тексте «Бхагавад-гите» (9.14) Кришна утверждает, что великие души постоянно вовлечены в воспевание его славы в киртане. Начиная с XVI века практика киртана широко распространилась в индуизме благодаря вайшнавскому святому и религиозному реформатору Чайтанье Махапрабху и другим деятелям.

     Киртан  проводится следующим образом: сначала ведущий поёт целиком или по частям мантру, затем все хором её повторяют, затем снова вступает ведущий и т. д. Пение обычно аккомпанируется на мридангах и караталах (маленьких цимбалах), также используется фисгармония и иногда другие инструменты. В киртане, как правило, используются традиционные мелодии. В традиции гаудия-вайшнавизма, во время пения принято танцевать, — танец считается одним из важных элементов кришнаитской бхакти. Киртаны обычно начинаются медленно, а затем ускоряются. Для каждой стадии киртана существуют свои ритмы мриданги и каратал.

     Значение Ки́ртана

     Киртан  является древней религиозной практикой. Санскритский корень глагола киртт  означает «произносить что-либо громко, так, чтобы другие также могли  слышать». Значение слова киртан часто трактуется как «громко провозглашать великолепие Всевышнего для того, чтобы все слышали». Йога киртана отличается от ритуальных религиозных песнопений и от часто эгоцентричного духа молитвы ради собственного благополучия. Задачей практикующего киртан является на время целиком погрузится в духовную, лежащую за пределами материального мира и сознания звуковую вибрацию. Все действия в киртане имеют свой глубокий внутренний смысл и поддаются рациональному объяснению. В то время как ритуалы догматичны и часто служат внешним целям воздействия на людей через проявление величественности и таинственности происходящего.

     Киртан  представляет собой вид динамической медитации. Секрет действенности этого  метода кроется в его всестороннем воздействии на человека. Современная наука занимается исследованием связи между звуками и человеческим сознанием, однако йоги ещё много тысячелетий тому назад осознавали влияние акустических волн на чакры — энергетические центры, располагающиеся в человеческом теле. Этому эффекту соответствует санскритский алфавит, каждый акустический корень (буква) которого соответствует той или иной чакре. Звуки мантры киртана на санскрите активизируют и направляют духовную энергию человека в высшие чакры. Одновременно с этим человек может начать чувствовать неизведанные до сих пор покой, любовь, экстаз и т. п.

     Танец является физическим элементом киртана. Когда люди испытывают исключительную степень радости и доверия, им хочется максимально раскрыть свои объятия. Противоположное тоже верно: когда люди раскрывают свои руки, это заставляет их почувствовать радость. Поэтому руки танцующих во время киртана раскрыты и подняты над головой.

     Ни  одна из сфер существования человека не остается неохваченной киртаном: и  душа, и разум, и тело практикующего киртан объединены общим устремлением. Духовные, психические и физические волны сливаются в единый поток, что позволяет переживать опыт, обычно доступный лишь великим мистикам и святым. Киртан прост, доступен и не требует подготовки, из-за чего является повседневной практикой многих индуистов.

     Бха́джан (хинди भजन от санскр. भज bhaj «почитать») — религиозное песнопение поэтов традиций бхакти в индуизме. Термин «бхаджана» часто используется как синоним «киртана». Бхаджаном также называют духовную практику, направленную на удовлетворение Бога.

     Практика пения бхаджанов характерна для различных традиций бхакти в индуизме, в особенности для вайшнавизма. Бхаджана это действо, которое помогает человеку почувствовать себя ближе к своей истиной духовной сущности (дживе, атману), и/или к Богу (Брахману и Ишваре). Как правило, бхаджаны — это лирические песни, выражающие чувства любви и преданности Богу в одной из Его форм или ипостасей. Часто в бхаджанах описываются лилы, имена и качества избранного божества. Воспевание бхаджанов и киртанов является популярным способом поклонения среди последователей традиций бхакти в индуизме. Такая популярность также вызвана тем, что многие гуру в своей проповеди подчёркивают важность пения бхаджанов. Своя форма бхаджана также используется в суфистском кауали.

     Бхаджаны уходят своими корнями в древнюю ведическую традицию. Музыкой, традиционно используемой для бхаджанов, обычно является индийская классическая музыка, которая основывается на рагах и талах. Для бхаджана используются все традиционные индийские музыкальные инструменты, такие как вина, саранги, вену (флейта), мриданга и табла.

     Исторически, традиция бхаджана произошла из ведической традиции пения гимнов «Сама-веды», третьей Веды писаний индуизма. Бхаджаны отличаются от санскритских шлок своим лёгким духом, простой обработкой и глубоким откликом среди массы населения. Бхаджаны обычно воспевают в группе верующих, которую ведёт выбранный солист. Традиционными темами для бхаджанов являются различные истории и эпизоды из жизни богов и святых, отрывки из их вероучений, а также описания качеств и славы богов.

     Бхаджан как жанр прошёл длинный путь развития. Традиционные формы пения бхаджанов, такие как ниргуни, горакханатхи, валлабхапантхи, аштачхар и мадхура-бхакти, формировались на протяжении веков. Каждая традиция имеет свой набор бхаджанов и свои методы их воспевания. Традиция бхаджана Южной Индии известна как сампрадья бхаджан.

     В Средние века, Тулсидас, Сурдас, Мирабай, Нароттама Даса (основатель стиля чаран-хати), Кабир и другие сочинили много бхаджанов и выступили основоположниками ряда стилей этого жанра. Во второй половине XX века, такие композиторы как Вишну Дигамбар Палушкар и Вишну Нараян Бхаткханде начали использовать в традиции бхаджана индийскую классическую музыку, которой исторически отводилось «элитное» место в индийской музыкальной культуре. Таким образом они демократизировали традицию раги. В то время как большинство индуистов следуют традиционным формам пения бхаджанов, некоторые последователи индуизма также экспериментируют используя не-индийские инструменты, например гитару и примешивают другие музыкальные стили, такие как джаз. В особенности это характерно для индуистских движений, имеющих большое число приверженцев на Западе, таких как Международное общество сознания Кришны.

     Праздничные ритуалы в индуизме

     Праздники вобрали в себя все виды религиозных  действий, начиная от жертвоприношений ведийских ариев и кончая современными театрализованными действами. Праздники-богослужения составляют важную часть жизни любого индуиста. Они проводятся в честь богини богатства Лакшми, богини знаний Сарасвати, бога воинской доблести Картикейи, слоноголового Ганеши и множества других богов. Целый ряд праздников посвящен событиям религиозной истории, ремеслам, упрочению родственных уз, ритуалам жизненного цикла, сельскохозяйственным работам, астрономическим событиям и т.п. Ежегодно в Индии отмечаются сотни религиозных праздников. Самые значительные из них - холи, дивали, дасера, нагапанчами и др.

     ХОЛИ - новогодний, самый красочный праздник, отмечаемый в полнолуние месяца пхальгуна (февраль -март). Центральным моментом праздника является сожжение огромного чучела или украшенного дерева. Иногда качают на качелях статуи богов, прыгают через огонь, ходят по углям, устраивают игровые битвы между мужчинами и женщинами. И молодые и старые посыпают друг друга цветным порошком и поливают краской из ведер, бутылок и даже велосипедных насосов. В эти дни особо почитается бог любви Кама, а также Кришна, любивший играть с пастушками-гопи. Но чаще праздник связывается с мифом и именем демоницы Холики, противницы солнечного бога; ее чучело и сжигается во время праздника.

     ДИВАЛИ (от дипавали - ряд светильников) - праздник, связанный с осенним равноденствием и сбором урожая, а также с окончанием сезона дождей. Его отмечают в новолуние месяца карттика (окт.-ноябрь). Главное отличие праздника, давшее ему название - использование огней, плошек с фитилями, фонариков, гирлянд, лампочек и т.п. светильников. Каждый дом, каждая улица и город озаряются огнями. Сейчас устраиваются фейерверки, взлетают ракеты, взрываются хлопушки. Все это делается для того, чтобы распугать злых духов. Считается, что в эти дни духи предков посещают свои дома. В большинстве областей этот праздник посвящен богине счастья Лакшми, благосклонности которой старается добиться каждый.

     ДАСЕРА - праздник отмечаемый почти во всей Индии, примерно соответствующий осеннему равноденствию. Его празднуют в  первые 10 дней светлой половины месяца ашвина( начало окт.) Особенно священной  считается 10-я ночь, давшая название празднику. Дасера примерно совпадает с окончанием сезона дождей, когда, по поверьям, боги пробуждаются от сна и возобновляют борьбу с демонами, а люди возобновляют прерванную сельскохозяйственную деятельность и потому особыми ритуалами почитают всевозможные орудия и оружие. В большинстве областей дасера посвящена богине Дурге: в честь нее совершаются кровавые жертвоприношения животных. В некоторых областях северной Индии почитают и Раму, одно из воплощений бога Вишну: он воспринимается как идеальный правитель, а время его правления - как "золотой век". В честь него устраивают драматические представления на темы "Рамаяны", называемые рамлила. Они завершаются сожжением огромных чучел демона Раваны и его братьев. В восточной Индии этот праздник посвящен нисхождению Ганги на землю. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

   В данной  работе мы изучили обряды, праздники и богослужение в индуизме. Для этого мы рассмотрели:

    1. основные принципы индуизма, его возникновение.
    2. ритуалы и обычаи.
    3. основные обряды, праздники. Их суть и чему они посвящаются.
    4. Какие обряды являются ежедневными.

     Мы  смогли увидеть как проходят обряды и ритуалы, что при этом нужно  делать. Какие ритуалы каким богам  адресованы. Какую роль играет танец  в индуизме. Какие существуют праздничные ритуалы существуют в иудаизме.  
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Обряды, праздники и богослужение в индуизме