Культ икон в православии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Католическая и православная церкви придают большое значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или нужно отвергнуть их как пережиток язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение культа икон………………………………………………5
История иконы……………………………………………………………..8
Икона в Церкви, икона в доме…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………...28
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Копия Ирм реферат.docx

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Если  икона обветшала 

Довольно  частым вопросом, задаваемым прихожанами, бывает о том, что делать, если икона  пришла в состояние негодности и  не подлежит реставрации. Конечно, икона  всегда остается иконой, если даже она  потеряла свой первоначальный вид. Ни в коем случае нельзя просто выбрасывать  такие иконы. Их необходимо отнести  в храм, где их сожгут в церковной  печи. Если нет такой возможности, или в храме нет специальной  печи, то икону можно сжечь самому, а пепел закопать в месте, которое  впоследствии не будет осквернено, к примеру, в саду под деревом. Таким образом можно поступить и с деревянными и с бумажными иконами.

 Другим  вопросом, который приходится часто  слышать, является вопрос о  том, что делать со старыми  календарями с иконами, можно  ли вырезать икону из календаря  и поставить рядом с другими.  Ответ однозначный: да. Но сначала  необходимо наклеить такую икону  на твердую основу и освятить  в храме по чину освящения  икон. А со старыми календарями,  из которых невозможно вырезать  икону, необходимо поступить так  же, как и с ветхими иконами,  не подлежащим восстановлению, т.е.  сжечь. 6  

Найденные и подаренные иконы 

Зачастую  в разговоре с прихожанами  приходится слышать о неподдельном и даже паническом страхе перед найденными и подаренными иконами. Люди, подверженные подобным суевериям, начинают искать какую-то мистику в таких иконах. Кому-то кажется, что на икону наколдовали  и потом подарили, чтобы принести неприятности в семью. Другие начинают искать какие-то знаки свыше в  найденной иконе. Список вопросов по этой теме можно продолжать до бесконечности. Хочу сразу развеять сомнения –  в подаренных и найденных иконах нет ничего плохого. Существует множество  сказаний о чудесных явлениях различных  икон Божией Матери. Само собой разумеется, что при явлении эти иконы  кто-то находил. Благоговейный трепет перед ними, конечно, был, и история  говорит об этом. Но эти иконы  с благоговением и, зачастую, с  молитвой приносились в храм или  на месте явления устраивались храмы  и часовни. Так стоит ли бояться  найденной иконы? Конечно, нет. Для  спокойствия души икону можно  освятить в храме и смело помещать в домашний иконостас. Также можно  поступить и с подаренной иконой. Не стоит искать зло там, где его  нет.

Довольно  часто приходится сталкиваться с  тем, что люди приносят «ненужные» иконы  в храм и оставляют их там. То в свечной оставят, то на подоконнике в храме, то на амвон положат. Мотивация при подобных действиях бывает различная. Это и боязнь найденных или подаренных икон, и ветхость принесенных икон, и какое-то непонятное нежелание человека иметь в доме ту или иную икону. Невольно вспоминается пословица: «На, Тебе, Боже, что нам негоже». Необходимо помнить, что храм Божий – это не склад для «ненужных» икон, тем более что таковых не может быть у православного христианина.

    Иконопись 

Иногда  люди, имеющие сугубо светское художественное образование, выражают желание писать иконы. Конечно, наличие навыков  в живописи и определенный опыт в  этом деле будут большим подспорьем для будущего иконописца. Но этим вовсе  не ограничиваются требования, предъявляемые  к иконописцу. Согласно решению, принятому  поместным собором Русской Православной Церкви 1551 года, иконописец должен быть «смиренным, кротким, благоговейным, непразднословным, несмехотворцем, несварливым, независтливым, не пьяницей, не грабителем, не убийцей, особенно же хранить душевную чистоту и телесную со всякими предосторожностями, …, жить в посте, и в молитве, и воздержании со смиренномудрием, и с превеликим старанием писать образ Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Богоматери, и святых пророков, и апостолов, и священномучеников, и святых мучениц, и преподобных жен и святителей, и преподобных отцов по образу и по подобию по существу смотря на образ древних живописцев, и подражать добрым образцам». Как видно из этого определения, требования к иконописцу весьма высоки. Поэтому труд иконописца всегда сугубо чтился в православном мире.

В идеале современный иконописец и желающие стать таковыми должны стремиться к  этим требованиям. Но наша жизнь очень  далека от идеала и на данный момент к иконописцам не предъявляют  столь высоких требований, как  это было в 16 веке. Но, тем не менее, иконописец должен быть человеком благочестивой  жизни, действительным, а не номинальным  членом Церкви, старательно соблюдающим  все установления Святой Православной Церкви. Такие же требования могут  быть предъявлены человеку, хотящему вышивать иконы. Необходимо помнить, что  написание иконы – это не просто написание какого-то пейзажа или  портрета, а изображение Самого Господа, Его Пречистой Матери и святых угодников. А это требует огромной отдачи не только телесных, но в первую очередь, духовных сил. Поэтому вопрос написания икон тем или иным человеком обязательно должен быть поставлен на рассмотрение его духовника, т.к. об уровне духовного развития человека может знать только он. Таким образом, получение благословения духовника на написание икон становится обязательным требованием для будущего иконописца.

Подводя итог, хочется вспомнить о тех  людях, благодаря которым сегодня  им имеем возможность почитать эти  священные образа и молиться перед  ними. Это святые отцы VII Вселенского  Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия». 
 
 
 

Заключение

Подводя итог, хочется вспомнить о тех  людях, благодаря которым сегодня  им имеем возможность почитать эти  священные образа и молиться перед  ними. Это святые отцы VII Вселенского  Собора, восстановившие иконопочитание и провозгласившие Торжество Православия. Из всех побед над множеством разнообразных ересей одна только победа над иконоборчеством и восстановление иконопочитания была провозглашена Торжеством Православия. Именно его мы празднуем каждый год в первое воскресение Великого поста. И пусть бушуют вокруг нас океаны страстей, пусть восстают в мире лжехристы и лжепророки, призывающие отказаться от святых икон, пусть сотрясают воздух своей ересью сектантские проповедники, безрезультатно ища оправдания себе в Священном Писании. Мы же, прославляя память святых отцов VII Вселенского Собора и торжествуя о Святой Православной Вере, ответим всем восстающим против святых икон словами прп. Иоанна Дамаскина: «Прочь ты, завистливый диавол! Ты завидуешь, что мы видим образ Владыки нашего и чрез него освящаемся; завидуешь, что видим спасительные Его страдания, удивляемся Его совершенствию, созерцаем чудеса Его, познаем и славим силу Его Божества; ты завидуешь чести святых, которой они удостоены от Бога; не хочешь, чтобы мы смотрели на изображения славы их и делались ревнителями их мужества и веры; не терпишь телесной и душевной пользы, происходящей от веры нашей к ним. Но мы не слушаем тебя, человеконенавистный демон! Внемлите, народы, племена, языки, мужи, жены, отроки, старцы, юноши и младенцы, святый род христианский! Если кто возвестит вам не то, что святая Православная Церковь прияла от апостолов, отцов и соборов и что до сего времени сохранила, не слушайте, не принимайте совета от змия».

В наши дни верующие поклоняются иконам так же, как они поклонялись  им в древние времена. Это поклонение закрепляет у них чувство зависимости  от сверхъестественных сил, рабскую  психологию. Но ведь церковь как  раз и стремится к тому, чтобы  подавить человека, заставить его  почувствовать свое бессилие перед  силами небесными. И именно этой цели служат иконы. 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Абрамов Д.В. Православная книга. – М.: Эксмо, 2007. – 320 с.
  2. Михаил (Мудьюгин). Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века. М.: ББИ, 2002. – 128 с.
  3. О. Вениамин (Новик). Православие. Христианство. Демократия. – Алетейя, 2004. – 368 с.
  4. Чумакова Т.В. Православие. – СПб.: Питер, 2006.- 208с.
  5. http://www.panasia.ru/main/oth/rusmonastery/icon/1.html
  6. http://apologia.narod.ru/basis/uer/uer.htm
  7. http://www.likirussia.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=687
  8. http://www.pravmir.ru/ikona-v-cerkvi-ikona-v-dome/
  9. http://www.znakisudbi.ru/christianstvo/kult-ikon.html
  10. http://blogs.mail.ru/mail/kiril-777/669FD8778B1B6A1.html

Информация о работе Культ икон в православии