Культ икон в православии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 11:36, реферат

Описание работы

Католическая и православная церкви придают большое значение культу икон. Однако так было не всегда. Было время, когда в христианстве шли ожесточенные споры о том, следует ли почитать иконы или нужно отвергнуть их как пережиток язычества. Даже такие деятели христианской церкви, как Климент Александрийский, Евсевий Кесарийский и другие, решительно возражали против почитания икон. Они ссылались на библейскую заповедь, которая требует от верующих "не делать себе кумира и никакого изображения, что на небе вверху", а также на то, что почитание икон - явление языческое.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Происхождение культа икон………………………………………………5
История иконы……………………………………………………………..8
Икона в Церкви, икона в доме…………………………………………...19
Заключение………………………………………………………………...28
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Копия Ирм реферат.docx

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Для них  личные отношения с живым Богом, и бережное выстраивание этих отношений  в пространстве собственного духа - самое важное из всего, что есть у  них в жизни. Они дорожат состоянием молитвенной сосредоточенности, позволяющей  вести эту духовную работу. И в  такие минуты и часы они не нуждаются  во внешних, зрительных впечатлениях. Образ живого Бога в собственной  душе для них драгоценнее тех  изображений, которые сделаны другими, пусть даже весьма одаренными людьми.

Ни в  Ветхом, ни в Новом Завете нет  теологического обоснования практики иконописания и иконопочитания. Напротив, в тексте Библии присутствует запрет на изображения Бога, сформулированый в заповедях Моисея. Для того, чтобы устоять против соблазнов языческих культур, практиковавших создание изображений своих богов, Израиль должен был в этом вопросе проявлять категоричность и твердость. Отсюда запрет на изображения не только Бога, но и его творений - людей, животных и растений. Тотальный характер запрета закрывал врата для развития живописи и скульптуры, препятствовал развертыванию соответствующих творческих дарований, а значит и распространению категории таких людей, у которых не только мог возникнуть соблазн нарушить запрет, но и имелись бы необходимые творческие навыки, чтобы реализовать его. Этот запрет существовал как в древнем Израиле, так и в Иудее времен Христа.

 Важность  этого запрета не ослабевала  в виду постоянного соседства  свидетельств римского господства  в виде скульптурных изваяний  языческих богов (идолов). Человеческое  сознание, воспитанное на библейских  текстах, видело в иконопочитании прямое сходство с идолопоклонством.3

На иконоборческих настроениях в Византии не могла  не сказаться географическая близость духовно и политически крепнущего арабского Востока, не признающего  изобразительного элемента в религиозном  искусстве. В такие периоды византийское христианство оказывалось довольно близко к тому, чтобы пойти по следам иудаизма и мусульманства  и ограничить живописное творчество одной орнаменталистикой.

Характерно, что впоследствии даже в древнерусском  православии, не существовало всеобщего иконопочитания. Так, многих отшельников-пустынников, не имевших в своих кельях икон и молившихся без них, мало смущало это обстоятельство. Св. Серафим Саровский тоже не относил к обязательному атрибуту молитвенного труда и считал, что во время молитвы лучше закрывать глаза и тем самым исключать все внешние впечатления, могущие нарушить молитвенный настрой души. 

В истории  иконоборческих умонастроений особое место принадлежит протестантизму. Для М. Лютера и его единомышленников была неприемлема практика распространившегося  среди католического простонародья  суеверного обожествления церковных  реликвий, статуй, картин, икон. Они  были убеждены в том, что все это  несовместимо с истинно духовным богопочитанием. "Бог есть Дух, и поклоняюшиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4, 24). Реформаторы увидели в иконопочитании присутствие трудноискоренимых атавизмов языческих суеверий и обрушились на него. 
 
 
 

Когда в православном мире, начиная с XVII - XVIII вв., перестали появляться значительные по своим религиозно-эстетическим качествам произведения иконописи, когда в иконы стал проникать дух секулярности, а с ним исчезла обратная перспектива, появились светотень, пространственная трехмерность, объемность изображенний, то все это свидетельствовало об угасании православной духовности.

Упадок  иконописи можно рассматривать  как одно из дополнительных свидетельств того, что протестантизм оказался дальновиднее, освободившись от икон как зримых свидетельств слабости человеческого духа. В этой слабости приходится убеждаться каждый раз при созерцании православных икон, созданных в XIX - XX вв. и пронизанных духом не истинного, а показного благочестия. Подобные иконы зачастую служат укреплению позиций сторонников иконоборчества, у которых появляются серьезные основания для того, чтобы видеть в современных иконописных образах ложные формы духовности, симулякры, отчужденные от высших сакральных сущностей и смыслов. 
 

Иконы нельзя отнести к произведениям  живописи в обычном смысле слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях  и событиях реальной действительности. Начиная с эпохи Возрождения, жизнь и природа на картинах изображаются посредством иллюзорного воспроизведения  на плоскости доски, стены или  холста трехмерного пространства —  мира людей, животных, пейзажей и вещей. И даже если сюжет почерпнут из мифологии, то он переведен на язык земных образов. 

Живопись  экспрессионистов и абстрактная  живопись призваны отобразить переживания  художника, переживания, которые изменяют и нарушают пропорции событий  и предметов, а также цветовые соотношения между ними, деформируют  предметы до неузнаваемости или вообще обходятся без предметных образов. Но даже и в этом случае различные  эксперименты с цветом, линиями, со всевозможными способами интерпретации  пространства на двухмерной поверхности  картины не выводят нас, зрителей в мир иной природы, иных пространственных и временных шкал, иных ценностей. 

И цвет на иконах выполняет особую функцию  — функцию символического языка, который должен выражать не соотношения  цветов предметов и их взаимовлияние  в помещении или на открытом воздухе, но свечение предметов и человеческих лиц, озаренных светом, источник которого вне нашего физического мира. Золотые  штрихи на иконахолицетворяют этот неземной свет, а золотой фон символизирует пространство "не от мира сего". Теней на иконах нет. В царствии Божьем все пронизано светом.

 По  самому их предназначению и  по самой их природе иконы  нельзя и рассматривать как  картины. В них нет не только  обычного пространства, но нет  и событий, обусловленных обычными  причинно-следственными связями.  Икона — это окно в мир  иной природы, но окно это  открыто только для тех, кто  обладает особым — духовным  — зрением. 

Для того чтобы приблизиться к пониманию  икон, надо видеть их глазами верующего  человека, для которого Бог —  несомненная реальность при всей ее непостижимости и недоступности, реальность неизмеримо более важная и непреложная, чем быстротечная собственная земная жизнь. Реальность вездесущая, незримо стоящая за каждым событием, незримый свидетель и судья, от чьего взора невозможно укрыться никогда и нигде. 

Но само пространство тоже таинственно: есть пространство видимых и ощущаемых событий, но есть и пространство событий потусторонних  — невидимых и неощущаемых, о  которых люди узнают только в результате откровения.

 Из "того" мира в этот вливается  Божественная воля и Божественная  благодать. Из него в мир  земной могут прийти посланники, вестники-ангелы, может явиться какой-либо  святой, и даже сама Богородица... 

Принципы  и художественные средства создания икон формировались в течение  многих веков, прежде чем Древняя  Русь приобщилась к этой стороне  человеческой культуры. Традиции иконотворчества пришли в Древнюю Русь вместе с принятием ею христианства из Византии в конце Х века.

 Искусство  Византии того времени носило, главным образом, религиозный  характер и подчинялось строгим  законам, как в отношении содержания, так и в отношении формы.

 Регламентация  канонических типов икон и  иконографического стереотипа образов  была итогом длительных дискуссий  и борьбы, разгоревшейся вокруг  догматических проблем, связанных  с культом икон, борьбы, важнейшим  эпизодом которой была эпоха  иконоборчества и запрета культа  икон. Эта эпоха продолжалась  более ста лет и закончилась  примерно за полтора века до  крещения Руси.

 Одной  из важнейших причин отрицания,  а затем и запрета культа  икон явилось военное и идеологическое  давление на южные и восточные  границы Византийской империи  арабов, сплотившихся под знаменем  новой религии — ислама. В догматах  ислама библейские запреты творения  и почитания кумиров, к которым  мусульмане относят и крест,  и иконы, приобрели абсолютный  характер, и это оказывало заметное  влияние на умонастроения пограничного  населения Византии.4 

В 730 году византийский император Лев III запретил культ икон. Этому в значительной мере способствовало то, что до воцарения он в течение многих лет служил в восточных провинциях Империи и, очевидно, не только был хорошо знаком с религиозными концепциями ислама, но и испытал известное влияние со стороны епископов Малой Азии, которые стремились (опять-таки под подспудным воздействием идеологии ислама) в максимальной степени очистить христианскую религию от всего материального, чувственного, недуховного. Многие иконы, мозаики, фрески были уничтожены.

 Однако  иконопочитание не прекратилось.Оно продолжалось, хотя его приверженцы подвергались преследованиям, порой очень жестоким.

 Культ  икон был восстановлен временно  в 787 году на VII Вселенском соборе (в Никее) и окончательно — в 843 году.

 Одним  из авторитетных защитников почитания  икон был крупнейший богослов  и политик Иоанн Дамаскин (ок. 675 — ок. 750 г.), чьи доводы во многом определили смысл и содержание решений VII Вселенского собора. Иоанн Дамаскин учил, что библейский ветхозаветный запрет на изображение Бога носил временный характер: "В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался. Теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, мы изображаем видимое Бога. Не невидимое Божество изображаю, но изображаю виденную плоть Бога..."

 Опираясь  на учение предшественников, Иоанн  Дамаскин обосновывал правомерность творения образов тем, что "человеколюбию Божию угодно было облекать в вид и форму то, что лишено всякого образа и вида". Бог изволил прийти к людям Своим Сыном, воплотившимся Словом, Иисусом Христом. Он является в мир людей и обладает человеческим телом и обликом, — "ибо мы имеем нужду в том, что нам родственно". Он даровал нам Свой видимый образ.

 Однако  то, что было дано как видимое,  конечно же, не передает и не  выражает все свойства и сущность  непостижимого Бога. Но как тело  имеет тень, так и всякий оригинал  имеет копию, и "икона есть  напоминание".

 И  как само Священное писание  есть словесное изображение, образ  священной истории, так и иконы  составляют ее изображение, пересказ, но не словами, а линиями  и красками.

 Не  имея возможности обозначить  в видимых чувственных формах  невидимые свойства Первообраза,  мы были бы не в состоянии  возвыситься до созерцания духовных  предметов. Поэтому икона —  образ — является не иллюзорным  воспроизведением изображаемого,  но — чувственным символом, при  помощи которого мы обретаем  способность подняться до постижения  бесплотного — Божественного. "Через  символы легче вознестись и  горняя помышлять."

 Икона,  таким образом, играет роль  мистического посредника между  миром земным и миром небесным.

 Так  был определен смысл и сформулирована  концепция иконотворчества. 

В решениях VII Вселенского собора декларируется  подчинение художников-иконописцев  требованиям Церкви в отношении  строгого следования иконографическим канонам при написании образа. 

Однако  иконографические каноны оформились не сразу, а постепенно и закрепились как традиции и правила, регламентирующие и набор, и характер, и способ изображения религиозных сцен и образов святых. Это объясняется тем, что иконам был придан статус носителей и хранителей церковного исторического предания. Поэтому нарушение иконографического канона было чревато искажением предания, впадением в ересь и строго наказывалось. "Иконы должны быть написаны по существу и подобию, а не по догадкам и самомышлению."

 С  появлением Православия в Киевской  Руси, стали создаваться русские  иконы. XV век – золотой век  русской иконописи. Образуются  разные школы: Новгородская, Владимирская, Суздальская, Ярославская, Московская, Псковская. Конечно, никто не  будет спорить, что древнерусская  живопись достигла своего апогея  в творчестве Андрея Рублева.  Его знаменитые «Троица» и  «Апостол Павел» представлены  в нашей галерее. Иконы традиционно  посвящены библейским сюжетам.  Не смотря на жесткие каноны, которым обязан следовать иконописец, авторы смогли передать своим произведениям атмосферу того времени и собственные эмоции. В изображении святых отразилось самое высокое чувство о человеке, о его красоте, уме, душевных качествах. Самым выразительным приемом в иконописи является цвет. С помощью цвета авторы передавали ожидание чудесного в «Благовещенье», скорбь в «Успении Богоматери» и настоящее горе в «Положении во гроб». Древнерусская живопись завоевала всемирное признание. Выставки русских икон проходили в Англии, Франции, Германии и Америке. Приобрести оригиналы русских икон является большой мечтой многих западных коллекционеров. 

Информация о работе Культ икон в православии