История возникновения и развития христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 22:06, реферат

Описание работы

В своей работе я хочу углубиться в веру, понять ее структуру и историю. Надеюсь, написав ее, я смогу повлиять на свою душу и может потом рассказать другим людям о том, что я узнала. В нашей жизни происходят иногда очень страшные и опасные моменты, когда жизнь человека может "висеть на волоске!" и тогда почему-то люди начинают просить Бога уберечь от внезапной смерти или болезни. Очень странно, ведь до этого момента люди даже и не задумываются о том, что когда-то придеться расплачиваться и отвечать за свои страшные грехи и безверие перед богом. Поэтому надо задуматься над тем, как прожить жизнь, чтобы потом было не страшно умереть и встретиться с Богом.

Содержание работы

1. Введение
2. История возникновения христианства
3. Основы вероучения христианства
4. Католицизм
5. Протестантизм
6. Основные течения в протестантизме
7. Православие
8. Заключение
9. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 110.57 Кб (Скачать файл)

 

Основы вероучения христианства

 

Вероучение  христианской религии с момента  возникновения и по настоящее  время прошло довольно тернистый  путь формирования, развития и отстаивания  своих положений.

 

Первоначальной  основой раннего христианства была вера в искупительную жертву миссии - Иисуса Христа, который, придя в  мир людей, пострадал за их грехи  и воскрес, обещая спасение для всех, уверовавших в него. Первые проповедники убеждали своих слушателей в том, что Единый Бог Духом Святым и  силою своею помазал Иисуса из Назарета, наделил Его способностью творить людям благо и исцелять всех, искушаемых Диаволом. Он нес правду о Боге для возрождения веры среди богоизбранного народа, за что его и убили безбожники. Но Бог воскресил убитого на третий день после смерти и дал ему возможность явиться перед свидетелями, перед избранными от Бога. Все христианские пророки утверждали, что всякий верующий в него получит прощение грехов именем Его.

 

Первые христиане  верили в миссию Христа, в то, что  Он пострадал за верующий люд, что  Он вернется на землю, чтобы установить царство божье на земле. Уже в  ранних проповедях можно выделились основы христианского вероучения. Сюда относятся: идея греховности всего  человеческого рода, унаследовавшего  первородный грех прародителей своих  Адама и Евы; идея спасения каждого  человека и искупления вины всех людей перед Богом, путь, который Своими страданиями и добровольной жертвой открыл человечеству Иисус Христос.

 

Характерная особенность верований ранних христиан заключалась в том, что их учение еще не выступало как самостоятельная  религия, т.е. оно отстаивало себя еще  в рамках иудаизма, но при этом считало  себя "истинным иудаизмом". Невозможность  физически изменить бесчеловечные  отношения, угнетение, вынудила христиан направить нараставший революционный  протест против существующих порядков в моральный протест, что позволило  несовершенство, бесчеловечность общественных отношений объявить результатом  несовершенства каждого человека, его  изначальной греховности.

 

Вся деятельность ранних христиан сводилась к пропаганде преимуществ их веры, развитию и  сохранению их учения среди других религий. С ростом числа сторонников  христиан и их общин в различных  частях империи, с возникновением клира, признанием христианской религии государственной, возникла потребность в сведении всех имеющихся представлений о  вере в единую систему. Государству  нужна была единая религия, единый центр  управления религиозными организациями, т.е. Единая церковь. Но после признания  христианства выявились и стали активно проявляться острые противоречия между различными христианскими общинами в вопросах веры, в подходе к разъяснениям библейских текстов и устных поучений. Все это не позволяло говорить о единой религии и единой церкви.

 

Вопрос о  возникновении и распространении  различных ересей достаточно сложный  и трудный на мой взгляд. Первоначальные противоречия в вероучении христиан возникли под воздействием религиозного периода зарождения христианства, с  одной стороны, и различных культурных традиций вероисповедания и философствования в различных провинциях Римской  империи - с другой. Ярким примером такой противоречивости можно считать  вероучение Ария. В начале IV в. священник из АлександрииАрий стал проповедовать свое учение о сущности Троицы. Он не принимал единосущность Бога-отца и Бога-сына. Он считал, что Сын Божий Иисус Христос не вечен. Только Бог един и вечен, все остальное сотворено. Египетские епископы выступили против Ария, но у него нашлись сторонники. За этим богословским спором скрывалось, на мой взгляд, сложное переплетение верований и традиций в новой религии, стремление к уникальности вероучения. Арий и большинство его сторонников были выходцами из городской среды, усвоившими принципы античного образования. Но христианское вероучение в большей степени ориентировалось на мистическое познание Творца и веру в чудо, чудесное воскресение, в возможность каждого верующего спастись через приобщение к Богочеловеку.

 

Для того, чтобы положить конец богословским спорам, по инициативе императора Константина был созван первый Собор представителей христиан, который впоследствии получил название "Первого Вселенского Собора". На этом соборе Арий был отлучен от церкви, его учение было осуждено, как еретическое. Но после Собора епископов в городе Никее в 325 г. спор о сущности Троицы еще долгое время не утихал. Только на Втором Вселенском Соборев 381 г. христиане окончательно выработали формулировку о сущности божественной Троицы.

 

В отдельных  регионах учение Ария просуществовало  до середины VII века. Сущность Никее-Константинопольского символа веры выразилась в осуждении того, что получило впоследствии название субординациализма, т.е. подчинения Бога-сына Богу-отцу. Никейский собор впервые в истории христианства попытался сформулировать основные вероучительные положения новой религии, установил основной догмат вероучения христиан - догмат о сущности триединого Бога. Будучи единственным и единым, Бог одновременно существует в трех лицах: Бог-отец, Бог-сын и Бог Дух Святой.

 

Христианская  церковь, выполняя решения Собора, требовала  от богословов и священнослужителей активно объяснять догматы. Жесткое  определение догматических основ  христианского вероучения и требование строго соблюдать их обусловили появление  новых богословских трений, новых  ересей и новых потрясений для  церкви. Основные богословские споры, ереси и расколы всегда происходили  из-за различного понимания и христианского  представления о Боге. История  семи Вселенских Соборов яркое тому подтверждение. На каждом из них обличалась какая-либо ересь или какое-нибудь отклонение от церковного учения о  Боге.

 

Протоиерей  Александр Шмеман, писал:

 

"Века  между четвертым и восьмым  в учебниках церковной истории  называются обычно эпохой Вселенских  Соборов. И конечно, в этом  процессе вхождения человеческого  ума в "разум Истины" их  непреходящее значение". (Нью-Йорк, 1954 год).

 

Сущность  ересей, которые обсуждались и  осуждались на Вселенских Соборах, состояла в следующем: Первым и Вторым Вселенским Соборами учение Ария было осуждено, как не соответствующее духу христианства. Ересь Нестория (несторианство), осужденная Третьим Собором, состояла в том, что Дева Мария родила не Бога, а человека, с которым помимо нее соединилось Слово Божие, рожденное от Отца. Человек Иисус, рожденный Марией, был только обителью божества и орудием человеческого спасения, человек этот через наитие Духа Святого стал Христом, т.е. помазанником, и слово Божие пребывало с ним в особом соединении. Ересь Евтихия (монофизианство), осужденная Четвертым и Пятым Соборами, отрицала человеческую сущность Христа. В нем человеческое начало было поглощено божественным, и он имел лишь кажущуюся плоть. Ересь монофилитов, осужденная Шестым Собором, находила в Христе не только два естества, но и две воли, что противоречило установившейся формулировке. На Соборе после осуждения этой ереси было принято решение рассматривать Христа состоящим из двух качеств - человеческого и божественного, но обладающим одной волею - божественной. Иконоборческая ересь, отрицавшая иконопочитания, была осуждена Седьмым Собором как идолослужение. Даже этот короткий перечень осужденных Соборами ересей дает представление, как сложно, мучительно, противоречиво и неоднозначно развивалось христианское вероучение. Однако Соборы скликались не только для осуждения ересей, но главным образом для выработки основ вероучения христиан. Главное в развитии христианской теории эпохи Соборов может быть сведено к следующему:

 

  • Никейский Собор (325 г.)

Сформулировал первую часть символа веры христиан, дал определение божественности Сына Божьего Иисуса Христа;

 

  • Константинопольский Собор (381 г.)

Сформулировал вторую часть символа веры, определив  божественность Святого Духа;

 

  • Эфесский собор (431 г.)

Дал определение  Иисуса Христа, как воплощенного Слова  Божьего, и Марии - как Божьей Матери;

 

  • Халкендонский Собор (451 г.)

Дал определение  Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном  лице;

 

  • II Константинопольский Собор (553 г.)

Подтвердил  учение о едином Боге (Троице) и об Иисусе Христе;

 

  • III Константинопольский Собор (680 г.)

Подтвердил  человеческую сущность Иисуса Христа через признание его человеческой воли и действий;

 

  • II Никейский Собор (787 г.)

Провозгласил  икону истинным выражением христианской веры.

 

Символ веры, принятый первыми двумя Соборами. Вот его формула:

 

"Веруем  во единого Бога Отца, Вседержителя. Творца неба и земли, видимым же всем и невидимым. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия. Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна. Рождена, несотворена, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. И воскресшаго в третий день, по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым. Его же Царствию не будет конца".

 

  • Эфесский собор (431 г.)

Дал определение  Иисуса Христа, как воплощенного Слова  Божьего, и Марии - как Божьей Матери;

 

  • Халкендонский Собор (451 г.)

Дал определение  Иисуса Христа как истинного Бога и истинного человека в одном  лице;

 

  • II Константинопольский Собор (553 г.)

Подтвердил  учение о едином Боге (Троице) и об Иисусе Христе;

 

  • III Константинопольский Собор (680 г.)

Подтвердил  человеческую сущность Иисуса Христа через признание его человеческой воли и действий;

 

  • II Никейский Собор (787 г.)

Провозгласил  икону истинным выражением христианской веры.

 

После Никейского Собора и споров о Сыне Божьем возникла полемика о Святом Духе, как о составной части триединого Бога. Константинопольский Собор добавил следующее определение к никейской формуле: "И в Духа Святаго, Господа, животворящего, иже от Отца Исходящего, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшаго пророки. Во Едину святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставлении грехов. Чаю воскресения мертвых. И жизни будущего века. Аминь". Кроме этого символ веры должен был производиться от первого лица, с добавлением перед каждым членом символа веры слова "Верую .". Таким образом, есть все основания утверждать, что учение христиан это плод труда богословов, которое на протяжении веков изменялось и развивалось в соответствии с общей потребностью верующего сознания. Вся история основания христианской Церкви, а также начала ее вероучения излагается в новом завете.

 

Новый Завет - это договор, завет между Богом  и человеком, сменяющий собой  Ветхий Завет , а также собрание книг, являющихся выражением этого договора. Если в Ветхом Завете взаимоотношения между Богом и человеком основаны как бы на форме юридического договора, на соблюдении всех заповедей (Закона), то в Новом Завете этого простого соблюдения уже недостаточно. Ветхий Завет ограничивается одним избранным народом. Новый Завет заключен для всякого человека, который пожелает принять его. Новозаветное законодательство выражено Христом в Нагорной проповеди. Всего в Новом Завете 27 священных книг:

 

4 Евангелия,  книга Деяний Апостолов, семь  соборных посланий, 14 посланий апостола  Павла и Апокалипсис апостола  Иоанна Богослова . Два Евангелия принадлежат апостолам из числа 12 - святым Матфею и Иоанну, два - спутникам и ученикам апостолов, святым Марку и Луке.

 

Книга Деяний написана также сотрудником апостола Павла - Лукою. Из семи соборных посланий пять принадлежат апостолам из 12 - Петру и Иоанну и два - Иакову и Иуде, которые также носили звание апостолов, хотя и не принадлежали к числу 12-ти. Четырнадцать посланий написаны Павлом, который хотя был призван и позже остальных апостолов, но как призванный именно самим Христом является апостолом, равный 12-ти апостолами. Апокалипсис написан апостолом Иоанном Богословом.По своему содержанию книги Нового Завета принято разделять на законоположительные- Четвероевангелие, в котором находится основа всей христианской веры. Исторические - Деяния Апостолов и Четвероевангелие, в которых находится историческое изображение жизни Иисуса Христа и апостолов. Учительные - послания апостолов, в которых те разъясняют различные основы христианской веры и жизни. Пророческие - Апокалипсис, в котором содержатся различные видения апостола Иоанна Богослова о будущей судьбе Церкви. Некоторые пророчества содержатся также и в других книгах Нового Завета. Подлинный текст Нового Завета дошел до нас прежде всего в большом количестве древних рукописей, более или менее полных, числом около 5 тысяч (со 2 по 16 века). До недавних лет самые древние из них восходили к 4 веку. Важнейшие из них: Синайский кодекс, Александрийский (оба в Лондоне) и Ватиканский (Ватикан) манускрипты. Археологические находки обогатили новозаветную науку множеством рукописей на папирусе, относящихся к 3 и ко 2 веку. Например, манускрипты Бодмера, найденные и опубликованные в 1960-е гг.

 

Помимо греческих  рукописей, имеются многочисленные древние переводы на латинский, сирийский, коптский языки, из которых самые  древние существовали уже со 2 века. Кроме того, сохранились многочисленные цитаты отцов Церкви на греческом и других языках. Первоначально текст Священного

Информация о работе История возникновения и развития христианства