Иудейские праздники

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 10:56, реферат

Описание работы

Иудаизм - религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого «ioudaismos», введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме.

Содержание работы

1. Введение в иудаизм……………………………………………..…..3
2. Особенности иудейских религиозных праздников……………..5
3. Особенности еврейского календаря………………………………6
4. Заключение………………………………………………………….17
5. Список литературы………………………………………………..18

Файлы: 1 файл

иудаизм праздникиdocx.docx

— 37.77 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

 

  1. Введение в иудаизм……………………………………………..…..3
  2. Особенности иудейских религиозных праздников……………..5
  3. Особенности еврейского календаря………………………………6
  4. Заключение………………………………………………………….17
  5. Список литературы………………………………………………..18

 

 

1.Введение в  иудаизм.

Иудаизм - религия еврейского народа. Слово «иудаизм» происходит от греческого «ioudaismos», введенного в употребление грекоязычными евреями ок. 100 до н.э., чтобы отличить свою религию от греческой. Оно восходит к имени четвертого сына Иакова – Иуда (Йехуда), чьи потомки, вместе с потомками Вениамина, образовали южное – Иудейское – царство со столицей в Иерусалиме. После падения северного – Израильского – царства и рассеяния населявших его племен народ Иуды (известный впоследствии под названием «йехудим», «иудеи» или «евреи») стал основным носителем еврейской культуры и остался им даже после разрушения своего государства.

Иудаизм как религия –  важнейший элемент еврейской  цивилизации. Благодаря сознанию своей  религиозной избранности и особого  предназначения своего народа еврейство  смогло выжить в условиях, когда оно не раз утрачивало свою национально-политическую идентичность.

Иудаизм подразумевает веру в единственного Бога и реальное воздействие этой веры на жизнь. Но иудаизм – не только этическая  система, он включает в себя религиозные, исторические, обрядовые и национальные элементы. Нравственное поведение не самодостаточно, оно должно сочетаться с верой в то, что добродетель  «прославляет единого Бога». Главным обоснованием ключевых верований и практики иудаизма служит история еврейского народа. Даже заимствуя древние праздники или обряды у развитых культур Ханаана и Вавилонии, иудаизм изменял их главный смысл, дополняя, а затем и вытесняя естественную интерпретацию исторической. Например, Песах (еврейская Пасха), первоначально праздник весенней жатвы, стал праздником освобождения из египетского рабства. Древний обычай обрезания, изначально бытовавший у других народов как обряд, отмечавший вступление мальчика в период полового созревания, трансформировался в акт, совершаемый при рождении мальчика и символизирующий введение ребенка в завет (союз-договор), который Бог заключил с Авраамом.

Вывод, к которому в 19 в. пришли некоторые (в большинстве христианские) историки религий, что еврейская  история породила две разные религии, а именно религию Израиля до Эзры (ок. 444 до н.э.) и затем уже иудаизм, многими был признан ошибочным. Эволюция иудаизма непрерывна, и подобно  другим религиям иудаизм изменялся  и развивался, освобождаясь от многих старых элементов и воспринимая  новые принципы и нормы в соответствии с меняющимися условиями. Несмотря на возрастающую роль правовых элементов  в иудаизме после вавилонского плена, религия осталась по существу той  же, что и в период до плена, и  любая значимая доктрина иудаизма после  плена восходит к более ранним учениям. Иудаизм после плена, не отступая от универсализма прежних  пророков, поднял их универсализм на новую  высоту в произведениях Второисайи, книгах Руфи, Ионы, Псалмах, т.н. литературе премудрости и составленных фарисеями Галахе и Агаде.

2.Особенности  иудейских религиозных праздников. Особенность иудейских праздников состоит в том, что они отмечаются по чинному календарю. Лунный календарь, по которому празднуются иудейские праздники, сделал их блуждающими и тем самым помог иудейскому духовенству скрыть историческую связь праздников с социально-экономическими условиями жизни народа. Праздники делятся на  религиозные праздники древнего происхождения и послебиблейские праздники. Содержание и характер религиозных праздников, как доказали ученые-историки, соответствовали экономическим условиям жизни племени, рода или патриархальной семьи. В далеком прошлом праздновали удачную охоту, обильный урожай, приплод скота и т. п. С появлением богов - покровителей скотоводства, земледелия и т. п. праздники устраивались в честь этих божеств. С установлением централизованного культа в рабовладельческом государстве все религиозные праздники у евреев были связаны с именем Яхве. Конкретные функции отдельных богов были переданы единому богу. И не различным божествам в дни праздника приносили дары, а только одному Яхве. Жрецы настойчиво напоминали: в храм божий в праздничный день нельзя приходить с пустыми руками. Эта заповедь в Ветхом завете повторяется много раз. Древние праздники имели прямое отношение к явлениям природы, к экономической жизни людей, превратно отраженным в их сознании. Впоследствии религиозные праздники и сопровождающие их молитвы, покаяния, посты служили воспитанию у народных масс послушания, покорности и жертвенности, в которых были заинтересованы эксплуататорские классы. Религиозные праздники призваны были закрепить у трудящихся евреев веру в божественный промысел, а следовательно, подорвать их волю к борьбе против гнета и эксплуатации. 

3.Особенности  еврейского календаря.  В библейскую эпоху евреи пользовались лунным календарём, начиная отсчёт нового месяца с появления в западной части небосвода молодого серпа луны. Из Талмуда следует, что названия месяцев еврейского календаря в основном заимствованы у вавилонян, обладавших обширными познаниями в астрономии. Танах упоминает названия семи месяцев, имеющих вавилонское происхождение: ниссанM (март - апрель григорианского календаря), сиван (май - июнь), элул (август - сентябрь), кислее (ноябрь - декабрь), тевет (декабрь - январь), шват (январь - февраль) и адар (февраль - март). Названия остальных месяцев - ияр (апрель - май), таммуз (июнь - июль), ав (июль - август), тишрей (сентябрь - октябрь) и хешван (октябрь - ноябрь) - более позднего проимхожэения.  
    Как известно, лунный календарь не совпадает с солнечным. Действующий в Израиле и поныне лунно-солнечный календарь образован добавлением каждые три года тринадцатого месяца. Для определения начальных дат отсчёт суток ведётся с шести часов пополудни по иерусалимскому меридиану независимо от времени года и географическому расположению местности.      
    Для всех других целей (например, определения начала праздников) ещё с библейских времён началом суток считается не утренняя заря и не полночь, как в других календарях, а окончание заката. И ныне повсеместно суббота и праздники начинаются с заходом солнца, а кончаются на следующий вечер с появлением на небе первых трёх звёзд.  
    Дни недели (кроме субботы) имеют порядковые номера - день первый, день второй и т. д. Счёт лет сначала вёлся от сотворения мира, затем - от потопа, а позже - от Исхода евреев из Египта. Но в книгах Танаха события чаще всего датируются годами правления царей Израильского или Иудейского царств (например, "в третий год правления царя Саула..."). Описание праздников в хронологическом порядке, как они расположены в еврейском календаре, начиная с Нового года

В иудаизме четко прослеживаются два  цикла праздников: первый приходится на весну и раннее лето, второй на осень.

РОШ-ГАШАНА

Рош-Гашана ("глава года", ивр.) - Новый год по еврейскому календарю (первые два дня месяца Тишрей, - обычно в сентябре, иногда октябре по еврейскому календарю). С этого дня начинается 10 - дневный период духовного самоуглубления и покаяния. Эти дни называют "десять дней тшува" (буквальный перевод  с иврита - "возвращение") - возвращение  к Богу. Их называют также "Десять дней раскаяния" или "Дни трепета". Считается, что в Рош-Гашана решается судьба каждого человека на год вперед. В первую ночь праздника евреи  приветствуют друг друга добрым пожеланием: "Да будете Вы записаны и подписаны  на хороший год в Книге Жизни!" В своих молитвах, обращенных к  Всевышнему, люди просят ниспослать им, их семьям, всему народу мир, хорошее  здоровье и удачу в делах.

В Рош-Гашана в синагогах принято  трижды трубить в шофар (особо  обработанный бараний рог). Звук шофара должен напомнить о трубном гласе  на Синайской горе, призвать всех и  каждого к покаянию. Верующие в  этот день облачены в светлые одежды. Во время праздничной трапезы  принято обмакивать халу или яблоко в мед ("чтобы наступающий год  был сладким").

ЙОМ-КИППУР

Йом-Киппур ("День искупления", ивр.), "Судный день" - самый важный и  торжественный день в году, один из главных праздников. Отмечается 10 числа месяца Тишрей (сентябрь, октябрь). В этот день, согласно Торе и Талмуду, Бог судит дела каждого человека, оценивает его грехи, "отпускает" их (или нет).

Это день полного поста: с вечера накануне нельзя есть, пить, натираться маслами и кремами, носить кожаную  обувь; запрещена интимная близость; исключается всякая работа. Принято  одеваться во все белое; просить  прощение у обиженных тобой за год людей; давать больше обычного милостыни (в канун праздника).

В синагоге проводится пять служб. Молитвы  начинаются с "Кол нидрей" ("Все  обеты") вечером; богослужение прерывается  лишь на ночь, продолжается весь следующий  день и заканчивается к вечеру. Заключительная молитва - "Неила" ("Закрытие" небесных врат"). После  нее трубят в шофар; молящиеся  восклицают: "В будущем году в  Иерусалиме!".

Одна главная идея проходит через  все особые молитвы Рош-Гашана и  Йом-Киппура: признание власти Бога над миром, покорность Его верховной  воле, Его суду.

СУККОТ

Суккот. Через 4 дня после Йом-Киппура  наступает праздник Суккот (от "сукко" - шалаш, хижина, ивр.) За эти дни верующий еврей должен соорудить временное  жилище, крыша которого делается из растений (камыш, бамбук, еловые ветви) - в память о тех укрытиях, в  которых жили евреи в период 40-летних странствий после исхода из Египта. 8 дней (в диаспоре 9) положено находиться в сукко. В Израиле время праздника  совпадает с последней жатвой, поэтому является и праздником сбора  урожая. В молитвеннике он именуется  также "временем нашего веселья".

С праздником Суккот связаны особые благословения и молитвы. Седьмой  его день - Гошана Рабба (Великая  Осанна) - это последний день, когда  Бог может изменить "запись" на следующий год.

Завершающий, 8-й день Суккот (в диаспоре - 8-й и 9-й) считается самостоятельным  праздником (Шмини-Ацерет, "восьмой  день собрания", ивр.). Главный момент дополнительной службы в этот день - молитва о дожде. Другие молитвы  обычны для праздничного дня.

В странах диаспоры ортодоксальные иудеи отмечают Шмини-Ацерет два  дня; второй день появился после XI в. н. э., это уже особый праздник - "Симхат Тора". В Израиле Шмини-Ацерет и Симхат Тора отмечают в один день.

 

 

СИМХАТ ТОРА

"Симхат Тора" ("Радость  Торы"). В этот день во время  утренней службы завершается  годовой цикл еженедельных чтений  торы - и начинается новый, знаменуя  непрерывность и вечность этой  Книги. После чтения все свитки  Торы вынимают из ковчега и  7 раз обносят вокруг бимы - возвышения  в центре синагоги, под радостные  песни и пританцовывание собравшихся.  Это - один из самых веселых,  радостных праздников года.

Симхат Тора - послеталмудический праздник. Основывается на легенде  о празднике, который был устроен  царем Соломоном, когда он закончил читать Тору.

Послебиблейские праздники.

ХАНУКА

В эпоху Второго Храма, при греко-сирийском  царе Антиохе IV Эпифане, проводившем  политику эллинизации евреев, была предпринята попытка покончить  с иудаизмом. Его указы запрещали  изучение Торы, соблюдение субботы  и других заповедей, отмечание иудейских  праздников. Храм был осквернен греческими солдатами, его объявили святилищем Зевса Олимпийского. В ответ вспыхнуло  народное восстание. Повстанцы под  предводительством Иегуды Маккавея нанесли решительное поражение  грекам в декабре 164 г. до н. э.; Иерусалим  был освобожден.

Для очищения и освящения Храма  необходимо было специально приготовленное и освященное масло; нашелся только один кувшинчик такого масла, с печатью  первосвященника. Его могло хватить  лишь на один день. Но случилось чудо: оно горело в меноре (храмовом светильнике) 8 дней; за это время смогли приготовить  новое чистое масло.

В память об этом событии и был  установлен 8-дневный праздник с 25 числа месяца Кислев (приходится на декабрь по григорианскому календарю). Его название - "Ханука" - переводится с иврита как "освящение". В каждый из 8 вечеров в синагогах и домах иудеев зажигаются светильники - Хануки (с 8 чашечками для свечей или плошками для масляных фитилей и дополнительной, 9-й чашечкой для "служебного" огня). В дни Хануки помимо обычных молитв произносится особая молитва - благодарение Богу за чудо Хануки и победу над врагами.

Это праздник света, радости, веселья, игр, вкусной еды (среди которой - жаренные в масле оладьи и пончики). Работать в Хануку, как и в другой праздник, Пурим, разрешается, она считается "малым" или "меньшим" праздником.

ТУ-БИ-ШВАТ

Этот праздник отмечается в 15-й  день месяца шват; он упоминается в  Мишне как "Новый год деревьев". В это время (февраль) в Израиле  оканчивается сезон дождей, деревья  оживают, готовясь к новому плодоношению. В Израиле в этот день принято  устраивать экскурсии "на природу", сажать деревья. Ибо сказано в  Торе: "Когда войдете в страну, сажайте в ней плодоносные  деревья".

ПУРИМ

Пурим - праздник в память о чудесном избавлении евреев, живших в Персии в середине V в. до н. э., от смертельной  опасности. Первый министр правившего тогда царя Артаксеркса по имени  Аман, уязвленный непочтительным отношением к нему некоторых иудеев, решил  уничтожить всех евреев в стране. Хитростью  и коварством он сумел поручить разрешение царя на это. Но царица Эсфирь (Эстер), еврейка  по происхождению, узнав об этом чудовищном замысле, сумела его сорвать. Аман был  казнен, были истреблены многие его  сообщники в разных городах Персии.

Название праздника - от слова "пур" (аккад. пуру - жребий): Аман бросал жребий, чтобы определить день для задуманной им акции геноцида.

Эти события описаны в Библии в книге Эстер ("Мегилат Эстер"). Чтение этой книги в синагоге (вечером  и во время утренней службы) является важнейшей частью праздника; слушать  ее должны мужчины, женщины, дети. Предшествует празднику Пост Эстер.

Пурим - малый праздник (работать не запрещено). В этот день принято вкусно есть (в т.ч. традиционные пирожки  треугольной формы с маком - "оменташи" - "уши Амана"), пить вино, веселиться, делать подарки (друг другу и особенно бедным людям), жертвовать деньги в  благотворительные фонды. С давних пор существует обычай устраивать в  Пурим веселые уличные шествия, карнавалы, шуточные представления  на тему этого дня.

ПЕСАХ

Песах - праздник весны и свободы, в память о массовом исходе евреев из Египта (около 3300 лет назад) - одном  из важнейших, значительнейших событий  еврейской истории. Традиция связывает  название "песах" с тем, что  Бог "прошел" ("пасах", ивр.) мимо домов евреев в то время, когда  Он наказывал египтян за отказ  фараона отпустить еврейский  народ. В иудейском молитвеннике (сиддуре) Песах называется "временем нашей свободы"; Тора именует его "Хаг Гамацот" - "праздник опресноков", ибо главная особенность Песаха - заповедь есть пресный хлеб - (мацу) и строжайший запрет не только употреблять, но и иметь в своем доме квасное ("хамец"). Маца - тонкая пресная  лепешка, весь процесс выпечки ее с момента добавления в муку воды не должен превышать 18 минут. Муку разрешено  использовать от одного из пяти злаков: пшеницы, ржи, ячменя, овса, полбы. Маца - напоминание о том, что евреи, получив, наконец, разрешение фараона  уйти из страны, в такой спешке покидали Египет, что пришлось испечь хлеб из еще не успевшего взойти теста.

Информация о работе Иудейские праздники