Магия и научное мировоззрение: взаимоотношения и перспективы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:21, реферат

Описание работы

Актуальность данной тематики обусловлена тем, что важнейшей формой первобытных верований и связанной с ними практики была магия (греч. mageia - колдовство, чародейство) - совокупность представлений и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность влияния на людей, предметы и явления объективного мира с помощью определенных действий. Истоки - этой формы религиозных верований были наиболее полно описаны английским этнографом Б. Малиновским в его работе "Магия, наука и религия".

Содержание работы

I. Введение………………………………………………………………....3.
II. Магия и религия........................................................................................4.
II. Первобытная магия...................................................................................6.
III. О магии, как о науке оккультизма.........................................................8.
IV. Магия и наука...........................................................................................10.
V. Заключение................................................................................................20.
VI.Список использованной литературы......................................................21.

Файлы: 1 файл

реферат религия.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

Не только между магией и наукой существует сходство и различие. В  таких же отношениях между собой находится магия и религия. Религию Фрэзер определяет следующим образом: «под религией я понимаю, говорит Фрезер, умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни. Религия в таком понимании состоит из теоретического и практического элементов, а именно из веры в существование высших сил и из стремления умилостивить их и угодить им». Чистая религия без практических действий переходит в теологию. Такое определение религии, говорит Фрэзер, позволяет предположить, что ход природных событий в какой-то мере эластичен и изменчив, и можно уговорить сверхъестественные силы изменить мир и внести в него позитивные изменения. Но такая точка зрения противоречит магии и науке, которые как раз и основываются на неизменности законов природы. Религия предполагает, в отличие от магии и науки, что миром управляют осознанные силы. Магия часто имеет дело с духами.

В отличие от религии  магия, вступая в отношение со сверхъестественными силами, обращается с ними как с неодушевленными силами, т. е. вместо того, чтобы, подобно религии, поклоняться им, она их принуждает и заставляет. «Магия исходит из предположения, что все личные существа, будь они людьми или богами, в конечном итоге подчинены безличным силам, которые контролируют все, но из которых, тем не менее, может извлечь выгоду тот, кто знает, как ими манипулировать с помощью обрядов и колдовских чар». Если существуют безликие силы, которым подчиняются все без исключения вне зависимости от того, природные явления это, растения и животные это, люди это или боги, то необходимо познать те способы, которыми эти безликие силы управляют отдельными явлениями и всем миром в целом. Поэтому магия наблюдает, экспериментирует и изучает мир, чтобы управлять им.

Маг отличается от обычных людей  тем, что обладает определёнными  физическими качествами, отличающими его от обычных людей. К магам причисляются «нервные, беспокойные люди или люди с необычайным складом ума для той заурядной среды, где верят в магию. Характерно для мага считают быстрые резкие движения, прерывистую речь, ораторские или поэтические дарования» [155, 121]. В большинстве обществ маги культивируют все эти признаки, которые часто обостряются во время магических обрядов. Маг впадает в транс, входит в экстаз или искусственно его имитирует. Подобные психические явления — это признаки особого дара, которые позволяют быть магом или им стать.

Магические способности приписываются  не только одному человеку, но также существуют магические корпорации, основанные на профессиональной деятельности. «Все врачи, кузнецы, пастухи, по меньшей мере, потенциально являются магами» [155, 122]. Люди объединяются между собой по профессиональным навыкам, что отделяет их прочих, и именно эти отличия придают им авторитет магии. Подозрениями в занятии магией и колдовством наделяют представителей других народов. «Когда встречаются две культуры, занятие магией обычно приписывается менее развитой» [155, 124]. Так, например, цыгане наделяются магическими способностями и считаются магами, поэтому к ним всегда относятся с подозрением.

Неординарные знания и умения приписываются  магам, которые являются героями  мифов или легенд о всевозможных чудесах. Часто в таких рассказах  способности мага из области реальности переходят во всевозможные сказочные способности и умения. Маг поражает своим могуществом, способностью реализовывать все свои желания, о которых простой человек даже и не помышляет.

Все маги имеют духов-помощников, которые наделяют их особой магической силой. Эти духи, как правило, принимают облик реальных или фантастических животных. «Магу известно их постоянное местопребывание, он владеет их языком, знает ритуалы, с помощью которых к ним можно подступиться». При совершении магических обрядов маг обращается к их помощи, и от их силы зависит сила самого мага и, соответственно, эффективность всего магического обряда.

Любой человек, обладающий определёнными  психическими качествами, не обязательно должен быть магом и заниматься магией. Существует три способа, говорит Мосс, чтобы стать магом: «Магом становятся через чудесное откровение, посвящение и по традиции» [155, 133]. Различные способы приобщения к магической практике разделяют магов на разные классы. При откровении либо сам маг перемещается в мир духов, либо во время магического обряда в него вселяется дух. При посвящении в маги тема временной смерти является наиболее частой. Дух забирает будущего мага к себе, убивает его, расчленяет его тело и производит с ним различные процедуры, а затем собирает его заново, тело остается тем же самым человеческим телом и в то же самое время другим, измененное духом. После такой временной смерти, которая может длиться несколько суток, человек оживает и уже является магом, обладает различными знаниями и умениями, которыми раньше не обладал. То же самое, говорит Мосс, случается с новичком при обряде инициализации, проводимом другими магами, или при посвящении в маги по традиции, когда знание непосредственно передается человеку от человека. «С этой точки зрения приобретение магического дара через откровение, инициализацию и передачу по традиции равнозначны и, безусловно, в каждом случае по-своему подтверждается, что новый член приобщился к сообществу магов». Маги, как и представители других профессий, обладают определенными профессиональными и моральными качествами.

В магии существуют обряды, эквивалентные  религиозным обрядам сакрализации и десакрализации, а также очистительные и охранительные обряды, и обряды жертвоприношения: «жертвоприношение встречается в магии, но мы, говорит Мосс, обнаруживаем его не во всех системах магии» [155, 144]. Несмотря на то, что жертвоприношение очень распространено, оно не является универсальным элементом магических церемоний.

В основе магии лежит система представлений о мире. Минимум представлений в любом магическом обряде, говорит Мосс, — это представления о цели. Все представления мага о мире Мосс делит на персонифицированные и неперсонифицированные. К персонифицированным представлениям относятся различные представления о духе как идее нематериального характера. Магические духи делятся на несколько категорий: в первой Мосс относит души умерших, ко второй — демонов, и к третьей — религиозных сверхъестественных существ — богов.

Персонифицированные представления находят свое отражение в мифах: «среди мифов есть и такие, которые объясняют происхождение магии, симпатических отношений, обрядов и т. п. Однако если магии и известны мифы, то они чаще всего рудиментарны, очень предметны, относятся исключительно к вещам, а не к персонажам». Это связано с тем, считает Мосс, что магия малопоэтична и не стремится создавать историю своих демонов. Вряд ли такое утверждение можно считать правильным, так как маги скрывают имена своих духов, с которыми вступают в связь, и все, что с ними связано, от посторонних глаз. Особенно при передаче магических знаний от учителя к ученику, когда знания максимально защищаются от посторонних.

К неперсонифицированным относятся  абстрактные и конкретные представления. К абстрактным представлениям относятся законы магии. «Это законы контактности, сходства и контраста: находящиеся или находившиеся в контакте предметы являются и остаются связанными, подобное производит подобное, противоположное действует на противоположное». Эти законы представляют собой законы ассоциации идей, т. е. случайная мысленная связь эквивалентна причинной связи вещей. Все эти три формулы можно было бы объединить в одну, говорит Мосс, «что контактность, сходство и противоположность равноценны одновременности, тождественности и противопоставленности в мыслях и в действиях».

В законе контактности часть равна  целому, и отделение части от целого не прерывает между ними связи. Мосс формулирует этот закон так: «индивидуальность существа неразделима и постоянно присутствует полностью в каждой из его частей». Эта формула применима не только к людям и живым существам, но и к предметам. Такая магическая связь подразумевает идею заражения. Предполагается, что по возникшей цепочке можно передать болезни, удачу или какие-то другие ценные качества мага.

Для того чтобы обучить  магическому знанию его необходимо сделать доступным для понимания. Магия, говорит Мосс, состоит в  действительном родстве, с одной  стороны, с религией, а с другой — с наукой и техникой. «У нас  есть основания сказать, что медицина, фармация, алхимия, астрология развивались в магии вокруг некоторого минимально возможного ядра чисто технических открытий. Рискнем предположить, что другие, более древние и, может быть, более простые виды техники, раньше отделившиеся от магии, были также смешаны с ней на заре человечества». С наукой магия связана тем, что создаёт разнообразные идеи. Мосс говорит, что для магии «знание — это сила». Как мы видим, отношение Мосса к магии неоднозначно, и такое отношение связано с тем, что магия достаточно сложная и развитая деятельность человека, уходящая своими корнями в древность. Магия — настолько древний механизм познания мира, что невозможно представить, какими были первые магические приёмы.

В исследовании первобытной магии Малиновский выделяет три элемента, с которыми связана действенность магии. К первому элементу относятся различные фонетические эффекты. Например, имитация различных природных звуков: свиста ветра, шума воды, шум деревьев, кустарников, травы, имитация грома, звуков, издаваемых различными животными, а также звуков, связанных с проявлением различных человеческих эмоций. Ко второму элементу относятся различные словесные описания событий, которые вызывает колдун. Например, колдун при лечении болезни описывает все симптомы, от которых должен избавиться больной при наступлении выздоровления, или рассказывает о здоровье, которым должен обладать больной, или как должны работать здоровые внутренние органы и какими должны быть телесные силы. В хозяйственной магии используют описания роста растений, повадок животных и т. п. Третий элемент содержит в себе то, чего нет в магическом ритуале — обращение к мифам, ссылки на предков и культурных героев, основавших магическую традицию. Магия, как и любое традиционное знание, опирается на традицию. О магической силе и подвигах мага, о происхождение магии рассказывается в особых магических мифах.

Малиновский считает, что магия  не создается и не изобретается «Всякая  магия всегда «была» с самого начала существенным дополнением всех вещей и процессов, входящих в сферу жизненных интересов человека, хотя и оставалась за гранью его обычных умственных усилий» [137, 88]. Поэтому, считает Малиновский, колдовство и магия существовали всегда, у них нет ни изобретателей, ни происхождения. Человек их шаг за шагом постепенно осознает и делает частью своей жизни. Малиновский даёт такое определение магии: «магия — это и есть свойство самого объекта, точнее отношения между этим объектом и человеком, отношения которые не создаются человеком, но существуют для человека» [137, 88]. Задача мага как раз и состоит в том, чтобы выявить эти отношения и использовать их в своих личных или общественных целях. С этой целью маг проводит серию повторений, чтобы один раз полученный результат, пусть и случайно, мог быть закреплен формулой, воспроизводя которую его можно достигать в случае необходимости. Тот результат, который воспроизводится с практически стопроцентной вероятностью, становится частью общественной жизни и не представляет для мага никакого интереса, так как необходимое решение уже найдено и может быть использовано всеми членами общества.

Магия всегда служила целям человека, и только человек владеет магией. «Объектом магии оказывается  не сама природа, а человеческое отношение  к ней и человеческие действия с природными объектами». В качестве продукта взаимодействия человека с природой рассматривается то, что природа неспособна самостоятельно произвести, что подвластно лишь магии. Наблюдение за природой и изучение её законов не ведут к возникновению магии, она существует благодаря культурной традиции и с её помощью человек может осуществлять свои цели. «Магия — это специфическая и уникальная власть, которая принадлежит только человеку и обнаруживает себя только в магическом искусстве,. изливается человеческим голосом и передается волшебной силой обряда». Вместилищем магической силы служит человеческое тело, из него она переходит на другие предметы и подчиняется различным условиям. Поэтому магическая сила в первобытных культурах, говорит Малиновский, никогда не считается природной силой, действующей независимо от человека и не может быть познана как другие явления природы.

Малиновский рассматривает психологический  механизм возможного возникновения магии, который является главным источником магической веры. По наблюдениям Малиновского, при исполнении магического обряда драматическое изображение эмоций является существенной часть обрядов, которые отображают ситуацию, связанную с борьбой и достижением победы. «Магические ритуалы, большая часть магических формул и принципов, колдовские приёмы — все это восходит к бурным переживаниям, испытанными людьми в труднейших ситуациях их практической жизни в безвыходных тупиках, в попытках найти брешь в стене, воздвигаемой несовершенством их культуры, разрешить противоречие между могучими жизненными соблазнами и грозными опасностями подстерегающей судьбы». Этим и объясняется, что во многих магических обрядах происходит спонтанное выражение эмоций. Сначала эмоции становятся частью магического обряда, а при исполнении обряда они спонтанно проявляются, что придает действенность магической практике.

В Меланезии на каждый магический обряд или заклинание существует противоядие, которое, если окажется сильнее, то может ослабить или вообще свести на нет все усилия колдуна. Контрмагия является обязательной составной частью магической практики. Магический обряд может применяться только тогда, когда существует противоположный обряд, ослабляющий или вообще уничтожающий влияние магического обряда. Иначе такой обряд, от которого нет защиты, не употребляется, он может нанести вред самому исполнителю.

Малиновский говорит, что магия  выступает как действующий фактор организации труда и придания ему смысла. «Поэтому культурно-интегрированная функция магии состоит в устранении тех препятствий и тех несоответствий, которые неизбежно возникают в тех сферах практики, имеющих большую социальную значимость, где человек не в состоянии полностью контролировать ход событий». Магия поддерживает в человеке уверенность в успехе действий, вселяет в него веру, укрепляет его дух и позволяет ему добиться успеха в своих действиях, когда он не может положиться на обычные средства, а также подчинить себе разбушевавшиеся страсти и эмоции.

Магия отличается от науки  тем, что она не исследует природу, а основывается на эмоциональном опыте, в котором человек наблюдает не природу, а самого себя, и истина воспринимается не разумом, а игрой чувств, говорит Малиновский. Рациональное и магическое знание относится к разным культурным традициям. Для овладения рациональным знанием не требуется посвящения, как для овладения магическим знанием, но при этом Малиновский забывает сказать, что любому знанию, научному и магическому, необходимо учиться, а это требует определённых усилий, способностей, желания и самой возможности для получения знания.

Информация о работе Магия и научное мировоззрение: взаимоотношения и перспективы