Эффективные типы проповеди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 17:04, реферат

Описание работы

В евангелии от Матфея мы читаем, что Иисус Христос, выходя на служение людям человеческому роду, начал Свою проповедь словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Христианские проповедники являются продолжателями дела Христова на земле, предметом их проповеди может быть благовествование о Царствии Божием. Проповедь не должна удаляться от этой главной темы – учения Христа, иначе она может утерять характер христианской проповеди.

Содержание работы

1. Введение…………………………………………………………..……………………..…..3
2. Что такое проповедь...…………………………………………..……………….………….4
3. Типы эффективных проповедей…………………………………..………………..………6
3.1. Экзегетическая проповедь……………………………...…………………………….6
3.2. Текстовая проповедь……...…………………………………………………..………7
3.3. Тематическая проповедь…….……………………….. ……….……………………..8
4. Заключение……………………………….…………………….……………………………9
5. Библиографический список……………….…………………….…………………………10

Файлы: 1 файл

эффективные типы проповедей1.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Религиозная организация 
Образовательная организация высшего образования 
Московский теологический институт христиан веры евангельской

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ 
По предмету: 
Экзегетическая проповедь

На тему: 
«Эффективные типы проповеди»

 

 

 

 

Выполнила:  
Проверил:

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 
2015

Оглавление

 

1. Введение…………………………………………………………..……………………..…..3

2. Что такое проповедь...…………………………………………..……………….………….4

3. Типы эффективных проповедей…………………………………..………………..………6

       3.1. Экзегетическая проповедь……………………………...…………………………….6

     3.2. Текстовая проповедь……...…………………………………………………..………7 

      3.3. Тематическая проповедь…….……………………….. ……….……………………..8

4. Заключение……………………………….…………………….……………………………9

5. Библиографический список……………….…………………….…………………………10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

Слово Божье находится в центре любого типа проповеди, его толкование и разъяснение. Также любая проповедь, должна касаться учения Иисуса Христа, даже если это проповедь, основанная на текстах Писания Ветхого Завета.

В евангелии от Матфея мы читаем, что Иисус Христос, выходя на служение людям человеческому роду, начал Свою проповедь словами: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное". Христианские проповедники являются продолжателями дела Христова на земле, предметом их проповеди может быть благовествование о Царствии Божием. Проповедь не должна удаляться от этой главной темы – учения Христа, иначе она может утерять характер христианской проповеди. 

 

Содержание моего реферата основывается на определение понятия проповеди и описании трех типов эффективной проповеди.

Цель данной рабаты – постараться показать, что эффективные проповеди бывают трех типов и проследить содержание каждого типа проповеди, узнать их сильные стороны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что такое проповедь

 

Проповедь - это христианское церковное наставление, преподаваемое в церкви, имеющее своей задачей провозгласить и разъяснить слушающим учение Спасителя.

В первые времена христианства,  проповедь была скорее собеседованием, когда в небольших общинах при собрании верующих не один говорил при молчаливом внимании прочих, а многие вступали в беседу с главным наставником и руководителем беседы, прося у него разъяснения, высказывая свои недоумения, предлагая дополнения к сказанному другим. Апостол Павел пишет: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, - все сие да будет к назиданию».1

Сейчас методы проповедования изменились. Проповедь произносит  проповедник  с кафедры перед прихожанами церкви. Изменились и тиры проповедей.

 Какие свойства должна иметь евангельская проповедь:

1) Она, прежде всего, должна быть "свидетельствованием", то есть не просто теоретическим изложением учения Христа, но должна заключать в себе элемент личного опыта проповедника, опыта обращения и духовного возрождения. Отсутствие личного элемента в проповеди превращает её в сухую лекцию.

2) Евангельская проповедь должна иметь своей главной целью спасение душ человеческих. Без призыва к спасению проповедь лишена "Благой вести" и потому перестаёт быть евангельской..2

Сперджен рассказывает, как он обратился в собрании, где проповедь была для верующих. Проповедник сказал слово, призывая к покаянию, и это слово так подействовало на Сперджена, что он обратился. С тех пор, в каком бы собрании Сперджен ни проповедывал, даже, если это было исключительно для верующих, он постоянно заканчивал свою проповедь призывом к покаянию. Это правило должно соблюдаться всеми, кто хочет быть евангельским проповедником.

В сущности говоря, основной мотив всякой евангельской проповеди выражен Самим Господом Иисусом Христом: "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную"3. В этот стих в миниатюре выражает всё Евангелие. Поэтому отдельные его части могут служить неисчерпаемой темой для множества проповедей. Любовь Бога к погибшим грешникам, воплощение Сына, Его приношение в жертву, то есть, весь план искупления, вера как средство спасения, кто такой верующий?, в чём заключается погибель?, что такое жизнь вечная? и т.п. - всё это необъятные, животрепещущей важности темы для проповедей.4

Все речи и проповеди апостолов наполнены именем Христа и говорят только о Нём одном. Между тем, в наш век можно встретить проповедников, которые произносят длинные проповеди, в которых, или совершенно не упоминается Христос, или упоминается вскользь.

Любая проповедь должна стремиться к христоцентричности.

 

Итак, проповедь — это есть раскрытие Слова Божьего или  учения о спасении,  содержащегося в Божественном откровении с целью устроению нашей духовно-нравственной жизни в согласии с заветами, какие дал Господь для людей. Главным предметом евангельской проповеди должна быть любовь Божья, явленная людям в Его Сыне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Типы эффективных проповедей

 

Мы рассмотрим три типа проповеди – экзегетическую, текстовую и тематическую проповедь. Все они являются различными инструментами для проповедника, которые позволяют донести Божьи истины до прихожан. Различие между ними состоит в том, какое объяснение дается, сколько стихов служат основанием для проповеди и откуда развиваются основные моменты проповеди.

Когда Слово Божбе проповедуется одной и той же аудитории, важно применять разнообразные типы проповедей, что дает слушателям возможность более объемного восприятия истин Священного Писания.

Дадим определение трем типам проповеди и рассмотрим каждый тип проповеди в ее основных чертах.

 

3.1.   Экзегетическая проповедь.

 

Экзегетическая проповедь - это подробное толкование смысла текста, имеющее логическую упорядоченность и практическое применение. Важно, чтобы составитель проповеди мог найти экзегетический подход к изучению взятого отрывка из Слова Божьего.

Термин «экзегетическая» происходит от слова экзегеза, что означает «толкование», «объяснение». Согласно Джону Стопу: «Произвести экзегетический разбор Писания — это значит извлечь из текста и выставить на обозрение его содержимое. Экзегет вскрывает то, что кажется сокровенным, неясное делает понятным, распутывает запутанное и разворачивает плотную упаковку».5

Экзегетическая проповедь состоит из пяти основных элементов:

1. Детальное истолкование. Детальное истолкование раскрывает значение всего места Писания, объясняя основные слова и фразы. Эти слова чрезвычайно важны для понимания того, что имел в виду Библейский автор.

2. Применение является вторым важным элементом экзегетической проповеди. Применение обозначает употребление духовной истины на практике.

Г. Сперджен, выдающийся проповедник девятнадцатого века, сказал: «Там, где начинается применение, начинается проповедь». Запомните это: проповедь должна иметь дело не только с текстом, но и с людьми, которые ее слушают.

3. Третьим элементом  является то, что все основные  моменты проповеди должны быть составлены на основании одного места. Каждый текст содержит свою основную мысль, которая развивается в соответствующих стихах. Истины этих стихов используются как основные моменты экзегетической проповеди. Основные моменты углубляют понимание текста. В этом заключается причина, почему экзегетическая проповедь дает самое глубокое толкование.

4. Экзегетическая проповедь основывается на трех следующих друг за другом стихах, что, как правило, составляет законченную мысль.

5. Пятым элементом является  тезис — основная идея, вокруг  которой построена вся проповедь. Эта идея объединяет всю проповедь.6

Проповеднику надо обладать даром экзегезы - находить в тексте Писания именно те стороны, которые важны для духовного возрастания паствы и требуют пристального внимания и разъяснения.  Это является большим благословением для народа Божьего.

 

3.2.   Текстовая проповедь. 

 

Текстовая проповедь — это объяснение и применение одного или двух стихов, из которых проистекают все основные моменты проповеди и которые выстроены вокруг одной основной идеи или тезиса.

В отличие от экзегетической проповеди, текстовая проповедь не дает полного толкования, потому что не охватывает всего отрывка. Текстовая проповедь построена на одном или двух стихах. Эти стихи, поддерживая основные моменты, не развивают их. Текстовая проповедь нуждается в стихах из других мест Писания для развития основных моментов. Поэтому ее структура отличается от экзегетической проповеди.7

Различие в структуре проповеди должно быть отражено в определении текстовой проповеди. Оно основывается на том факте, что текстовая проповедь построена на одном или двух стихах.

Основная мысль или посылка текстовой проповеди формулируется на основании текста. И более того, в хорошей текстовой проповеди даже основные пункты берутся из исходного текста.

 

Есть несколько требований и для текстовой проповеди:

1. За основу берётся стих, строка из стиха, а может быть даже несколько слов.

2. Текст должен быть разбит на логические части, каждая часть которого даёт мысли для изложения.

3. Основные пункты должны быть составлены на основе текста, но логическое развитие этих тезисов может опираться как на этот текст, так и на другие библейские отрывки.8

            Итак, текстовая проповедь не дает детального толкования, основывается на одном или двух стихах, которые и определяют тему проповеди. Эта проповедь требует от проповедника превосходного знания всего Писания, его объемного видения. Английский проповедник Чарльз Сперджен был мастером именно текстовой проповеди. 

 

3.3.    Тематическая проповедь.

 

Тематическая проповедь - это проповедь, где рассматривается определенная тема, а не отрывок из Писания. Под выбранную тему проповеди, подбираются тексты Писания, раскрывающие эту тему.

Тематическая проповедь – проповедь, основные части которой определяются самой темой (основная мысль, посылка), не привязанной к одному тексту. На выбранную тему ищут подходящие тексты из Писания и объединяют их в структуру, соблюдая последовательность и какой-то логический порядок. Обычно пункты в тематической проповеди располагают в порядке такого драматического возрастания; сначала менее серьёзные, а потом более величественные, более значимые. 9

Для тематической проповеди есть несколько требований:

1. Нужно чтобы все тексты Писания раскрывали тему.

2. Нужно чтобы все тексты Писания истолковывались бы единообразно т.е. не уклоняясь от темы,  иначе слушатель запутается.

Богослов Джеймс Брага пишет в своей книге «Как подготовить библейскую проповедь» о тематической проповеди следующее: «Библия является неистощимым источником тем, которые могут быть использованы проповедником применительно к любому состоянию и положению, в котором может оказаться человек. Постоянно и пытливо изучая Писание, проповедник обогатит свою душу драгоценными самородками божественных истин и сможет поделиться своим духовным богатством с другими».10

Тематическое изучение Библии идеально подходит к подготовке к вероучительной проповеди, знакомящей слушателей с основами богословия.

3. Заключение

 

Проповедь является неотъемлемой частью христианского богослужения, а в большинстве протестантских конфессий - его центральным моментом. Цель проповеди состоит в донесении смысла Слова Божьего до сознания людей.

Во все времена высочайшим образцом для всех проповедников, образцом, к которому они по мере сил своих должны приближаться, является Иисус Христос. Он в Своем Слове учит нас, как надо вести дело церковного проповедничества.

Мы рассмотрели три типа проповеди – экзегетическую, текстовую и тематическую проповедь.

Экзегетическая проповедь - это подробное толкование смысла выбранного текста, имеющее детальное истолкование и практическое применение. Она вскрывает то, что кажется сокровенным в Писании и неясное делает понятным.

Текстовая проповедь — это объяснение и применение одного или двух стихов Писания. В отличие от экзегетической проповеди, текстовая проповедь не дает полного толкования и нуждается в стихах из других мест Писания для развития основных моментов проповеди.

Тематическая проповедь – проповедь, основные части которой не привязанной к одному тексту и определяются самой темой. На выбранную тему ищут подходящие тексты из Писания и объединяют их в логическую структуру согласно избранной теме.

Три вида проповеди являются различными инструментами для проповедника, которые позволяют донести Божьи истины до прихожан. Все они направлены для лучшего представления Божьих истин для прихожан. Различие между ними состоит в том, какое объяснение дается, сколько стихов служат основанием для проповеди и откуда развиваются основные моменты проповеди.

Воодушевление Божественной истиной и сострадательная любовь к людям - эти два условия остаются необходимыми и для каждого проповедника, желающего быть действительным проповедником, а не сотрясателем воздуха, медью звенящей и кимвалом звучащим.

Информация о работе Эффективные типы проповеди