Методы эффективного преподавания Библии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2015 в 22:12, реферат

Описание работы

Цель работы – достичь ясного понимания методов преподавания и принципов толкования Библии для взращивания эффективных учителей, которые смогут показать, что означал текст в библейские времена и показать актуальность Библии в настоящее время.
В данной работе в первом разделе будут рассмотрены принципы толкования Библии с кратким обзором, что такое Библия, во втором – метод ликвидации разрыва, а третьем – особенности преподавания различных жанров Библии.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. БИБЛИЯ ЧТО ЭТО ЗА КНИГА? ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТОЛКОВАНИЯ БИБЛИИ 4
2. ЛИКВИДАЦИЯ РАЗРЫВА КАК МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ БИБЛИИ 7
3. ПРЕПОДАВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ БИБЛИИ …………………...10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13
БИБЛИОГРАФИЯ 14

Файлы: 1 файл

реф методы преподав Библии.doc

— 83.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Методы эффективного преподавания Библии


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1. БИБЛИЯ ЧТО ЭТО ЗА КНИГА? ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТОЛКОВАНИЯ БИБЛИИ 4

2. ЛИКВИДАЦИЯ РАЗРЫВА КАК МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО ПРЕПОДАВАНИЯ БИБЛИИ 7

3. ПРЕПОДАВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ БИБЛИИ …………………...10

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 13

БИБЛИОГРАФИЯ 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из широкоизвестных плодов протестантской реформации является тот факт, что Библия стала доступной рядовым прихожанам, перестав принадлежать исключительно духовенству.

Сегодня верующие пользуются огромным количеством Библий во множестве различных переводов, им доступны для изучения различные библейские словари с комментариями исторических событий и подтверждающими фактами археологических находок.

А интернет может перенести христианина за несколько мгновений к любому вопросу по библейской тематике. В обширности этой информации можно «заблудиться».

Поэтому актуальной проблемой в современной церкви становится эффективное преподавание Слова Божьего, подготовка и научение как пасторов, так и рядовых прихожан методам и принципам преподавания и толкования Библии.

Предметом данного исследования будет обзор основных методов эффективного преподавания Библии с рассмотрением вопросов о том, что представляет собой сама книга Библия, чего позволяет достичь метод ликвидации разрыва, как литературные жанры в Библии влияют на принципы толкования Библейских текстов.

Цель работы – достичь ясного понимания методов преподавания и принципов толкования Библии для взращивания эффективных учителей, которые смогут показать, что означал текст в библейские времена и показать актуальность Библии в настоящее время.

В данной работе в первом разделе будут рассмотрены принципы толкования Библии с кратким обзором, что такое Библия, во втором – метод ликвидации разрыва, а третьем – особенности преподавания различных жанров Библии.

 

  1. БИБЛИЯ ¬ ЧТО ЭТО ЗА КНИГА? ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ТОЛКОВАНИЯ БИБЛИИ

 

То, как мы преподаем Библию, отчасти зависит от того, как мы смотрим на неё. Некоторые ошибки в преподавании Библии происходят из-за неправильных представлений о самой Библии. В данном разделе будут рассмотрены некоторые важные характеристики Библии как книги.

«Библия – это набор книг, антология. Об этом говорит даже само слово «БИБЛИЯ», которое означает «маленькие книги» [6, С.153].

«Такую антологию можно составить лишь в том случае, если за многими авторами – людьми стоит один Автор, Который гораздо выше всех людей» [5, С.15]. 

В Библии шестьдесят шесть отдельных книг. Создавалась Библия на протяжении примерно 1400-1800 лет. Более сорока авторов писали её. Это были люди самых разных занятий и представляли они самые различные слои общества.

Библия сама повествует о своем происхождении: «Все Писание богодухновенно» (2Тим.3:16) [1]. «Изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2Пет.1:2) [1]. Люди излагали своими собственными словами Божии откровения, однако при этом Святой Дух направлял и наставлял их.

«Этот процесс носит название вербального (то есть «дословного») вдохновения, потому что авторы избирали слова изначального текста, пребывая под вдохновением Божиим» [4, С.1863].

Библию «называют богодухновенной не из-за сверхестественного способа

её передачи через земных писателей, а благодаря её источнику. Это не просто книга о Боге, это книга от Бога. Поэтому церковь исповедует, что Библия - это «vox Dei», т.е. непосредственно «глас Божий» [2, С.2].

Хотя Библия была написана многими людьми на протяжении многих веков, эти произведения ни в чем не противоречат друг другу. Но это еще не все – многое из того, что было записано в Ветхом Завете, нашло свое исполнение в Новом Завете. Некоторые из библейских пророчеств продолжают исполняться даже в наши дни.

Достоверность Библии подтверждают также естественные науки, внебиблейские письменные источники, археологические находки.

Библия представляет собой совокупность взаимозависимых книг, ни одна отдельная книга Библии не является самодостаточной, автономной. Отдельные книги или отрывки вносят свой вклад в общую картину. Например, повествование о сотворении мира в Бытии углубляется и расширяется с помощью ссылок на сотворение мира в других местах Библии. Следовательно, преподавая отдельные части Библии, нужно помнить о том, что Библия говорит о той или иной теме в других местах.

Библия также демонстрирует единство темы, которую можно описать как Божьи действия в отношении людей и взаимоотношения людей с Богом и другими людьми. В Библии постоянно говорится о Божьем характере, а также о природе людей. Объединяющей целью Библии является открыть Бога людям, чтобы они смогли применить Божьи принципы в своей жизни. Преподавание Библии должно строиться вокруг этой цели.

Теперь можно более подробно рассмотреть цели и принципы толкования Библии. Эта цель объявлена в самой Библии: «Все писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:16-17) [1]. Этот стих является жизненно важным для каждого верующего, который хочет духовно возрастать».

Задача в процессе толкования заключается не столько в том, чтобы найти точное толкование, сколько в том, чтобы использовать библию для указанной выше цели взращивания христиан и достижения их духовного и нравственного роста.

У предпосылки, что Библия является богодухновенным откровением, есть несколько важних следствий. Если Библия богодухновенна, тогда она достоверна. Она не введет человека в заблуждение. Это, в свою очередь, подразумевает, что Библия не противоречит сама себе. А поскольку она является Божьим откровением для верующих, то они могут положиться на её ясность и авторитет.

Следующий принцип толкования, касающийся природы самой Библии, заключается в предположении, что Библия в целом является органичным целым, в котором составные части гармонично сочетаются. В соответствии с этим принципом отдельные отрывки всегда следует толковать в свете того, что говорится в других местах Библии. Обычно этот принцип выражают словами «Писание само себя истолковывает».

Если замечание Петра о том, что «небеса и земля составлены из воды и водою» (2Пет.3:5) [1], то это место нужно истолковывать в свете того, что Библия ясно говорит о сотворении мира Богом в Бытии 1 и в других местах.

При толковании, касающимся языка Библии, необходимо иметь в виду, что Библия написана обычным человеческим языком, и отсюда вытекает такой принцип толкования: прежде всего необходимо определить прямое, буквальное, нормальное значение слов, фраз и предложений, а не истолковывать текст аллегорически, если только в отрывке не говорится о том, что он аллегоричен по своей природе.

Например, проповедь Иисуса о добром пастыре (Ин.10:1-18) является аллегорическим описанием искупительной жизни и смерти Иисуса. А вот типичный пример, когда не нужно толковать аллегорически: в истории о том, как Давид взял пять гладких камней из ручья (1Цар.17:40), истолковывают так, будто гладкие камни напоминают нам, что Христос должен очистить и отшлифовать нас, а тот факт, что Давид выбрал пять маленьких камней означает, что Христос может использовать только смиренных людей.

Таким образом, знание правильных принципов толкования избавит преподавателя от совершения ошибок  в процессе толкования Библии.

 

 

     2. ЛИКВИДАЦИЯ РАЗРЫВА КАК МЕТОД ЭФФЕКТИВНОГО                   
                                  ПРЕПОДАВАНИЯ БИБЛИИ

 

Рассмотрев общие принципы толкования Библии в предыдущем разделе, теперь можно перейти к исследованию собственно методов преподавания. Первоочередная проблема, которую должен решить каждый эффективный преподаватель Библии, сводится к тому, как сделать Библию доступной для современного читателя и показать, какое отношение ее мир имеет к нашей жизни.

Обычно для этого используется термин «ликвидация разрыва». Величина этого разрыва варьируется в зависимости от библейского отрывка. Так, в следующем отрывке из Нового Завета суть изложена настолько прямо, что он означает для наших читателей тоже самое, что и для первоначальной аудитории: «А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших: не говорите лжи друг другу» (Кол.3:8-9) [1]. В большинстве остальных библейских отрывках отмечается удаленность мира Библии от нашего мира.

Ликвидация разрыва между нашим миром и миром Библии требует от нас совершения путешествия «туда и обратно». В толковании библейского текста нужно руководствоваться двумя вопросами: «Что это значило тогда?» и «Что это значит сейчас».

Первой задачей читателя или преподавателя Библии является заново пережить события, о которых говорится в тексте, то есть перенестись из нашего времени и места и стать зрителем или участником событий в мире, совершенно далеком от мира асфальтированных автостоянок и микроволновых печей.

Для этого требуется использовать воображение, визуальные образы, которые станут более реальными при использовании библейских словарей, комментариев, атласов.

 Такими инструментами могут также быть фотографии Святой Земли,

слайды, иллюстрации в книгах, нахождение в интернете интересующих нас ресурсов. Преподаватель для иллюстрации может просто принести физические предметы, например, пергамент и папирус со старинными надписями, глиняные таблички и т.д.

    География играет  важную роль во многих частях  Библии. При работе с такими  отрывками всегда актуальны карты. Эффективным является и соотнесение  географических фактов из древнего  мира со знакомыми расстояниями, численностью населения и тому подобными фактами. Если Чермное море имеет длину тысяча двести миль, а ширину двести миль, учащимся будет полезно узнать, как это соотносится с известными им географическими областями.

Наглядным и эффективным будет перевод мер длины, веса, объема, глубины в  доступный для понимания формат, тогда размеры Ноева ковчега, вес золота и серебра, собранных Давидом для постройки Храма, будут понятны и библейские истории оживут по-новому в воображении.

После того, как читатель посетил мир Библии, нужно вернуться в знакомый для нас современный мир. Связывая детали библейского отрывка со знакомыми переживаниями, преподаватель поступает аналогично переводчикам с одного языка на другой.

Так в Библии встречаются узнаваемые эмоциональные переживания (особенно в лирической поэзии). Только поэт мог выразить свои чувства следующим образом, но каждый влюбленный в состоянии понять изображенные здесь эмоциональные переживания: «Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста! Пленила ты сердце мое одним взглядом очей твоих, одним ожерельем на шее твоей» (Песн.П.4:9) [1].

Еще один распостраненный вид переживаний, множество примеров которого находятся в Библии – это психологические переживания, к примеру, описание Давидом своей битвы с мучительным чувством вины: «Когда я молчал, обветшали кости мои от вседневного стенания моего, ибо день и ночь тяготела надо мною рука Твоя; свежесть моя исчезла, как в летнюю засуху» (Пс.31:3-4) [1]. Это не просто гипербола, это почти клинический анализ душевного состояния Давида, указывающий на бессоницу, психосоматические болезни, стресс, потерю аппетита и эмоциональную усталость.

Последним путем ликвидации разрыва между библейским миром и нашим жизненным опытом является применение. «Всякий раз, когда говорится о том, как переживания и идеи, описанные в библейском отрывке, относятся к нам, тогда наводится мост между «тогда» и «сейчас»» [6, С.87].

«Применение предполагает, что вы используете в своей повседневной жизни те библейские истины, которые открылись вам в процессе исследования Писания. Применение отвечает на вопросы: «Что означает прочитанное для меня лично? Какие истины я могу использовать в своей жизни? Что я должен сделать, чтобы ходить путем непорочности?» [4, С.15].

В учебнике «Эффективное преподавание Библии» приводится иллюстрация такого применения на примере комментария одним  преподавателем Библии притчи о двоих сыновьях, которых отец попросил поработать в винограднике. Сама притча выглядит так: «У одного человека было два сына, и он, подойдя к первому, сказал: сын! Пойди сегодня работай в винограднике моем. Но он сказал в ответ: не хочу, а после, раскаявшись, пошел. И подойдя к другому, он сказал то же. Этот сказал в ответ: иду, государь, и не пошел. Который из двух исполнил волю отца?» (Мф.21:28-31) [1]. Преподаватель так прокомментировал отрывок: «Проблема первого сына – это неповиновение. …Я бы описал этого парня так: он представляет собой большую проблему за завтраком и радует сердце за ужином. …Ситуация со вторым сыном гораздо сложнее. …Он говорит то, что, как он думает, его отцу будет приятно слышать. Он радует сердце за завтраком, но оборачивается большими проблемами за ужином» [6, С.88]. Таким образом, семья из притчи стала семьей наших собственных переживаний и наблюдений.

Подводя итог, можно сказать, что эффективный преподаватель Библии находит пути связать Библию с современной жизнью и делает ее доступной и актуальной.

  1. ПРЕПОДАВАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ БИБЛИИ

 

Рассмотренный в предыдущем разделе метод ликвидации разрыва не может быть эффективно осуществлен без понимания принципов толкования Библии в зависимости от литературных жанров.

Информация о работе Методы эффективного преподавания Библии