Китайско-Тибетская (сино-тибетская) языковая семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 23:20, реферат

Описание работы

Китайско-Тибетская (сино-тибетская) языковая семья - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных. Общее число говорящих не менее 1,2 млрд. человек. Занимает второе место после Индо-Европейской языковой семьи. По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, принимавшейся большинством исследователей вначале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включавшую китайский язык и тайские языки, и западную (тибето-бирманские языки).

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 33.83 Кб (Скачать файл)

 

Общая характеристика семьи

Китайско-Тибетская (сино-тибетская) языковая семья - одна из крупнейших языковых семей мира. Включает свыше 100, по другим данным, несколько сотен языков, от племенных до национальных.

Общее число говорящих  не менее 1,2 млрд. человек. Занимает второе место после Индо-Европейской языковой семьи. По-видимому, некоторые китайско-тибетские языки ещё не известны науке, другие известны лишь по случайным коротким спискам слов. Согласно традиционной классификации, принимавшейся большинством исследователей вначале 20 в., китайско-тибетские языки делились на 2 основные группы: восточную (таи-китайскую), включавшую китайский язык и тайские языки, и западную (тибето-бирманские языки).

К восточной группе иногда относили также мяо-яо языки и каренские языки. Главным признаком, различавшим группы, был порядок слов: в восточных языках дополнение помещается после глагола, в западных — перед ним. В настоящее время известно, что тайские языки и мяо-яо не входят в китайско-тибетскую семью.

В современном языкознании китайско-тибетские языки обычно делят на 2 ветви, различные по степени их внутренней расчленённости и по их месту на лингвистической карте мира, — китайскую и тибето-бирманскую. Первую образует китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов. На нём говорит свыше 1050 млн. чел., в т. ч. около 700 млн. — на диалектах северной группы. К китайской ветви относится дунганский язык; разговорный язык дунган входит в состав северной группы китайских диалектов. Возможно, что к этой ветви принадлежит также язык бай, или миньцзя, однако это не доказано; обычно этот язык считают тибето-бирманским или вообще исключают из китайско-тибетской семьи. Остальные китайско-тибетские языки, насчитывающие около 60 млн. говорящих, входят в тибето-бирманскую ветвь.

Китайско-тибетские языки — слоговые, изолирующие с большей или меньшей тенденцией к агглютинации. Основной фонетической единицей является слог, причём границы слогов, как правило, являются одновременно границами морфем или слов. Звуки в составе слога располагаются в строго определённом порядке (обычно — шумный согласный, сонант, промежуточный гласный, основной гласный, согласный; все элементы, кроме основного гласного, могут отсутствовать). Сочетания согласных встречаются не во всех языках и возможны только в начале слога. Число согласных, встречающихся в конце слога, значительно меньше числа возможных начальных согласных (обычно не более 6—8); в некоторых языках допускаются только открытые слоги или существует только один конечный носовой согласный.

Письменности китайско-тибетских  языков делятся на три основных типа: идеографические, фонетические письменности индийского происхождения и письменности, созданные сравнительно недавно на основе латинского или русского алфавитов. К первому типу относится китайская иероглифика (XIII-IVв. до н.э.) внешне похожее на неё тунгутское письмо, введённое в XI в. и забытое после гибели тунгутского государства, письмо наси, знаки которого напоминают стилизованные рисунки, и более простое по форме письмо и (скорее слоговое, чем идеографическое). Второй тип представлен, прежде всего, тибетским и бирманским алфавитами (первый существует с VII в., второй — с XI в.). Менее распространено письмо невари (известно с XII в.), ронг, или лепча (с конца XVII в.), и манипури. Слегка видоизменённый бирманский алфавит используется для записи нескольких каренских диалектов. Индийское происхождение имела, также письменность мёртвого языка пью в современной Мьянме (сохранились тексты VI-XII вв.). Общая особенность алфавитов этого типа состоит в том, что гласный «а» не имеет специального обозначения — согласная буква без знака гласного читается с гласным «а»; знаки остальных гласных могут занимать любое место по отношению к согласной букве — над ней, под ней и т. п.; в сочетаниях согласных вторая буква подписывается под первой и обычно упрощается. Письменности на латинской основе разработаны для ряда языков Китая и Мьянмы, в т. ч. для языка дунган (в пределах СССР), который пользуется письменностью на основе русского алфавита (с добавлением нескольких букв).

 

Ареалы распространения

К китайской группе Китайско-Тибетской  языковой семьи относится китайский язык с его многочисленными диалектами и группами диалектов. Основной областью его распространения является КНР южнее Гоби и восточнее Тибета, но многочисленное китайское население есть и в других районах страны и за её пределами (Китайская Народная Республика, Тайвань, Сингапур,  Филиппины, Малайзия, Индонезия, Восточный Тимор, Таиланд, Вьетнам, Мьянма, Камбоджа, США, Россия, Индия).

Народы, говорящие на остальных  языках Китайско-Тибетской семьи, населяют большую часть Мьянмы (бывшей Бирмы), Непала, Бутана, обширные районы юго-западного  Китая и северо-восточной Индии. Важнейшие тибето-бирманские языки  или группы близкородственных языков: бирманский (до 30 млн. говорящих) в Мьянме и (свыше 5,5 млн.) в Сычуани и Юньнани (КНР); тибетский (свыше 5 млн.) в Тибете, Цинхае, Сычуани (КНР), Кашмире (северная Индия), Непале, Бутане; каренские языки (свыше 3 млн.) в Мьянме у границы с Таиландом: хани (1,25 млн.) в Юньнани; манипури, или мейтхей (свыше 1 млн.); бодо, или качари (750 тыс.), и гаро (до 700 тыс.) в Индии; цзинпо, или качин (около 600 тыс.), в Мьянме и Юньнани; лису (до 600 тыс.) в Юньнани; таманг (около 550 тыс.), неварский (свыше 450 тыс.) и гурунг (около 450 тыс.) в Непале. К тибето-бирманской ветви относится исчезающий язык народа туцзя (до 3 млн. чел.) в Хунани (КНР), но к настоящему времени большинство туцзя перешли на китайский язык.

Схожесть культур у носителей  языка и их обычаев

Если мы говорим о культуре и  традициях народов говорящих  на языках Сино-Тибетской языковой семьи, то мы говорим о таких народах, как китайцы, народность хуэй (дунгане), тибетцы, бирманцы, канаури, карены, невары. … Все эти народы близки не только в языковом, но и в культурном плане.

Большинство из этих народов объединяет Буддизм, за исключением Дунган (народность хуэй), они являются мусульманами-суннитами.

  • На жизнь бирманцев большое влияние оказывает буддизм. Каждый ребёнок обязательно должен хотя бы неделю провести в монастыре, а некоторые остаются там на всю жизнь. Монахи бреются наголо и носят жёлто-оранжевые накидки. Они не должны работать, а живут только подаянием.
  • У неварцев очевидно преобладание буддийского наследия и святынь в исторически неварских городах Патане (с его четырьмя ступами Ашоки) и Бхактапуре, тогда как Катманду являет смешанную картину. Считается, что поначалу неварцы были буддистами, но по причине индийского влияния и завоеваний в их среде возникли синкретические традиции.
  • У китайцев наиболее распространенные религиозные учения - буддизм(махаяна) и даосизм. Растущее меньшинство - христиане. Также исторически распространены конфуцианство и китайские народные верования.

Так же можно отметить сходство в архитектурном стиле  – постройка домов, религиозных  сооружений (пагод, храмов духам). Традиционный костюм ханьцев Китая – ханьфу схож с традиционной одеждой тибетцев, бирманцев и дунган – распашная куртка, застегивающаяся на правом боку, и широкие штаны. Женская одежда украшена вышивкой. Обувь матерчатая. Эти народы в основном оседлые земледельцы, или полуоседлые земледельцы-скотоводы. Тибетцы, дунгане, китайцы традиционно едят палочками.

Схожие праздники  у этих народов в основном связаны  с буддизмом: Табаун, Касхоун, Вазоу, Катхэйнбвэ.

Тенденции развития народов-носителей  языка

Из всех народов Сино-Тибетской  группы свое государство имеют китайцы (КНР) и бирманцы (Мьянма). Остальные  народы компактно проживают в разных странах: Дунгане – в Казахстане, тибетцы – в КНР район Тибетского нагорья и на крайнем севере Индии, невары – в Непале, карены – Мьянме.

Не обязательно сино-тибетские  народы связаны родством генетическим, иногда какой-либо этнос перенимает чужой язык, но исторические и территориальные  связи между такими народами обязательны.

Сино-тибетские народы проживают  в основном на территории Китая, где составляют большинство населения. Само название отражает их местоположение: Китай (сино - здесь — от латинского названия Китая) и Тибет. К сино-тибетским народам относится большинство населения Мьянмы и Бутана. Значительные группы населяют также Таиланд, Вьетнам, Лаос, Непал, Индию и др.

 

 

Список используемой литературы

  1. Илиуф Х.Ш., к.ф.н. статья «Дунгане»
  2. Р. Ф. Итс. Введение в этнографию, Ленинград - 1974.
  1. Козлов П. К. «Тибет и Далай-лама» Москва - 2004

  1. Огнева Е. Д. Тибетцы «Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл» Москва, Наука, - 1989.

  1. В. А. Тишков  «Народы и религии мира», Москва - 1998.

  1. Туччи, Джузеппе. «Религии Тибета». СПб - 2005.

  1. Языки и диалекты мира, проспект и словник, Москва – 1982
  2. Kady, J  «History of Modern Burma» - 1958

 

 

 

 

 


Информация о работе Китайско-Тибетская (сино-тибетская) языковая семья